Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 378.14
Дата публикации 30.06.2024
Профессиональная культура как философская и социально-педагогическая категория
Ширпал Елена Николаевна
обучающаяся 1 курса Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте
Аннотация: В статье представлен анализ различных подходов к определению философского и социально-педагогического аспекта категории профессиональной культуры преподавателей высших учебных заведений. Актуализируется мнение, что в формировании профессиональной культуры преподавателей Высшей школы необходимо отталкиваться от специфических субстанциональных, социокультурных и педагогических основ, которые имеют междисциплинарную природу.
Ключевые слова: профессиональная культура, философская сущность профессиональной культуры, социально-педагогическая сущность профессиональной культуры, профессиональная культура преподавателя.
1st year student Humanitarian and pedagogical academy (branch) V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta
Abstract: The paper presents an analysis and synthesis of different approaches to determining the philosophical and socio-professional categories pedagogical aspects of culture academics.
Keywords: professional culture, philosophical essence of professional culture, socio-pedagogical nature of professional culture, professional culture of the teacher.
Ширпал Е. Н. Профессиональная культура как философская и социально-педагогическая категория// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/professionalnaya-kultura-kak-filosofskaya-i-sotsialno-pedagogicheskaya-kategoriya.html (Дата обращения: 30.06.2024)
Формирование профессиональной культуры специалистов связано с современной модернизацией экономических, социальных и образовательно - информационных институтов общества. Эти преобразования выявляют сущностные предпосылки вхождения в европейское образовательное пространство, механизмы Болонского процесса. Феномен профессиональной культуры играет существенную роль в развитии современного образования, освещая пути и направления реформирования образовательной системы и обеспечения ее соответствия требованиям времени. По мнению ученых, профессиональная культура является высшей формой профессиональной подготовки будущего специалиста, поскольку она, во-первых, превращает традиционную совокупность знаний, умений и навыков в целостную систему, а во-вторых, дополняет образованную систему духовно-ценностными компонентами [1].
Научные исследования проблемы формирования профессиональной культуры преподавателя основываются на положениях: непрерывного профессионального образования (Р. Гуревич, О. Дубасенюк, И. Зязюн, В. Луговой и др.); психолого-педагогических концепций формирования личности педагога (И. Бех, Н. Кузьмина, С. Максименко и др.); теорий развития индивидуальности (А. Маслоу, Р. Роджерс и др.); формирования творческой личности педагога (О. Акимова, Н. Гузий, Н. Кичук, С. Сысоева и др.).
Цель статьи заключается в анализе и обобщении различных подходов к определению философского и социально-педагогического аспекта категории профессиональной культуры преподавателей высших учебных заведений.
Вопрос о необходимости философского осмысления и обобщения сущности и содержания феномена профессиональной культуры и придания этому понятию надлежащего статуса одной из основных категорий философии высшего образования поднял А. Пономарев. Без этого, по мнению автора, представляется проблематичной сама возможность успешного решения важной и крайне ответственной задачи формирования профессиональной культуры преподавателей и ее надлежащего развития в процессе их профессиональной подготовки. Поэтому рассмотрим основные философские аспекты сущности и роли понятия профессиональной культуры [2].
Онтологический статус профессиональной культуры связан с ее проявлением, во-первых, как одной из основных целей учебно-воспитательного процесса в Высшей школе, а во-вторых, как определяющей характеристики профессиональной деятельности специалиста, важного аспекта его человеческого бытия. В этом отношении профессиональная культура существенно меняет понимание сущности профессионального образования и ее содержания, поднимая на новый уровень их соответствие социальным ожиданиям [1].
Гносеологический статус профессиональной культуры означает, с одной стороны, ее определяющую роль в прививании человеку стремления к дальнейшему познанию как предметной сферы своей деятельности, так и смежных сфер, к постоянному самообучению и самосовершенствованию. С другой же стороны, сам процесс формирования и развития профессиональной культуры требует от научно-педагогического состава учебных заведений постоянного овладения новыми знаниями, чтобы оставаться настоящими профессионалами и по крайней мере не отставать от студентов, которые могут пользоваться различными источниками информации. Наконец, эпистемологическая роль профессиональной культуры заключается в том, что она способствует более глубокому осознанию сущности деятельности и логики ее осуществления [2].
Аксиологический статус профессиональной культуры определяет ее роль как одного из наиболее характерных атрибутов в системе жизненных ценностей и идеалов человека, поскольку именно осознание этим человеком социальной значимости своей профессиональной деятельности и ее признание одним из существенных жизненно ценностных факторов собственно и выступает основным индикатором уровня развития личности специалиста и его профессиональной культуры. Кроме того, существует и еще один аксиологический аспект профессиональной культуры, который в определенной степени родственен онтологическому ее статусу. Этот аспект заключается в значительном повышении общественной ценности специалиста, которому она присуща [2].
Морально-этический статус профессиональной культуры, обусловленный тем обстоятельством, что она предполагает в общей структуре сложной системы различных оттенков отношение человека к своей деятельности еще и глубокое ощущение личностной ответственности перед людьми и своей совестью, перед нынешними и грядущими поколениями за возможные результаты и последствия этой деятельности. И это ощущение требует его постоянного самообучения с целью повышения профессиональной компетенции, а следовательно, и профессиональной культуры [1].
Таким образом, профессиональная культура, как философская категория, действительно оказывается связанной с такими важными элементами общей системы категорий философии образования, как ценности и цели и должна занимать видное место в их иерархии. Известные специалисты в области философии образования Е. Н. Гусинский и В. И. Турчанинова утверждают, что «человек может ставить себе цели и иногда делает это, однако по отношению к ценностям личности его цели занимают подчиненное положение, как в свою очередь средства по отношению к целям». Личность, по их мнению, «скорее чувствует свои ценности, чем осознает свои цели. В процессе развития она выбирает ценности, нормы и идеалы, которые и определяют ее путь» [6, с. 140].
Для современного этапа цивилизационного развития важно также уточнить содержание категории духовности именно в его взаимосвязи с культурой, в том числе и культурой профессиональной. Как отмечает Б. С. Гершунский, «системный и глубокий кризис, охвативший важнейшие сферы духовной жизни человечества – науку, религию и образование, приведший к фактическому расколу единого материально-духовного пространства цивилизации, породивший разрушительный по своим последствиям разрыв между знанием и верой, который все более углубляется, и самым неблагоприятным образом сказался и продолжает сказываться на состоянии и развитии образования, которое все более очевидно теряет свои культуротворные функции, свое влияние на моральные составляющие индивидуального и общественного менталитета» [7, с. 15].
Для образования вообще, в том числе и для образования профессионального, чрезвычайно важное значение приобретает эстетический аспект формирования личности как один из определяющих элементов ее культуры. Этот «своеобразный феномен социальной реальности зафиксирован в философской категории «эстетическое». Как специально подчеркивают авторы учебника по философии «эстетическое» не является исключительно прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и словно бы «разлитое» по всей социальной реальности, эстетическим, то есть вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и разнообразные проявления их активности-трудовые, спортивные, игровые и тому подобное. То есть эстетическое представляет собой словно бы определенную грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфические чувства и мысли» [8, с. 578-579].
Социокультурные основы формирования профессиональной культуры преподавателей, по мнению ученых, имплицитно обусловлены экономической глобализацией; усилением производства и необходимостью его кардинального преобразования в этом направлении; интеграцией профессионального образования человека с организацией производственного труда и современными рыночными институтами; переходом ценностей рыночной экономики из субкультурного состояния в обобщенное состояние современного общества; интенсивной образовательной и профессиональной интеграцией преподавателей в европейские образовательные и производственные структуры; потребностями общества в специалистах, способных выступать в качестве субъекта современной производственной, научной и трудовой культуры, в инноваторах, создающих интенсивные технологии с теми новыми требованиями к подготовке молодежи по канонам передовой профессиональной культуры, которые вытекают оттуда, с экономизацией педагогического труда, с его усложнением, с ростом общественного запроса на синтез различных групп компетенций современных педагогов, с модернизацией образования, нацеленной на воспитание социально-интегрированного молодого специалиста, в том числе и преподавателя как междисциплинарно подготовленного специалиста [3, с. 59].
Позиционно-смысловая парадигма [3] исследование профессиональной культуры и компетенций педагогов позволяет проанализировать их как целостность. Она дает возможность принять к рассмотрению такие понятия, как профессиональный и квалификационный статус преподавателей; соотношение их физических и умственных усилий; позиционные возможности последних; их целевые, ценностные и смысловые характеристики развития в качестве ведущего субъекта образовательного процесса. Такой подход позволяет определить не только относительно стабильные элементы профессионального труда и компетенций педагогов, но и его особые динамические социальные формы, активно взаимодействующие с фундаментальными общественными условиями их жизнедеятельности [3, с. 59].
Представленный подход позволяет: изучить деятельность преподавателя через синтез культурологии, экономики, социологии, профессиологии и педагогики; провести научный анализ и раскрыть систему его ценностных и смысловых позиций в образовательном процессе; определить качество и сложность, квалификацию и возможный потенциал педагогов в области ценностного воспитания студента как личности, профессионала и гражданина. Познание позиций и смыслов деятельности педагога позволяет перекрестным образом применить культурологические и социологические подходы к исследованию формирования его компетенций, категориально отразить особый целостный, ансамблевый характер учебной и воспитательной деятельности в высшем учебном заведении [3, с. 59].
В качестве принципов формирования профессиональной культуры преподавателей в научной литературе рассматриваются следующие постулаты.
Принцип детерминированности профессиональной культуры преподавателей. Этот постулат интегрирует в себе принципы новой культуры профессиональной деятельности как объективной причины создания, усовершенствования и повышения эффективности интегративных систем профессионального обучения молодежи, обусловленности самодвижения «квалификационной валентности» молодежи как в национальных, так и в международных пределах [4].
Принцип демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса. Этот постулат предусматривает организацию подготовки будущих специалистов на принципах самоуправления и «субъект-субъектных» отношений в системе «преподаватель – студент». Он требует учитывать повышение роли и значения гуманитарной и общественно-мировоззренческой подготовки молодежи как силы, формирующей у нее социальную активность, гражданское и экономическое сознание, навыки участия в управлении профессиональной деятельности [4].
Принцип совершенствующегося человека. Этот постулат, учитывая объективный динамизм современной профессиональной культуры личности, исходит из необходимости возрастной оптимизации ее формирования у молодежи, из ее этапного, комплексного характера развития, а также из реально нанесенного адаптационного потенциала личности студентов, в качестве центральной системообразующей категории формирования их профессиональной культуры и самоопределения их в качестве человека и гражданина [4]. Указанный принцип позволяет при формировании профессиональной культуры личности направить усилия на междисциплинарных началах социокультурного и профессионального воспитания студентов. Это объективно заставляет преподавателя модернизировать профессиональное образование и воспитание будущих специалистов таким образом, чтобы они могли выступать в качестве субъектов общей и профессиональной культуры. Такой специалист прежде всего ориентирован на творчество и реализацию собственных фундаментальных (социологически, психологически и культурно представленных) характеристик – как в сфере профессиональной деятельности, так и в процессе межкультурного взаимодействия [4].
Большинство ученых рассматривает профессиональную культуру преподавателей высших учебных заведений как интегральное явление и высшую форму их профессиональной и гуманитарной компетентности, как исторически сложившуюся систему специальных знаний, способов и норм, необходимых педагогам для осуществления продуктивной образовательной деятельности и постоянного ее насыщения ценностным и мировоззренческим содержанием. При этом, взаимодействие организационных и воспитательных компонентов формирования профессиональной культуры педагога осуществляется на трех фундаментальных уровнях: личностном (через его ценности и идеалы, творческое, эстетическое и художественное самоопределение педагога); профессиональном (через ценностно-смысловые индикаторы содержания их деятельности, профессиональные и социальные статусные установки); гражданском (через показатели их экономической мотивации, включения в корпоративную культуру образовательного учреждения) [3, с. 59].
Важным для нашего исследования является подход, в соответствии с которым, основу профессиональной культуры преподавателей высшего учебного заведения в аксиологическом аспекте составляют педагогические ценности, выступающие как относительно устойчивые ориентиры, с которыми педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность. Повышение значимости педагогических ценностей обусловлено следующими обстоятельствами:
- во-первых, именно ценностный компонент творческого потенциала личности преподавателя во многом определяет его профессиональную культуру, пригодность к выбранной профессии, его профессиональную готовность, способность к преподавательской деятельности [9, с. 94];
- во-вторых, развитие ценностного компонента творческого потенциала личности педагогов, осмысление ими ценностной природы профессиональной культуры является очень сложным процессом; в значительной степени это связано с тем, что вопросы о ценностях и идеалах в науке еще недостаточно изучены [5, с. 94].
Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность преподавателя Высшей школы, имеет целостный характер и выступает как познавательно-действенная система, определяющая отношение между его взглядами на проблемы профессионального образования и профессионально-педагогической деятельности [5, с. 94].
Таким образом, категория профессиональной культуры, как свидетельствует анализ научной литературы, играет существенную роль в современной педагогике и философии образования, освещая пути и направления реформирования образовательной системы, обеспечения ее соответствия требованиям времени. Профессиональная культура является высшей формой профессиональной подготовки будущего специалиста, поскольку, во-первых, превращает традиционную совокупность знаний, умений и навыков в целостную систему, а во-вторых, дополняет образованную систему духовно-ценностными компонентами [1]. В формировании профессиональной культуры преподавателей Высшей школы необходимо отталкиваться от специфических субстанциональных, социокультурных и педагогических основ, которые имеют междисциплинарную природу.
Список литературы
1. Пономарев А. С. Сущность и предмет философии образования. Научный вестник. Серия «Философия». Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды. Xарьков, 2007. Вып. 25. С. 11-17.
2. Пономарев А. С. Профессиональная культура в системе категорий философии образования. Научный вестник. Серия «Философия». Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды. Xарьков, 2007. Вып. 26. С. 21-27.
3. Мищенко А. С. Формирование компетенций и профессиональной культуры педагогов Человек и образование, 2013. № 3 (36). С. 58-63.
4. Мищенко А. С. Профессиональная культура личности: социально-педагогические принципы формирования. Философия образования, 2017. № 6. С. 283-291.
5. Набиуллин Л. Г. Роль педагогических ценностей в формировании профессиональной культуры педагога. Человек и образование, 2013. № 4(37). С. 94 -98.
Список источников
6. Гусинский Э. Н. Введение в философию образования. М.: Логос, 2021. 224 с.
7. Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. 432 с.
8. Философия: Учитель для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 677 с.
9. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2012. 206 с.