Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023
УДК 159.9.07
Дата публикации 15.12.2023
Привлекательность образа педагога у учащихся школ, имеющих профильные психолого-педагогические классы
Амбросова Валерия Ивановна
канд.псих. наук, доцент кафедры психологии образования, ФГОУ ВО «АмГПГУ», РФ, г.Комсомольск-на-Амуре, valeria.ambrosova@yandex.ru
Орлова Ольга Александровна
канд.псих. наук, доцент кафедры психологии образования, ФГОУ ВО «АмГПГУ», РФ, г.Комсомольск-на-Амуре, olga_shishmareva@mail.ru
Каткова Елена Николаевна
канд.псих. наук, доцент кафедры психологии образования, ФГОУ ВО «АмГПГУ», РФ, г.Комсомольск-на-Амуре, elenakatkova@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена изучению представлений учащихся о факторах привлекательности и непривлекательности труда педагога и отношения учащихся к педагогической профессии в целом. В исследовании участвовали учащиеся школ, имеющих психолого-педагогические классы, которым предстояло выбрать, в каком из профильных классов они будут продолжать обучение. В статье описаны особенности отношения и представлений о педагоге у мальчиков и девочек. Обнаружено, что девочки более позитивно настроены на профессию учителя, они чаще высказывают желание быть педагогом, и уверены, что у них есть педагогические способности. Все подростки, независимо от пола, выделяют сложные условия труда учителя.
Ключевые слова: образ педагога, представления, отношение, учащиеся, привлекательность, психолого-педагогические классы
Cand. Sci. (Psychology). Associate Professor of the Department of Psychology of Education, FGOU VO "AmGPSU", Russian Federation, Komsomolsk-on-Amur
Cand. Sci. (Psychology). Associate Professor of the Department of Psychology of Education, FGOU VO "AmGPSU", Russian Federation, Komsomolsk-on-Amur
Cand. Sci. (Psychology).. Associate Professor of the Department of Psychology of Education, FGOU VO "AmGPSU", Russian Federation, Komsomolsk-on-Amur
Abstract: The article is devoted to the study of students' ideas about the factors of attractiveness and unattractiveness of the teacher's work and the attitude of students to the teaching profession as a whole. The study involved students from schools with psychological and pedagogical classes, who had to choose which of the specialized classes they would continue their studies in. The article describes the peculiarities of the attitude and ideas about the teacher among boys and girls. It was found that girls are more positive about the teaching profession, they are more likely to express a desire to be a teacher, and are confident that they have pedagogical abilities. All teenagers, regardless of gender, highlight the difficult working conditions of the teacher.
Keywords: teacher's image, ideas, attitude, students, attractiveness, psychological and pedagogical classes
Амбросова В.И., Орлова О.А., Каткова Е.Н. Привлекательность образа педагога у учащихся школ, имеющих профильные психолого-педагогические классы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/privlekatelnost-obraza-pedagoga-u-uchashhikhsya-shkol-imeyushhikh-profilnye-psikhologo-pedagogicheskie-klassy.html (Дата обращения: 15.12.2023)
Финансирование: исследование выполнено в рамках реализации государственного задания на проведение прикладного научного исследования по теме «Разработка и реализация учебно-методического комплекса по формированию положительного образа педагога в сознании учащихся психолого-педагогических классов» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2023-031/5 от «9» ноября 2023 г.)
Проблема изучения отношения учащихся к педагогической профессии определяется острой необходимостью подготовки педагогических кадров. Настоящее исследование вызвано дефицитом учителей во всех регионах РФ, а по данным ИПЭИ РАНХиГС выявлено, что наибольший дефицит учителей наблюдается в ДФО, он составляет 4,5%. Поэтому вопрос о повышении привлекательности этой профессии не только в обществе, но и в сознании подрастающего поколения является актуальным для решения кадрового вопроса. Неслучайно 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника, целью которого является повышение престижа профессии учителя.
Современная кадровая ситуация в образовании поднимает вопрос о престиже учительской профессии. На государственном уровне он обсуждается в разнообразных контекстах – как в экономическом, так и в социальном, и, напрямую связан с проблемой профессионального выбора учащимися профессии педагога еще на этапе их самоопределения. Образ учителя формируется задолго до окончательного решения о выборе профессии учителя. Будучи непосредственно включенным в образовательный процесс, взаимодействуя с учителем в системе «ученик - учитель», опосредуемой личностью учителя, его ценностными, ментальными, нравственно-духовными качествами, стилевыми особенностями, школьник вырабатывает свое собственное ценностное отношение и к учителям и к педагогической профессии.
По мнению Ф. Н. Д. Заваловой, Б. Ф. Ломова, В. А. Пономаренко, формирование образа - «сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. При этом на каждой фазе процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения непрестанно происходит реконструкция образа в направлении повышения уровня его адекватности предмету» [2].
Б.Ф. Ломов уточняет, что субъективность образа зависит от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д. Такой образ формируется на базе личного опыта, и по мнению Б.Ф. Ломова, субъективное отражение неизбежно связано с преобразованием информации, поступающей извне, в соответствии с той позицией, которую занимает носитель образа.
Н.Л. Виниченко отмечает, что образ учителя динамичное образование. Под влиянием различных условий он преобразуется, достраивается, становится сложным, многогранным, появляется образ учителя как совокупного субъекта, в котором многообразные качества различных педагогов объединяются в одном образе [1].
Ю.Н. Слепко изучал динамику представлений учащихся об учителе в период обучения в средней и старшей школе. Сравнительное исследование образа идеального и реального учителя у школьников с 5 по 11 класс Ю.Н. Слепко, показало качественные изменения только в образе реального учителя, пик которых приходился на девятый класс, в то время как образ идеального учителя оставался практически неизменным [5].
На протяжении школьного обучения во взаимодействии с педагогом у учащихся формируются представления о труде учителя, так как учитель предстает не только как личность перед учащимися, но и выступает как субъект деятельности и общения. Об этом пишет Л.М. Митина, которая предлагает рассматривать труд учителя как «многомерное пространство, состоящее из трех взаимосвязанных частей: личности учителя, педагогической деятельности и педагогического общения при превалирующей роли личности педагога… они не повторяются, не дублируют друг друга, а вступают в сложные диалектические отношения, при которых каждая из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития…» [3].
Предложенная факторная модель Ю.Н. Слепко показывает, что в представлениях школьников отражаются компоненты личности, деятельности и коммуникативные характеристики труда учителя. Это существенно расширяет представление, сложившееся в педагогической психологии и психологии труда об эффективности педагогической деятельности, учи теля [6].
О.С. Ширяева, А.С. Ширяева изучали влияние субъективных представлений о первом учителе на когнитивный образ себя как учителя и педагогическую деятельность у студентов психолого-педагогического факультета. Ими было обнаружено, что модальность оценки – (положительной или отрицательной) первого учителя взаимосвязано с представлением о себе как учителе и отражается на содержании педагогической деятельности. Интересен тот факт, что положительный образ первого учителя тесно связан с доминирующими характеристиками об учителе вообще, относящихся к сфере интеллекта и эмоций. О.С. Ширяева, А.С. Ширяева убедительно показывают, что субъективную оценку первого учителя можно рассматривать как один из факторов, определяющих содержание представлений об учителе. Они пришли к выводу, что недостаток доброжелательного отношения со стороны учителя в прошлом находит свое отражение в представлениях о себе как об учителе в настоящем, что может затруднять формирование полноценного образа себя как профессионала [8].
Исследования Л.Г. Борисовой, Н.Д. Исайчевой, В.В.Лактионова, М.В. Шакуровой, Л.Н. Печерикиной, В.С. Собкина, И.Д. Иванова, Е.А. Калашниковой и др. показывают неоднозначное отношение учащихся к образу педагога на разных возрастных этапах.
Так исследования В. С. Собкина, И. Д. Иванова, Е. А. Калашниковой, изучавших особенности отношения школьников к учителю как референтному взрослому, а именно - его значимость как образца для подражания и как носителя полезной информации для подростков. В результате своего исследования авторы обнаружили, что на понимание позиции учителя оказывает влияние целый ряд факторов: гендерные особенности, социальный статус семьи, академическая успешность и, наконец, психологическая сложность самого подросткового возраста. В. С. Собкин, И. Д. Иванов, Е. А. Калашникова пришли к выводу, что учитель для подростка выступает «не столько как идеал, образец для подражания, партнер или советчик, мнение которого ответственно и значимо, а скорее скорее, как антагонист — «персонаж, противодействующий главному герою в достижении его цели» [8]. Восприятие педагога как антагониста, с точки зрения авторов, позволяет им делать негативный диагноз социально-психологическому климату на этапе обучения в основной школе.
Е.А. Савостина, И.Н. Смирнова, О.А. Хазбулаева, О.И. Клочко, Л.В. Попова, Ю Яковлева, И.С. Клецина. Э.В. Давыдова, Л.В. Штылева и др., поднимают вопрос о существовании гендерной стереотипизации в выборе профессии. Так, И.С. Клецина. Э.В. Давыдова, на основании теоретического анализа, наряду с другими гендерными стереотипами, выделили транслируемый педагогами стереотип «о полоспецифичных интересах и профессиональных предпочтениях мальчиков и девочек, юношей и девушек». Такой гендерный подход проявляется в организации профориентационной работы, в комментариях и реакциях педагогов на поведение учащихся разных полов, что в свою очередь обуславливает проблему выбора профессии учителя и с точки зрения половой идентичности [4, 9,10,11].
Таким образом, многочисленные исследования восприятия образа учителя, показали неоднозначность, многомерность представлений и отношения к педагогу, что опосредованно влияет на сознательный профессиональный выбор профессии учащимися на этапе их профессионального самоопределения. В контексте профессионального выбора привлекательность и положительное отношение к труду педагога, могут стать условиями для принятия решения старшими школьниками идти в педагогическую профессию.
Привлекательность образа педагога является мотивирующей силой для выбора профессии педагога подростками, обуславливает актуальность нашего исследования
Целью нашего исследования стало изучение представлений и отношения к профессии педагога подростков школ города, имеющих профильные психолого-педагогические классы.
Целями организации деятельности психолого-педагогических классов является формирование у обучающихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как к профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражаются специфику педагогической деятельности, организацию самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии.
В исследовании участвовали учащиеся, которым предстояло выбрать в каком из профильных классов они будут продолжать обучение. Вся выборка составила 143 подростка в возрасте 14-15 лет, 62 мальчика (первая группа испытуемых) и 81 девочка (вторая группа испытуемых). База исследования: школы №42, 53, ЦО «Открытие» города Комсомольска-на-Амуре. Исследование носило сравнительный характер. Из психодиагностических методик мы использовали анкетирование.
Анализ ответов мальчиков на вопрос «Как вы относитесь к профессии педагога?» выявил положительное, отрицательное и амбивалентное отношение к этой профессии (таблица 1).
Таблица 1. Отношение к профессии педагога у мальчиков (в %)
Отношение к профессии педагога | Показатели | ||
Абс. | % | ||
Положительно отношение | Профессия очень нравится Скорее нравится, чем не нравится | 14 | 22,6 |
Индифферентное отношение | Безразлично Не могу сказать | 27
| 43,6 |
Отрицательное отношение | Скорее не нравится, чем нравится Совершенно не нравится | 21 | 33,9 |
Из таблицы 1 видно, что большинство (43,6%) испытуемых мужского пола дают ответы «безразлично» и «не могу сказать», что говорит об индифферентном отношении. 33,8% респондентов этой группы обнаруживают скорее негативное отношение к профессии педагога. Их ответы содержат отрицательную эмоциональную оценку – «скорее не нравится, чем нравится», «совершенно не нравится». 22,6% мальчиков демонстрируют положительное отношение к педагогической деятельности. Им «очень нравится» и «скорее нравится, чем не нравится», что говорит об эмоциональном принятии профессии учителя.
Таким образом, отношение мальчиков к профессии педагога в своем большинстве безразличное и отрицательное.
Девочки к профессии педагога относятся также неоднозначно и демонстрируют положительное, отрицательное и индифферентное отношение (табл. 2).
Таблица 2. Отношение к профессии педагога у девочек (в%)
Отношение к профессии педагога | Показатели | ||
Абс. | в % | ||
Положительно отношение | Профессия очень нравится Скорее нравится, чем не нравится | 28 | 34,5 |
Индифферентное отношение | Безразлично Не могу сказать | 43 | 53,1 |
Отрицательное отношение | Скорее не нравится, чем нравится Совершенно не нравится | 10 | 12,3 |
Из таблицы 2 видно, что 53,1% от всего числа участников этой группы абсолютно безразлично относятся к этой профессии и не могут выразить своего отношения. 34,5% респондентов женского пола отмечают положительное отношение к профессии педагога. Это обнаруживается в ответах: профессия «очень нравится» и «профессия скорее нравится, чем не нравится». Можно предположить, что эти респонденты эмоционально принимают профессию учителя. Отрицательное отношение обнаруживают 12,3% девочек. Эта профессия «скорее не нравится, чем нравится» и некоторые подростки выражают свое полное отрицание - «совершенно не нравится».
Таким образом, девочки в своем большинстве индифферентны к профессии педагога. Тем не менее, наряду с безразличным отношением, обнаруживается скорее положительное отношение к педагогической деятельности, чем отрицательное, которое демонстрирует меньшинство респондентов данной группы.
Сравнивая отношение к профессии педагога у мальчиков и девочек, мы обнаружили следующее (табл. 3)
Таблица 3.Отношение мальчиков и девочек к профессии педагога (в%)
Отношение к профессии педагога | Показатели отношения (в %) | |
Мальчики | Девочки | |
Положительно отношение | 22,6 | 34,5 |
Индифферентное отношение | 43,6 | 53,1 |
Отрицательное отношение | 33,8 | 12,3 |
Из таблицы 3 видно, что что респонденты обеих групп в своем большинстве безразличны к этой профессии. Подростки, независимо от пола, к профессии учителя относятся как положительно, так и отрицательно.
Однако, сравнительный анализ с помощью критерия φ* – Фишера позволил выявить, что мальчики достоверно чаще обнаруживают отрицательное эмоциональное отношение к педагогической профессии (φ= 3,11, при р=0,01).
Анализ выборов из предложенного списка факторов, которые могут быть привлекательными, позволил выделить следующие смысловые категории в сознании мальчиков: «общественная значимость профессии», «возможность самореализации», «субъекты педагогического взаимодействия», «соответствие представлений о себе образу педагога», «благоприятные условия труда». Отдельную группу ответов составили отрицательные установки (табл. 4).
Таблица 4. Представления мальчиков о факторах привлекательности профессии педагогов (в %)
Привлекательный образ профессии педагога | ||||
Категории | Содержательные характеристики | Выраженность категории (в %) | ||
Общественная значимость профессии | Профессия одна из важнейших в обществе | 20,7 | ||
Возможность самореализации | Заниматься любимым предметом Возможность самосовершенствования Требует постоянного творчества | 19 | ||
Субъекты профессионального взаимодействия | Работа с детьми и молодежью | 15,3 | ||
Соответствует моему характеру Соответствует моим способностям | 3,6 | |||
Благоприятные условия труда | Длительный отпуск Работа не вызывает физического переутомления Хороший заработок Небольшой рабочий день | 23,4 | ||
Отрицательные установки к профессии педагога | ||||
Отрицательное отношение | Ничего не нравится Ужасная профессия | 8,1 | ||
Маленькая зарплата Тяжело общаться и заслужить внимание детей | 3,6 | |||
Из таблицы 4 видно, что большинство выборов мальчиками отражает их представление о том, что эта профессия может быть привлекательной и лишь небольшая часть категорично заявила о своем отрицательном отношении.
Процентное соотношение выделенных смысловых категорий показало, что наиболее часто мальчики (23,4%) в качестве самого привлекательного отмечают «условия труда». Данная категория представлена такими факторами, как: «длительный отпуск, работа не вызывает физического переутомления, хороший заработок, небольшой рабочий день».
20,7% выборов пришлось на категорию «общественная значимость профессии».
19% выборов – это «возможность самореализации», которая описательно представлена такими характеристиками, как: «возможность заниматься любимым предметом, возможность самосовершенствования, работа требует постоянного творчества».
15,3% выборов связано с категорией «субъекты профессионального взаимодействия», представленная фактором «работа с детьми и молодежью».
Категория «соответствие представлений о себе образу педагога» имеет наименьшее число выборов (3,6%) и отражает рефлексивный уровень осознания качеств свей личности - «работа соответствует моему характеру, соответствует моим способностям». Иначе говоря, их представление о себе соотносятся с образом педагога.
В целом позитивный образ в сознании мальчиков имеет и некоторые отрицательные установки. Эти установки обнаруживаются в следующих высказываниях: «ничего не привлекает, ничего не нравится, ужасная профессия» (8,1 %). Также мальчики отмечают такие неблагоприятные условия труда учителя, как «маленькая зарплата», «тяжело общаться и заслужить внимание детей» (3,6%).
Таким образом, можно сказать, что положительное отношение мальчиков к этой профессии определяется представлениями об условиях труда и общественным признанием этой профессии. Не менее привлекательным является фактор самореализации в профессии и возможность работать с детьми и молодежью.
Анализ выборов факторов привлекательности профессии у девочек представлен в таблице 5. Большинство выборов девочек носит позитивный характер, но среди ответов обнаружились и негативные установки в отношении профессии учителя.
Так в таблице 5 видно, что для девочек наиболее привлекательным является возможность самореализации в профессии (30,6%). То есть девочки рассматривают возможность заниматься любимым предметом и творчеством, самосовершенствоваться в профессии.
На втором месте по привлекательности возможность работы с детьми и молодежью (17,4%)
Таблица 5. Представления девочек о факторах привлекательности профессии педагогов ( в %)
Привлекательный образ профессии педагога | ||
Категории | Содержательные характеристики | Выраженность категории (в %) |
Общественная значимость профессии | Профессия одна из важнейших в обществе | 16,8 |
Возможность самореализации | Заниматься любимым предметом Возможность самосовершенствования Требует постоянного творчества | 30,6 |
Субъекты профессионального взаимодействия | Работа с детьми и молодежью | 17,4 |
Соответствие представлений о себе образу педагога | Соответствует моему характеру Соответствует моим способностям | 11,4 |
Благоприятные условия труда | Работа не вызывает физического переутомления Хороший заработок Небольшой рабочий день | 13,2 |
Отрицательные установки к профессии педагога | ||
Отрицательное отношение | Ничего не привлекает Не буду учителем | 3,6 |
Из таблицы 5 видно, что 16,8% выборов связаны с категорией «общественная значимость профессии». Для девочек важно положительное отношение общества к профессии учителя. 13,2% выборов связаны с условиями труда. Им важно, чтобы был длительный отпуск, работа не вызывала физического переутомления, хороший заработок, а также небольшой рабочий день. 11,4% выборов приходится на осознание девочками соответствия своего характера и своих способностей представлений об образе педагога.
Сравнительный анализ представлений мальчиков и девочек о факторах привлекательности профессии педагогов представлен в таблице 6
Таблица 6. Сравнение представлений мальчиков и девочек о факторах привлекательности профессии педагога (в %)
Привлекательный образ профессии педагога | ||
Категории | Выраженность числа выборов у мальчиков (в %) | Выраженность числа выборов у девочек (в %) |
Общественная значимость профессии | 20,7 | 16,8 |
Возможность самореализации | 19 | 30,6 |
Субъекты профессионального взаимодействия. | 15,3 | 17,4 |
Соответствие представлений о себе образу педагога | 3,6 | 11,4 |
Благоприятные условия труда | 23,4 | 13,2 |
Отрицательные установки к профессии педагога | ||
Отрицательное отношение | 8,1 | 3,6 |
Неблагоприятные условия труда | 3,6 | 0 |
Сравнительный анализ с помощью критерия φ* – Фишера позволил выявить, что мальчики достоверно чаще обнаруживают отрицательное отношение к педагогической профессии (φ= 2,35 при р=0,01) по сравнению с девочками. Их высказывания достоверно чаще носят негативный характер.
В отличие от мальчиков, девочки достоверно чаще выбирают фактор, отражающий соответствие представлений о свойствах своего характера и своих способностей образу педагога (φ=2,49 при р=0,01). Можно предположить, что девочки чаще связывают свое будущее с профессией учителя.
Анализ представлений о факторах непривлекательности профессии педагога у обеих групп респондентов позволил обнаружить следующее (табл.7).
Таблица 7. Представления мальчиков о факторах непривлекательности профессии педагогов (в %)
Содержательные характеристики | Выраженность категории (в %) | |
Материальные условия труда | Небольшой заработок | 60 |
Неблагоприятные условия труда | Вызывает большое нервное перенапряжение | 56 |
Большой рабочий день | 50 | |
Большое количество документов | 43,5 | |
Несоответствие представлений о себе образу педагога | Работа не соответствует моему характеру | 38,7 |
Не соответствует способностям | 25,8 | |
Недооценка профессии обществом | Мало оценивается общественная важность профессии | 50 |
Отсутствие возможности для самореализации | Нет условий для постоянного творчества | 24,2 |
Невозможно заниматься любимым предметом | 24,2 | |
Невозможно самосовершенствоваться | 16,1 | |
Необходимые компетенции | Не умею работать с детьми и молодежью. | 25,8 |
Анализ всей совокупности выборов позволил выделить следующие категории представлений мальчиков о факторах непривлекательности профессии: «материальные условия труда», «неблагоприятные условия труда», «несоответствие представлений о себе образу педагога», «недооценка профессии обществом, «отсутствие возможности для самореализации».
Так, 59,7% выборов связаны с категорией «материальные условия труда». Мальчики считают, что учитель мало зарабатывает. Скорее всего, в их сознании профессия должна быть прежде всего хорошо оплачиваемая.
Категория «неблагоприятные условия труда» в сознании мальчиков представлена выборами таких факторов как - «работа вызывает большое нервное перенапряжение» (55,7%), «большой рабочий день» (50%), «большое количество документов» (43,5).
Отрицательным фактором для выбора профессии учителя является факт того, что эта профессия потеряла свою общественную значимость (50%). В их представлениях выбираемая будущая профессия должны быть престижной в обществе, быть общественно значимой, чему, по их мнению, не соответствует профессия учителя.
Часть респондентов осознает, что работа педагога не соответствует их характеру (38,7%) и не соответствует их способностям (25,8%).
Категория «отсутствие возможности для самореализации» также указывает на осознание мальчиками условий труда педагога как рутинных, в рамках которых «нет условий для постоянного творчества» (24,2%), «невозможно заниматься любимым предметом» (24,2%). Представление об ограниченности деятельности учителя переживается мальчиками через выбор фактора «Невозможно самосовершенствоваться» (16,1%).
25, 8% выборов приходится на категорию «необходимые компетенции». Мальчики осознают, что не умеют работать с детьми и молодежью»
Таким образом, мальчики в своих выборах в своем большинстве ориентируются на условия труда педагога. Их представления о педагогической деятельности учителя носят преимущественно отрицательны характер. В их сознании профессия учителя требует больших энергозатрат, большого морального, психофизического напряжения, работа рутинная, ограничивает возможность для самореализации и не компенсируется материальным вознаграждением в виде зарплаты.
Анализ выборов факторов, влияющих на отрицательное отношения к профессии учителя у девочек, показал следующее (табл. 8).
Таблица 8. Представления девочек о факторах непривлекательности профессии педагога (в %)
Категории | Содержательные характеристики | Выраженность категории (в %) |
Материальные условия труда | Небольшой заработок | 56 |
Неблагоприятные условия труда | 62 | |
Большой рабочий день | 34,6 | |
Большое количество документов | 43,2 | |
Несоответствие представлений о себе образу педагога | Работа не соответствует моему характеру | 35,8 |
Не соответствует способностям | 28,4 | |
Недооценка профессии обществом | Мало оценивается общественная важность профессии | 44,4 |
Отсутствие возможности для самореализации | Нет условий для постоянного творчества | 17,3 |
Невозможно заниматься любимым предметом | 13,6 | |
Невозможно самосовершенствоваться | 13,6 | |
Не умею работать с детьми и молодежью | 21 |
Из таблицы 8 видно, что девочки в первую очередь отмечают в качестве непривлекательного фактора неблагоприятные условия труда, а именно то, что работа вызывает большое нервное перенапряжение (61,7%). Также категорию «неблагоприятные условия труда» образуют факторы «большой рабочий день» и «неблагоприятные условия труда». Для 43,2 % девочек большое количество документов является отрицательным фактором, у 34,6% большой рабочий день вызывает отрицательное отношение.
55, 6% девочек считают материальные условия негативным фактором.
44,4 % девочек обеспокоены недооценкой важности профессии педагога современным обществом, что делает непривлекательным образ учителя.
Девочки осознают, что работа учителя не соответствует их характеру (35,8) и способностям (28,4). Эти данные говорят о том, что у девочек имеются конкретные представления об образе педагога, о том, каким качествам личности, какими способностями и свойствами характера он должен обладать.
Такие данные не указывают на негативное отношение к профессии педагога, скорее всего это отражает уровень личной рефлексии девочек, осознание своего образа – Я в соответствии образом учителя, так же как и фактор «не умею работать с детьми и молодежью» (21%). В их представлениях педагог- этот тот, кто имеет необходимые компетенции для работы с указанной категорией субъектов. Оценка отсутствия наличия у себя данной компетенции говорит об адекватности восприятия себя и образа учителя.
Отсутствие возможности для самореализации переживается девочками в представлениях о том, что нет условий для постоянного творчества (17,3%) и возможности заниматься любимым предметом (13,6), возможности самосовершенствоваться (13,6%). Эти представления могут носить ограничивающий характер, способствующий отрицательному отношению к профессии учителя.
Сравнительный анализ факторов которые не нравятся в профессии педагога представлен в таблице 9
Таблица 9. Сравнение представлений мальчиков и девочек о факторах непривлекательности профессии педагога ( в %)
Категории | Выбираемые факторы | Выраженность числа выборов у мальчиков (в %) | Выраженность числа выборов у девочек (в %) |
Материальные условия труда | Небольшой заработок | 60 | 56 |
Неблагоприятные условия труда | Вызывает большое нервное перенапряжение | 56 | 62 |
Большой рабочий день | 50 | 34,6 | |
Большое количество документов | 43,5 | 43,2 | |
Несоответствие представлений о себе образу педагога | Работа не соответствует моему характеру | 38,7 | 35,8 |
Не соответствует способностям | 25,8 | 28,4 | |
Недооценка профессии обществом | Мало оценивается общественная важность профессии | 50 | 44,4 |
Отсутствие возможности для самореализации | Нет условий для постоянного творчества | 24,2 | 17,3 |
Невозможно заниматься любимым предметом | 24,2 | 13,6 | |
Невозможно самосовершенствоваться | 16,1 | 13,6 | |
Необходимые компетенции | Не умею работать с детьми и молодежью | 25,8 | 21 |
Из таблицы видно, что мальчики и девочки практически одинаково связывают свое отрицательно отношение к профессии педагога с условиями его труда. Их представления о деятельности учителя носят преимущественно отрицательны характер. В их сознании профессия учителя требует больших энергозатрат, большого морального, психофизического напряжения, работа рутинная, ограничивает возможность для самореализации и не компенсируется материальным вознаграждением в виде зарплаты.
Большинство респондентов обеих групп осознают, что работа учителя не соответствует их характеру и способностям, они не владеют навыками работы с детьми и молодёжью. Это говорит о том, что у этих подростков, независимо от пола, сложилось представление о том, каким качествами личности, способностями и свойствами характера он должен обладать. Осознание несоответствия своих особенностей отражает уровень развития личной рефлексии подростков, критичности и адекватности восприятия себя и образа учителя.
Можно отметить, что большинство мальчиков в выборе профессии ориентируются на материальные условия труда (60%) и профессия учителя не соответствует их притязаниям, как низкооплачиваемая.
Для девочек отрицательным фактором является то, что труд учителя вызывает большое нервное перенапряжение и это негативно сказывается на привлекательности профессии учителя.
Сравнительный анализ с помощью φ* - критерия Фишера показал, что мальчики значимо чаще выбирают такой фактор, как «невозможность заниматься любимым предметом» (φ =1,62 при p≥0,01), чем девочки.
Исследование мотивационной направленности на профессию педагога и оценки представлений о педагогических способностях и навыках у подростков мужского пола отражены в таблице 10.
Большинство мальчиков (56,5%) не хотят быть учителем, но думают, что педагогические навыки им пригодятся. Такая оценка свидетельствует о том, что они признают ценность педагогических навыков. 37% мальчиков отмечают, что не хотя быть учителем. Они уверены, что у них нет педагогических способностей. Такое представление о собственных возможностях и особенностях показывает достаточный уровень осознания сферы своих профессиональных интересов и профессиональной направленности.
Таблица 10.Показатели мотивационной направленности и представлений о педагогических способностях и навыках у мальчиков
(в %)
Содержательные ответы респондентов | Мальчики | |
абс | % | |
Хочу быть учителем и уверен, что у меня есть педагогические способности | 2 | 3,2 |
Хочу быть учителем, но не уверен, что есть педагогические способности | 2 | 3,2 |
Не хочу быть учителем, но думаю, что педагогические навыки мне пригодятся | 35 | 56,5 |
Не хочу быть учителем и уверен, что нет педагогических способностей. | 23 | 37 |
3,2 % респондентов данной группы демонстрируют желание быть учителем. Можно предположить, что эти подростки профессионально самоопределились. 3,2 % мальчиков выражают желание быть учителем, но не уверены, что есть педагогические способности.
Анализ мотивации к профессии педагога и представлений о педагогических способностях и навыках у девочек представлен в таблице 11.
Таблица 11. Показатели мотивационной направленности и представлений о педагогических способностях и навыках у девочек (в %)
Содержательные ответы респондентов | Девочки | |
Абс. | % | |
Хочу быть учителем и уверен, что у меня есть педагогические способности | 8 | 9,9 |
Хочу быть учителем, но не уверен, что есть педагогические способности | 5 | 6,2 |
Не хочу быть учителем, но думаю, что педагогические навыки мне пригодятся | 47 | 58 |
Не хочу быть учителем и уверен, что нет педагогических способностей. | 21 | 26 |
Из таблицы 11 видно, что большинство девочек (58%) не хотели бы быть учителем. Тем не менее, они думают, что педагогические навыки им пригодятся, что обнаруживает ценностное отношение к профессиональным навыкам учителя.
26% респондентов этой группы не хотя быть учителем и уверены, что у них нет педагогических способностей. Эти респонденты имеют точное представление о своих профессиональных интересах и своих способностях, которые не соотносятся с профессией педагога. 9,9% девочек хотят быть учителем и уверены, что у них есть педагогические способности. Такая рефлексия отражает точное понимание своих способностей и профессиональной направленности. 6,2% девочек хотят быть учителем, но не уверены, что у них есть педагогические способности. Возможно, их представления о педагогической деятельности, о себе и своих способностях недостаточно дифференцированы, что вызывает затруднение в идентификации своих способностей как педагогических.
Сравнительный анализ мотивационной направленности к педагогической деятельности и представлений о своих педагогических способностях и навыках у респондентов обеих групп представлен в таблице 12.
Таблица 12. Сравнение мотивационной направленности и представлений о педагогических способностях и навыках у мальчиков и девочек (в %)
Содержательные ответы респондентов | мальчики | девочки |
Хочу быть учителем и уверен, что у меня есть педагогические способности | 3,2 | 9,9 |
Хочу быть учителем, но не уверен, что есть педагогические способности | 3,2 | 6,2 |
Не хочу быть учителем, но думаю, что педагогические навыки мне пригодятся | 56,5 | 58 |
Не хочу быть учителем и уверен, что нет педагогических способностей. | 37 | 26 |
Из таблицы видно, что большинство респондентов обеих групп (56,5% и 58 % соответственно) не хотят быть учителем, но рефлексируя содержание труда педагога, подростки признают ценность и важность педагогических навыков, которые могут пригодиться в любой другой деятельности.
Полученные нами данные подтверждают идею Л.В Оренбуровой и Р.А Валеевой о том, что образ современного учителя включает в себя так называемые «гибкие навыки» - многомерное образование, объединяющие когнитивные, личностные и деятельностные навыки. Как отмечают Л.В Оренбурова и Р.А Валеева, «хороший специалист - это не просто дисциплинированный и ответственный сотрудник, окончивший с отличием университет и знающий свои функциональные обязанности. Это специалист с развитыми личностными качествами, умеющий оперативно находить решение в нестандартных вопросах, легко адаптироваться к изменяющимся условиям, быстро переключаться с одного вида деятельности на другую, работать с большим объемом информации и уметь критически ее оценивать». Как видно из полученных данных, гибкие навыки, как слагаемые образа учителя осознаются подростками, носят привлекательный характер и высоко ими оцениваются [5].
Также обнаружено, что часть подростков (27% и 26%) идентифицируют свои способности как не соответствующие педагогическим. Эти респонденты имеют точное представление о своих профессиональных интересах и способностях.
Нужно отметить, что наименьшее число подростков обнаруживают желание быть учителем (3,2% и 9,7% соответственно). Среди них есть те, кто идентифицирует свои способности как педагогические. Другая часть обнаруживает неуверенность в оценке своих способностей как педагогических (3,2% и 6,2% соответственно).
С помощью φ*-критерия Фишера было выявлено, что девочки достоверно чаще высказывают свое желание быть педагогом и демонстрируют уверенность в том, что у них есть педагогические способности (φ=1,64 при p=0,05).
В целом можно отметить, что у учащихся за годы обучения формируется представление о педагогической профессии. Эти представления ориентируют школьников в системе ценностей, отражающие специфику педагогической деятельности и влияющие на формирование отношения к педагогу и его труду, на их профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей и особенностей с представлениями о профессии.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о признании детьми важности учительского труда, но подростки отмечают, что современное общество обесценивает важность этой профессии. И эта оценка общества делает ее непривлекательной в глазах учащихся.
Для современных подростков очень важны условия труда. В их представлениях педагогическая деятельность имеет много неблагоприятных факторов, это - большая психоэмоциональная нагрузка, большое количество документов, большой рабочий день. Большинство респондентов уверены, что учительская профессия малооплачиваемая. В их сознании нет даже возможности компенсировать большое нервное перенапряжение материальными условиями труда. А большой отпуск, как привлекательный фактор, уступает по силе всем вышеперечисленным.
Мальчики и девочки рассматривают возможность самореализоваться в профессии учителя. Они уверены, что можно заниматься творчеством и любимым предметом. Однако большинство респондентов, независимо от пола, предполагают, что эта рутинная деятельность ограничивает возможность в самореализации.
Считается, что профессия учителя относится к «женским профессиям». Действительно, мы обнаружили, что девочки более позитивно настроены на эту профессию, они чаще высказывают желание быть педагогом, и уверены, что у них есть педагогические способности. Тем не менее, в своем большинстве они выражают нежелание быть учителем.
Таким образом, учащиеся на пороге своего профессионального самоопределения и выбора профильности класса, чаще безразлично или отрицательно относятся к педагогической деятельности, так как эта профессия не удовлетворяет многие их потребности. Данная ситуация обнажает кадровую проблему современного образования. Подростки озабочены в большей степени условиями труда (зарплата, количество документов, большой объём работы). Однако, полученные результаты могут иметь положительный прогностический характер, и при определенных реформах можно повысить привлекательность этой профессии.
Список литературы
1. Винниченко Н.Л. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие - Томск: ТГПУ, 2004. 42 с.
2. Завалова Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н.Д. Завалова Б.Ф. Ломов В.А. Пономаренко. – М.: НАУКА, 1986. 173 с.
3. Митина Л.М. Психология труда учителя: учебное пособие для вузов/ Л.М.Митина. — 2-е изд.— Москва: Издательство Юрайт, 2023. 337 с.— (Высшее образование). — Текст: электронный//Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/519005 (дата обращения: 05.12.2023).
4. Клецина И. С., Давыдова Э. В. Гендерные стереотипы и их проявление в деятельности школьных педагогов. Материалы III научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» [Санкт-Петербург, 1–2 октября 2020 г : [сборник] / Научное электронное издание. – РГПГУ им. А.И. Герцена. - Санкт -Петербург, 2020. Том 3. С.349- 357
5. Оренбурова Л.В., Валеева Р.А. Образ современного педагога в контексте навыков XXI века // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32316 (дата обращения: 15.12.2023)
6. Слепко Ю.Н. Изменение представлений учащихся об учителе в период обучения в средней и старшей школе. Ярославский педагогический вестник. 2012. №3. Том II (Психолого-педагогические науки). С.241-245.
7. Слепко Ю.Н. Факторная структура отношения учащихся к учителю. Ярославский педагогический вестник. 2013. №3. Том II ( Психолого-педагогические науки). С.212 – 216.
8. Собкин В. С., Иванов И. Д., Калашникова Е. А. Учитель глазами Современного подростка. Социология образования: [сб. ст.] / Рос. акад. образования, Ин-т социологии образования ; под ред. акад. РАО В. С. Собкина. — М.: Ин-т социологии образования РАО, 2012. С.179 - 192. — (Труды по социологии образования; т. 16, вып. 28).
9. Хасбулатова О. А., Смирнова И. Н. Гендерные стереотипы в цифровом обществе:современные тенденции // Народонаселение. 2020. Т 23 №2. С.161-171.
10.Ширяева О.С., Ширяева А.С. Представления об учителе у студентов педагогических специальностей. Во все концы достигнет россов слава: материалы XXXIV Крашенинниковских чтений [Петропавловск-Камчатский, 5–6 апр. 2017г.]: к 220-летию со дня рожд. Святителя Иннокентия (Вениаминова):[сборник]/ Мин. культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С.П.Крашенинникова. — Петропавловск-Камчатский, 2017. С. 344 - 337.
11. Штылева Л.В. Гендерный компонент педагогической культуры и проблема ориентации девочек на STEM - образование и STEM-профессии. Женщины в российском обществе. 2018. №3. С.49-66.