Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023
УДК 372.878
Дата публикации 20.12.2023
Роль хорового сольфеджио в развитии музыкального слуха учащихся младшего школьного возраста
Хазеева Ирина Наильевна
канд. пед.наук, доцент кафедры музыкального образования, Нижневартовский государственный университет, ORCID: 0000-0002-4078-8416
Чуркина Анастасия Павловна
Магистрантка, Музыкальное образование, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Россия
Аннотация: В данная статься посвящена внедрению интегративного предмета «Хоровое сольфеджио» в образовательные учреждения, предлагается применение описанных основных методов позволит повысить эффективность хорового сольфеджио в хоровой деятельности.
Ключевые слова: хор, хоровое пение, хоровое сольфеджио.
Candidate of Pedagogical Sciences, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia
Undergraduate student, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia
Abstract: This article is devoted to the importance of the integrative subject "Choral solfeggio" and its role in choral singing. The paper considers methods and techniques based on relational solmization, which will improve the effectiveness of the process of developing students' musical hearing.
Keywords: choir, choral singing, choral solfeggio, melodic hearing.
Хазеева И.Н., Чуркина А.П. Роль хорового сольфеджио в развитии музыкального слуха учащихся младшего школьного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-khorovogo-solfedzhio-v-razvitii-muzykalnogo-slukha-uchashhikhsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 20.12.2023)
Исторически обосновано, что хоровое пение создает благоприятные условия для общего интеллектуального и обще-психического развития личности, воспитания его духовно-нравственных устоев, совокупности эстетических потребностей. Хоровое исполнительство и подготовка хоровых руководителей имеют в нашей стране давние традиции и базируются на таких важных принципах, как соборность, единое «дыхание» коллектива, взаимодействие на объединяющей творческой основе, формирование вокально-хорового мастерства и т. д. Хоровое исполнительство является идеальным фактором развития певческой культуры школьников, способствует формированию мировоззрения личности учащихся как в сфере общего, так и в сфере дополнительного музыкального образования.
«Хоровое пение» – одна из древнейших, наиболее распространенных и доступных форм художественной деятельности человека. «Хор» – творческий коллектив, который дает жизнь музыкальным произведениям, исполняет их и раскрывает слушателям их смысл. Исполнительский творческий процесс в хоре тесно связан с музыкальным слухом, имеющим определенную слуховую настройку. «Отсутствие понимания того, как соотнести слуховой опыт с развитием слуха может приводить людей к мысли о том, что у них нет слуха. Однако людей без слуха практически не бывает. Большинство проблем связанно с некачественным обучением основам, в музыкальных школах и прочих учебных заведениях» [1, с.260].
Стремление активизировать учебную деятельность приводит к созданию интеграционных предметов, где, например, ознакомление с музыкой дополняется ритмическими элементами, музыкальная деятельность сочетается с театральной деятельностью и т. д. Многообразие задач, определяющих процесс музыкального воспитания учащихся, у школьников эта тенденция углубляется: задачи общего музыкального развития решаются в связи с задачами обучения конкретным видам музыкальной деятельности, теоретическая подготовка придается практической направленностью учебного процесса.
В 70-80-х годах в системе школьного хорового образования получила распространение методика приобретения музыкальной грамотности, созданная хоровым дирижером, композитором, педагогом и исследователем в области хорового (детского) творчества Г.А. Струве.
Этот предмет называется «Хоровое сольфеджио», в основе которой лежат основные принципы относительной или релятивной сольмизации.
Абсолютная система сольфеджио включает изучение нот, интервалов, то есть нотной грамоты, которая является стандартной, классической и распространенной на уроках сольфеджио в музыкальных школах, школах искусств, вокальных и хоровых студиях.
Релятивная система сольмизации: от лат. Релятивис – относительный; коррелятивный, взаимный. Родоначальником самой идеи релятивной сольмизации можно также назвать Гвидо д'Ареццо, который использовал первые слоги строк известного григорианского песнопения как своеобразные «знаки памяти».
Релятивная система сольмизации с использованием мануальных знаков при работе с хоровыми коллективами развивает навык ладовой тяжести, развивает мелодический слух, умение воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления.
Существует множество известных методик, которые широко распространены как в России, так и за рубежом. Так, широкой публике стали известны многочисленные учебные пособия, автором которых является известный венгерский композитор и педагог Золтан Кодай («Релятивная система сольмизации») [2, с.168]. Система построена на принципах модальной мелодии. Именно понимание звучания мелодических шагов составляет основу слухового воспитания. Музыкальный материал на начальном этапе основан на особенностях венгерской народной музыки (на основе пентатоники). Чтобы лучше контролировать модальную гравитацию, для каждого из семи шагов используются жесты рук и слоговые названия.
Многие преподаватели на своих занятиях активно используют метод «столбика», разработанный в 20-х годах прошлого века болгарским педагогом Б. Тричковым. По его мнению, зрительный образ служит для лучшего понимания мажорного и минорного ладов. На вертикальной линии отмечены устойчивые и неустойчивые ступени, отражающие тональные и полутоновые отношения между ними. Автор метода указывает, что одна из целей его методики – «создать у учащихся тональное ощущение мажорной классической гаммы, в частности до мажор». Отдельный тон рассматривается им как «орган» со своим четко определенным местом и «постоянной функцией», воспринимаемой как абсолют. Для этого он использует ступенчатый принцип освоения режима.
Разновидностью символической записи звуков является колонна или лестница, предполагающая работу по инструкции. Лесенка может фиксировать не только основные (диатонические) ступени, но и нижние и верхние ступени (в этом случае педагог должен указать промежуток между ступенями лестницы).
«Хоровое сольфеджио» – музыкальная дисциплина, сочетающая хоровое и ансамблевое пение с приемами работы, принятыми в классе сольфеджио. Этот предмет преимущественно вокальный, поэтому пение составляет основу программы [2, с.165].
Новый предмет ни в коем случае не должен дублировать обычный курс сольфеджио.
Предмет «Хоровое сольфеджио» является связующим звеном между предметами «Хоровой класс» и «Сольфеджио». Теоретические знания, приобретаемые учащимися на занятиях, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует развитию музыкального мышления учащихся и формирует осознанное отношение к изучаемым музыкальным предметам [2, с.166].
Большое место на уроках хорового сольфеджио должно занимать чтение с листа. Систематическое пение по нотам полезно для развития чтения с листа.
«Хоровое сольфеджио» состоит из игровых изобразительных упражнений, имеющих простую, доступную учащимся форму, в соответствии с основным педагогическим принципом – от конкретного к абстрактному. Хоровые упражнения сольфеджио сочетают в себе три важных компонента: зрительный, слуховой и двигательный. Используются жесты рук. Названия шагов относительного режима заменяются номерами, соответствующими их порядковым номерам. Сжатый кулак поется «один», рука вверх – «два», рука ладонью вниз – «три».
Для ребенка это своеобразные музыкальные шаги, из которых видно, что «два» выше «одного», «три» выше «два». Сначала учащиеся просто поют и считают, но позже узнают, что это очень масштабный шаг.
Систематические занятия жестами рукой, а затем пение под руку (рука как «нотный стан») интенсивно развивают координацию голоса и слуха, закладывают основы ладового слуха. Из простых песнопений практические игры перерастают в песни. В процессе разучивания песни с дошкольниками решаются две задачи – выучить саму песню и развить навык пения жестами рук. Таким образом, развивается общая музыкальная грамотность детей. По нотам постепенно готовятся к будущему пению.
Процесс формирования данного качества подразделяется на несколько этапов:
- Первый этап – это создание начальной вокально-интонационной координации, т. е. развитие самой способности интонировать звуки разной высоты.
- Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации.
- Третий этап – формирование первоначальных навыков сольфеджирования – пения по нотам.
- Четвертый этап – само формирование и развитие ладового чувства – основы вокально-интонационного мастерства. На этом этапе формируется не только навык свободного сольфеджио «с листа», но и связанный с ним навык «слышать» гамму.
Методика проведения занятий по хоровому сольфеджио (Г. Струве)
Методическая работа по хоровому сольфеджио на всех уровнях образования должна проводиться по 3 направлениям: [5, с.6]
- Развитие мелодического и гармонического слуха.
- Развитие ладофункционального слуха.
- Развитие чувства ритма.
Эти основные области включают постоянное улучшение музыкальной памяти учащихся, внутреннего слуха и, в конечном итоге, общего музыкального развития.
Цель этих упражнений – формирование у учащихся навыков многоголосного пения.
Развитие мелодического и гармонического слуха по методике Г. Струве [5, с.6].
План занятия для учащихся младших классов по разделу «Хоровое сольфеджио» может выглядеть следующим образом:
- Понятие о высоких и низких звуках; нотная запись;
- Знакомство с ручными знаками; пение «по руке»;
- Лад (мажорный и минорный). Устойчивые и неустойчивые звуки.
Учащиеся младшего школьного возраста лучше всего воспринимают и осваивают материал в игровой форме. Это затрудняет выполнение основной задачи – осмысленного описания степеней и понимания их места на шкале. Поэтому следует пропевать ноты с указанием их места в гамме: «первый», «второй» и т. д. (полезно для вокализации)
Рисунок 1. Ручные знаки
Ручные знаки хорошо запоминаются, так как имеют два уровня наглядности – зрительный образ соединяется в них с мышечно-моторным чувством, что очень важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В современных условиях содержание учебного предмета и методы обучения должны постоянно доказывать свою многогранную эффективность. А. Островский в своих «Очерках» сформулировал принципиально важные условия успешной работы преподавателя: «Педагогическое мастерство необходимо для преподавания сольфеджио ввиду непременной обязанности возбудить у учащихся интерес к занятиям. При этом надо обеспечить верную направленность всего процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые практически – действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена» [6, с. 3137]. Предмет «Хоровое сольфеджио» имеет огромный потенциал в процессе развития музыкального слуха обучающихся, т.к. возможно применение методов и приемов, вокально-хоровых упражнений, комплексно воздействующих на развитие музыкального слуха – и на уровне наглядно-зрительного восприятия, и на уровне мышечной моторики в пластическом интонировании.
Список литературы
1. Ануфриева, М. И. Основные свойства музыкального слуха / М. И. Ануфриева, И. Н. Хазеева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. Т. 1, № 4(6). С. 259-261.
2. Берак О., Карасева М. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. М.: Классика - XXI, 2017. 224 с.
3. Зуева Н.В. Хоровая игротека: методическое пособие к программе «Хоровой класс». Пермь. 2003. 37 с.
4. Осеннева М., Самарин С, В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М.: Юрайт. 2022. 205 с.
5. Струве Г. А., Методическое пособие для детских хор. Студий «Хоровое сольфеджио». М: Классика – XXI. 2008. 71с.
6. Шах О. С. Особенности содержания и способов преподавания предмета «Хоровое сольфеджио» в условиях работы с дошкольниками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 3136–3140. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/53633.htm. (Дата обращения 22.11.2023)
7. Любарский В.К. Хоровое сольфеджио. М. 2017. 44 с.