Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023

УДК 37.013

Дата публикации 18.12.2023

Внеурочная деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся сельской школы

Попова Галина Александровна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, popovagalyna@rambler.ru
Сабирзянов Ранур Наильевич
магистрант факультета физической культуры и спорта, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, stud104993@vyatsu.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся сельской школы. В связи с недостаточным количеством часов урочной деятельности актуальным становится правильно организованная внеурочная деятельность, направленная на формирование здорового и безопасного образа жизни. Условия сельской школы отличаются от городских и имеют свои особенности, поэтому внеурочная деятельность должна строиться с учетом опасностей данной среды. Представлены мероприятия по организации внеурочной деятельности сельской школы. Показаны результаты исследования и определена их эффективность.
Ключевые слова: методика обучения, учащиеся, внеурочная деятельность, здоровый образ жизни, безопасный образ жизни

Extracurricular activities on the formation of culture of healthy and safe lifestyle of rural school students

Popova Galina Aleksandrovna
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Russian, Kirov
Sabirzyanov Ranur Nail'evich
Master’s Degree student of the Faculty of Physical Culture and Sports, Vyatka State University, Russian, Kirov

Abstract: The article deals with the problem on the formation of culture of healthy and safe lifestyle of rural school students. Due to the insufficient number of hours for lesson activities, properly organized extracurricular activities aimed at the formation of a healthy and safe lifestyle become relevant. The conditions of rural schools differ from urban schools and have their own peculiarities, so extracurricular activities should be organized taking into account the dangers of this environment. Events to organize extracurricular activities of rural school are presented. The results of the research are shown and their effectiveness is determined.
Keywords: teaching methods, students, extracurricular activities, healthy lifestyle, safe lifestyle

Правильная ссылка на статью
Попова Г. А., Сабирзянов Р. Н. Внеурочная деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся сельской школы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vneurochnaya-deyatelnost-po-formirovaniyu-kultury-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-uchashhikhsya-selskoj-shkoly.html (Дата обращения: 18.12.2023)

Введение. Более половины школьников имеют отклонения в состоянии здоровья. К окончанию школы уровень здоровья учащихся еще больше снижается, что отражается в дальнейшем на успешности обучении, и в целом ухудшает качество жизни подрастающего поколения. Причинами нарушений здоровья являются как интенсификация процесса обучения, так и нарушение условий здорового образа жизни [1, с. 84; 2, с. 34, 36].

Высоким является уровень травматизма, особенно среди подростков, который составляет 174–176 человек на тысячу детского населения [3]. Анализ статистических данных по Малмыжскому району Кировской области также показывает рост детских травм и заболеваний: за последний год он вырос на 2%. В селе Рожки Малмыжского района количество школьников, обратившихся в медицинское учреждение вследствие различных повреждений, за последний год стало на 3% больше. Основными причинами травм детей и подростков становится нарушение или несоблюдение учащимися правил безопасного поведения, недостаточная учебно-просветительская работа, малочисленность профилактических мероприятий среди учащихся [4, с. 76].

Здоровье подрастающего поколения определяется многими факторами, в том числе отношением детей и подростков к своему здоровью, соблюдением правил безопасного поведения.

В соответствии с ФГОС определенный вклад в формировании безопасного образа жизни детей и подростков должна обеспечивать образовательная деятельность, в том числе внеурочная. Основным школьным предметом, на котором формируются знания, умения и навыки по здоровому и безопасному образу жизни учащихся, является предмет основы безопасности жизнедеятельности. Из-за недостаточного количества часов урочной формы обучения учитель не всегда имеет возможность сформировать высокий уровень здорового и безопасного образа жизни каждого учащегося. В этом случае формированию необходимого ценностного отношения к здоровью, выработке навыков безопасного поведения подрастающего поколения должна способствовать внеурочная деятельность. Задача учителя и всего педагогического коллектива образовательного учреждения – находить эффективные пути решения данной проблемы [5, с. 128; 6, с. 182].

Важным результатом урочной и внеурочной деятельности является осознание учащимися ценности здоровья и безопасности, а также проявление самостоятельной активности для соблюдения правил безопасного поведения, сохранения здоровья [2, с. 34; 7, с. 149]. Формы и методы внеурочной деятельности определяются многими факторами: целями, содержанием и закономерностями формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. При организации внеурочных мероприятий необходимо учитывать интересы обучающихся, индивидуальные особенности и личностные качества детей и подростков, помогающие сформировать необходимые знания и навыки защищенности от опасностей разного характера. При разработке внеурочной деятельности важным является учет условий, в которых расположена школа, где проживают учащиеся [6, с. 182; 8, с. 33, 36–37].

Особенностями сельской школы, что влияют на организацию внеурочной деятельности, являются: ограниченность учащихся в возможности выбора мероприятий по интересам, посещений различных кружков и спортивных секций, музеев; замкнутость социального пространства, удаленность школы от культурных центров, недостаточность материальной базы, учителей, в том числе с высшим образованием. Определенное влияние может оказать малочисленность классов сельской школы, имеющее как положительные, так и негативные стороны. Организация внеурочной деятельности на селе должна строиться с учетом всех особенностей, что требует соответствующего подхода [8, с. 39; 9; 10, с. 146].

Внеурочная деятельность школы сельской местности должна быть организована с учетом тех опасностей, с которыми могут встретиться школьники. Возможность возникновения бытовых и природных пожаров, близость лесных массивов (опасные животные и растения), опасности на воде, сельскохозяйственный инвентарь и техника, особенности жизненного уклада на селе, специфических рисков определяют и диктуют тематику как предмета ОБЖ, так и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может проходить в разных вариантах и формах [8, с. 37; 10, с. 144; 11, с. 49-50; 12, с. 21]. Как в сельских, так и в городских школах для учащихся разрабатываются различные внеурочные виды и формы деятельности: исследовательская, проектная, краеведческая, кружковая работа, спортивные секции, факультативы, дни здоровья, экскурсии, конкурсы, беседы, творческие занятия и др. Внеурочная деятельность может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Она помогает раскрыть потенциал учащихся, повысить мотивацию к познавательной активности, способствует развитию самостоятельной, здоровой, творческой личности, в каких-то случаях просто – занятости детей.

При правильной организации неурочной деятельности особенности сельской местности и сельской школы могут быть хорошими помощниками в формировании здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Цель нашей работы – оценить эффективность проведения внеурочных мероприятий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся сельской школы.

Методика исследования. Экспериментальной базой исследования стало Муниципальное казенное общеобразовательной учреждение «Средняя общеобразовательная школа» села Рожки Малмыжского района Кировской области. Количество испытуемых, участвующих в эксперименте, составили 16 обучающихся 7 класса (ЭГ). Контрольная группа (КГ) представлена обучающимися 7 класса Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 города Малмыж в количестве 18 человек.

После изучения научно-методической литературы по теме исследования в группах были проведены два анкетирования: «Определение общего уровня сформированности культуры здорового образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша), «Определение уровня сформированности культуры безопасного поведения учащихся» (К.С. Обухова). По сумме набранных баллов определяли уровень сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся: низкий, средний, высокий.

Исходя из результатов входного контроля, были разработаны внеурочные мероприятия для учащихся экспериментальной группы, направленные на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни:

1. Ежедневная утренняя зарядка, которая проводилась за 15 минут до первого урока в школьном спортивном зале продолжительностью 5–7 минут, включающая 8–10 общеразвивающих упражнений. Зарядка проводилась на протяжении всего педагогического эксперимента.

2. Беседа с элементами практической направленности «Стресс. Как бороться со стрессом?». Мероприятие включало три части: первая – теоретическая справка о стрессе, его видах и влиянии на организм человека; вторая часть включала обзор методов и способы борьбы со стрессом, третья часть – практическая, где были отработаны с учащимися игровые и другие способы борьбы со стрессом.

3. «День здоровья» в форме игры по станциям. Игра проводилась на пришкольной территории и состояла из прохождения 8 станций с различными заданиями: спортивная эстафета, наложение повязок, изображение знаков дорожного движения, викторина о здоровом образе жизни, составление алгоритмов поведения при различных опасных ситуациях. Вопросы в викторине и в правилах поведения составлены с учетом опасностей сельской местности и результатов анкетирования.

4. Классный час с участием сотрудников МЧС, ГИБДД, цель которого – повышение уровня культуры безопасного поведения учащихся. Тема классного часа обусловлена пожароопасным периодом, правилами поведения при пожаре, предупреждением возникновения пожара. Кроме того, сотрудники МЧС рассказали о правилах поведения по профилактике клещевых инфекций, оказании помощи при укусе клеща. Сотрудник ГИБДД напомнил о правилах дорожного движения, о мерах наказания за их нарушение. После беседы проведена практическая часть с демонстрацией применения огнетушителей.

5. Интеллектуальная игра «Здоровье и безопасность» в формате знаменитой телепередачи «Своя игра». Категории вопросов включали: здоровый образ жизни, вредные привычки, безопасность, правила поведения, основные понятия; вопросы были представлены теоретического и практического характера. После ответов учащихся на вопросы им были продемонстрированы правильные ответы с последующим обоснованием и обсуждением.

В контрольной группе мероприятия проводились согласно календарно-тематическому планированию школы: весенний кросс; классный час «Безопасные каникулы»; кружок по ОБЖ «Основы оказания первой помощи»; день здоровья для учащихся среднего звена.

После проведения внеурочных мероприятий для выявления изменений уровня сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни было организовано повторное анкетирование учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Для объективности оценки степени достоверности полученных данных по оценке уровня сформированности здорового и безопасного образа жизни использован метод математической статистики U-критерия Манна-Уитни при уровне значимости p≤0,05.

Экспериментальная часть. Констатирующий эксперимент показал отсутствие достоверных различий между учащимися контрольной и экспериментальной группа по уровню сформированности здорового и безопасного образа жизни (табл. 1).

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента учащихся на определение уровня сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Уровень

Сформированность культуры здорового образа жизни

 (процент учащихся)

Сформированность культуры безопасного образа жизни

(процент учащихся)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий

0

0

12

0

Средний

61

50

55

56

Низкий

39

50

33

44

Путем анкетирования выявлено, что значительная часть учащихся (табл.1) имеет только элементарные знания о здоровье, неполное понимание важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; частичное овладение практическими навыками сохранения и приумножения здоровья, слабую готовность к взаимодействию со взрослыми, в том числе и с родителями, в вопросах сохранения и укрепления здоровья; в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни, участвуют нерегулярно. Теоретические знания в области безопасного поведения в большей степени поверхностные, нечеткие, ответы на вопросы анкеты неполные, несмотря на правильное описание алгоритмов поведения в опасных ситуациях, объяснить и обосновать учащиеся их не могут.

Таким образом, результаты входного анкетирования выявили недостаточный уровень сформированности здорового и безопасного образа жизни учащихся, что указывает на необходимость проведение дополнительных мероприятий.

Формирующий эксперимент продолжался в течение 5 недель. В течение всего экспериментального периода ежедневно проводилась утренняя зарядка с учащимися экспериментальной группы. Другим мероприятием стала беседа с элементами практической направленности «Стресс. Как бороться со стрессом?». Мероприятие было решено провести, так как большинство учащихся на вопрос анкеты «Какое у вас самочувствие» ответили «Удовлетворительное», и указали, что часто испытывают стресс. Мероприятие включало практическую часть, которая представлена играми и тренингами.

 В мероприятии «День здоровья» в форме игры по станциям принимала участие не только экспериментальная группа, но и учащиеся 5, 6 классов. После подведения итогов игры определены победители в пяти номинациях, которым были вручены грамоты на школьной линейке.

На третьей неделе практики проведен классный час с участием сотрудников МЧС, ГИБДД. Дети проявляли интерес, активно задавали вопросы, вступали в диалог с гостями. Учащимся были продемонстрированы разновидности огнетушителей и их применение. Дети получили памятки по профилактике клещевых инфекций и оказанию помощи при укусе клеща. В конце мероприятия проведена рефлексия с учащимися.

Последним мероприятием была интеллектуальная игра «Здоровье и безопасность» в формате телепередачи «Своя игра», которая представлена теоретической и практической частью. Мероприятие завершилось награждением победителей. При проведении мероприятий учащиеся проявили интерес и активность.

После проведения экспериментальных мероприятий повторно проведены анкетирования на определение уровня сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся контрольной и экспериментальной групп с целью оценки эффективности проведенных мероприятий.

Получено, что в контрольной группе количество учащихся с низким уровнем сформированности здорового образа жизни снизилось на 22%, со средним – повысилось на 6%, с высоким – повысилось на 16%. Данные экспериментальной группы оказались следующими: произошло снижение количества учащихся с низким уровнем на 44%; количество учащихся со средним уровнем  повысилось на 7%; с высоким уровнем – на 38% (рис.1). Изменения уровня сформированности учащихся КГ несмотря на положительную динамику были статистически не достоверными.

Рисунок 1. Уровень сформированности культуры здорового образа жизни учащихся КГ и ЭГ до и после эксперимента (* – различия достоверны с данными входного анкетирования; # – различия достоверны с данными КГ; изменения достоверны по критерию Манна-Уитни, p ≤ 0,05)

Повышение уровня сформированности культуры здорового образа жизни учащихся экспериментальной группы были статистически достоверными. Получено, что эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни равно 46, что меньше Ukr=83 (р<0,05). Сравнительный анализ уровня сформированности культуры здорового образа жизни учащихся контрольной и экспериментальной групп после проведенного эксперимента показал статистически значимые различия между группами. Получено, что эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни равно 75, что меньше Ukr=95 (р<0,05). Внеурочные мероприятия по формированию здорового образа жизни учащихся экспериментальной группы оказались эффективнее мероприятий, проводимых в КГ.

Рассмотрим результаты изменения уровня сформированности безопасного уровня жизни учащихся контрольной и экспериментальной групп (рис.2).

Рисунок 2. Уровень сформированности культуры безопасного образа жизни учащихся КГ и ЭГ до и после эксперимента

Получено, что после проведенных мероприятий в контрольной группе учащихся с низким уровнем сформированности безопасного образа жизни снизилось на 21%, со средним – не изменилось, с высоким – повысилось на 21%. При повторном анкетировании в экспериментальной группе выявлено, что учащихся с низким уровнем стало меньше на 38%, со средним уровнем увеличилось на 6%, с высоким – на 32% (рис.2). Несмотря на повышение уровня сформированности безопасного образа жизни учащихся КГ и ЭГ различия по критерию Манна-Уитни оказались статистически не значимыми, что можно объяснить непродолжительным сроком исследования.

Выводы. Анализ литературы по изучению здорового и безопасного образа жизни и проведенный педагогический эксперимент указывают на недостаточный уровень сформированности здоровьесбережения и безопасного поведения школьников и на необходимость проведения мероприятий для решения данной проблемы в рамках внеурочной деятельности. В сельских школах формирование здорового и безопасного образа жизни должно строиться с учетом тех особенностей, которые характерны для конкретной местности и условий. Разработанные экспериментальные внеурочные мероприятия: беседа с элементами практической направленности «Стресс. Как бороться со стрессом», классный час с участием сотрудников МЧС, день здоровья в форме игры по станциям, интеллектуальная игра «Здоровье и безопасность оказали положительное влияние на изменение уровня здорового и безопасного образа жизни учащихся 7 класса. Внеурочная деятельность по ОБЖ должна иметь практическую направленность, дополняться встречами с представителями различных служб и ведомств, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности граждан и Российской Федерации, быть непрерывной, носить системный характер.


Список литературы

1. Дымова И.А., Кароян А.А. Медико-социальные проблемы здоровья школьников по результатам анкетирования // Пермский медицинский журнал. 2019. Том XXXVI, № 5. С. 83–87.
2. Филькина О.М., Кочерова О.Ю., Малышкина А.И. и др. Информированность и отношение подростков к здоровому образу жизни // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. № 30 (1). С. 33.–38.
3. Уровень детского травматизма в России стабилен, но сами травмы стали тяжелее [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:// interfax-russia.ru (дата обращения 1.09.2023).
4. Головко О.В. Структура детского травматизма и оценка санитарно-просветительной работы по его профилактике // Оренбургский медицинский вестник. 2020. №1 (29). С. 73–76.
5. Корчагина Т.А. Формирование познавательной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4. С. 124–128.
6. Чикенева И.В., Купцова В.Г. Подготовка обучающихся общеобразовательных организаций к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-2. С. 181–184.
7. Неретина Т.Г., Мельникова М.Л., Ягодинцева Т.Ю. Организация внеклассных мероприятий по формированию у младших школьников культуры здорового и безопасного образа жизни // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 11-1 (50). С. 146–150.
8. Жигулева Л.Ю. Сущность и педагогические возможности внеурочной деятельности в сельской малочисленной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С.33-39.
9. Торохов В.Е. Формирование здорового образа жизни у школьников в сельских школах // Academy. 2022. № 2(73). С. 60–63.
10. Щеклеина Н.Г., Козьминых Н.В. Организация учебно-исследовательских и природоохранных проектов во внеурочной деятельности сельской школы // Исследователь/ Researcher. 2022. № 1-2. С. 144–155.
11. Прохорова В.С. Особенности организации внеурочной деятельности подростков в современных условиях // Вестник магистратуры. 2019. № 2-1(89). С. 49–51.
12. Рожкова Е. М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2014. №5. С.21–26.

Расскажите о нас своим друзьям: