Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 372.878

Дата публикации 31.03.2023

Активизация познавательного интереса учащихся 7-х классов на уроках музыки посредством применения технологии критического мышления

Ямлиханова Полина Рашидовна
студент 2 курса бакалавриата факультета искусств и дизайна ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», РФ, г. Нижневартовск, aliver3502@gmail.com

Аннотация: В статье рассматривается проблема активизации познавательного интереса среди обучающихся 7 классов. Основное внимание авторы статьи акцентируют на внедрение технологии развития критического мышления в уроки музыки на разных этапах. Обобщается практический опыт применения технологии критического мышления как средства активизации познавательного интереса.
Ключевые слова: познавательный интерес, активизация, технология развития критического мышления, музыкальное образование, урок музыки.

Activation of cognitive interest of 7th grade students in music lessons through the use of critical thinking technology

Yamlikhanova Polina Rashidovna
2nd year undergraduate student of the Department of Music Education Nizhnevartovsk State University of the Russian Federation, Nizhnevartovsk

Abstract: The article changes the problem of activating cognitive interest among students in grade 7. The authors of the article pay special attention to the use of technologies for the development of critical thinking in music lessons on various specific things. The practical experience of using critical thinking technologies as a means of activating cognitive interest is summarized.
Keywords: cognitive interest, activation, technology for the development of critical thinking, music education, music lesson.

Правильная ссылка на статью
Ямлиханова П.Р. Активизация познавательного интереса учащихся 7-х классов на уроках музыки посредством применения технологии критического мышления // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/aktivizatsiya-poznavatelnogo-interesa-uchashhikhsya-7-kh-klassov-na-urokakh-muzyki-posredstvom-primeneniya-tekhnologii-kriticheskogo-myshleniya.html (Дата обращения: 31.03.2023)

Нынешнее состояние общества породило ряд проблем, связанных с образованием. Активизация познавательной деятельности учащихся является одной из актуальных проблем на современном этапе развития образовательной теории и практики. Эффективность учебного процесса во многом зависит от решения данной задачи, ведь интерес является важным мотивом познавательной деятельности обучающегося и в то же время основным средством оптимизации.

Проблема активизации познавательного интереса на уроках музыки особенно остро стоит в 7х классах, поскольку в юношеском возрасте интерес к учебе, в том числе и к урокам музыки, значительно ослабевает. По отношению к школьным предметам появляется селективность: одни становятся интересными и нужными, интерес к другим снижается. Это сказывается и на ухудшении поведения на уроках, и на снижении успеваемости.  Стойкий познавательный интерес – это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что его увлекает учебный процесс, он стремится к совершенствованию своей личности. Но глубокий интерес возникает и развивается не сразу. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, а не только поиски кратковременных средств воздействия пробуждающих и поддерживающих любопытство и заинтересованность ученика на уроке.

Познавательный интерес всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности воспитанников, что позволяет творчески работающим педагогам успешно формировать и развивать интересы детей, обогащая личность, воспитывая активное отношение к жизни. [3] Огромный воспитательный потенциал музыки в формировании духовно богатой личности, с одной стороны, а с другой – низкий уровень именно познавательного интереса к ней обучающихся, и недостаточная разработанность технологий его формирования в процессе обучения свидетельствуют о высокой степени актуальности проблемы.

Технология развития критического мышления, как одна из современных педагогических технологий, имеет большой потенциал в развитии познавательного интереса в средних классах и может «пробудить» мотивацию к учению. Критическое мышление – тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – по сути – синоним качественного мышления.

Технология развития критического мышления – это методы и приемы, ориентированные на формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция) [5]. Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). [1] Данная технология включает в себя множество приёмов, и, выделив из них такие как, верные и неверные утверждения, кластер, дискуссия, инсёрт, РАФТ и синквейн, было принято решение провести исследование с внедрением этих элементов в уроки музыки.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СШ №31 с УИП ХЭП» г.Нижневартовска и включало в себя первичную (входящую) диагностику определения уровня познавательного интереса учащихся перед применением технологии критического мышления и заключительную (контрольную) диагностику определения уровня познавательного интереса учащихся после применения приемов технологии критического мышления на уроках музыки.

Диагностика и внедрение приемов ТКМ были проведены в 7 «Д» классе, в котором обучается 23 человека. Диагностика проводилась на основе общедидактических принципов, к которым относятся: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход, систематичность и последовательность, связь теории с практикой. За первичную была проведена диагностика определения познавательного интереса Л.В. Школяр.

Тест «Хочу дослушать произведение». Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на уроках музыки с детьми. В качестве музыкального материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов произведений разных жанров. Чтобы ситуация приобрела статус эксперимента, педагог намеренно прерывала музыку на кульминационном моменте звучания. Незавершенность музыкального образа вызывает у детей, по мнению психологов, с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность, ярко выраженную реакцию желания завершения прослушиваемой музыки. Поэтому, после остановки музыки на кульминации, дети должны были пометить знаком «+» тот фрагмент, который хочется дослушать до конца.

Критерии, по которым оценивался уровень познавательного интереса учащихся к музыкальной деятельности, следующие:

• проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность учащегося, интерес к музыкальной деятельности;

• отрицательное отношение интерпретируется как несформированная мотивация, слабый интерес к музыкальной деятельности. [2]

Таблица 1. Результаты диагностики познавательного интереса обучающихся 7 «Д» класса

Уровни познавательного интереса

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Количество обучающихся

7 чел.

12 чел.

4 чел.

Процентное содержание

30,43 %

52,17 %

17,39%

Рисунок 1. Результаты входящей диагностики

После первичной (входящей) диагностики стало явным, что уровень познавательного интереса у обучающихся 7«Д» класса был достаточно низок и составлял 30,43 % (табл. 1, рис. 1), поэтому было принято решение о внедрении на разных этапах урока музыки приёмов технологии критического мышления для повышения уровня активизации познавательного интереса школьников.

В основе технологии критического мышления лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

«Вызов - осмысление – размышление (рефлексия)» На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация и формирование собственной позиции. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа [4].

В число педагогических средств, способных оказывать действенное влияние и формировать познавательные мотивы учащихся, входят приемы, основывающиеся на успешном подборе учебного материала, а также на рациональных методиках и формах учебного процесса. Чтобы обеспечить высокий уровень мотивации и познавательного интереса учеников к изучению предложенных тем, следует использовать средства, приемы и материалы, способные за непродолжительное время обеспечить максимально возможные результаты [5, с.163].

На базе МБОУ «СШ №31 с УИП ХЭП» г. Нижневартовска были проведены уроки в 7 «Д» классе на темы: «Классика и современность. Современные направления в музыке» и «Джаз и блюз». На этапе актуализации знаний для диагностирования применялись приёмы критического мышления из стадии вызова:

  • «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» – это прием, в котором учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Данный приём был проведен по теме «Джаз и блюз» в самом начале урока. Для того, чтобы ответить правильно, учащимся приходилось обращаться к «багажу» знаний и взаимодействовать с педагогом. Дети работали энергично и сплоченно. Их познавательный интерес к уроку был очевиден.
  •  «Кластер» – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Данный прием был использован на уроке по теме «Классика и современность. Современные направления в музыке», и, так как кластер имеет множество «ветвей», дети активно подключались к обсуждению темы и предлагали множество вариантов направлений в музыке, а это яркое проявление познавательного интереса. На этапе объяснения нового материала внедрялись приёмы критического мышления из стадии осмысления:
  • «Дискуссия» – это диалог, в ходе которого участники (педагог – ученики, ученики – ученики) пытаются прийти к общему мнению, достигнуть соглашения и договоренностей в каком-либо вопросе. Дискуссия прошла на уроке по теме «Классика и современность. Современные направления в музыке». Ученики прослушали фрагменты 4 произведений: С.С. Прокофьева – «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», Л.В. Бетховена – увертюра «Эгмонт», У.Л. Уэббера – «Memory» из мюзикла «Cats» и группы «The Beatles» – «Yesterday». Затем обучающимся были заданы вопросы для обсуждения:

- Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими?

- Какие из этих произведений можно отнести к классике?

- Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки?

В обсуждении этих вопросов активно принимали участие почти все учащиеся 7 «Д» класса, высказывая самые различные точки зрения. Школьники были заинтересованы процессом.

  • «Инсёрт» – это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией. В методике инсёрт часто называют и технологией эффективного чтения. Данный приём применён на уроке по теме «Джаз и блюз» при прочтении истории возникновения джаза. Каждый из учеников отмечал специальными символами в тексте определенные моменты:

V – я это знаю;

+ – это новая информация для меня;

- – я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Все обучающиеся активно взаимодействовали с педагогом в обсуждении вопросов, возникших при прочтении текста. Заинтересованность учеников в поиске ответов говорит о возрастании познавательного интереса, что выяснилось в процессе наблюдения. На этапе закрепления знаний и рефлексии были применены приёмы:

  •  «РАФТ» – приём, в котором происходит описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа для какой-либо аудитории на определенную тему. Данный прием применялся на двух уроках в качестве домашнего задания, которое на следующий урок выполнило большинство учащихся, что говорит о возрастании уровня познавательного интереса и мотивации к учебе.
  • «Синквейн» – это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Данный приём использовался на уроке по теме «Джаз и блюз» в качестве самостоятельной работы на оценку. Ребята внимательно слушали инструкцию по выполнению задания, при проверке которого было выяснено, что большая часть класса была заинтересована процессом урока, итогом которого стало успешное выполнение задания.

После того, как были выданы уроки с внедрением приёмов технологии критического мышления, была проведена заключительная диагностика по определению уровня познавательного интереса у обучающихся.

Таблица 2. Сравнительные результаты входящего и контрольного диагностирования

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Входящий

Контрольный

Входящий

Контрольный

Входящий

Контрольный

7 чел.

5 чел.

12 чел.

9 чел.

4 чел.

9 чел.

30,43%

21, 74%

52,17%

39,13%

17,39%

39,13%

Таким образом, в процессе проведения контрольного диагностирования было выявлено, что применение технологии критического мышления на уроках музыки мотивирует обучающихся к музыкальной деятельности, развивает познавательный интерес и творческую активность, повышая качество знаний обучающихся и их музыкальную культуру (табл.2, рис.2).

Сформированный познавательный интерес рождает умение и потребность самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, развивает критичность. Он рождает потребность в самообразовании, самовоспитании, тем самым создавая условия для формирования активной, духовно богатой, способной к творчеству личности.

Различные приемы технологии критического мышления дают возможность составлять необычные и интересные уроки, не похожие друг на друга, а в этом и заключается цель уроков музыки как урока искусства. Однако эта технология разработана для того, чтобы дети могли сами тянулись к знаниям, чтобы они получили удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Применение технологии «Критическое мышление» на уроках способствует активизации мышления, творческому самовыражению учащихся; повышает мотивацию; учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими; способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки. Таким образом, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления – это одно из средств активизации и развития познавательного интереса у обучающихся 7-х классов на уроках музыки.


Список литературы

1. Абрашина Л.В. // Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»: Учеб. метод. пособие.:КАРО. - Санкт-Петербург, 2009. - с. 15
2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - с. 128
3. Турлубаева, Д.К. Развитие познавательного интереса обучающихся средствами технологии развития критического мышления / Д.К. Турбулаева // Журнал «Вестник ТПГУ»,-2010 г.- с. 14
4. «Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся и развития познавательного интереса» [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-metodov-i-priiomov-tekhnologii-razvit.html (дата обращения 30.03.2023)
5. Швецова О.Ю., Тимофеева А.А. К проблеме развития познавательного интереса подростков к урокам музыки / О.Ю. Швецова, А.А. Тимофеева // Перспективы науки. № 11(146), -2021 г.-с. 162-165.
6. «Технология развития критического мышления» [Электронный ресурс] URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya/ (дата обращения 30.03.2023)

Расскажите о нас своим друзьям: