Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023

Дата публикации 19.12.2023

Психологические особенности эмоционального интеллекта личности с различным уровнем экстраверсии

Научный руководитель Зекерьеяев Руслан Ильвисович
Кандидат психологических наук, Доцент кафедры Психологии ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», Россия, г.Симферополь, e-mail: ruslan51291@mail.ru
Щедова Полина Андреевна
Студентка 2 курса ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», Россия, г. Симферополь, e-mail: shhedova1993@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению психологических особенностей компонентов эмоционального интеллекта личности с различным уровнем экстраверсии. Поднимается вопрос эмоционального интеллекта как психологического феномена. Исследуется взаимосвязь показателей экстраверсии личности с уровнем отдельных компонентов эмоционального интеллекта. В рамках исследования была выявлена закономерность: уровень экстраверсии оказывает влияние на эмоциональный интеллект личности, что подтверждается статистической значимостью с помощью метода математической статистики U-критерий Манна-Уитни, частотного анализа и корреляционного анализа Спирмена.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмпатия, эмоциональная осведомлённость, эстраверсия, интроверсия, взаимосвязь эмоционального интеллекта с уровнем экстраверсии.

Psychological features of emotional intelligence of a person with different levels of extroversion

Scientific adviser Zekeriaev Ruslan Ilvisovich
PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology SBEIHE RC CEPU named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Schedova Polina Andreevna
2nd year student SBEIHE RC CEPU named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol

Abstract: The article is devoted to the study of the psychological characteristics of the components of emotional intelligence of a person with different levels of extroversion. The question of emotional intelligence as a psychological phenomenon is raised. The interrelation of indicators of personality extraversion with the level of individual components of emotional intelligence is investigated. The study revealed a pattern: the level of extraversion affects the emotional intelligence of the individual, which is confirmed by statistical significance using the method of mathematical statistics Mann-Whitney U-test, frequency analysis and Spearman correlation analysis.
Keywords: emotional intelligence, empathy, emotional awareness, estroversion, introversion, the relationship of emotional intelligence with the level of extroversion

Правильная ссылка на статью
Щедова П. А. Психологические особенности эмоционального интеллекта личности с различным уровнем экстраверсии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskie-osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-lichnosti-s-razlichnym-urovnem-ekstraversii.html (Дата обращения: 19.12.2023)

Введение

Эмоциональный интеллект - способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Эмоциональный интеллект включает в себя способность использовать эмоции в конструктивных целях, эмпатию и понимание чувств других людей. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше справляются с эмоциональными вызовами, такими как стресс, конфликты или потеря, и могут эффективно устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект влияет на личностные отношения, работу и общую благополучность. Однако, не все люди обладают одинаковым уровнем эмоционального интеллекта. Одним из фактором, влияющим на его развитие, является уровень экстраверсии личности. Несмотря на большое количество исследований, посвященных различным уровням экстраверсии, недостаточно изученным остается их связь с психологическими особенностями эмоционального интеллекта. [2]

Целью статьи является изучение психологических особенностей компонентов эмоционального интеллекта личности с различным уровнем экстраверсии.

 

Анализ литературы по проблеме исследования

Д. Гоулман даёт определение эмоционального интеллекта, как способность управления своими эмоциями и эмоциями других людей, что по мнению автора важнейший фактор достижения личностной и социальной эффективности. Д. Гоулманом была разработана модель эмоционального интеллекта, состоящая из 5 компонентов. Первый компонент - самопознание, которое понимается как способность отслеживать собственные эмоции и их влияние на собственное поведение, определять сильные и слабые стороны личности. Вторым компонентом рассматривается мотивация, автор модели раскрывает её как способность использования эмоций для достижения заданных целей. Следующий компонент - эмпатия – это умение понимать и учитывать чувства других людей при принятии каких-либо решений, также в категорию эмпатии автор включает навык сопереживания людям. Четвёртый компонент - саморегуляция, которая проявляется в контроле собственных эмоций, сдерживании импульсивных действий. Последним пунктом представлены социальные навыки, которые подразумевают под собой навык эффективного выстраивания отношений с окружающими, способность направлять людей в необходимое направление. [2]

Л. С. Выготский утверждал, что эмоции являются важным компонентом в когнитивных процессах, своеобразным «центральным звеном» психической жизни человека. Эмоции взаимосвязаны с мышлением и имеют свойство оказывать влияние друг на друга. Учёный в своей концепции «единства интеллекта и аффекта», считал, что достичь гармоничной личности можно через всестороннее формирование эмоциональной сферы ребёнка. Освещая важность развития эмоционального интеллекта с раннего детства, как один из ключевых факторов формирования всестороннее гармонично развитой личности. [1]

П. Сэловей и Д. Мэйер впервые ввели термин «эмоциональный интеллект» в 1990 г. Разработав первую модель эмоционального интеллекта, которая подразумевала под собой понимание, различение и осознание собственных эмоций и чувств, эмоций и чувств других людей и в умении преобразовывать данную информацию для корректировки мышления и действий. Под корректировкой понимается творческое размышление, управление мотивацией и вниманием под воздействием регуляции эмоций. Однако позднее авторы эмоционального интеллекта предложили доработанную модель, в которой эмоциональный интеллект понимается как умение проживать и осознавать информацию которая содержится в эмоциях, дифференцировать связь эмоций и чувств, осознанно координировать эмоции для повышения уровня индивидуального развития и сознательного принятия решений. [5]

С. П. Деревянко и Я. С. Скорик изучив эмоциональные особенности молодых людей с различными уровнями психологического благополучия, обнаружили различия в эмоциональном интеллекте: у людей с высоким психологическим благополучием лучше развиты способности к распознаванию эмоций, эмпатии, самомотивации и управлению своими эмоциями. У данной категории людей более явно проявляется неосознанное стремление к рефлексии. Авторы пришли к выводу, что у молодых людей с низким психологическим благополучием, недостаточно развиты механизмы взаимодействия осознанных эмоциональных способностей и механизмы рефлексии. [3]

Развитие личности сложный, многогранный процесс, включающий множество фактором. Одними из таких факторов выступают экстраверсия и интроверсия. Исследование данных факторов имеют значительную актуальность для понимания личности, улучшения её психического здоровья, формирования качественных межличностных отношений. Понимание различий между экстравертами и интровертами даёт возможность улучшить коммуникацию и межличностные отношения. Понимание данных черт способно помочь людям находить подходящие для них сферы деятельности.

К. Г. Юнг впервые ввёл такие термины как интроверсия и экстраверсия.  Однако современная трактовка и использование отличаются от первоначального значения. К. Г. Юнг определял интроверсию как направленность на внутреннее психическое содержание, а экстраверсию как концентрацию интересов на внешних объектах. Основной критерий, различающий экстравертов и интровертов - направление движения либидо. Согласно Юнгу экстраверты предпочитают социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, интроверты предпочитают погружение в мир воображения и размышлений. Экстраверсия проявляется в дружелюбном, разговорчивом и энергичном поведении, направлена растрачивание своей энергии на окружающие объекты. Интроверсия же проявляется в замкнутом и уединённом поведении. Принято рассматривать экстраверсия и интроверсия как единое пространство измерений, благодаря этому высокие показатели одной характеристики неизменно предполагают низкие показатели другой. [6, 7]

А. С. Лухменева исследуя экстраверсию и интроверсию, рассматривает различные точки зрения исследователей в области изучения данных характеристик личности. Автор анализирует различные возможные взаимосвязи между экстраверсией и интроверсией в рамках теорий личности. Полученные данные, могут быть полезны как для психологической службы учебного заведения, так и для самого студента. А. С. Лухменева подчеркивает, что знание своих индивидуальных особенностей помогает человеку справляться с жизненными задачами, реализовывать свой потенциал как в учебной либо профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая эти данные, педагог-психолог может помочь студентам разработать индивидуальные стратегии развития. [4]

 

 

Организация и методы исследования

Эмпирическую базу исследования составили 40 человек, возрастное и гендерное распределение респондентов: 10 мужчин и 30 женщин в возрасте от 16 до 21 года. Испытуемые привлекались, посредством информирования о проведении исследования в социальных сетях. Были привлечены студенты ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова».

В ходе исследования был использован ряд методик:

  1.  «Личностный опросник EPI» (Г. Айзенка)
  2.  «Тест эмоционального интеллекта» (Н. Холла)
  3.  Методика «Тест эмоционального интеллекта МЭИ» (М. Манойлова)

В ходе исследования были использованы методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, корреляционный анализ Спирмена, U-критерий Манна-Уитни.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем экстраверсии и особенностями эмоционального интеллекта личности.

 

Представление и анализ результатов исследования.

В ходе исследования были выявлены различия эмоциональной осведомлённости респондентов с различным уровнем экстраверсии (рис. 1).

Рисунок 1. Сравнение эмоциональной осведомлённости людей с различным уровнем экстраверсии

 

Из рисунка 1 видно, что у респондентов с выраженной экстраверсией уровень эмоциональной осведомленности выше, чем у респондентов с выраженной интроверсией. Данное различие проявляется в том, что экстраверты склонны лучше понимать свои эмоции, управлять ими, распознавать эмоциональные реакции других людей и эффективно выражать

собственные чувства и эмоции.

Существование различий в уровне эмоциональной осведомлённости личности с различным уровнем экстраверсии было подтверждено U – критерием Манна-Уитни (рис. 2).

Рисунок 2. U-критерий Манна-Уитни

Из рисунка 2, видно, что есть статистически значимое различие между группами респондентов в проявлении эмоциональной осведомленности (Uэмп = 14,0; ρ <0,05).

Для обоснования взаимосвязи между уровнем эмоциональной осведомленности респондентов с различным уровнем экстраверсии был использован корреляционный анализ Спирмена (Рис. 3).

Рисунок 3. Результаты корреляционного анализа Спирмена

В ходе корреляционного анализа было обнаружено, что есть сильная прямая взаимосвязь между уровнем экстраверсии и выраженность такого компонента эмоционального интеллекта, как эмоциональная осведомлённость (p = 732).

В ходе исследования было обнаружено, что поведенческий компонент эмоционального интеллекта, включающий в себя управление чувствами, у экстравертов выше, чем у интровертов. Данное различие проявляется в психологической гибкости, экстраверты склонны лучше принимать и контролировать свои эмоции, устанавливать новые контакты и связи (рис. 4)

 

 


Список литературы


1. Выготский Л. С. Психология развития человека // – М.: Издательство Смысл; Эксмо. 2005. С. 1136.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект // М.: АСТ, 2009. С. 476.
3. Деревянко С. П. Роль эмоционального интеллекта в психологическом благополучии молодых людей // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2018. № 7. С. 91 – 95.
4. Лухменева А. С. Особенности экстраверсии и интроверсии у личности с разным уровнем психологического благополучия (на примере юношеского возраста) // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79. С. 235 – 238.
5. Сэловей П. Воображение, познание и личность // Научные исследования: электронный журнал. – URL: https://www.scirp.org/index.aspx (дата обращения: 29.11.2023).
6. Юнг К. Г. Психологические типы // СПб., «Ювента». 1995. С. 129.
7. Юнг К. Г. Аналитическая психология // М.: АСТ, 2020. С. 400.

Расскажите о нас своим друзьям: