Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (47) Июнь 2020
УДК 37.022
Дата публикации 26.06.2020
Педагогические условия дифференцированного подхода в обучении младших школьников с задержкой психического развития
Смирнова Ольга Михайловна
к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», РФ, Коломна, smirnova-om-57@yandex.ru
Морозова Анастасия Игоревна
магистрант ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», РФ, Коломна, morozova-nastay14@mail.ru
Аннотация: В статье раскрываются педагогические условия дифференцированного подхода в обучении младших школьников с задержкой психического развития в начальной школе. Представлен анализ теоретических исследований дифференцированного подхода в обучении младших школьников с ЗПР. Приводятся формы, средства обучения, обеспечивающие активное включение детей с ЗПР в деятельностное освоение предметного содержания учебного материала.
Ключевые слова: младшие школьники с задержкой психического развития; дифференцированный подход в обучении
Ph. D in Pedagogy, Docent Associate professor at the Department of primary and preschool education State Social and Humanitarian University, Russia, Kolomna
master's student of the State Social and Humanitarian University, Russia, Kolomna
Abstract: The article reveals the pedagogical conditions of a differentiated approach to teaching younger students with mental retardation in primary school. The article presents an analysis of theoretical studies of a differentiated approach to teaching primary school children with a PO. The forms and means of teaching that ensure the active inclusion of children with a PO in the activity development of the subject content of educational material are given.
Keywords: primary school children with mental retardation; differentiated approach to learning.
Смирнова О.М., Морозова А.И. Педагогические условия дифференцированного подхода в обучении младших школьников с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/pedagogicheskie-usloviya-differentsirovannogo-podkhoda-v-obuchenii-mladshikh-shkolnikov-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 26.06.2020)
В начальной школе среди учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) значительную группу составляют дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР). На современном этапе развития начального общего образования особая роль отводится созданию условий для обучения и всестороннего развития школьников с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС НОО ОВЗ определил «обучение детей с ЗПР в классе с учащимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, и получение образования полностью соответствующее по итоговым достижениям»[1,с.232]. Это обосновывает поиск путей совершенствования обучения в условиях интеграции отдельных учеников с ЗПР в обычный класс начальной школы.
Л.С.Выготский отмечал, что детей с особыми образовательными потребностями необходимо включать в среду обычных детей: замыкание аномальных детей в рамках особых групп противоречит естественной тенденции в их развитии, и, кроме того, ребенок лишается возможности коллективного сотрудничества, что усугубляет причину недоразвития его высших функций [2].
Н. В. Бабкина обосновывает, что затруднения, которые испытывают младшие школьники с ЗПР в процессе обучения и усвоения учебного материала, обусловлены их недостаточными познавательными способностями, нарушениями в организации своего поведения и деятельности [3].
Вопрос дифференциации детей с ЗПР исследовался в научных трудах многими учеными. К. С. Лебединская выделила четыре клинических типа задержки психического развития: ЗПР конституционального происхождения; соматогенного; церебрально-органического происхождения [4].
И.Ф. Марковская, характеризуя детей с ЗПР церебрально-органического происхождения, выделила два варианта развития: дети с преобладанием незрелости эмоциональной сферы и с нарушениями познавательной деятельности [5]. Наиболее обоснованную и приемлемую типологическую дифференциацию учащихся с ЗПР в зависимости от степени задержки психического развития предлагает Н.В. Бабкина: школьники с легкой задержкой в развитии (для детей характерна дисфункция в пространственных представлениях и зрительно-моторной координации, присущи признаки социально-эмоциональной незрелости); школьники с умеренной задержкой (сниженный уровень умственной работоспособности и неярко выраженные расстройства поведенческого характера, которые создают трудности в школьной адаптации и усвоению школьных норм); учащиеся с выраженной задержкой психического развития (уровень интеллектуального развития детей приближен к легкой умственной отсталости) [6].
Несомненно, более благоприятный прогноз компенсаций нарушений зависит от вариантов задержки психического развития. Дифференцированный подход является основой дифференцированного обучения учащихся с ЗПР (внутренней дифференциации в начальной школе).
В педагогике концептуальные положения дифференцированного обучения обосновывают (Г.В. Дорофеев, В.В. Фирсов, В.А. Орлов, И.М Осмоловская, И.М. Чередов). Ученые связывают его организацию с применением уровневой дифференциации, дифференцированным подходом в обучении.
В начальной школе дифференцированный подход рассматривается как индивидуализация обучения младших школьников в одном классе. При этом индивидуализация предусматривает выбор форм, средств обучения с учетом уровня учебных возможностей учащихся: обученности, логического мышления, интереса к учению, общих учебных умений (Н.Ф. Виноградова, Ю. З. Гильбург, Л. С. Границкая, Н.Б. Истомина).
Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников осуществляется через формы работы и применение разноуровневых средств обучения на уроках [7].
Дифференцированный подход к обучению детей с ЗПР раскрывается в исследованиях (С.В. Алёхиной, Н.В. Бабкиной, И.А. Коробейникова). С.В. Алёхина уделяет внимание разработке и применению специальных заданий, соответствующих уровню развития, овладения знаний, умений младших школьников [8]. В приведенных исследованиях рассматривается применение на уроках предмета «Окружающий мир» в предметно-практической деятельности учащихся с ЗПР заданий, включающих учебные действия (узнавание, различение, рассмотрение объектов по иллюстрациям, раскрытие элементарных связей, работа с опорой на образец) [9]. В обучении следует включать младших школьников с ЗПР в разнообразные виды деятельности и формы обучения. На уроке такими являются групповые формы работы учащихся. Наиболее приемлема индивидуализировано-групповая форма работы учащихся, она позволяет активизировать детей с ЗПР в учебную деятельность по выполнению заданий с опорой на текст учебника, иллюстрации, узнавать, различать объекты окружающего мира, составлять краткую запись. Эта форма учебной работы применяется на этапе урока – «актуализация усвоения знаний, умений у учащихся», позволяет организовать самостоятельную работу, выявить пробелы в учебных достижениях школьников, а также проверить домашнее задание. На этапе урока– «первичное закрепление знаний, умений учащихся» организуются парная и индивидуальная формы работы, которые включают задания на усвоение учебного материала базового уровня сложности. «Включение знаний в систему, закрепление изученного материала» предусматривает изучение содержания повышенного уровня сложности и применение разноуровневых заданий. Дифференциация заданий включает усложненные способы учебных действий по усвоению предметного содержания. На этом этапе урока наименее подготовленные учащиеся и дети с ЗПР выполняют задания на воспроизведение изученного материала, в которых учебные действия на узнавание, различение, соотнесение, краткую запись, рассмотрение объектов по иллюстрациям и составление рассказа-описания, позволяют закрепить содержание учебного материала базового уровня сложности.
В ходе опытно-экспериментальной работы обоснованы следующие педагогические условия дифференцированного подхода в обучении младших школьников с ЗПР:
- активное включение учащихся в изучение учебного материала путём пояснения, наглядных средств обучения, комментирования действий, которые должен выполнить ребёнок при выполнении заданий;
- организация индивидуализировано-групповой формы работы учащихся, которая предусматривает выполнение индивидуальных заданий на закрепление знаний и способствует предупреждению отставания в усвоении учебного материала;
- сопровождение словесных методов обучения демонстрацией наглядных средств;
- учет степени сложности предметного содержания, включение разноуровневых заданий на воспроизведение изученного материала и применение знаний, умений в практической деятельности.
Итак, дифференцированный подход в обучении младших школьников с ЗПР позволяет организовать успешное освоение содержания учебного материала. Являясь дидактическим принципом, реализует дифференцированное обучение в начальной школе.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. 480 с.
3. Бабкина Н.В. Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2018. – № 34. С. 13–26.
4. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. – М.: Педагогика, 1982. – 127 с.
5. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). – М., 1993. Ч. II. – С. 149 –176.
6. Бабкина Н.В. Проектирование программы коррекционной работы на примере младших школьников с задержкой психического развития // Начальная школа. – 2016. – № 5. – С. 56 –62.
7. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении младших школьников на уроках «Окружающий мир» //Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации (в рамках года театра): сб. материалов Всероссийской научно-практ. конференции. – Коломна: «Государственный социально-гуманитарный университет», 2019. – С.176 – 178.
8 Алехина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ. – 2015. – С. 20–24.
9.Крысько А.Я., Смирнова О.М. Предметные планируемые образовательные результаты: достижение, оценка по предмету «Окружающий мир» в начальной школе в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов / Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации: сб: материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. – Коломна: «Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. –С.300 – 303.