Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023

УДК 372.881.1

Дата публикации 14.12.2023

Воспитание патриотизма студентов посредством дисциплины иностранный язык

Скоробогатова Анна Сергеевна
старший преподаватель кафедры Иностранные языки, ИОНМО, Севастопольский государственный университет. г. Севастополь, asskorobogatova@sevsu.ru

Аннотация: Статья посвящена вопросу воспитания патриотизма в высшей школе в рамках дисциплины иностранные языки. В статье приведены примеры того, как преподаватели могут интегрировать патриотические ценности в учебную программу для воспитания у студентов чувства национальной гордости и самобытности.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, высшая школа, дисциплина «Иностранный язык».

Education of students' patriotism through the discipline of foreign language

Skorobogatova Anna Sergeevna
Senior Lecturer, Foreign Languages Department, IONMO, Sevastopol State University. Sevastopol

Abstract: The article is devoted to the issue of patriotism education in universities. Particular attention is paid to the teaching of foreign languages. The paper provides examples of how educators should integrate patriotic values into the curriculum to foster students' sense of national pride and identity.
Keywords: patriotism, education, university, foreign language discipline.

Правильная ссылка на статью
Скоробогатова А.С. Воспитание патриотизма студентов посредством дисциплины иностранный язык // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vospitanie-patriotizma-studentov-posredstvom-distsipliny-inostrannyj-yazyk.html (Дата обращения: 14.12.2023)

Россия продолжает развивать суверенную систему образования от школы до вузов. Главная цель – «чтобы дети и молодежь росли счастливыми в суверенной стране». Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в марте 2023 года, давая старт Году педагога и наставника в России. Президент отметил, что историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, и ответственности за свою страну [1]. Перед системой образования стоит серьезная задача – подготовить новое поколение социально активных людей, которые будут нести ответственность за сохранение экономической стабильности России и укрепление государства. Эта задача во многом зависит от целенаправленной работы по воспитанию патриотизма среди молодежи, поскольку именно она будет играть решающую роль в формировании будущего страны. Таким образом, вопрос воспитания патриотизма у студентов имеет большое значение.  Данное явление трактуется в разных словарях по-разному, например, словарь Д.Н. Ушакова предлагает следующее определение: «Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу» [2]; Педагогический Терминологический Словарь рассматривает патриотизм как «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Современное понимание патриотизма во многом опирается на идеи христианства: в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству видеть его интерес и достоинство в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы.» [3]; словарь Ожегова объясняет патриотизм как «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [4]; в Большой Советской Энциклопедии «патриотизм (от греч. patriótes ≈ соотечественник, patrís ≈ родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. ≈ «... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [5]. Но все эти определения предполагают открытость к диалогу и взаимодействию между разными людьми, этническими группами и государствами, а не изоляцию в собственной культурной среде.

Система патриотического воспитания направлена ​​на воспитание и приумножение общественно значимых ценностей, гражданственности и патриотизма посредством обучения в различных типах образовательных учреждений. Очевидно, что современные педагогические достижения должны быть направлены прежде всего на положительную продуктивность и иметь гуманистический подход. По мнению Н. Н. Сергеевой, основной целью обучения иностранному языку должно быть не только понимание другой культуры или развитие межкультурной компетенции. Вместо этого оно должно быть направлено на духовное обогащение студентов путем участия в диалоге между их родной культурой и новой [6].

Повышение духовности влечет за собой воспитание у студентов качеств гражданственности. Преподавание иностранного языка должно стать мощным инструментом воспитания патриотизма и гражданской добродетели. Этого можно добиться, тщательно выбирая учебный материал и тонко сравнивая зарубежную и родную культуры.

Преподаватель высшей школы олицетворяет богатую духовную культуру и национальную самобытность, и важно донести это до студентов, в том числе посредством преподавания иностранных языков. Изучение иностранного языка занимает особое место среди академических дисциплин, поскольку оно ориентировано на развитие коммуникативных навыков, а не только на передачу научных знаний.

Дисциплина «Иностранный язык» дает преподавателям широкие возможности для воспитания у студентов гражданственности, патриотизма, правовой культуры и высоких моральных ценностей. Это происходит за счет сосредоточения внимания на общении, повседневной жизни, обычаях, традициях и языке другой культуры. Понимание другой культуры через язык возможно только на основе родного языка и культуры. Любые знания, полученные посредством иностранного языка, воспринимаются через призму родной культуры. Поэтому на занятиях иностранным языком, несмотря на их специфику, есть место воспитанию любви и гордости за свою страну.

Подлинный патриотизм проистекает прежде всего из чувства собственного достоинства. Использование иностранного языка в качестве инструмента воспитания патриотизма может быть достигнуто путем развития культурного диалога, поощрения уважения к другим культурам, терпимости и признания разнообразного наследия, воспитания национальной гордости и развития сотрудничества.

На занятиях по дисциплине «Иностранный язык» преподаватели знакомят студентов с традициями стран изучаемого языка, подталкивая их к  сравнению с традициями родной страны, подчеркивая, что иностранцы могут через общение получить представление о наших традициях.
При обсуждении истории стран изучаемого языка педагоги высшей школы подчеркивают моменты связи с историей родной страны, особенно с событиями, которые принесли значительную пользу обеим странам.
Кроме того, важно подчеркнуть значение России в европейской культуре, стремясь помочь студентам оценить различные аспекты повседневной жизни. Такой подход в преподавании дисциплины воспитывает любовь к своей стране, основанную на понимании фактов. Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности должно происходить, прежде всего, через содержание изучаемого материала и использование разнообразных методов обучения.

Крайне важно донести до студентов, что иностранные культуры не превосходят и не уступают их собственным, а просто отличаются. Преподавателю следует научить своих студентов быть терпимыми и понимать эти различия. Прежде всего, молодых людей следует поощрять ценить свою страну и уважать ее историю и культуру.
На занятиях со студентами первых/вторых курсов всех специальностей рассматриваются различные темы, такие как люди, работа и учеба, повседневная жизнь, достопримечательности, семейные ценности, выдающиеся деятели родных и изучаемых стран интегрированы в программы и преподаются путем сравнения. Этот подход направлен на то, чтобы воспитать интерес студентов и продемонстрировать роль России в мировой истории, а также нашу связь с мировой культурой и нашу уникальность.

Попытки привить патриотизм на уроках иностранного языка, скорее всего, будут тщетными, если другие влиятельные источники, такие как семья, образование, средства массовой информации или личные встречи, противоречат преподаваемой патриотической пропаганде. Эти противоречивые сообщения могут вызвать замешательство и сопротивление среди учащихся, подрывая эффективность патриотической идеологической обработки при обучении иностранному языку.

На современных практических занятиях по  иностранному языку одним из методов включения обучения является проектная работа. Этот подход способствует междисциплинарным связям и подчеркивает конечный результат или продукт. Продукт может принимать различные формы, такие как презентация, выставка, экскурсия, праздник, викторина, газета и многое другое. Для достижения цели, решения проблем и представления своих выводов учащиеся должны сотрудничать, что помогает развивать такие важные социальные качества, как взаимное уважение, тактичность, умение давать и принимать критику. Каждый студент может выбрать удобную форму изложения материала своего проекта на иностранном языке в коммуникативной форме – устную или письменную. Сам проект может охватывать такие широкие темы, как «Мой университет», «Технические новинки современности в различных сферах промышленности» и многие другие.

Таким образом, последовательное вовлечение студентов в разнообразную и целенаправленную деятельность, способствующее развитию патриотизма и гражданственности, одновременно интегрирующее интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий рост, является ключом к достижению успешных результатов обучения.


Список литературы

1. Российская Газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/03/02/urok-dlinoiu-v-god.html (дата обращения 20. 11.2023).
2. Толковый словарь русского языка: [В 4 т.] / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Изд. центр Терра, 1996. - 22 см.
Т. 2: Л-Ояловеть. Т. 2 / Сост. В. В. Виноградов и др.; Гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков. - Москва: Изд. центр Терра, 1996. - 1090 стб.; ISBN 5-300-00492-8 (В пер.)
3. Коджаспирова, Г.М.
Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва: Academia, 2000. - 173, [2] с.; 22 см.; ISBN 5-7695-0445-5
4. Толковый словарь русского языка [Текст]: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. - 1375, [1] с.: портр.; 22 см. - (Новые словари) (Новое издание).; ISBN 978-5-94666-657-2 (ООО "Изд-во Мир и образование")
5. Большая Советская Энциклопедия: 65 томов: первое, наиболее полное издание: годы выпуска: 1926-1947: впервые все 65 томов БЭС! / гл. ред. О. Ю. Шмидт. - Москва: ООО "СИЭТС": Бука, 2010.
6. Сергеева, Н.Н., Походзей Г.В. Развитие иноязычной межкультурной компетенции студентов неязыковых специальностей в системе профессионально-ориентированного языкового образования [Текст]: монография / Н.Н. Сергеева, Г.В. Походзей; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2014. — 214 с.

Расскажите о нас своим друзьям: