Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023

УДК 372

Дата публикации 15.12.2023

Мультимедийное технологическое обеспечение как фактор формирования коммуникативной компетентности (на примере дисциплины «Английский язык»)

Березкина Ирина Анатольевна
старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Севастопольского государственного университета

Аннотация: Проблема формирования коммуникативной компетентности сохраняет свою актуальность. В статье проанализированы проблемные аспекты применения мультимедийного технологического обеспечения для формирования англоязычной коммуникативной компетентности. В результате проведенного исследования были определены основные причины, тормозящие этот процесс. В статье также упоминается о необходимости формирования таких универсальных и полезных метакомпетенций, наличие которых у будущих специалистов, приведет к их дальнейшей профессиональной социализации.
Ключевые слова: дидактический потенциал, английский язык, компетентность, компетенции, метакомпетенции, профессиональная социализация.

Multimedia technological support as a factor in the formation of communicative competence (on the example of the discipline "English")

Berezkina Irina Anatol'evna
Senior lecturer, Department of "Foreign Languages" of Sevastopol State University

Abstract: The problem of formation of communicative competence remains relevant. The article analyzes the problematic aspects of the use of multimedia technology for the formation of English-speaking communicative competence. As a result of the conducted research, the main reasons hindering this process were identified. The article also mentions the necessity of forming such universal metacompetencies in the process of training which can be universal and useful in order to obtain professional skills and to take a stable position of specialists in society, that is their professional socialization.
Keywords: didactic potential, English, competence, competencies, metacompetencies, professional socialization.

Правильная ссылка на статью
Березкина И.А. Мультимедийное технологическое обеспечение как фактор формирования коммуникативной компетентности (на примере дисциплины «Английский язык») // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/multimedijnoe-tekhnologicheskoe-obespechenie-kak-faktor-formirovaniya-kommunikativnoj-kompetentnosti-na-primere-distsipliny-anglijskij-yazyk.html (Дата обращения: 15.12.2023)

В современном информационном обществе важнейшим связующим процессом являются технологии. Важное значение для полноценного функционирования такого общества по-прежнему остаются институты высшей школы, задачей которых является формирование профессиональных компетенций, в том числе и коммуникативных, которые, проявляясь в определенных ситуациях профессиональной деятельности, характеризуют ее качественную сторону – компетентность. Поэтому для задач подготовки будущих специалистов на первый план выходит поиск технологий, позволяющих, как обучать в целом, так и формировать коммуникативные качества личности. Одной из таких групп технологий выступают технологии группы мультимедиа. Вместе с тем, их дидактический потенциал исследован в недостаточной степени, и требует своего научного осмысления. Это положение в равной степени и касается подготовки будущих специалистов к изучению дисциплины «Английский язык», изучение которой посредством технологий мультимедиа сохраняет свою актуальность в силу того, что информация различного типа объединяется в цифровой формат.

В контексте подготовки будущих специалистов, необходимо признать, что ведущей задачей изучения студентами дисциплины «Английский язык» является формирование таких универсальных метакомпетенций, наличие которых позволяет получать новые профессиональные компетенции, обеспечивающие устойчивое положение специалиста в профессиональном сообществе и его профессиональную социализацию через англоязычную коммуникативную компетентность. Интеграция возможностей данной дисциплины с мультимедийным технологическим обеспечением позволяет в значительной степени усилить коммуникативный потенциал студентов.

Анализ практики высшей технической школы позволяет констатировать, что с формальных позиций уровень знания английского языка и умение общаться на нем характеризуются как достаточные. В то же время существующие стандарты подготовки студентов по специальностям технического профиля повышают требования к коммуникативной их подготовке. На основе результатов исследований ученых в области теории и методики обучения английскому языку установлено, что традиционные методы обучения английскому языку имеют недостаточно высокую эффективность, если сравнивать их возможности с технологиями мультимедиа. Анализ результатов современных исследований показывает, что интеграция мультимедийного технологического обеспечения с цифровой университетской образовательной средой позволяет добиться высокой результативности в коммуникативной подготовке студентов.

Обеспечение большей индивидуализации в обучении студентов дисциплине «Английский язык позволяет обеспечить творческий и функциональный уровень коммуникативной подготовки без особых затрат ресурсов времени. Сказанное находит подтверждение при анализе мировой практики использования мультимедийного технологического обеспечения в университетской подготовке. Одновременно, следует признать, сложившаяся практика формирования англоязычной коммуникативной компетентности является противоречивой, и не лишена проблем и трудностей, с которыми часто сталкиваются, как преподаватели, так и студенты. Их преодоление связывается нередко с решением комплекса управленческих и историко-педагогических проблем, объясняемых с позиции традиций, сложившихся в системе высшего образования. К примеру, работающие в китайских университетах преподаватели не могут полноценно реализовать методы коммуникативной подготовки по причине жестких требований, определяющих неукоснительное соблюдение учебного плана. Необходимо признать, ученые прямо не дают указаний на то, что преодоление этих трудностей следует связывать с мультимедийным технологическим обеспечением. Если этот опыт сравнивать с японским, то уже можно обобщить и прийти к выводу о том, что применение мультимедийных симуляторов для англоязычной коммуникативной подготовки студентов не позволяет получить высоких результатов. Оценка опыта индийских университетов на этом фоне выглядит противоречивой: в университетском образовании этой страны используется большое количество лингводидактических программ в интеграции с возможностями мультимедиа, и оценивается заинтересованными сторонами, прежде всего студентами и преподавателями, как эффективная.

Так, для задач англоязычной подготовки широкое применение получили различные концепции англоязычной подготовки, в числе которых следует выделить особо «internationallanguage», «linguafranca»,«conceptofaccommodation» и другие. В рамках этих концепций английский язык является средством коммуникации и общения между этносами. Перечисленные концепции являются основой для выработки дидактических моделей. Необходимо признать, в рамках применения этих моделей и концепций мультимедийным технологиям принадлежит недостаточная роль во взаимодействии студентов и преподавателей. Непосредственно японские исследователи подвергают критике существующие концепции англоязычной подготовки за качество взаимодействия. Так, по мнению профессора H. Nobuyuki, искусственные симуляции во время изучения английского языка плохо влияют на эффективность и общий результат формирования коммуникативной компетентности [1]. Для решения данной проблемы ученым была внедрена в учебный процесс модель интегрированного обучения CELFIL, основу которой составил метод групповой дискуссии, применяемый для совместной работы в малокомплектных группах. В процессе совместной работы со студентами исследователь предлагает использовать такие коммуникативные стратегии, связанные с подтверждением, переводом, разъяснением и обратной связью), реализовать которые можно в форме размышлений, наблюдений и практики. 

Особенностью китайской англоязычной подготовки является применение значительного количества концепций обучения студентов, заимствованных в зарубежных странах, в сочетании их с мультимедийным технологическим обеспечением. Однако, существуют определённые проблемы в обучении, вызванные национальными культурными традициями. Обращая на это внимание, Yi'anWang подчеркивает особенно негативное влияние эти традиций на обучение иностранных студентов, которые испытывают больший интерес к коммуникативным упражнениям, а традиции этот момент не предусматривают и не допускают в обучении, то есть национальные и культурные особенности приезжих студентов-иностранцев во внимание не принимаются[2]. На похожие проблемы в обучении китайских студентов в зарубежных странах обращает внимание российский исследователь А.Б. Антонова при обучении английскому языку китайских студентов, которые также являются «заложниками свих национальных традиций» в зарубежных странах, и нуждаются в инновационных дидактических подходах [3]. Автор обращает внимание на особенности китайской образовательной традиции, которую отличают следующие моменты: широкое применение аналогий и конструирования, когнитивный стиль изучения языка и манипуляции со зрительным образом. Между тем в отдельных исследованиях китайских ученых констатируется трансформация лингвистической подготовки студентов в силу воздействия на нее интернета, мультимедийных и мобильных технологий. Обращая на это внимание, положительную оценку новым тенденциям дает WangY: этот подход позволяет эффективно обучать иностранных студентов любых специальностей [4].

Новый взгляд на проблему обучения студентов дисциплине «Английский язык» предложил коллектив исследователей из России (Н.А. Гунина, Е.Ю. Воякина, Л.Ю. Королева и Т.В. Мордовина). Авторы являются приверженцами концепции CLIL, которую уже давно успешно используют для дистанционного обучения [5]. Главным отличием проводимой исследователями работы является ориентация на соблюдение принципа профессионально-релевантного обучения. Содержание данного принципа раскрывается через контент, близкий к выбранной профессии. Теоретическая основа – компетентностный подход, реализация которого на практике происходит на основе модели «4С», учитывающей необходимость в работе со студентами организации с ними коммуникации, познания, изучения культуры и содержания. Уникальное содержание компонентов этой модели обучения английскому языку в университете предложила Е.В. Намычкина [6]. Автор модели полагает, что для формирования коммуникативной компетентности студентов пожарно-технического профиля важное значение должно отводиться увеличению доли времени на коммуникативную активность. Следует признать, предметно-языковая интеграция позволяет студентам присваивать практические смыслы, имеющие отношение к коммуникации на иностранном языке.

Таким образом, основываясь на выводах российских и зарубежных исследователей, решение проблемы формирования коммуникативной компетентности представлено значительным количеством уникальных практических наработок, в рамках которых не последнюю роль играют мультимедийные технологии. Установлено, что важное место в деле формирования коммуникативной компетентности занимает учет формальных и нравственных требований к будущей профессии. С опорой на мнение ученых приходится констатировать о том, что полноценная концепция формирования коммуникативной англоязычной компетентности еще не сложилась, и тормозится образовательными традициями, национальной культурой и идентичностью.


Список литературы

1. Nobuyuki H. English as a Lingua Franca from an applied linguistics perspective: In the context of Japan / H. Nobuyuki / Russian Journal of Linguistics. -2020.-№ 3.-рр.67-70
2. Yuehan W. (2019) On the issue of educational online resources used in teaching Russian as foreign language in universities in China.Мир науки, культуры, образования. 2019. №2.pp.105-108.
3. Антонова А.Б. Современные тенденции в обучении китайских школьников и студентов английскому языку как иностранному в образовательных учреждениях России и Китая / А.Б. Антонова // Российско-китайские исследования. – 2017. – №1. – С.72-79.
4. WangY., DeardorffD., Kulich S. (2017) Intercultural Competence in Higher Education (2017, July). In The Research Gate. Retrieved March 18, 2022, fromhttps://www.researchgate.net/publication/345047650_Chinese_perspectives_on_intercultural_competence_in_international_higher_education
5. Гунина Н.А., Воякина Е.Ю., Королева Л.Ю., Мордовина Т.В. Предметно-языковой интегрированный подход к обучению иностранному языку студентов инженерных направлений подготовки // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернандского. – 2021. – №2. – С.107-127.
6. Намычкина Е.В. Методика CLIL в преподавании английского языка для профессионального общения в вузах пожарно-технического профиля // Культура и безопасность. – 2021. – №1. – С.62-66.

Расскажите о нас своим друзьям: