Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023
УДК 159.98
Дата публикации 19.12.2023
Проблемы обучения студентов-психологов психологическому консультированию и способы их решения
Распопин Евгений Владимирович
доцент кафедры философии, психологии и гуманитарных дисциплин Уральского юридического института МВД России, кандидат психологических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0002-9404-2054, e-mail: ev73@mail.ru
Макарова Ангелина Алексеевна
Инспектор отдела по делам несовершеннолетних ОМВД России «Североуральский», angelina_makarova_1903@mail.ru
Аннотация: В статье анализируются проблемы, возникающие при обучении студентов-психологов психологическому консультированию и психотерапии. Рассматриваются представления некоторых ведущих специалистов в области консультирования о том, как может быть организовано обучение психологов-консультантов. Приводится личный опыт авторов в обучении студентов-психологов консультативной работе, в ходе которой студенты вначале получали опыт личной психотерапии у практических психологов, а затем сами выступали в качестве консультантов, осуществляя консультативную деятельность в формате скриботерапии, или консультативной переписки.
Ключевые слова: психология, студенты-психологи, психологическое консультирование, психотерапия, профессиональная подготовка психологов-консультантов.
Associate Professor of the Department of Philosophy, Psychology and Humanities of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Psychological Sciences, docent
Inspector of the Department of Juvenile Affairs of the Department of the Ministry of Internal Affairs Russia «Severouralskiy»
Abstract: The article analyzes the problems that arise when teaching psychological counseling and psychotherapy to psychology students. The ideas of some leading experts in the field of counseling on how the training of counseling psychologists can be organized are considered. The authors' personal experience in teaching counseling to psychology students is given, during which students initially gained experience in personal psychotherapy from practical psychologists, and then acted as consultants themselves, carrying out advisory activities in the format of scribe therapy, or consultative correspondence.
Keywords: psychology, psychology students, psychological counseling, psychotherapy, professional training of psychological consultants.
Распопин Е.В., Макарова А.А. Проблемы обучения студентов-психологов психологическому консультированию и способы их решения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problemy-obucheniya-studentov-psikhologov-psikhologicheskomu-konsultirovaniyu-i-sposoby-ikh-resheniya.html (Дата обращения: 19.12.2023)
Выделяют несколько основных видов, или направлений деятельности практического психолога, к которым относятся:
1) психологическое просвещение, целью которого является повышение психологической культуры человека;
2) психологическая профилактика, направленная на предупреждение когнитивных, эмоциональных, поведенческих проблем и трудностей социально-психологической адаптации личности;
3) психологическая диагностика, целью которой является получение информации о психических процессах, состояниях и свойствах личности с помощью психологических тестов;
4) психологическая коррекция как воздействие на психические процессы, состояния и свойства личности с целью исправления отклонений в их нормальном развитии и функционировании;
5) психологическое консультирование и психотерапия как помощь личности в решении психологических проблем [1; 6].
В процессе профессионального обучения будущие психологи методично и целенаправленно осваивают эти виды деятельности, как во время аудиторных занятий (на лекциях, практических и семинарских занятиях), так и в ходе прохождения практики. При этом некоторые из этих видов деятельности осваивать относительно проще, а освоение других вызывает определенные трудности – как организационные, так и сугубо личные, психологические.
Одними из наиболее интересных и притягательных направлений для будущих психологов являются психологическое консультирование и психотерапия. В то же время, они являются одними из наиболее сложных для практического освоения. Это обусловлено, прежде всего, трудностью перехода от классических схем и методов обучения «академического» стиля к сугубо практическим формам работы. Например, сложно найти клиентов для этой работы, создать подходящие условия для ее проведения, соблюсти принцип конфиденциальности в работе с ними, особенно, если в качестве таких «учебных» клиентов выступают сами студенты и т. д.
В ряде случаев эти проблемы удается успешно решать.
Например, в некоторых вузах функционируют психологические лаборатории, на базе которых студенты-психологи старших курсов проводят консультации для других студентов этого вуза. Эта работа ведется под руководством опытных наставников, с последующим «разбором полетов», на безвозмездной основе. В результате будущие психологи получают реальный опыт работы с клиентами, а студенты, обратившиеся за консультацией, получают возможность обсудить волнующие их вопросы и проблемы.
Также есть лаборатории, где студенты-психологи проводят психодиагностическую работу с детьми и их родителями в рамках оценки соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам, анализа стилей детско-родительских отношений, профессиональной ориентации подростков и т. д. с последующей разработкой практических рекомендаций по результатам психодиагностических обследований.
Как видно из этих примеров, профессиональная подготовка будущих психологов может быть значительно более живой, насыщенной и практико-ориентированной, если отходить от сугубо «академического», «кабинетного» стиля к более творческому и непосредственному взаимодействию со студентами, сохраняя разумный баланс между этими формами работы.
К слову отметить, перекос в сторону, «академического» стиля характерен не только для современного психологического образования. Вот как вспоминал свое обучение Дж. Бьюдженталь: «Большая часть времени была посвящена психическим процессам – развитию, мышлению, восприятию, научению и памяти. Оно включало социальную и патопсихологию, методы исследования (с упором на статистику, естественно) и психологическое тестирование (только стандартизированные измерения). В курсе детской психологии было мельком упомянуто консультирование, но я сомневаюсь, чтобы когда-нибудь произносилось слово «психотерапия». А если такое и случалось, то это было что-то таинственное, что делали европейские психоаналитики. Под консультированием понимались, в основном, рациональные советы, направленные на то, чтобы помочь адаптироваться к обстоятельствам. Советы намеренно давались совершенно объективно» [2, с. 113-114].
Таким образом, вопрос о подготовке будущих психологов к практической работе, особенно в области психологического консультирования, стоит довольно остро. О том, как строить профессиональную подготовку психологов-консультантов неоднократно писали многие известные психологи и психотерапевты.
Так, К. Роджерс пишет о том, что эффективная подготовка консультанта должна включать в себя следующие элементы:
1. Профессиональный отбор студентов, которые по своим личностным качествам подходят для консультативной работы.
2. Проведение со студентами работы, ведущей к глубокому пониманию природы человеческих отношений.
3. Прохождение курсов, дающих знания в области психологического развития и вопросов адаптации человека.
4. Обучение методам психологического исследования.
5. Собственно обучение методам психологического консультирования, в ходе которого студенты знакомятся с разными взглядами и подходами в области консультирования и психотерапии.
6. Практика консультативной работы под профессиональным наблюдением супервизора.
При этом К. Роджерс отмечает, что в большинстве вузов такая подготовка возможна лишь частично [5].
Р. Кочюнас пишет о том, что во многих странах статус консультанта определяется лицензией, которая предоставляет официальное право заниматься консультированием. Чтобы получить ее, надо пройти соответствующее обучение, проработать определенное количество часов под наблюдением супервизора и иметь определенный минимум профессионального опыта. Все это позволяет отграничить от этой деятельности тех, кто не имеет надлежащей подготовки. Однако наличие лицензии не гарантирует того, что консультант обладает личностной готовностью и компетентностью в этой области. Поэтому наряду с теоретической подготовкой будущему консультанту необходим опыт углубленного самопознания, что достигается путем личной терапии. Личная терапия представляет уникальную возможность увидеть процесс консультирования и психотерапии глазами клиента, получить опыт проработки своих собственных внутриличностных конфликтов, понять, как организуется консультативная работа изнутри, а также помогает преодолеть собственные профессиональные сомнения перед началом практики [3].
И. Ялом также оценивает личностную терапию как наиболее важную часть психотерапевтического обучения [7].
Далее поделимся нашим личным опытом решения проблемы обучения будущих психологов практическим основам психологического консультирования.
Ранее на базе кафедры психологии служебной деятельности Уральского юридического института МВД России, в процессе изучения учебной дисциплины «Психологическое консультирование» нами был реализован следующий проект.
В проекте приняли участие обучающиеся 4 курса в количестве 20 человек, проходящие обучение по специальности «Психология служебной деятельности».
Прежде всего, с учетом того, что компетентному психологу полезно иметь опыт личной терапии, обучающиеся (далее – студенты) выполняли следующий практикум.
Задание практикума: получение опыта прохождения личного консультирования (в качестве клиента).
Рекомендуемая продолжительность консультативной работы: не менее 3-5 встреч.
Формат работы: допускаются как очные, так и заочные консультации (телефон доверия и т. п.). Для этого студенты должны были самостоятельно найти консультанта, исходя из своих, в том числе, финансовых возможностей (например, на телефоне доверия помощь оказывается бесплатно; некоторые студенты выбирали платные консультации у частнопрактикующих психологов).
По результатам прохождения консультирования составлялся отчет, который включал в себя следующие элементы:
1. Описание проблемы и запроса, с которым студент обратился за консультацией к психологу.
2. Информация о консультанте:
а) общие сведения о консультанте (пол, возраст, образование, место работы, опыт работы и т.д.);
б) стиль общения и поведения консультанта;
в) психотерапевтический подход, в русле которого работает консультант;
г) что понравилось в работе консультанта, что было полезным. Что хотелось бы взять для дальнейшей самостоятельной работы;
д) что не понравилось в работе консультанта, было непонятным, вызывало неприятные чувства и сопротивление.
3. Процесс и результат консультирования:
а) насколько полно был проработан запрос и решена проблема;
б) анализ техник, приемов, методов, которые консультант использовал в своей работе;
в) краткое описание содержания встреч.
4. Рефлексия опыта консультативной работы в качестве клиента:
а) что студент испытывал в процессе личного консультирования (чувства, мысли, переживания);
б) какие изменения (личностные, эмоциональные, поведенческие) произошли с ним за время работы;
в) какие выводы студент сделал о консультативной (психотерапевтической) работе.
По результатам выполнения практикума студенты делали доклады и сообщения, во время которых делились впечатлениями от опыта прохождения личной психотерапии.
Некоторые отзывы носили выраженный положительный характер, как в плане содержания работы, так и в плане отношения психологов к своим клиентам. Встречались и негативные примеры, когда психологи были избыточно авторитарны или невнимательны, давали прямые советы вместо того, чтобы помочь разобраться в проблеме и т. п. В результате студенты на личном опыте познакомились с разными стилями, формами, подходами к консультативной работе, с разными моделями поведения психологов-консультантов и т. д.
На следующем этапе студенты выполняли курсовую работу, в рамках которой уже сами выступали в роли консультантов. Для этого студенческая группа была попарно разделена на клиентов и консультантов, причем каждый выступал сначала в роли клиента, затем консультанта. Кто c кем будет взаимодействовать определялось вслепую, студенты не знали, с кем им предстоит работать. При этом одни и те же студенты не могли выступать друг для друга и в роли консультанта, и в роли клиента: на следующем этапе, когда клиенты и консультанты менялись местами, пары перемешивались.
Консультирование проводилось в форме консультативной переписки, или скриботерапии [4]. Это такая форма работы, при которой клиент и консультант общаются с помощью писем. Переписка велась по электронной почте. Соответственно, для каждого студента был создан адрес электронной почты без указания точного имени ее владельца, а самим студентам были даны псевдонимы, чтобы сохранить анонимность обеих сторон до окончания работы.
На этапе работы в качестве клиента студентам давалось задание выбрать свою реально существующую психологическую проблему. Это должна была быть такая проблема, чтобы, с одной стороны, студенты могли позволить себе вынести ее на публичное обсуждение без опасений за свою психологическую безопасность. В то же время, эта проблема должна была быть достаточно сложной для того, чтобы было над чем работать.
По результатам личного консультирования студенты составляли отчет по той же форме, которая использовалась при выполнении практикума.
По результатам работы в качестве консультанта студенты составляли отчет в соответствии с основными этапами консультативной работы:
1. Установление контакта.
2. Сбор информации о проблеме клиента.
3. Осознание желаемого результата (определение запроса).
4. Перебор гипотез и выработка альтернативных решений.
5. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта [4, с. 262].
Защита курсовой работы проходила следующим образом. Вначале о процессе, содержании и результатах своей работы рассказывал консультант. Затем свой отчет зачитывал студент, который выступал в качестве его клиента. После этого организовывалось обсуждение итогов работы, в ходе которого студенты давали друг другу обратную связь. Предметом обсуждения становились взаимные ожидания и трудности понимания друг друга, положительные стороны и ошибки в работе и т. д. Например, студенты часто отмечали, что основной проблемой для них было стремление сразу помочь клиенту решать его проблему и переживание чувства фрустрации из-за того, что они не понимали, как это сделать. Если же студенты переключались с внешней стороны проблемы на субъективный мир клиента, помогали им проанализировать свои мысли, чувства, установки, связанные с проблемой, то клиенты сами начинали двигаться в направлении разрешения своих трудностей.
Таким образом, в рамках выполнения практикума и подготовки курсовой работы студенты побывали вначале в роли клиента, а затем консультанта, благодаря чему получили полезный практический опыт в области психологического консультирования и познакомились с этой деятельностью с разных сторон. Примечательно, что в дальнейшем некоторые студенты продолжили знакомство с практикой психологического консультирования – как в качестве клиентов, так и в качестве консультантов, предлагая психологическую помощь другим студентам вуза, для получения дальнейшего опыта практической деятельности.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Прометей, 2018. – 540 с.
2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – М.: Корвет, 2015. – 320 с.
3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. – М.: Академический проект, 2022. – 222 с.
4. Меновщиков В.Ю. Психологическое интернет-консультирование. – М.: Смысл, 2019. – 488 с.
5. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы. – М.: Психотерапия, 2008. – 512 с.
6. Савенкова И.А. Введение в профессию психолог. – Орел: Орловский государственный университет, 2015. – 72 с.
7. Ялом И. Дар психотерапии. – М.: Эксмо, 2023. – 320 с.