Социальная психология | Мир педагогики и психологии №11 (100) Ноябрь 2024
УДК 159.9.07
Дата публикации 29.11.2024
Влияние домашних животных на эмоциональное состояние подростков
Фёдорова Александра Александровна
Студент кафедры педагогики и психологии, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) «Российского государственного профессионально-педагогического университета», РФ, г. Нижний Тагил, darkalex117@mail.ru
Петрова Светлана Сергеевна
доцент кафедры ППО, кандидат пед. наук, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) «Российского государственного профессионально-педагогического университета», РФ, г. Нижний Тагил, svet.kapetrova2004@gmail.com
Аннотация: Целью статьи является является анализ и изучение такой темы как влияние домашних животных на эмоциональное состояние подростков. Приводятся взгляды педагогов и психологов на взаимоотношения между детьми и животными. В статье поднимаются такие вопросы как личность подростка, её развитие и непосредственное влияние домашних животных на физическое, эмоциональное и психологическое самочувствие их хозяев. Проблема данной темы заключается заключается в недостаточной изученности потенциала влияния домашних животных на эмоциональное состояние человека изучен не до конца.
Ключевые слова: эмоциональное состояние, домашние животные, отношения между человеком и домашним питомцем, психология взаимодействия, подростки.
Student of the department of Pedagogy and Psychology, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) "Russian State Vocational Pedagogical University", Russian Federation, Nizhny Tagil
Associate Professor of the Department of Vocational Education, Candidate of Pedagogical Sciences Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) "Russian State Vocational Pedagogical University", Russian Federation, Nizhny Tagil
Abstract: The purpose of the article is to analyze and study such a topic as the influence of pets on the emotional state of adolescents. The views of teachers and psychologists on the relationship between children and animals are given. The article raises such issues as the personality of a teenager, its development and the direct impact of pets on the physical, emotional and psychological well-being of their owners. The problem of this topic lies in the insufficient knowledge of the potential of the influence of pets on the emotional state of a person has not been fully studied.
Keywords: emotional state, pets, relationship between a person and a pet, psychology of interaction, teenagers.
Фёдорова А.А., Петрова С.С. Влияние домашних животных на эмоциональное состояние подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 11 (100). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-domashnikh-zhivotnykh-na-emotsionalnoe-sostoyanie-podrostkov.html (Дата обращения: 29.11.2024)
В настоящее время на молодёжь влияют множество противоречивых социальных, культурных и информационных факторов, стремительно развивающихся в области цифровой трансформации пространства, и поэтому у самих подростков еще не выработаны устойчивые и ресурсные стратегии реагирования из-за возраста и отсутствия жизненного опыта. В современном информационно-цифровом обществе тенденции делают подростков психологически уязвимыми.
В подростковом возрасте наиболее остро воспринимаются жизненные кризисные ситуации и внутренний личностный кризис. Подростки придают им большое значение, у них особенно выражены крайние возможности реакции на происходящее вокруг и поведение других людей. Такие психологические уязвимости, как правило, возникают из-за эмоциональной неустойчивости, страха встретиться с препятствием на пути к цели. В итоге подростки способны начать осознанно ограничивать реальную коммуникацию, избегать ответственности, автономии в условиях, которые требуют лидерских качеств и навыков. Одним из средств защиты от негативного воздействия окружающей среды может стать наличие домашних животных.
Домашние животные занимают важное место в жизни человека. Множество людей активно взаимодействуют с животными, и животные оказывают на них влияние прежде всего в эмоциональном плане. Домашний питомец в современном обществе прежде всего объект любви и заботы. Так, подростки, благодаря животным, с раннего возраста начинают понимать значение слов ответственность и забота. Вместе с этим, подростки научаются прорабатывать свои эмоции.
Например, психолог и писатель Ольга Романовна Арнольд в своей статье «Дети и домашние животные» утверждает, что для нормального развития домашние животные детям и подросткам необходимы. Автор уверяет в том, что животные позволят подросткам преодолеть страх перед ответственностью, а также О.Р. Арнольд говорит о том, что, научившись ухаживать за животными, понимать их важность в жизни людей, подростки не просто становятся терпимее, но и стрессоустойчивее, активнее, толерантнее. [1]
Доктор Эдгар Эрнандес утверждает в своей статье, что домашние животные укрепляют чувство социальной поддержки, придают смысл жизни и улучшают образ жизни своих владельцев, повышают их физическую активность и улучшают общее самочувствие. Было доказано, что игра с домашними животными повышает уровень окситоцина и дофамина, также называемых "гормонами хорошего настроения", которые отвечают за позитивное настроение. Об этом также говорится в статье. [5]
Таким образом, встаёт вопрос о том, что под собой подразумевает термин «эмоциональное состояние». В литературе нередко встречаются два понятия, которые обозначают такие состояния: «эмоции» и «чувства», которые используются в качестве синонимов. Хотя в действительности эти понятия различаются. Особенностью чувств является то, что в отличии от эмоций они имеют более или менее постоянный характер, они являются укоренившейся особенностью человека. При этом эмоция - это мгновенное переживание определенного состояния.
Так, эмоциональное состояние — это более сложная психологическая составляющая, которая включает в себя одну и более эмоций. В то же время разница между состоянием и эмоциями заключается в том, что поиск необходимого внешнего или внутреннего ресурса и возможностей удовлетворения важнейших и значимыми потребностей является отличительной особенностью состояния. Возникает эмоциональное состояние на стадии осознания значимости потребностей и заканчивается формированием психофизиологической ситуации, которая поддерживает потребность в поиске возможностей для эмоционального разрядки, удовлетворения потребности.
Также можно выделить пять основных компонентов эмоционального состояния: эмоции, аффекты, чувства, настроение, стресс.
Все компоненты эмоционального аспекта человека – одни из главных регуляторов поведения человека. Они являются источником знания реальности, выражающими и определяющими многообразие способов взаимодействия людей. Отметим, что одно и то же эмоциональное действие может длиться от нескольких секунд до часов. В то же время каждый вид ощущений может проявляться с минимальными силами или очень интенсивно.
При этом, все указанные компоненты сильно обостряются у подростков в так называемый подростковый кризис.
Л. С. Выготский характеризовал подростковый возраст как стабильный период, выделяя в нем негативную и позитивную фазы. Среди симптомов негативной фазы кризиса он выделял ситуационную зависимость и неоднородность поведения; трудновоспитуемость и т. п. Переход в позитивную фазу кризиса связан с появлением новых интересов, позитивно ориентирующих личностное развитие подростка. [7, с. 433]
Вслед за Л. С. Выготским, Л. И. Божович рассматривала сущность кризиса через перестройку внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей, движущих его поведение. Также Л. И. Божович указывает на то, что «кризисы знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего… Новообразование возникает в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент, несет в себе побудительную силу». [6, с. 78], [8]
Д. Б. Эльконин понимает под кризисом противоречие между развитием операционально-технической и мотивационно-потребностной сторонами деятельности и связывает его с социальной ситуацией развития в подростковом периоде. [9], [10, с. 48]
Так, характер и длительность кризиса зависят от культурно-социального аспекта развития подростков.
В подростковом возрасте у молодых людей происходит резкая смена настроения, повышенная возбудимость, наличие амбивалентных чувств, что выражается в «подростковом комплексе» эмоциональности. Увеличивается значимость социального ощущения, появляется способность к эмоциональной децентрации, а также возникают признаки эмансипаций.
Среди факторов риска в эмоциональном развитии подростка отмечают конфликты между детьми и родителями, одиночество, фиксирование отрицательных черт характера и т. п.
Эмоции представляют собой особый класс психических явлений, которые проявляются в форме непосредственного переживания личностью жизненного смысла явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Большинство психологов считают, что эмоции — это активные силы, которые придают направление мыслям и поступкам личности.
При различных условиях возникают импульсивные эмоции, которые способствуют или препятствуют успешной работе подростка: агрессия, тревожность, одиночество, импульсивность, низкий самоконтроль и т. п. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта подростка. В процессе любой деятельности они выполняют положительную или отрицательную функцию, что проявляется в возможности предвосхищать удачи и затруднения в процессе взаимодействия, и поэтому способствуют достижению цели, являясь одним из главных механизмов психической регуляции поведения подростка.
Для развития, поддержки и эмоциональной регуляции подросткам зачастую необходимы домашние животные, которые способствуют развитию у подростков таких качеств как: эмпатия, самообладание, самоконтроль. Животные помогают подросткам в саморефлексии и анализе собственных поступков. Помимо прочего, отношения между человеком и животным положительно сказываются на физическом самочувствии и психоэмоциональном состоянии, оказывая лечебный эффект, что в будущем может использоваться как один из видов психологической терапии не только у детей и подростков, но и у взрослого поколения.
Связь людей и животных помогает избавиться от одиночества и оказывает социальное содействие, улучшая качество жизни, настроения и социального взаимодействия.
В настоящее время исследования свидетельствуют о том, что взаимодействие с животными способствует формированию ключевых аспектов человеческих взаимоотношений, а молодые люди испытывают сильную эмоциональную связь со своими питомцами. Появились новые подтверждения, что домашние животные и их связь положительно сказываются на психике, на энтузиазме и на физиологическом благополучии детей и подростков. К ним относятся: более низкий риск депрессии, лучшая личная удовлетворенность, более заметное чувство благополучия и уменьшение психических и физических проблем. Например, связь с домашними животными связана с более высокой личной удовлетворенностью среди подростков. [3];[4]
Животное может выступить в качестве домашнего психотерапевта. Людям важно, чтобы кто-то их безоговорочно принимал. Подростки в этом нуждаются особенно остро. А питомцу можно рассказать обо всём без страха осуждения, непонимания или других негативных реакций. [2, c. 172]
Психологи назвали не менее девяти причин, по которым нужно завести питомца:
1. Компенсация одиночества. Часто взрослые слишком заняты, чтобы уделить ребёнку достаточно внимания. А игры, физический и эмоциональный контакт с питомцем помогут частично заменить внимание родителей.
2. Малообщительным детям, домашнее животное сможет заменить друзей. С ним можно поговорить, поиграть, отдохнуть. А также поможет ребёнку социализироваться и найти друзей среди других людей, по средствам общения на общие темы относительно животных.
3. Животные не умеют скрывать своё состояние. Наблюдая за своим четвероногим другом, ребёнок сможет научиться внимательности по отношению к другим. Станет более чутким и понимающим. А также сможет сам стать более открытым в проявлении собственных эмоций.
4. Благодаря играм с питомцами дети реализуют избыток своей энергии.
5. Общение с домашними любимцами развивает фантазию и воображение.
6. Ребёнок становится более дисциплинированным. Так как за животными нужен уход, ребёнок учится заботиться не только о самом себе, но и о других. Иногда приходится подстраиваться под нужды питомца.
7. Порой дети боятся животных. Проживание с домашним питомцем в одном пространстве поможет преодолеть страхи. Повысит уверенность в себе и улучшит самооценку.
8. Животные влияют на развитие некоторых черт личности. Это обусловлено особенностями поведения питомцев.
9. Уход и общение с домашним животным другом учит ребёнка доброте, любви и чуткости.
Также отмечается, что взаимодействие с домашними животными оказывает значительное влияние на снижение уровня стресса и тревожности у людей. Это объясняется несколькими ключевыми механизмами:
– выработка окситоцина. Взаимодействие с животными способствует увеличению выработки окситоцина, который часто называют «гормоном любви» или «гормоном общения». Окситоцин в свою очередь помогает снизить уровень кортизола, известного как гормон стресса, и улучшает общее эмоциональное состояние.
– тактильный контакт. Физический контакт, такой как гладить кошку или гулять с собакой, может иметь успокаивающий и расслабляющий эффект. Этот процесс помогает уменьшить физические проявления стресса, такие как повышенное сердцебиение и давление.
– уменьшение чувства одиночества. Домашние питомцы могут стать хорошей компанией, что снижает ощущение одиночества и изоляции, часто связанное с тревожными состояниями.
– структурирование времени. Регулярный уход за питомцем и участие в ежедневных задачах, таких как кормление и прогулки, могут помочь владельцам чувствовать большую организованность и стабильность, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности.
Данные факторы свидетельствуют о важной роли домашнего животного в поддержке психического здоровья своих хозяев и их способности снизить уровень стресса и тревожности в повседневной жизни. [11]
В заключении можно отметить что: домашние животные снижают агрессию, стресс, улучшают качество жизни хозяина и способствуют эмоциональному развитию. Общее улучшение качества жизни и удовлетворённости ею в сочетании с пользой, которую питомцы приносят, улучшая психоэмоциональное состояние людей – всё это позволяет понять, какое глубокое влияние оказывают питомцы на нашу жизнь.
Помимо дружеского общения, вложение энергии в домашнее животное может положительно повлиять на характер подростка, благополучие и процветание. Домашние животные играют важную роль в жизни человека, поэтому необходимо проводить больше исследований на тему влияния домашних животных на эмоциональное состояние людей, чтобы в будущем развить новые психотерапевтические методы для поддержания и улучшения психоэмоциональных ресурсов не только подростков, но и всех людей в целом.
Список литературы
1. Арнольд, О. Р. Дети и домашние животные // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – №15. – С. 9-13.
2. Миннеханова Р.Ш. Роль животных в жизни подростков // Аллея Науки. — 2019. — №4 (31). — С. 175.
3. Bryant B.K. The richness of the child-pet relationship: A consideration of both benefits and costs of pets to children. // Anthrozoös. 1990. — С. 253–261.
4. Esposito L., McCune S., Griffin J.A., Maholmes V. Directions in human-animal interaction research: Child development, health, and therapeutic interventions. // Child Dev. Perspect. 2011 — С. 205–211.
5. Jalongo, Mary Renck. An Attachment Perspective on the Child. Dog Bond: Interdisciplinary and International Research Findings. // SpringerLink, Springer Netherlands, 2015. – с. 395 – 405.
Список источников:
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — 1979. – с. 78-80
7. Выготский, Л. С. Педология подростка. Собрание сочинений: в 6 т. // Педагогика. 1984. – 4 т. – 433 с.
8. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для вузов // Академия. 2000. – 184 с.
9. Эльконин Д. Б. Выдержки из научных дневников // Избр. психол. тр. 1989 – С. 480-520.
10. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. – №4. – С. 39-51.
11. How Pets Support Their Owners’ Mental Health // Блог Talkiatry. Режим доступа: https://www.talkiatry.com/blog/how-pets-support-their-owners-mental-health (дата обращения: 10.10.2024)