Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023

УДК 37. 01

Дата публикации 15.12.2023

Проблематика патриотического воспитания студентов вузов в связи с проведением СВО

Марков Константин Викторович
кандидат педагогических наук, доцент, Военный учебный центр при ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», kaskad02.kk@mail.ru
Шевченко Евгений Викторович
доцент, Военный учебный центр при ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», kaskad02.kk@mail.ru
Левищев Владимир Анатольевич
старший преподаватель, Военный учебный центр при ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», kaskad02.kk@mail.ru

Аннотация: Данное исследование посвящено сложностям патриотического воспитания в университетах в контексте специальной военной операции и направлено на раскрытие педагогической динамики и ее влияния на восприятие студентов. В работе критически оценивается монолитное изображение патриотизма в академической сфере и пропагандируется смена парадигмы в сторону более тонкого, инклюзивного педагогического подхода. В исследовании переплетаются количественные и качественные методологии, в результате чего выясняется, что образовательные стратегии должны находить отклик у различных категорий студентов, способствуя целостному пониманию патриотизма, выходящему за рамки традиционных милитаристских нарративов.
Ключевые слова: Patriotic education, special military operation, pedagogical paradigms, student perceptions, academic militarization.

Problems of patriotic education of university students in connection with the conduct of SVO

Markov Konstantin Viktorovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Military Training Center at the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Southern Federal University"
Shevchenko Evgeniy Viktorovich
Associate Professor, Military Training Center at the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Southern Federal University",
Levishchev Vladimir Anatolyevich
senior lecturer, Military Training Center at the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Southern Federal University"

Abstract: This study focuses on the complexities of patriotic education in universities in the context of a Special Military Operation and seeks to uncover the pedagogical dynamics and its impact on students' perceptions. The paper critiques the monolithic portrayal of patriotism in the academic sphere and advocates a paradigm shift towards a more nuanced, inclusive pedagogical approach. The study intertwines quantitative and qualitative methodologies, finding that educational strategies should resonate with diverse student populations, fostering a holistic understanding of patriotism that transcends traditional militaristic narratives.
Keywords: Patriotic education, special military operation, pedagogical paradigms, student perceptions, academic militarization.

Правильная ссылка на статью
Марков К.В., Шевченко Е.В., Левищев В.А. Проблематика патриотического воспитания студентов вузов в связи с проведением СВО // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problematika-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-vuzov-v-svyazi-s-provedeniem-svo.html (Дата обращения: 15.12.2023)

 

Вводная часть и новизна

Исследование проблемного характера патриотического воспитания среди студентов университетов, особенно в контексте специальной военной операции (СВО), является ключевым в современном образовательном и социально-политическом дискурсе. Это исследование имеет первостепенное значение в связи с развивающейся динамикой национальной идентичности, гражданской ответственности и острой необходимостью гармонизации академических учебных программ с современными геополитическими реалиями.

Новизна данного исследования заключается в исследовательском подходе к интеграции патриотического воспитания в парадигму высшего образования, тщательном изучении педагогических методик и психосоциального воздействия СВО на студенческую аудиторию.

Основная цель данного исследования - определить и раскрыть многогранные аспекты патриотического воспитания в высших учебных заведениях на фоне СВО.

Для достижения этой цели в исследовании проводится подробный анализ основных теорий и методов преподавания патриотического воспитания в университетах. Оно стремится критически оценить методологические подходы и когнитивную восприимчивость студентов к таким образовательным парадигмам. Неотъемлемой частью этого исследования является оценка психологических и социокультурных последствий интеграции нарративов СВО в учебную программу, что позволяет изучить последующие изменения в мировоззрении и гражданской активности студентов.

Данные о методике исследования

Методология данного исследования основана на гибридном, многостороннем подходе, объединяющем качественную и количественную парадигмы для достижения всестороннего понимания пересечения патриотического воспитания и СВО в университетской среде. В исследовании используется эклектичный набор методологических инструментов, включая феноменологический анализ, герменевтическую интерпретацию и сбор эмпирических данных, чтобы разобраться в сложных нюансах этой темы. Кроме того, в исследовании используется контент-анализ для изучения учебных материалов, содержания учебных программ и официальных политических документов. Этот анализ помогает выявить идеологические течения и педагогическую философию, заложенные в этих текстах, и дает представление об официальной позиции и предполагаемых результатах подобных образовательных начинаний.

Экспериментальная часть, анализ, обобщение и разъяснение собственных данных или сравнение теорий

На экспериментальном этапе данного исследования был использован многогранный подход для анализа нюансов патриотического воспитания в университетах в контексте СВО. В исследовании приняли участие в общей сложности 100 студентов, что позволило получить обширный массив данных для анализа. Эмпирические данные, собранные с помощью опросов, интервью и контент-анализа, позволили получить глубокое представление о текущей эффективности подобных образовательных начинаний.

По результатам опроса выяснилось, что 60 % студентов положительно отнеслись к включению патриотической тематики в учебную программу. Этот вывод совпадает с наблюдениями Куликова и Новикова [Куликов, Новиков, 2019], которые отметили аналогичную тенденцию в восприимчивости студентов вузов к патриотическому воспитанию. Напротив, 40 % респондентов дали нейтральные или отрицательные ответы, выразив обеспокоенность по поводу одномерного изображения патриотизма, что перекликается с критикой Литвинова и Харченко [Litvinov, Kharchenko, 2021] о предвзятости патриотического воспитания.

Данные опросов, подвергнутые тщательному статистическому анализу, выявили значительные различия в восприятии студентами патриотического воспитания. Эти различия были особенно заметны при сравнении ответов на разных факультетах и в разные годы обучения, что подтверждает выводы Куликова С.П. и Новикова С.В. [Куликов С.П., Новиков С.В., 2019], которые подчеркивают неоднородность патриотических настроений среди студентов вузов. Кроме того, качественный анализ транскриптов интервью выявил разнообразные и зачастую противоречивые точки зрения студентов и преподавателей, что перекликается с наблюдениями Литвиновой Е.С. и Харченко А.В. [Литвинова Е.С., Харченко А.В., 2021] о сложностях реализации патриотического воспитания в медицинских вузах.

Контент-анализ учебных материалов и программ позволил глубже понять используемые педагогические подходы. В ходе исследования была отмечена тенденция к интеграции нарративов СВО в учебные программы, что соответствует педагогическим стратегиям, выделенным Киржаевым С. Б. и Зелько А. С. [Киржаев С. Б., Зёлко А. С., 2014]. Однако эта интеграция часто не имела критической основы, что приводило к одномерному изображению патриотизма, что подчеркивает Ежов Д.А. [Ежов Д.А., 2018] в своей критике государственного патриотизма в политических ценностях российской молодежи.

Сравнительный анализ эмпирических данных и существующих теорий выявил значительный разрыв. Хотя такие авторы, как Грязнова Е.В. и другие [Грязнова Е.В., и др., 2018] и Павлов [Павлов, 2013], разработали концептуальные основы патриотического воспитания, практическая реализация, как показало данное исследование, часто отклоняется от этих теоретических идеалов. Это отклонение особенно очевидно в контексте СВО, где образовательный нарратив иногда отклоняется в сторону милитаристского патриотизма, в отличие от гражданского патриотизма, о котором говорят Омаров О.Н. и другие [Омаров О.Н. и другие, 2019].

В итоге исследование выявило сложный и многогранный ландшафт патриотического воспитания в университетах. Несмотря на очевидные усилия по внедрению патриотических ценностей в академическую среду, этому подходу часто не хватает нюансов и критического участия, необходимых для воспитания всесторонне развитого патриотизма с гражданским мышлением. Этот вывод требует переоценки существующих стратегий и разработки более целостных образовательных моделей, соответствующих гражданским и мультикультурным идеалам патриотизма, которые пропагандируются в широкой научной литературе.

Выводы

Выводы данного исследования проясняют многогранность патриотического воспитания в контексте университетских учебных программ, особенно под влиянием СВО. Исследование показало сложную взаимосвязь между педагогическими парадигмами и воспитанием патриотических чувств, подчеркнув как успехи, так и проблемы, присущие этому начинанию.

Важнейшим результатом этого исследования стало осознание того, что существующий педагогический подход к патриотическому воспитанию, несмотря на то, что он имеет серьезные намерения, зачастую не имеет необходимой критической основы для формирования глубокого понимания патриотизма. Это особенно очевидно при интеграции нарративов СВО, которые, как показало исследование, склоняются к одномерному изображению патриотизма. Такое представление чревато чрезмерным упрощением сложных социально-политических реалий и может непреднамеренно привести к распространению монолитной формы национальной идентичности, игнорируя богатый гобелен мультикультурализма и гражданских ценностей.

Исследование показывает, что обучение студентов университетов в контексте СВО сопряжено со значительными трудностями. В нем освещается проблемный аспект, когда существующий образовательный подход преимущественно сосредоточен на продвижении конкретной формы патриотизма, часто совпадающей с милитаристскими ценностями, которые могут не в полной мере охватывать более широкие гражданские и этические обязанности. Непосредственная связь с СВО усиливает эту проблему, поскольку содержание образования может оказаться под чрезмерным влиянием современных военных повествований, что может привести к игнорированию критического развития учащихся как всесторонне развитых, социально ответственных личностей. Это подчеркивает необходимость более сбалансированной образовательной стратегии, которая объединяет патриотическое воспитание с критическим мышлением и этическим анализом, способствуя более полному пониманию гражданских обязанностей и ответственности в глобальном контексте.

 

 


Список литературы

1. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.
2. Ежов Д.А. Государственный патриотизм в системе политических ценностей российской молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 372-374.
3. Киржаев С. Б., Зёлко А. С. Методы активного обучения в системе патриотического воспитания в вузе // В мире научных открытий. Серия «Социально-гуманитарные науки» Красноярск: Изд-во «Научно-инновационный центр», 2014. - No 7 (55). – С. 56-69. 16. Павлов С. В. Проблемы патриотического воспитания молодежи // Вестник РМАТ. 2013. №1 (7). С. 68-72
4. Куликов С.П., Новиков С.В. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах // Московский экономический журнал. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-otechestvennyh-vuzah (дата обращения: 01.12.2023).
5. Литвинова Е.С., Харченко А.В. Проблемы патриотического воспитания студентов в высшем медицинском образовательном учреждении в современном мире // АНИ: педагогика и психология. 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-vysshem-meditsinskom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-v-sovremennom-mire (дата обращения: 01.12.2023).
6. Омаров О.Н., Закарьяева С.З., Курбанисмаилова М.Г. Поликультурная образовательная среда вуза как условие формирования гражданско-патриотической позиции студента // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 80-83.
7. Сай-Суу Ч. А. Особенности процесса воспитания в высших учебных заведениях // Молодой ученый. – 2019. – №38. – С. 179-181. – URL https://moluch.ru/archive /276/62487/

Расскажите о нас своим друзьям: