Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (47) Июнь 2020

УДК 372.8

Дата публикации 25.06.2020

Возможности дидактической игры в формировании универсальных учебных действий обучающихся 5-х классов

Ерохина Людмила Юрьевна
канд. пед. наук, доцент кафедры управления в образовании, НТФ ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и физической культуры ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», РФ, г. Нижний Тагил, erok-lyudmila@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования и развития универсальных учебных действий. Несмотря на многочисленные научные и методические публикации, существующие исследования не дают полного представления о методах формирования и развития УУД. Основная задача учителя – научить школьника организовывать и осуществлять собственную учебно-познавательную деятельность. Основой этих процессов является сформированность универсальных учебных действий. Цель работы – определение возможности использования дидактической игры в формировании и развитии регулятивных (целеполагание, коррекция) и коммуникативных (диалог) универсальных действий обучающихся. В статье приведены фрагменты методики выявления УУД, проектирования дидактических игр и результаты педагогического эксперимента.
Ключевые слова: целеполагание, коррекция, диалог, сформированность УУД, дидактическая игра.

Possibilities of didactic game in the formation of universal educational actions of students of 5th grades

Еrokhina Lyudmila Jurevna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of management in education, NTF GAOU DPO SO "Institute of education development", associate Professor of the Department of life safety and physical culture of the Russian state UNIVERSITY professional and pedagogical University", Russian Federation, Nizhny Tagil

Abstract: The article is devoted to the problem of formation and development of universal educational actions. Despite numerous scientific and methodological publications, existing research does not provide a complete picture of the methods of formation and development of UUD. The main task of the teacher is to teach the student to organize and carry out their own educational and cognitive activities. The basis of these processes is the formation of universal educational actions. The purpose of the work is to determine the possibility of using the didactic game in the formation and development of regulatory (goal setting, correction) and communicative (dialogue) universal actions of students. The article contains fragments of the methodology for identifying UUD, designing didactic games, and the results of a pedagogical experiment.
Keywords: goal setting, correction, dialogue, formation of UUD, didactic game.

Правильная ссылка на статью
Ерохина Л.Ю. Возможности дидактической игры в формировании универсальных учебных действий обучающихся 5-х классов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vozmozhnosti-didakticheskoj-igry-v-formirovanii-universalnykh-uchebnykh-dejstvij-obuchayushhikhsya-5-kh-klassov.html (Дата обращения: 25.06.2020)

Образование в современном мире является динамичной системой. Изменяется мир и образование претерпевает определенные изменения. Современный рынок труда определяет изменения в структуре спроса на профессиональные умения. Рутинные операции в профессиональной деятельности, как точное многократное повторение освоенной процедуры, сегодня заменяются компьтеризацией и роботехникой. В то время как нерутинные операции, неописанные фиксированным набором правил, требуют определенных умений: понимать текст, обрабатывать информацию, приспосабливаться к ситуации, решать проблемы, организовывать сотрудничество, вести диалог. Данные умения заложены в ФГОС в качестве трех групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных.

В состав метапредметных результатов ученые под руководством А.Г.  Асмолова включили межпредметные понятия и универсальные учебные действия [1]. Универсальные учебные действия (УУД) – возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений, т.е. осуществление процесса познания (познавательные УУД) при налаженном общении для решения учебных задач (коммуникативные УУД) в ходе самоорганизации учебной деятельности (регулятивные УУД).

Согласно ФГОС в блок регулятивных действий входят: целеполагание (постановка учебной задачи), планирование (составление плана и последовательности действий), прогнозирование (предвосхищение результата), контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном), коррекция (внесение корректив в план и способ действия), оценка.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные действия (поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, моделирование, умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач) и логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, гипотезирование).

В состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Метапредметные результаты ФГОС конкретизированы в Примерной основной образовательной программе и рабочих программах учебных предметов. Например, в рабочей программе «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторский коллектив под руководством В.Н. Латчук) в качестве метапредметных результатов изучения курса ОБЖ заложены:

  • умение самостоятельно определять и формулировать цели и задачи своего обучения;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение согласовывать свои действия с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач и правильность их решения;
  • овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной деятельности;
  • умение воспринимать и перерабатывать информацию;
  • умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов [2; 3].

Таким образом, формирование и развитие УУД осуществляется посредством содержания учебного предмета. Для этого необходимо в рамках каждой изучаемой темы определить формируемые знания и умения и в соответствии с ними выявить возможность формирования конкретных универсальных учебных действий. Приведем пример – тема «Безопасность на дороге и на транспорте» 5 класс (табл.1).

Таблица 1(фрагмент). Универсальные учебные действия

Предметное содержание

Метапредметные УУД

Знать

Уметь

Регулятивные

Коммуникативные

Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий

  • ДТП.
  • Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители.
  • Дорога и ее составные части.
  • Основные причины дорожно-транспортных происшествий.
  • Последствия ДТП.
  • Сигналы регулировщика.
  • Действовать по сигналам регулировщика.
  • Постановка цели в форме предвосхищения результата.
  • Оценка предполагаемого результата с точки зрения пользы и безопасности для себя и других.
  • Умение вносить корректировку в выполняемое действие.
  • Умение   выстраивать   речь, понятную другим.
  • Умение слушать, воспринимать письменную речь и понимать другого.
  • Умение строить диалог.

 

Безопасное поведение пешеходов и пассажиров

  • Знаки дорожного движения.
  • Правила безопасного поведения пассажиров городского общественного транспорта, легкового автомобиля, мотоцикла.
  • Правила перехода проезжей части.

 

  • Определять значение дорожных знаков, классифицировать дорожные знаки по группам.

 

 

  • Постановка цели в форме предвосхищения результата.
  • Оценка предполагаемого результата с точки зрения пользы и безопасности для себя и других.
  • Умение вносить корректировку в выполняемое действие.
  • Умение   выстраивать   речь, понятную другим.
  • Умение слушать, воспринимать письменную речь и понимать другого.
  • Умение строить диалог.

 

Анализ содержания предметных результатов курса ОБЖ (5 класс) продемонстрировал возможность развития следующих УУД: целеполагание, коррекция и диалог.

В своем исследовании основным методом развития УУД мы определили дидактическую игру.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [4].

Ученые по-разному определяют игру в рамках категорий педагогической науки. В.С. Селиванов рассматривает игру в качестве средства педагогического процесса, В.А. Ситаров – как форму и метод обучения. Г.К. Селевко характеризует игру как способ передачи опыта одного поколения другим, метод обучения [5].

В педагогике существуют различные классификации дидактических игр. Согласно развернутой классификации дидактических игр Г.К. Селевко используемые нами в формировании универсальных учебных действий игры «Регулировщик», «Собери знак», «Подозрительный предмет», «пожар в поезде», «Человек за бортом» и др. относятся к дидактическим играм. По количеству участников они все являются групповыми, по игровой методике – соревновательными или ролевыми, по виду деятельности – интеллектуальные и социальные (освоение социальных ролей), по этапу педагогического процесса – тренинговые (упражнения как упрощенный вариант тренинга) и диагностические [6].  

Методика разработки и использования дидактической игры в формировании и развитии УУД.

Ситуационная игра-упражнение «Регулировщик».

Цели игры:

  • обучающие: закрепить умение переходить перекресток согласно сигналу регулировщика.
  • развивающие: способствовать развитию УУД: регулятивные УУД – целеполагание, планирование, коррекция; коммуникативные – умение организовывать сотрудничество, вступать в диалог.

Содержание игры: переход дороги по сигналу регулировщика.

Сюжет игры: светофоры на данном перекрестке не работают по техническим причинам. Движение на перекрестке осуществляет регулировщик. Пешеходу необходимо перейти перекресток по сигналу регулировщика.

Средства игры: жезлы – 4 штуки, бумажный перекресток – 4 штуки, пронумерованная карточка  – 35 штук.

Правила игры: пешеходу необходимо перейти дорогу в соответствии с сигналом регулировщика. Побеждает тот, кто правильно определил сигнал регулировщика и действовал согласно сигналу.

Подсказки при демонстрации не допускаются.

Игровые действия: класс делится на группы по 5 человек. Команде присваивается номер. Каждому обучающемуся выдается бланк №1.

Каждой команде выдается карточка. В карточке прописаны роли, которые обучающиеся должны будут продемонстрировать. Например, карточка 1.

№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7Ты пешеход, которому необходимо перейти дорогу по сигналу регулировщика. 

№8 – Ты регулировщик. Тебе необходимо продемонстрировать соответствующий сигнал.

Каждый обучающийся заполняет персональный бланк №1 (рис.1).

Бланк №1

Фамилия

Имя

Класс

Задание:

  1. Напиши на листочке общую цель ситуационной игры «Регулировщик» и определи, каким должен быть конечный результат игры.

Цель игры:

Результат игры:

  1. Напиши промежуточные цели, т.е. определи этапы, по которым ты будешь продвигаться к общей цели (результату).   

Пункты достижения обшей цели*:

  •  
  •  
  •  

*Примечание: в данном бланке можно исправлять неправильные ответы, количество пунктов ты определяешь сам(а).

Рисунок 1. Индивидуальный бланк целеполагания

Далее обучающиеся выбирают капитана команды. Капитан команды руководит обсуждением заполненных каждым учеником бланков №1. После совместного обсуждения заполняется «командный» общий бланк №2 (рис. 2).

Бланк №2

Номер команды №

Задание:

  1. Обсудите в команде общую цель ситуационной игры «Регулировщик» и определите, каким должен быть результат игры. Запишите цель в бланк №2.

Цель игры:

Результат игры:

  1. Напишите промежуточные цели, т.е. определите этапы, по которым вы будете продвигаться к общей цели (результату).   

Пункты достижения обшей цели*:

  •  
  •  
  •  

*Примечание: в данном бланке можно исправлять неправильные ответы, количество пунктов команда определяет самостоятельно.

Рисунок 2. Групповой бланк целеполагания

После обсуждения и заполнения бланка №2 обучающиеся занимают места на перекрестке согласно карточке, демонстрируют свои действия.

Система оценивания: задание считается выполненным, если обучающийся продемонстрировал  правильный переход дороги, руководствуясь сигналами регулировщика.

Тайм-менеджмент игры:

  • время на определение цели (бланк №1) – 1 минута;
  • время на определение конечного результата (бланк №1) – 1 минута;
  • время на планирование задач (бланк №1) – 2 минуты;
  • время на обсуждения и определения цели (бланк №2) – 2 минуты;
  • время на определение конечного результата в группе (бланк №2) – 1 минута;
  • время на планирование задач (бланк №2) – 2 минуты;
  • время на выполнение задания «Безопасный переход перекрестка» – 3 минуты.

Методика фиксирования владения УУД.

Среди присущих игре функций наличествует диагностическая, которая предопределяет использование игры как инструмента оценочной деятельности. Комплект разработанных игр был использован и на этапе фиксирования уровня развития УУД. Для удобства фиксации нами была разработана матрица, содержащая критерии УУД, на основании которых определялся уровень (высокий, средний, низкий) сформированности УУД (табл.2).

Таблица 2. Матрица наблюдения за командами

№ п/п

Фамилия

Целеполагание

Коррекция

Диалог

Ставит цель

Определяет результат

Делит цель на этапы

Аргументирует деление цели

Вносит коррекцию в этапы

Находит ошибки

Исправляет ошибки

Аргументирует исправление ошибок

Не участвует в обсуждении проблемы

Выстраивает речь

Слушает и воспринимает речь

Задает вопросы по проблеме

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение уровня сформированности целеполагания.

Низкий уровень – 0 – 2 балла: умеет ставить и формулировать цель – 1 балл; умеет определять конечный результат – 1 балл.

Средний уровень – 3 – 4 балла: умеет ставить и формулировать цель – 1 балл; умеет определять конечный результат – 1 балл; умеет определять промежуточные цели для достижения результата – 2 балла.

Высокий уровень – 5 – 6 баллов: умеет ставить и формулировать цель – 1 балл; умеет определять конечный результат – 1 балл; умеет определять промежуточные цели и выстраивать их в логической последовательности для достижения результата – 4 балла.

Определение уровня сформированности умения вносить коррекцию.

Низкий уровень – 0 –1  балл: умеет находить ошибки – 1 балл.

Средний уровень – 2 – 3 балла: умеет находить ошибки – 1 балл; частично исправляет ошибки  – 2 балла.

Высокий уровень – 4 – 5 балла: умеет находить ошибки – 1 балл; исправляет все имеющиеся ошибки на правильные варианты – 4 балла.

Определение уровня сформированности умения строить диалог.

Низкий уровень – 0 – 1 балл: умеет строить речь, но не использует аргументы – 1 балл.

Средний уровень – 2 – 3 балла: умеет строить речь, использует аргументы – 2 балла; умеет слушать и слышать участников диалога – 1 балл.

Высокий уровень – 4 – 5 баллов: умеет строить речь, использует аргументы – 2 балла; умеет слушать и слышать участников диалога – 1 балл; умеет задавать вопросы –2 балл.

Методика педагогического эксперимента.

Эффективность использования дидактической игры в формировании и развитии УУД подтверждена результатами педагогического эксперимента. В эксперименте участвовало 53 обучающихся 5-х классов.

На подготовительном этапе были разработаны конспекты уроков с использованием дидактических игр; пакет методических документов, содержащий матрицу наблюдения за командами, индивидуальный бланк №1, командный бланк №2, показатели уровней сформированности УУД.  

На формирующем этапе были определены экспериментальный и контрольный классы. В экспериментальном классе реализовывалась методика формирования и развития УУД с использованием дидактической игры.

Результаты аналитического этапа представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты сформированности УУД

Уровень

5 А

5 Б

Входной контроль

Итоговый контроль

Входной контроль

Итоговый контроль

Кол-во обуч-ся

%

Кол-во обуча-ся

%

Кол-во обуч-ся

%

Кол-во обуч-ся

%

Целеполагание

Высокий

0

0

3

11

0

0

2

8

Средний

8

30

17

63

9

35

16

62

Низкий

19

70

7

26

17

65

8

30

Коррекция

Высокий

0

0

2

7

0

0

3

12

Средний

2

7

17

63

3

12

14

54

Низкий

25

93

8

30

23

88

9

34

Диалог

Высокий

0

0

5

19

0

0

4

15

Средний

1

4

14

52

2

8

13

50

Низкий

26

96

8

29

24

92

9

35

Результаты педагогического эксперимента подтверждают возможность использования дидактической игры в формировании и развитии УУД. Играя, обучающиеся совершенствуют умение ставить и формулировать цели собственной деятельности; умение сотрудничать, слушать и слышать собеседника; находить ошибки и вносить коррективы в способы учебной деятельности и используемый инструментарий.


Список литературы

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 117с.
2. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2015. – 113с.
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электрон. ресурс] / Реестр примерных образовательных программ. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения 17.06.2020)
4. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В, Бордовской. – М.: КноРус, 2010. – 432с.
5. Емельянова Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб.- метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. 1 оптический диск
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. – 552с.

Расскажите о нас своим друзьям: