Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №11 (100) Ноябрь 2024

УДК 159.9.07

Дата публикации 29.11.2024

Влияние стиля семейного воспитания на удовлетворенность качеством жизни молодежи

Петрова Светлана Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ППО Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) «Российского государственного профессионально-педагогического университета», РФ, г. Нижний Тагил, svet.kapetrova2004@gmail.com
Макарова Елизавета Михайловна
Студент кафедры педагогики и психологии, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) «Российского государственного профессионально-педагогического университета», РФ, г. Нижний Тагил, lizaliza563098@gmail.com

Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь стиля семейного воспитания с удовлетворенностью качеством жизни у молодежи. Приводятся взгляды исследователей на удовлетворенность качеством жизни и роль стиля семейного воспитания в психологическом благополучии личности. Рассматриваются психологические особенности молодости и факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью представителей данной возрастной группы.
Ключевые слова: стиль семейного воспитания, удовлетворенность качеством жизни, влияние, молодежь.

The Impact of Parenting Style on Youth Life Satisfaction

Petrova Svetlana Sergeevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Vocational Education Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) "Russian State Vocational Pedagogical University", Russian Federation, Nizhny Tagil
Makarova Elizaveta Mikhailovna
Student of the department of Pedagogy and Psychology, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) "Russian State Vocational Pedagogical University", Russian Federation, Nizhny Tagil

Abstract: The article examines the relationship between family upbringing style and satisfaction with the quality of life of young people. It presents the views of researchers on satisfaction with the quality of life and the role of family upbringing style in the psychological well-being of the individual. It examines the psychological characteristics of youth and the factors influencing the satisfaction with life of representatives of this age group.
Keywords: family upbringing style, satisfaction with quality of life, influence, youth.

Правильная ссылка на статью
Петрова С. С., Макарова Е.М. Влияние стиля семейного воспитания на удовлетворенность качеством жизни молодежи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 11 (100). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-stilya-semejnogo-vospitaniya-na-udovletvorennost-kachestvom-zhizni-molodezhi.html (Дата обращения: 29.11.2024)

В современном обществе все большее значение для человека приобретают комфортные условия труда, минимизация энергетических ресурсов при выполнении деятельности, более значимыми становятся состояния эмоционального комфорта, счастья и удовлетворенности.

Удовлетворенность качеством жизни является первым выявленным показателем счастья и значимой составляющей психологического и психического здоровья личности.

Особый интерес в плане анализа удовлетворенности качеством жизни представляют молодые люди как отдельная социальная группа. Изучение психологических особенностей, внутреннего мира молодежи обосновано и актуально в связи с тем, что удовлетворенность жизнью является значимой составляющей психологического и психического здоровья личности.

Исследования качества жизни в социально-психологическом плане немногочисленны. Их отличительной особенностью является то, что в психологической науке наряду с понятием «качество жизни» закрепились такие понятия, как «удовлетворенность жизнью», «субъективное благополучие», «субъективное качество жизни», «психологическое благополучие», «счастье» и ряд других.

Термины «качество жизни» и «удовлетворенность жизнью» согласуются: первое понятие обычно используется в социологических исследованиях и отражает объективные критерии материального, социального и культурного благосостояния граждан, а также их согласие с определенными стандартами. Второе понятие подразумевает субъективную оценку, которая демонстрирует уровень удовлетворенности основными потребностями человека в перечисленных сферах [12]. В более широком контексте связь между качеством жизни и удовлетворенностью ею должна быть линейной: чем выше качество жизни, тем большую удовлетворенность должны испытывать молодые люди. Однако, как показывают часто встречающиеся примеры, несмотря на высокую оценку качества жизни молодежи, уровень их удовлетворенности жизнью оставляет желать лучшего. В то же время наблюдается, что даже при невысоком уровне качества жизни, некоторые люди все же остаются довольны своим положением.

Американский социолог А. Кэмпбелл, ставший одним из первых, кто определил термин «удовлетворенность жизнью», описывает его как оценку текущего состояния, которая основывается на внешних сравнениях или на заранее сформированных ожиданиях субъекта [13].

Однако зарубежные исследователи также рассматривают удовлетворенность жизнью в качестве одного из компонентов психологического благополучия. Например, американский психолог Н. Брэдберн связывал понятие психологического благополучия с общей удовлетворенностью жизнью и субъективным восприятием счастья [1].

В отечественной литературе психологическое здоровье и психическое здоровье часто рассматриваются как уровни психологического благополучия, которые отражают внутреннюю целостность человека и являются системными качествами личности, формирующимися в процессе жизнедеятельности. А. М. Воронина указывает, что психологическое благополучие развивается в процессе деятельности в четырех пространствах существования (биологическом, социально-педагогическом, социально-культурном и духовно-практическом) и проявляется через внутренние установки человека (сознательные, бессознательные и ресурсные). К таким установкам относятся состоятельность, самоконтроль, саморазвитие, самовыражение и самореализация [2].

Таким образом, изучение исследований как отечественных, так и зарубежных ученых показывает, что удовлетворение жизнью рассматривается большинством из них как общее психологическое состояние, которое отражает индивидуальные черты человека и его отношение к различным аспектам своей жизни.

Личное благосостояние, представляемое в виде удовлетворенности жизнью, включает в себя несколько ключевых элементов [3]:

- социальное благополучие, которое охватывает удовлетворение своим местом в обществе, социальным положением и межличностными отношениями;

- духовное благополучие, связанное с удовлетворением от принадлежности к духовной культуре;

- физическое (телесное) благополучие, ассоциируемое с хорошим здоровьем и самочувствием;

- материальное благополучие, которое подразумевает стабильное финансовое обеспечение и условия жизни;

- психологическое благополучие, представляющее собой гармоничное состояние всех психических процессов и функций.

Молодость, на наш взгляд, прежде всего, является периодом, когда личность сталкивается с реальными условиями жизни, проявляя качества, формируемые как биологическими, так и социальными воздействиями. Возрастная периодизация, которой мы придерживаемся для определения характеристик молодости в нашем исследовании, была изложена известным психологом – Э. Эриксоном [7]. Согласно теории психосоциального развития, выдвинутой исследователем, стадия молодости начинается в подростковом возрасте, примерно в 12-13 лет, и продолжается до периода ранней зрелости, приблизительно до 20-25 лет. В это время молодой человек стремится выработать устойчивую внутреннюю позицию. Основными задачами на данном этапе становятся выбор профессии и реализация себя в работе, поиск партнера для создания семьи, продолжение рода, а также заведение близких дружеских отношений и установление связей.

Порой встреча с требованиями внешнего мира может вызывать серьезные страдания, особенно если внутренние представления личности не совпадают с действительностью. Молодой человек, столкнувшийся с жизненным кризисом, начинает глубже исследовать свой внутренний мир, по-новому осмысливает одиночество и общение, иначе воспринимает время -  и настоящее, и прошлое, а также свои планы на будущее.

С переходом во взрослую жизнь меняются критерии, по которым оценивается удовлетворенность жизнью, а также важность этих критериев. Новый этап развития имеет свои особенности, связанные с уникальными задачами и социальными отношениями, вытекающими из объективных законов жизни каждого человека. На различных стадиях взросления на уровень удовлетворенности могут оказывать влияние разнообразные факторы, включая психологические аспекты [8].

Исходя из этого, можно выделить следующие психологические характеристики молодости:

1) «Философская интоксикация» сознания - в этом возрасте молодой человек становится более рефлексивным, задаётся вопросами и размышляет. В 18 лет происходит процесс саморегуляции своего поведения на основе ценностей и смыслов. Человек учится осознавать свои действия и, следовательно, управлять ими.

2) Усложнение потребности в индивидуальности, стремление защитить свой внутренний мир от внешнего воздействия для укрепления личностного чувства через рефлексию и сохранение своей уникальности, реализация стремлений к изменениям.

3) Невротизм, эмоциональная напряженность, нестабильность, вызванные изменениями привычной рутины, а также необходимостью в ограничениях (выборе специальности, поступлении в учебное заведение или завершении трудовой деятельности).

4) Возникновение специфических страхов. Ответственность за принятие решений, касающихся себя и семьи, и реальные достижения в этот период становятся обременительными. Прибавляются страхи, связанные с новой жизнью, возможными ошибками и неудачами при поступлении в вуз.

5) Проявление эмансипации - желание дистанцироваться от советов и опеки, противостоять старшему поколению.

Перечисленные психологические особенности молодежи оказывают влияние на уровень их удовлетворенности качеством жизни. Опираясь на психологические теории А. Маслоу, К. Роджерса, К.Г. Юнга и Э. Эриксона, можно выделить ключевые факторы психологического благополучия личности [4], [5], [6], [7]: ​​

1) Самопринятие.

2) Положительное отношение к окружающим.

3) Независимость.

4) Наличие жизненных целей.

5) Личностный рост.

6) Способность управлять окружающей средой.

Однако, на наш взгляд, важнейшую роль в удовлетворенности качеством своей жизни молодого человека играет семья. Именно в семейной среде наиболее эффективно развиваются эмоциональные и волевые качества ребенка, формируются моральные нормы, трудовая этика, закладываются ответственность и дисциплина.

Семейное воспитание представляет собой организованное и целенаправленное воздействие на детей со стороны взрослых членов семьи и семейной среды. На его качество оказывает влияние множество факторов, включая наследственность, биологическое здоровье детей и родителей, финансовое состояние семьи, социальный статус, образ жизни, количество членов семьи и отношение взрослых к ребенку.

Однако существуют общие черты семейного воспитания, среди которых ключевой является стиль воспитания родителей - комплекс разнообразных чувств родителей к ребенку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с детьми и понимание характера ребенка, его поступков [11].

Подход родителей в воспитании отличается соблюдением  определенного типа дисциплины и уровня контроля, который может меняться от предоставления ребенку свободы и поощрения инициативы до строгого контроля и послушания. Гармоничное воспитание балансирует наказания и поощрения, основываясь на последовательности и внимании к индивидуальным особенностям ребенка в воспитательных воздействиях между родителями.

В зарубежных источниках наиболее распространенной является классификация стилей детско-родительского воспитания Д.Баумринд [10]. Психолог выделила три основных стиля поведения, представляющих собой сочетание зрелости требований, контроля, коммуникативности и образовательного эффекта. Такое сочетание образует следующие стили родительского воспитания:

1) Авторитарный стиль. Этот тип родительских отношений характеризуется безоговорочным подчинением взрослым, которое зачастую возникает из-за страха перед наказанием. В семьях с таким стилем не учитываются особенности ребенка, его интересы и желания, что негативно сказывается на формировании его личностных качеств, таких как уверенность, самостоятельность и коммуникабельность.

2) Авторитетный (демократический) стиль. Его основой являются любовь, уважение, поддержка и забота, а также частое общение и разумные дисциплинарные меры, взаимопонимание. Родители здесь тверды, справедливы и последовательны в своих требованиях. Они применяют обсуждение и убеждение, а также поощряют самостоятельность ребенка. При этом придерживаются подчинения установленным принципам поведения и контролируют их выполнение.

3) Разрешающий (либеральный) стиль. В таких семьях ребенку предоставляется полная свобода действий без каких-либо ограничений. Родители стремятся к тому, чтобы ребенок смог выразить себя, творчески раскрыть свою индивидуальность, что, по их мнению, приведет его к счастью и позволит сформулировать концептуальное представление о жизни. Они используют нетрадиционные и мягкие методы воспитания и не ожидают от детей зрелого поведения и самостоятельности, что нередко может привести к конфликтам.

Э. Маккоби и Дж. Мартин расширили  систему Дианы Баумринд, выделив два ключевых аспекта: уровень контроля (требований) и принятие общего параметра – отвержения (рис.1).

Рисунок 1. Классификация типов семейного воспитания по Э. Маккоби и Дж. Мартину

 

Пересечение этих двух измерений позволило сформировать  ещё один стиль семейного воспитания - пренебрегающий (индифферентный).

4) Пренебрегающий (индифферентный) стиль.  Этот тип семейных взаимоотношений характеризуется отсутствием требований и близкого общения с детьми. Родители, использующие такой подход, часто далеки от жизни своего ребенка и проявляют безразличие к его нуждам. Они могут быть очень заняты работой, вести активный образ жизни или быть поглощенными личными делами, что приводит к игнорированию проблем детей.

В отечественной психологической литературе в настоящее время нет единого подхода к классификации стилей родительского воспитания, поэтому авторы в своих работах отталкиваются от типологии Д. Баумринд.

Например, Е.П. Алексеева и Л.П. Кибардина выделяют следующие типы воспитания [14]:

- «воспитание по типу Золушки» - родители чрезмерно строгие, требуют от ребенка абсолютного послушания и соблюдения традиций;

- «воспитание с постоянной опекой» - родители заботливы, но ограничивают свободу детей, запрещая им делать то, что может не понравиться взрослым;

- «воспитание по типу кумира семьи» - все прихоти ребенка удовлетворяются, семья старается выполнить его желания;

- «воспитание через равнодушие» - ребенок остается без внимания и заботы; в семье мало любви, и никто не занимается его воспитанием;

- «воспитание через подарки» - родители избегают активного участия в жизни детей, компенсируя это подарками и поручая воспитание другим родственникам, случайным взрослым;

- «воспитание доверием» - родители предоставляют детям свободу, уважают их, позволяют самостоятельно регулировать поведение и в случае необходимости готовы поддержать.

Также в психологической литературе описаны и нежелательные стили семейного воспитания, которые деформируют семейные отношения и негативно влияют на уровень удовлетворенности качеством жизни молодых людей. Основополагающей классификацией в нашем исследовании стала типология нежелательных подходов к семейному воспитанию таких авторов, как А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, С.А, Беличева, А.Б. Добрович. Исследователи выделяют следующие методы родительского воспитания [9]:

1) Попустительско-снисходительный. Родители не замечают недостойных поступков своих детей и не считают их проблемными; их добродушие не позволяет им адекватно реагировать на негативные моменты в поведении детей.

2) Стиль с позицией круговой обороны. В таких семьях существует убеждение, что «наш ребенок всегда прав». Родители весьма агрессивно реагируют на замечания о неправильном поведении их детей. Даже серьёзные правонарушения подростка не способны изменить их мнения; они продолжают искать виноватых вне семьи.

3) Демонстративный. Родители с готовностью жалуются на своего ребенка другим людям, рассказывают о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. Они заявляют о том, что ребенок растет «бандитом», что приводит к утрате чувства стыда и раскаяния у ребенка, понижая его самоконтроль и вызывая ненависть к взрослым.

4) Педантично-подозрительный. Родители не доверяют своим детям, контролируют каждое их действие, подвергают полной изоляции от сверстников и стараются контролировать все аспекты досуга и общения ребенка.

5) Жестко-авторитарный. Такие родители склонны прибегать к физическим наказаниям, считая это единственным эффективным методом дисциплины. Дети в таких семьях вырастают агрессивными и жестокими.

6) Убеждающий. Родители часто демонстрируют по отношению к своим детям полную беспомощность, полагая, что увещевания и объяснения более эффективны, чем наказания или волевые воздействия. Они убеждены, что наказанием ничего не добиться и что характер ребенка не изменить. Это приводит к тому, что дети становятся деспотичными по отношению к взрослым.

7) Отстраненно-равнодушный. Этот стиль проявляется в семьях, где родители погружены в свои личные дела (в устройство своей личной жизни). После повторного замужества мать не находит времени на детей от первого брака, и они остаются предоставленными самим себе, чувствуя себя лишними.

8) Непоследовательный. Родители не способны придерживаться одной воспитательной стратегии. Этот стиль может являться результатом наличия психических расстройств у матери. Резкие эмоциональные колебания в отношении детей подрывают родительский авторитет, и подростки становятся непослушными и непредсказуемыми, пренебрегают мнением старших, родителей.

Данная классификация, по нашему мнению, позволяет выделить конкретные аспекты семейного воспитания, которые могут оказывать негативное влияние на развитие ребенка, и может помочь в разработке эффективных стратегий и программ поддержки семей, что в конечном итоге будет способствовать улучшению качества семейного воспитания и благополучия детей.

В заключение можно отметить следующее: психологическое благополучие (неблагополучие) - это субъективная характеристика для качественной оценки удовлетворенности жизнью молодого человека. Оно способствует нормальному развитию личности, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что уровень удовлетворенности жизнью молодых людей во многом зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Нежелательные стили семейного воспитания создают условия для снижения уровня психологического благополучия личности.

Комплексное изучение темы исследования имеет большой потенциал для понимания механизмов формирования психологического здоровья и благополучия молодежи. Основными перспективными направлениями для теоретического анализа влияния стиля семейного воспитания на удовлетворенность качеством жизни молодежи могут быть:

1) Углубленное изучение взаимосвязи между различными стилями семейного воспитания (авторитетный, авторитарный, либеральный и т.д.) и показателями удовлетворенности качеством жизни молодых людей.

2) Выявление специфики влияния семейного воспитания на формирование ценностно-смысловой сферы, самооценки, социальной компетентности и других личностных характеристик молодежи.

4) Анализ механизмов, лежащих в основе переноса опыта семейного воспитания на дальнейшее формирование жизненных установок и стратегий молодежи.

5) Разработка комплексных психолого-педагогических моделей, объясняющих влияние стилей семейного воспитания на различные аспекты качества жизни молодежи.

6) Выявление наиболее уязвимых групп молодежи, подверженных негативному влиянию деструктивных типов семейного воспитания.

7) Определение ресурсов и условий, способствующих преодолению молодыми людьми негативных последствий неблагоприятного семейного опыта.

Реализация перечисленных направлений позволит получить более глубокие теоретические знания о детерминантах удовлетворенности качеством жизни молодежи, что создаст основу для разработки эффективных практических решений в сфере психолого-педагогического сопровождения молодых людей.

Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в следующих целях:

1) Разработка программ и стратегий для поддержки семей. Эта информация может помочь специалистам в области семейной политики и социальных служб разработать целенаправленные программы, курсы и мероприятия, направленные на укрепление семейных отношений и повышение качества жизни молодежи. Например, тренинги для родителей по эффективному воспитанию, консультации для семей группы риска, создание центров семейной поддержки.

2) Совершенствование системы образования. Результаты исследования могут быть использованы при формировании учебных программ для педагогов, психологов, социальных работников. Это поможет им лучше понимать влияние семейного воспитания на развитие и благополучие молодежи и учитывать это в своей практической деятельности.

3) Разработка мер профилактики и коррекции. Данные об особенностях семейного воспитания, связанных с пониженным уровнем удовлетворенности качеством жизни, могут помочь в разработке программ профилактики и коррекции проблем психического здоровья, девиантного поведения, социальной дезадаптации среди молодежи.

4) Повышение осведомленности населения. Публикация и распространение результатов исследования может способствовать повышению осведомленности населения о важности семейного воспитания для благополучия молодого поколения. Это может мотивировать родителей более ответственно подходить к вопросам воспитания.

 

 

 


Список литературы

1. Брэдберн, Н. Структура психологического благополучия / Н. Брэдберн; пер. с англ. - Москва: Прогресс, 1990. – с. 192.
2. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. канд. психол.наук. - Томск, 2002. - с. 11.
3. Толстова Е.М. Психологическое благополучие личности / Аллея науки. - 2018. - T. 5. - Nº 10 (26). - C. 45-48.
4. Маслоу А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2016. – 400 с.
5. Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс; пер. с англ. М. Р. Мироновой. - Москва: Эксмо, 2019. - 416 с.
6. Юнг К.Г. Избранные работы. - СПб.: «Издательство РХГА», 2014. - 288 с.
7. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2021. - 592 с.
8. Николаев, А. А. Особенности удовлетворенности жизнью в молодом и зрелом возрасте / А. А. Николаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 333-336. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111929/ (дата обращения: 27.11.2024).
9. Быкова М.П. Проблема изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / М.П. Быкова, Н.Г. Иванова // Психология и современный мир. Вып. 14: Субъект жизнедеятельности в современном обществе [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Архангельск, 22 апреля 2021 г.) / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова; сост. и отв. ред. Е.В. Казакова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2021. – С. 266–230.
10. Воронкова, И. В. Связь стиля семейного воспитания и субъективного благополучия младших школьников // Молодой ученый. - 2022. - № 23 (418). - С. 421.
11. Архипова, И. В. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие дошкольника / И. В. Архипова, В. В. Черкасова // Психологическое благополучие современного человека: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 11 апреля 2018 года. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, Российское психологическое общество, 2018. – С. 87-93.
12. Пилишвили, Т. С. Современные исследования субъективного благополучия личности в трудах отечественных психологов / Т. С. Пилишвили, А. Л. Данилова // Психологическое благополучие современного человека: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 марта 2019 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, Российское психологическое общество, 2019. – С. 44-49.

Список источников
13. Кэмпбелл, Э. Чувство благополучия в Америке: Как обеспечить повседневное душевное равновесие. / Э. Кэмпбелл; пер. с англ. Ю. Симонова. – Москва: "ABC-книга", 2020. – с. 318.
14. Алексеева Е.П., Кибардина Л.П. Родительское собрание. - М., 2021. - с. 14.

Расскажите о нас своим друзьям: