Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 372.881.1
Дата публикации 30.06.2024
Развитие навыков публичных выступлений в процессе обучения иностранному языку на уровне общего образования
Сарханова Шебнем Илгаровна
студентка 5 курса факультета филологии и межкультурной коммуникации, Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (ф) РГППУ, РФ, г. Нижний Тагил, shebnem.sarkhanova@bk.ru
Кирюшина Ольга Викторовна
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и русской филологии, Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (ф) РГППУ, РФ, г. Нижний Тагил, olga_kiryushina_@mail.ru
Аннотация: В связи с необходимостью совершенствования устной речи и улучшения коммуникативных навыков обучающихся в статье рассматриваются методические особенности подготовки учеников к публичному выступлению на уроках иностранного языка. Публичные выступления на иностранном языке дают возможность обучающимся преодолеть языковой барьер, обрести уверенность в себе и в своих языковых способностях и подготовиться к реальным ситуациям общения. В статье раскрываются понятия «риторика» и «публичное выступление», описываются виды публичных выступлений, причины возникновения психологических трудностей публичных выступлений и способы их преодоления, а также предлагаются некоторые приемы развития навыков публичных выступлений у обучающихся и методические рекомендации по развитию навыков публичных выступлений в процессе обучения иностранному языку.
Ключевые слова: риторика, оратор, публичное выступление, глоссофобия, навык публичного выступления, подготовка публичного выступления.
5th year student of the faculty of foreign languages and intercultural communication, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute, branch of Russian State Vocational Pedagogical University, Russia, Nizhniy Tagil
Cand. Sci. (Pedagogy), associate professor at the Department of foreign languages and Russian philology, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute, branch of Russian State Vocational Pedagogical University, Russia, Nizhniy Tagil
Abstract: Due to the need for advance oral speech and the need for improvement communication skills of students, this article examines the methodic features of preparing students for public speech in foreign language lessons. Public speech in a foreign language allows students to overcome the language barrier, gain confidence in their language abilities and prepare for real communication situations. The article reveals the concepts of "oratory" and "public speech", provides types of public speeches, the causes of psychological difficulties in public speeches and ways to overcome them, and also offers methods for development public speeches skills and methodic recommendations for development public speeches skills in teaching a foreign language.
Keywords: rhetoric, speaker, public speech, glossophobia, public speaking skills, preparing a public speech.
Сарханова Ш. И., Кирюшина О. В. Развитие навыков публичных выступлений в процессе обучения иностранному языку на уровне общего образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-navykov-publichnykh-vystuplenij-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-na-urovne-obshhego-obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.06.2024)
Одной из важных задач современного общего образования видится научить обучающихся с уверенностью выступать перед аудиторией, ясно и чётко формулировать и излагать свои мысли и идеи. Следовательно, значительное внимание в процессе обучения необходимо уделять навыкам публичного выступления, которые включают в себя умение контролировать свой голос и свою речь, поддерживать контакт с аудиторией и подбирать верные аргументы и примеры. Развитие навыков публичного выступления способствует улучшению коммуникации, повышению уверенности и достижению успехов в различных сферах, в том числе в сфере образования. Особым потенциалом для развития навыков публичного выступления обладает такой учебный предмет как иностранный язык. Создание условий для развития иноязычной коммуникативной компетенции несомненно способствует развитию общей способности и готовности личности к успешной коммуникации, к адекватному взаимодействию с речевыми партнерами в разных ситуациях повседневного общения. Обучая говорить средствами иностранного языка в форме диалога и монолога, преподаватель одновременно способствует развитию умения держать себя на публике, логично строить высказывание, правильно реагировать на критику и доносить свои мнения и идеи до аудитории.
Публичные выступления на уроках иностранного языка играют важную роль для практики устной речи, аудирования и межкультурного общения. Более того, данные выступления содействуют развитию у обучающихся умения выражать своё мнение на иностранном языке, правильно оформляя свою речь с точки зрения лексических, грамматических и фонетических языковых средств. К тому же, публичные выступления являются ценным инструментом для создания аутентичных ситуаций общения на иностранном языке, что помогает обучающимся приобретать практические навыки в реальных жизненных ситуациях.
Для начала обратимся к истории возникновения публичных выступлений. Публичное выступление непосредственно связано с такой наукой как риторика. Риторика (ораторское искусство) – это «наука о том, как создавать эффективные публичные речи и выступать с ними, достигая своей коммуникативной цели. Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию» [1, с. 6]. Возникновение науки риторики восходит еще к Древней Греции, а ее основоположником по праву считается древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.)
Публичное выступление – это «особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного контакта; речь, произносимая в определенной аудитории и адресованная определенному адресату; ораторская речь. Публичная речь произносится для того, чтобы проинформировать слушателей и оказать на них желаемое воздействие (убедить в чем-либо, внушить что-либо, призвать к чему-либо и т. д.)» [2, с. 9].
При подготовке к публичной речи необходимо чётко понимать, где, для кого, с какой целью будет произнесена данная речь, какова она должна быть с точки зрения продолжительности, содержания, степени эмоциональной окраски и т. д. В связи с этим выделяют разные виды публичных выступлений как по цели, так и по форме.
С точки зрения цели выступления можно выделить такие виды публичных выступлений, как информационная речь, этикетная речь, развлекательная речь и убеждающая речь.
1. Информационная речь (основное предназначение – донесение до слушателей важной информации. Это может быть доклад, лекция, инструктаж и пр.) [3, с. 6].
2. Этикетная речь (основная задача – соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, придерживаться определённого этикета, ритуала).
3. Развлекательная речь (главный смысл – способствовать улучшению эмоционального состояния слушателей).
4. Убеждающая речь (важная цель – убедить аудиторию в правильности занимаемой оратором позиции, влиять на мнение слушателей по этому вопросу [1, с. 8–10].
Кроме того, в риторике выделяют виды публичных выступлений по форме: доклад, сообщение, выступление, лекция и беседа.
Доклад – развернутое сообщение средней продолжительностью 10–15 минут, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему.
Сообщение – небольшое по времени выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение – это по сути небольшой доклад на частную тему.
Выступление – краткое, обычно подготовленное сообщение на заранее выбранную тему или возникшее в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).
Лекция – логичное, развернутое научное изложение какого-либо вопроса в учебной обстановке – в школе, в вузе.
Беседа – развернутый, подготовленный диалог со слушателями. Беседа может включать как монологи оратора, так и диалог с публикой, когда начинают поступать вопросы от слушателей. Беседа предполагает небольшую аудиторию – не более 20–30 человек, при этом слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают [3, с. 7].
В той или иной степени, все формы и виды публичных выступлений имеют место в обучении, в том числе в обучении иностранному языку. Качество же публичных выступлений зачастую оставляет желать лучшего. Наблюдение за реальным учебным процессом позволяет утверждать, что обучающиеся разных уровней общего образования крайне неохотно берут на себя ответственность за подготовку и реализацию публичного выступления, не умеют налаживать контакт с аудиторией, волнуются, затрудняются в формулировании мыслей, особенно, если это импровизация (например, при ответе на спонтанный вопрос), теряются при отстаивании собственного мнения и т. д.
Важнейшей составляющей качественного публичного выступления является, прежде всего, уверенность в себе и отсутствие страха. Однако крайне редко можно встретить человека, который не испытывает страха или, по меньшей мере, дискомфорта перед и во время публичного выступления. Причем речь может идти о людях самого разного возраста, национальности, профессий.
Психологи выделяют несколько важных причин боязни выступлений:
– социальные (оратору трудно настроиться излагать мысли перед большой аудиторией);
– психологические (оратору сложно справиться с волнением перед выступлением);
– интеллектуальные (осознание оратором невозможности владения всей необходимой информацией и страх перед возможными вопросами) и т. д. [4, с. 43].
Страх составляет основу психологических трудностей, которые обучающиеся испытывают перед публичным выступлением. Страх публичных выступлений – это чрезвычайно распространенная фобия, практически каждый человек хотя бы раз в жизни чувствовал себя неловко, находясь в центре внимания перед большой аудиторией, испытывал сильное волнение и сложности с концентрацией внимания. В психологии этот страх имеет также название глоссофобия [5, с. 26].
Наиболее частыми причинами глоссофобии являются:
– низкая самооценка и общая неуверенность в себе;
– неудачный опыт выступления на публике;
– психологические травмы из детского возраста;
– страх общественного неодобрения и порицания;
– общение с людьми, боящимися выступать перед аудиторией (искусственное навязывание страха);
– склонность к стрессам и депрессивным состояниям [6, с. 8].
Кроме того, отдельно выделяют такой вид страха как коммуникативный, который вызывает трудности выступления перед публикой. Под коммуникативным страхом понимается состояние личности, характеризующееся необоснованным страхом перед аудиторией, невозможностью «взять себя в руки»: страх неудачи в целом, страх выглядеть смешным, страх забыть текст [7, с. 145–146].
Для того чтобы помочь обучающимся преодолеть страх перед аудиторией, необходимо для начала вооружить их определёнными общими знаниями, которые позволяют подготовиться к публичному выступлению и успешно реализовать его.
1. Тщательная подготовка и репетиция речи.
В первую очередь нужно тщательно проанализировать ситуацию публичного выступления и контингент слушателей. На обучающихся оказывает огромное влияние страх перед неизвестным. Чтобы справиться с этим страхом, следует заранее продумать, где и перед какой аудиторией предстоит демонстрировать навыки публичного выступления.
При подготовке к выступлению важно ответить самому себе на следующие вопросы:
– Какова цель моего доклада?
– Для кого я готовлю этот доклад?
– Какое впечатление я хотел бы произвести?
– Каков тайминг моего выступления?
– Какова центральная идея моего доклада и как лучше ее донести до слушателей?
– Как лучше подготовить презентацию к моему докладу?
2. Поиск психологической поддержки.
В том случае, если среди слушателей есть знакомые или друзья, необходимо попросить их о психологической поддержке. Любой тактильный контакт тоже пойдет на пользу. Это может быть дружеское рукопожатие, подбадривание или теплые объятия перед выступлением.
3. Продумывание невербальной части выступления.
Огромное значение имеет невербальная часть публичного выступления. Аудитория на подсознательном уровне считывает жесты, позу, мимику, внешний вид выступающего, тембр голоса, манеру повествования, интонацию. Поэтому важно уделить особое внимание экстралингвистической составляющей публичного выступления [7, с. 146–147].
Если же говорить о процессе обучения иностранному языку, то на качество и успех публичных выступлений оказывает благотворное влияние сама иноязычная речь обучающихся. Поэтому нами был разработан следующий список приёмов, которые содействуют развитию навыков публичных выступлений обучающихся на уроках иностранного языка (ориентирован на уровень общего образования в целом):
1. Выполнение регулярных фонетических упражнений, учитывающих особенности произношения, интонации и паузы изучаемого языка, поскольку неправильное произношение звуков и слов на иностранном языке может негативно повлиять на восприятие доклада аудиторией или вовсе исказить содержание публичного выступления.
Например, в немецком языке значительное внимание стоит уделить особенностям артикуляционной базы, а именно совокупности движений и положений произносительных органов: гортани, глотки, полости рта и полости носа. Так, особенностями немецкого произношения можно считать активную работу губ, нижней челюсти и глотки, наличие долгих и кратких гласных и твёрдого приступа у гласных, отсутствие палатализации согласных и т. д. Все данные особенности немецкого произношения можно встретить в скороговорках, которые предназначены для отработки звуков, улучшения интонации и тренировки дикции. Регулярное применеие в учебном процессе рифмовок и скороговорок позволит сформировать у обучающихся правильную и красивую иноязычную речь.
2. Использование в обучении игровых приемов, например, ролевых игр. Ролевые игры являются эффективным приёмом для подготовки к публичному выступлению, так как они способствуют развитию ораторских навыков и уверенности обучающихся.
Например, если речь идет о начальной школе, то отличным вариантом ролевой игры является «Пантомима» («Zeichensprache»). Данная ролевая игра поможет ученикам повысить самооценку и стать увереннее для выступления перед публикой. К примеру, один обучающийся выходит к доске и показывает какое-нибудь действие, связанное с темой урока, а остальным ученикам нужно догадаться и назвать по-немецки, что он делает. Допустим, тема урока «Хобби» («Hobby»):
Mascha liest ein Buch. – Маша читает книгу.
Anna kocht eine Suppe. – Анна готовит суп.
Обучающимся средней школы, в свою очередь, ролевая игра дает возможность полноценно подготовиться к публичному выступлению. Под ролевыми играми подразумевается разыгрывание диалогов и полилогов на основе выдуманных или реальных ситуаций, что научит учеников общаться во всевозможных повседневных ситуациях.
Что касается обучающихся старшей школы, то им подойдут такие ролевые игры как дебаты и обсуждения. Ученики могут играть роли сторонников различных точек зрения и участвовать в дебатах и обсуждениях на актуальные темы, что поможет им развить навыки убеждения и критического мышления. Самыми известными и интересными темами для дебатов и обсуждений можно считать «Интернет» («Internet»), «Школьная форма» («Schuluniform»), «Молодёжные проблемы» («Jugendprobleme») и т. д.
3. Подготовка обучающимися индивидуальных выступлений с использованием мультимедийных презентаций. Это превосходный прием для развития навыков публичных выступлений на уроках иностранного языка. Данное задание на определенную тему способствует тому, что ученики используют иностранную речь для передачи информации. Более того, мультимедийная презентация является хорошим визуальным средством как для иллюстрации и подкрепления публичного выступления оратора, так и для удержания внимания аудитории.
4. Чтение стихотворений наизусть можно считать одним из эффективных приёмов развития навыков публичных выступлений на уроках иностранного языка. Прежде всего, эта деятельность совершенствует дикцию и артикуляцию обучающихся, то есть помогает им улучшить произношение иностранных слов и выразительность речи. Кроме того, чтение стихотворений наизусть является крайне полезным упражнением, так как оно развивает память и творческое мышление обучающихся.
Для начальной школы существует ряд замечательных немецких стихотворений, которые отлично подойдут для развития навыков публичных выступлений. К примеру, «Hoppe, hoppe, Reiter…» («Скачи, скачи, всадник…»), «Backe, backe, Kuchen…» («Пекись, пекись, пирог…»), «Am See» («На озере») – это хорошие варианты для знакомства с немецкой поэзией в начальной школе.
В средней и старшей школе лучше всего предлагать ученикам стихотворения известных немецких поэтов, которые несут в себе смысл и заставят как ораторов, так и слушателей глубоко задуматься о разных проблемах. К данным стихотворениям можно отнести произведения Иоганна Вольфганга фон Гёте «Erlkönig» («Лесной царь») и «Der Zauberlehrling» («Ученик чародея»), Генриха Гейне «Die Lorelei» («Лорелея») и «Ein Jüngling liebt ein Mädchen» («Девушку юноша любит») и т. д.
5. Еще одним оптимальным приемом развития навыков публичных выступлений можно считать привлечение обучающихся к проведению конкурсов на иностранном языке, что является для них увлекательным образовательным опытом. Существует несколько способов, как задействовать учеников в организации и проведении конкурсов:
– в качестве ведущего мероприятия;
– в качестве членов жюри;
– в качестве участников съёмочной группы.
Так, предложение обучающимся принять активное участие в организации и проведении мероприятий на иностранном языке поможет им развить не только навыки публичных выступлений, но и лидерские навыки, что позволит им быть увереннее при произнесении речи перед аудиторией.
Вышеперечисленные приёмы действительно подходят для развития навыков публичных выступлений в процессе обучения иностранному языку. Они содействуют тому, чтобы обучающиеся научились успешно выступать перед публикой и уверенно общаться со сверстниками.
Навыки публичных выступлений у обучающихся необходимо постоянно развивать. В связи с этим нами был разработан перечень методических рекомендаций для развития навыков публичных выступлений в процессе обучения иностранному языку, которые помогут ученикам подготовиться к публичному выступлению на изучаемом языке.
1. Необходимо готовиться к выступлению заранее, тем более, если оно на иностранном языке, ведь это требует от оратора хорошего произношения и недопущения грубых речевых ошибок. Заблаговременная подготовка к выступлению включает в себя следующие условия:
– тщательное изучение темы и материала выступления. Чем лучше обучающийся ориентируется в материале выступления, тем увереннее он будет чувствовать себя перед публикой, и, в случае чего, сможет хорошо ответить на вопросы.
– многократная репетиция выступления. Необходимо тщательно отрепетировать выступление несколько раз перед зеркалом, семьей или друзьями. Данное действие поможет справиться с волнением и успокоиться.
2. Следует успокоиться и не переживать раньше времени. Стресс во время публичного выступления может привести к ряду негативных последствий, включая:
– рассеянность и нарушение концентрации внимания;
– снижение уверенности в себе;
– признаки физических реакций (усиленное сердцебиение, потливость, головная боль, дрожь в голосе и теле).
Так, перед выступлением следует сделать несложные физические упражнения, например, глубокий вдох и выдох, растяжку или легкую разминку они помогут расслабиться и снизить стресс.
3. Требуется сохранять позитивный настрой. Когда обучающийся верит в себя и доверяет своим действиям, то публика это чувствует. В этом случае она принимает с радушием, внимательно слушает на протяжении всего выступления и активно участвует в обсуждении, задавая интересующие вопросы.
4. Необходимо привести себя в порядок перед выступлением. Внешний вид оратора перед публикой играет ключевую роль, поскольку первое впечатление может весьма повлиять на то, как воспримет оратора аудитория. Важными факторами создания благоприятного образа перед публичным выступлением являются:
– гигиена, так как ухоженного человека публика воспринимает более балгосклонно;
– одежда, так как наряд и аксессуары должны соответствовать мероприятию, быть уместными и дополнять образ оратора;
– улыбка, так как оратор с лучезарной улыбкой способен создать комфортную и дружелюбную атмосферу как для себя, так и для слушателей в зале.
5. Следует внимательно изучить свою аудиторию, чтобы, если есть возможность, подобрать тему выступления, которая действительно заинтересует публику и привлечет её внимание. Так, слушатели будут задавать актуальные вопросы, а оратор сможет содержательно ответить на них. Более того, выступающий будет чувствовать себя уверенно и комфортно, если среди аудитории будут находиться друзья и близкие, которые смогут поддержать во время выступления.
6. Важно рекомендовать обучающимся книги по ораторскому искусству. Так, например, книга Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов. Говори, как Черчилль, держись как Линкольн». Данная книга учит успешно и убедительно выступать перед любой публикой. Ее главные советы о приёмах ораторского искусства обязательно заинтересуют обучающихся:
– выступление должно начинаться с паузы. Выйдя на трибуну, сцену, мысленно произнесите про себя первое предложение и после паузы начинайте говорить;
– первая фраза должна обязательно вызывать положительный отклик у аудитории;
– начать выступление можно с истории из своей жизни, важном факте или новости;
– главная мысль выступления должна быть сжатой и емкой;
– цитаты должны быть близки оратору, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой;
– необходимо уметь разрядить обстановку во время выступления шуткой или анекдотом, незаметно перейти к своей интересной истории в середине речи;
– чтение речи с листа с опущенными вниз глазами не вызывает восторга у аудитории;
– самое важное в речи – это финал, он должен быть эмоциональным и запоминающимся [8, с. 34].
Предложенные и описанные выше приемы, направленные на подготовку успешных публичных выступлений, легко могут быть реализованы в процессе обучения иностранному языку. Фонетическая зарядка, работа над дикцией и произношением, разыгрывание диалогов, внедрение в учебный процесс ролевых игр, проектов с подготовкой презентаций на различные темы – все это способствует развитию навыков публичных выступлений обучающихся. Важным моментом представляется доведение до сведения обучающихся методических рекомендаций по подготовке качественного публичного выступления, которые могут быть даны в виде брошюры, буклета, электронного файла и т. д.
Таким образом, на наш взгляд, и приёмы развития навыков публичных выступлений, и методические рекомендации для развития навыков публичных выступлений находят свое место в процессе обучения иностранному языку, улучшая устную речь и коммуникативные навыки обучающихся.
Список литературы
1. Коровина А. В. Риторика в сфере профессиональной коммуникации. – Иваново: ФГОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина», 2017. 196 с.
2. Левчаева Н. В. Публичное выступление как эффективное средство повышения качества обучения студентов // Мир науки и образования. 2015. № 1. С. 9-13.
3. Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж: «Истоки», 2011. 168 с.
4. Одинокова Н. А. Владение навыками публичного выступления – ключ к успеху в профессиональной карьере // «Наука и социум»: сб. ст. по матер. Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участием 21 ноября 2017. – Новосибирск: ЧУДПО. – С. 42-46.
5. Каргина А. К. Взаимосвязь сценического волнения и темперамента студентов, обучающихся хореографическому искусству // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 221. С. 25-32.
6. Киселева О. И. Страх перед публичным выступлением у школьников // Наука и образование: новое время. 2023. № 5. С. 1-20. Режим доступа: https://articulus-info.ru/category/nauka-i-obrazovanie-novoye-vremya/?tag=2023-g-data-vyhoda-31-10-2023 (Дата обращения: 25.04.2024).
7. Болтенков М. В. Об актуальности предотвращения коммуникативного и ораторского страхов в деловом общении // Вестник Национального института бизнеса. 2017. № 27. С. 144-147.
8. Лехтянская Л. В. Формирование навыков ораторского искусства у студентов // Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34). С. 33-35.