Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024

УДК 376.37

Дата публикации 30.06.2024

Влияние этапа развития фонематического слуха на понимание речи детей с РАС

Демидова Анна Петровна
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, ademidova1979@mail.ru
Сафронова Злата Михайловна
учитель-логопед центра развития способностей детей и взрослых школа Волшебников, РФ, г. Чехов, zlatac@bk.ru

Аннотация: В данной статье описаны особенности детей с расстройством аутистического спектра: их психическое, речевое и сенсорное развитие в онтогенезе. Среди них: отсутствие комплекса оживления, снижение интереса к окружающему миру, отсутствие реакции на имя, повышенная или пониженная чувствительность к определенным стимулам. Раскрывается особенности развития импрессивной речи для дальнейшего развития экпрессивной речи: на основании понимания речи формируется способность воспроизводить речь. При этом неотъемлемой часть понимания речи является фонематических слух, о котором начал говорить известный ученый в области педагогики и психологии Лев Семенович Выготский. Приведены уровни понимания речи: нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный и расчлененный. Дан адаптированный диагностический материал по определению уровня понимания речи у детей старшего дошкольного возраста детей с РАС. Проанализированы результаты исследования и описаны особенности логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей с РАС. Перечислены используемые поощрения и стимулы в логопедической работе по развитию фонематического слуха: камушки Марблс, фишки, части игр и головоломок, музыкальная шкатулка с конфетами. Описаны результаты логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей с расстройством аутистического спектра. Определена важность влияния этапа развития фонематического слуха на понимание речи детей с РАС.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, импрессивная речь, фонематический слух, сенсорная сфера, имитация, подражание.

The influence of the stage of phonemic hearing development on the understanding of speech in children with ASD

Demidova Anna Petrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Preschool, Primary and Special Education, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Russian, Kaluga
Safronova Zlata Mikhailovna
teacher-speech therapist of the Center for the development of abilities of children and adults Shkola Volshebnikov, Russian, Chekhov

Abstract: This article describes the features of children with autism spectrum disorder: their mental, speech and sensory development in ontogenesis. Among them: the absence of a revival complex, a decrease in interest in the world around us, a lack of reaction to a name, increased or decreased sensitivity to certain stimuli. The features of the development of impressive speech for the further development of expressive speech are revealed: on the basis of understanding speech, the ability to reproduce speech is formed. At the same time, phonemic hearing is an integral part of understanding speech, which was started by the famous scientist in the field of pedagogy and psychology Lev Semenovich Vygotsky. The levels of speech comprehension are given: zero, situational, nominative, predicative and dissected. An adapted diagnostic material is given to determine the level of speech comprehension in older preschool children of children with ASD. The results of the study are analyzed and the features of speech therapy work on the development of phonemic hearing in children with ASD are described. The incentives and incentives used in speech therapy for the development of phonemic hearing are listed: Marbles stones, chips, parts of games and puzzles, a music box with sweets. The results of speech therapy work on the development of phonemic hearing in children with autism spectrum disorder are described. The importance of the influence of the stage of phonemic hearing development on the understanding of speech in children with ASD is determined.
Keywords: autism spectrum disorder, impressive speech, phonemic hearing, sensory sphere, imitation, imitation.

Правильная ссылка на статью
Демидова А.А., Сафронова З.М. Влияние этапа развития фонематического слуха на понимание речи детей с РАС // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-etapa-razvitiya-fonematicheskogo-slukha-na-ponimanie-rechi-detej-s-ras.html Дата обращения: 30.06.2024)

Введение. Коммуникация – основа благополучного развития ребенка. Коммуникацию можно осуществлять при помощи жестов, мимики и речи. Речь носит основополагающий характер в проявлениях нарушения коммуникации, что является типичным симптомом РАС.

Детям с РАС сложнее входить в контакт не только со сверстниками, но и со взрослыми, даже родителями, поэтому коррекционно– развивающая работа должна быть направлена на развитие социальных навыков. Для логопедов выявление задержки речи чаще всего происходит на основании задержки экспресивной речи. Однако, немаловажную роль в формировании экспрессивной речи несет уровень развитие импрессивной, внутренней речи. На её основании закладываются: словарный запас, понимание и выполнение действий, общее представление об окружающем мире. Без этого ребенок, особенно с РАС, не сможет вести полноценную жизнь [1], [6, с. 11, с. 14].

Описывали и проводили коррекционно– развивающую работу по развитию понимания речи детей с РАС много ученых: Л.Г. Нуриева, С. С. Морозова, В.С Сандрикова, О.А. Реуцкая и другие.

Л.Г. Нуриева создала методику по развитию речи у аутичных детей, которую описала в книге «Развитие речи у аутичных детей» [7]. Сандрикова В.С. в пособии «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра» собрала перечень игр и заданий по развитию предпосылок речевого общения и по формированию речевой коммуникации [9]. В книге Морозовой С.С. «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах» рассмотрены методы коррекционной работы и вопросы практической психологии; приведены конкретные примеры из уникального опыта работы специальной школы по коррекции аутизма, использовавшей прикладной поведенческий анализ как методическую основу деятельности [4]. Реуцкая О.А.  в книге «Развитие речи у плохо говорящих детей» рассказывает об основных правилах речевого взаимодействия, об организации быта ребенка, о том, как научить плохо говорящего ребенка ориентироваться в пространстве и во времени; предлагает игры для расширения кругозора, для отработки навыков речи, для обучения ребенка правильному пониманию и использованию различных речевых конструкций [8].

Изучив специальную литературу, мы обнаружили, что в логопедической работе по развитию понимания речи не уделяется внимание этапу формирования и развития фонематического слуха. Поэтому целью данной работы является определение влияния этапа развития фонематического слуха на понимание речи детей с РАС.

Изложение основного материала. Первые проявления аутистического спектра у детей можно наблюдать ещё в раннем возрасте. Как известно, у таких детей отсутствует целенаправленный и осознанный взгляд на маму, может не быть комплекса оживления; многим детям присуще не различение своих и чужих людей. Они не усваивают просодическую сторону речи: интонацию, смысловое ударение, высоту голоса и другое. Поэтому им труднее понимать эмоции других людей. Сниженный интерес ребенка с РАС к окружающим звукам, речи матери замедляет развитие речеслухового анализатора. Дети с РАС в некоторых случаях не отзываются на собственное имя, при этом имеют хороший физический, речевой слух, но не понимают, что звуки, слоги, слова можно использовать для коммуникации, получения желаемого [1], [2].

Из-за особенностей восприятия у детей с РАС может быть гипер-  или гипочувствительность к определенным окружающим явлениям. Например, гиперчувствительность можно наблюдать, если включат яркий свет, будут громко говорить или слушать музыку, наденут на ребенка шерстяные вещи или те, из-за которых появляется дискомфорт. При гипочувствительности дети с РАС наоборот используют сенсорные стимулы, выполняя различные повторяющиеся движения, вокализации, не реагируют на мокрые или грязные вещи [6, с.12].

Среди общеизвестных проявлений расстройства аутистического спектра является зацикленность на определенной теме, например: космос, животные, динозавры, иероглифы – упорядоченность вещей и перфекционизм: вещи складываются в определенном порядке, выстраиваются ряды из предметов, которые нельзя поменять местами.

Каждый ребенок с РАС индивидуален, и его особенности аутистического спектра проявляются по-разному. Одни дети имеют один-два симптома, а другие пять и выше. Чем ниже симптоматика, тем легче и быстрее проходит коррекционно– развивающая работа.

Для развития речи детей с РАС необходимо знать уровень сформированности понимая речи.

Импрессивная речь или внутренняя речь в норме развивается в первые годы жизни ребенка. Он изучает окружающий мир через анализаторы: зрение, слух, обоняние, осязание. И большая часть знаний приобретается в процессе общения с родителями. Происходит первое знакомство с предметами быта, звуками, которые издают предметы или животные. За их определение отвечает фонематический слух [1], [2].

Фонематический слух –способность различать и узнавать фонемы родного языка, которые составляют звуковую строение слова. Фонематический слух является частью физиологического слуха и развивается от рождения до 5 лет. Он является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем [11].

Л.С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который включил 3 речевые операции [11]:

  • способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Если у ребенка нарушение фонематического слуха, то он не овладевает в полной мере пониманием речи, что может привезти к отставанию в речевом развитии [11].

Выделяют 5 уровней понимания речи [12]:

  1. Нулевой уровень: ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.
  2. Ситуативный уровень: понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
  3. Номинативный уровень: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетной картинке (идет, сидит, читает). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (чем? кому? С кем?).
  4. Предикативный уровень: ориентируется в вопросах косвенных падежей, различает значение нескольких простых предлогов (на, в, около). Не различает грамматических форм слов.
  5. Расчлененный уровень: различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (приставками, суффиксами: стол– столы, улетел– прилетел).

Таким образом, нами было проведено диагностическое исследование на определение уровней понимания речи детей старшего дошкольного возраста с РАС. База исследования: МБДОУ «Россиянка» ЦРР Калуги НСП «Незабудка». В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

В исследовании были использованы, адаптированы следующие методики [10]:

Задание 1. Изучение понимания речи (Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной)

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

1 Ситуация. Отзывается ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Указывать на называемый предмет.

3 Ситуация. Показать у куклы какую– либо часть лица или тела.

4 Ситуация. Найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5 Ситуация. Дать называемый предмет.

6 Ситуация. Произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

7 Ситуация. Проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Задание 2.  Словарный запас (по Е. Косинова)

Цель: определить уровень пассивного или активного словаря

1)      Словарный запас. Глаголы

Покажи: кто рисует?  кто красит? кто несёт? кто везёт? кто умывается? кто моется? кто стирает?

2)      Словарный запас. Прилагательные

Покажи:

  • красный
  • жёлтый
  • зелёный
  • синий

3)      Словарный запас. Обобщающие слова.

Покажи:

•        игрушки  

•        посуда

•        одежда    

•        обувь

•        птицы     

•        звери

Задание 3. Грамматический строй речи (по Е. Косиновой)

Цель: выявить уровень понимания грамматических категорий

1)      Понимание вопросов косвенных падежей

Покажи:

•        Кого кормит девочка?

•        Кто кормит мишку?

•        Чем мишка ест суп?

•        Из чего ест?

2)      Понимание грамматических категорий

Покажи (назови):

•        кот – коты;

•        машинка- машинки;

•        кукла – куклы;

•        собака – собаки;

•        кубик – кубики.

3)      Понимание предлогов

Покажи бусины: «НА», «ПОД», «В», «ИЗ»

Задание 4. Зрительное восприятие (Д.А Щукина)

Цель: выявить уровень предметного гнозиса

  • Выбрать игрушку по наименованию.
  • Выбрать предметную картинку по наименованию.
  • Рассказать, что видит на рисунках.

Задание 5.  Слуховое восприятие (Д.А Щукина)

Цель: выявить уровень понимания инструкций

  • Выполнение простых речеслуховых инструкций.
  • Выполнение сложных речеслуховых инструкций.

На основании проведенного исследования нами было выявлено, что 33% детей имеет нулевой уровень понимания речи, 50% –  ситуативный уровень, 17%–  номинативный. Никто из детей не имеет высокие уровни понимания речи. Это связано с неравномерными проявлениями аутистических черт, сенсорных, речевых и познавательных характеристик.

Для успешной коррекционно– развивающей работы нами были выделены направления работы, одним из которых являлось развитие фонематического слуха. Данное направление относилось к подготовительному этапу понимая речи, так как на его основании закладывается словарный запас и выделение слов из потока речи для усвоения понимая инструкций.

Развитие фонематического слуха всегда начинается с этапа определения неречевых звуков. Поэтому наша работа начиналась с узнавания звуков бытовых предметов, музыкальных инструментов и звуков, которые издают животные [1], [11].

Особенности логопедической работы по развитию фонематического слуха с детьми с расстройством аутистического спектра:

  1. Овладение навыками слушателя. Данные навыки необходимы для установления контакта, развитию учебного поведения. К базовым навыкам слушателя относятся: зрительный контакт; сидение за столом; держать руки на месте [5, с. 53, с. 54].
  2. Овладение навыками имитации: за движениями логопеда без предметов и с предметами. Имитация является важнейшим для развития навыком, позволяющим детям эффективно взаимодействовать с другими людьми и учиться у них. У детей с РАС способность к подражанию часто отсутствует или недостаточно развита [1], [4, с. 32], [5, с. 58].
  3. Постоянные поощрения и подкрепления действий ребенка. Чаще всего они используются в дискретных пробах, когда ребенку предоставляется множество возможностей, попыток отрабатывать конкретный навык и получать обратную связь от логопеда. Данный метод также используется в работе по развитию фонематического слуха [3], [4, с. 11, с. 29].
  4. Использование подсказок. Оно необходимо в процессе овладения имитацией и последующей логопедической работе. Если ребенок не повторяет за логопедом движения, то он физически помогает ребенку их выполнить. После этого сразу дается поощрение [4, стр. 32], [5, с. 78].
  5. Использование режимных моментов с детьми. У определенных категорий детей с РАС необходим четких график занятий [2], [3].
  6. Частая переключаемость детей на занятии. Интеллектуальная работа должна переходить в физическую. Также следует учитывать особенности ребенка [2], [3].
  7. Использование сенсорных стимулов. Как уже было описано ранее, у многих детей с РАС нарушена сенсорная сфера, поэтому в логопедической работе необходимо использовать различные сенсорные подкрепления.
  8. Индивидуальная направленность логопедической работы. Каждый ребенок с РАС индивидуален, поэтому необходимо учитывать их потребности, психологические и физические характеристики.

В нашей логопедической работе были использованы сенсорные поощрения в виде камушек Маблс; фишки; части определенных игр и головоломок, в которые они могли поиграть в конце занятия. Отдельным поощрением служила музыкальная шкатулка, с которой находились конфеты. Важно помнить о пищевых привычках детей: если им нельзя конфеты и шоколад, то логопед не должен давать их в конце занятия.

Чаще всего на занятиях было использовано несколько поощрений, например: камушки Марблс +музыкальная шкатулка; фишки + музыкальная шкатулка; головоломка + музыкальная шкатулка. Необходимо найти то, что может заинтересовать ребенка и замотивировать его заниматься.

Результаты логопедической работы по развитию фонематического слуха детей с РАС.

Из 100% детей с РАС улучшения в понимании речи достигло 66,7% детей. С ними проводились занятия по развитию фонематического слуха. Мы выявили, что эти дети начали лучше воспринимать речь взрослого; выполнение инструкций стало точнее, так как расширился словарный запас слов– предметов, слов– действий. 50% детей с РАС показали хороший уровень освоения учебного поведения и базовых навыков слушателя. Для этой категории детей со временем уменьшили периодичность использования поощрений: теперь мы их предоставляли после выполнения всего задания, а не после каждой выполненной модели имитации логопеда.

 

Вывод. Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС должна начинаться с определения уровня понимания речи, потому что эхолалии не являются показателями высокого уровня речевого развития.

Мы считаем, что этап развития фонематического слуха является одним из важнейших в понимании речи у детей с РАС.  В виду небольшого практического и теоретического опыта по данному направлению логопедической работы нами выделена важность углубления в изучении вопроса развития фонематического слуха для понимания детей с РАС. Поэтому наша работа будет продолжать и совершенствоваться.

 


Список литературы

1. Адильжанова М.А. Развитие фонематического слуха и первоначальных аудиальных компетенций на основе имитативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра/ М.А. Адильжанова // Современные наукоемкие технологии, 2020, № 8. – С. 97– 101.
2. Андреева С.В. Развитие речи детей с расстройствами аутистического спектра/ С.В. Андреева // Специальное образование. 2022, №2 (66). – С. 6-28.
3. Смолина С.А. Особенности работы с детьми с расстройством аутистического спектра/ С.А. Смолина, А.Д. Бакутина // International scientific review, 2020, №LXXI. – С. 119-120.

Список источников
4. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя–дефектолога / С.С. Морозова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 176 с.
5. Нигматуллина И. А. Расстройства аутистического спектра: прикладной анализ поведения в работе с детьми и их родителями [Электронный ресурс]: учебно– методическое пособие / И.А. Нигматуллина, О.А. Иванова, А.Ю. Сазонова, И.В. Диярова  К.: Издательство Казанского университета, 2022. – 108 с.
6. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская. – М.: Теревинф., 2012.
7. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб./ Л.Г.Нуриева–М.: Теревинф, 2017. – 112 с.
8. Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей/ О.А. Реуцкая– Р-н-Д.: Феникс, 2013. – 155 с.
9. Сандрикова, В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра: Пособие для логопедов и родителей/ В.С. Сандрикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – М.: Редкая птица, 2019. – 80 с.
10. Щукина, Д.А. Логопедическая диагностика детей с расстройством аутистического спектра: Учеб. –метод. пособие / Д.А. Щукина – М.: Редкая птица, 2019. – 192 c.
11. Дефектология проф: Московский институт коррекционной педагогики: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/fonematicheskij_slux_i_neobxodimost_ego_razvitiya/
12. Studfiles: файловый архив студентов: https://studfile.net/preview/5458065/page:31/

Расскажите о нас своим друзьям: