Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024

УДК 159.922

Дата публикации 30.06.2024

Периодизация развития возрастной психологии

Коптева Людмила Анатольевна
магистрант, Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург, Россия, lusis63@mail.ru
Бойкова Анастасия Юрьевна
магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия, anastasiya-b0ikova@yandex.ru
Вечерина Екатерина Игоревна
магистрант, Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург, Россия, Vecherinaei@gmail.com

Аннотация: В статье рассмотрены этапы развития возрастной психологии, как одного из элементов в системе психологии, где изучается динамика психики человека, и психологические качества человека, а также затронуты вопросы онтогенеза психических процессов. Авторы показали предпосылки выделения возрастной психологии в отдельную самостоятельную область психологической науки. Особое внимание уделено развитию отечественной и зарубежной возрастной психологии. Рассмотрены факторы, такие как социально-экономические, имеющие отношение к развитию производительных сил общества, а также научно-теоретические, относящиеся к активному развитию науки данного исторического периода. Выделены основные проблемы возрастной психологии.
Ключевые слова: возрастная психология, психоанализ, психология, педология, возрастная периодизация развития.

Periodization of the development of age psychology

Kopteva Lyudmila Anatolyevna
Graduate student, Eastern European Institute of Psychoanalysis, St. Petersburg, Russia
Boikova Anastasia Yurievna
Master's student, Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education, Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, Magnitogorsk, Russia
Vecherina Ekaterina Igorevna
Master's student, Eastern European Institute of Psychoanalysis, St. Petersburg, Russia

Abstract: The article considers the stages of development of age psychology as one of the elements in the system of psychology, where the dynamics of the human psyche and psychological qualities of a person are studied, as well as the issues of ontogenesis of mental processes. The authors showed the prerequisites for the separation of age psychology into a separate independent field of psychological science. Special attention is paid to the development of domestic and foreign age psychology. Factors such as socio-economic factors related to the development of the productive forces of society, as well as scientific and theoretical factors related to the active development of science in this historical period are considered. The main problems of age psychology are highlighted.
Keywords: age psychology, psychoanalysis, psychology, pedology, age periodization of development.

Правильная ссылка на статью
Коптева Л.А., Бойкова А.Ю., Вечерина Е.И. Периодизация развития возрастной психологии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/periodizatsiya-razvitiya-vozrastnoj-psikhologii.html (Дата обращения: 30.06.2024)

Психология сформировалась как наука к концу ХIХ века, выделив возрастную психологию в отдельную отрасль. Возраст является важной переменной не только для понимания индивидуального поведения, но и функционирования и развития общества в целом [1].

Особой отраслью психологии, изучающей основополагающие закономерности развития человека, является возрастная психология.

Факты и закономерности личностного развития на различных этапах развития психики (онтогенез) это основные вопроса изучения возрастной психологии.

Целый комплекс различных причин таких, как биологические, психологические и социальные определяют возрастные пределы взрослости, а также они зависят и от конкретных условий индивидуального развития человека. И именно этим обосновывается актуальность исследования.

Теоретическо-методологическую основу исследования возрастной психологии составили научные труды по фундаментальным теоретическим положениям о закономерностях ее развития на всех этапах развития психики Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Рубинштейна С.Л., Гальперина П.Я. и др.

Цель - исследование периодизации процесса развития возрастной психологии и выявление основных факторов, оказавшим на нее влияние.

Объектом исследования возрастной психологии являются изменения психики в различные возрастные периоды, стили поведения, жизнедеятельность в социуме, а также личности человека.

Методами исследования послужили виды научного познания такие как: анализ, синтез, логический метод. Которые позволили понять сложные явления и тенденции изменения психики на различных этапах развития возрастной психологии, что позволит разработать основу для дальнейших исследований.

Гипотеза: в возрастной психологии прослеживается процесс развития
каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на
разных возрастных этапах.

К проблеме возрастной психологии, непосредственно, можно отнести проблему становления личности, так как психологический стержень личности, формирующийся на протяжении жизни человека, зависит от общественным форм сознания и поведения буквально, с первых дней жизни и продолжается на всем периоде развития ребенка.

К понятию «развитие» относятся качественные изменения, процессы, механизмы.

Возрастную периодизацию сформировал Аристотель в 384-322 гг. до н.э., где структурно она подразделена была на три этапа:

  1. Возраст до 7 лет.
  2. Возраст 7-14 лет (до половой зрелости).
  3. Возраст от половой зрелости до 21 года.

Аристотель, оппонируя Платону, делал акцент в вышеназванном структурном разделении возрастной периодизации на биологическое, а также внутреннее развитие индивидуума.

Так, Барсукова А.Е. считает, что «периодизация является центральным и наиболее важным вопросом. Существуют множество концепций возрастной периодизации, которые базируются на различных критериях периодизации, поэтому выделяются разные периоды в жизни человека» [2].

А по мнению Залевской М.А., «средний возраст является зрелым возрастом, при котором человек становится более опытным, профессиональным, рассудительным» [3].

Выготский Л.С. (2005) полагает: «психологический возраст — это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития».

Автор Ананьев Б.Г. в своих работах (1957) отмечал, что «проблема индивидуального развития человека – одна из фундаментальных проблем естествознания и психологии. В этой проблеме имеется ряд важных психологических аспектов, особенно тесно связанных с вопросами формирования личности. Одним из них является изучение возрастных особенностей, весьма существенных для каждого отдельного периода человеческой жизни».

На рисунке 1 показаны разделы возрастной психологии:

Рисунок 1. Основные разделы возрастной психологии.

Автор, Голосовская Н. Ю.,   разделяет такие понятия, как возраст, зрелость и средняя взрослость (взрослость). «Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей» [4].

Кроме того, авторы отмечают, что «первичные объективные характеристики (уровень образования, социальный статус, материальное благополучие и др.) понимания жизненных ценностей, определением стиля жизни, модель взаимодействия с другими людьми, человек получает в семье» [5, с.231].

Если рассматривать зрелость, как наиболее длительный период онтогенеза, то он определяется как стремление к наивысшей точке в развитии духовных, интеллектуальных и физических компетенций личности.

В современном обществе господствуют идеи детоцентризма и индивидуализма, ценности и неповторимости каждой детской души [6, с.34; 7, с. 64].

К основным факторам, оказавшим влияние на такую отрасль научного познания, как возрастная психология можно отнести: своеобразие психики детей; развитие мультидисциплинарных отраслей; экспериментальные методы психологии и их развитие, а также потребности практического компетентностного подхода работников дошкольных учреждений.

Первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в 1878 году открыл В.Вундт в городе Лейпциге.

Бочаров, В. В.  в своих работах детально рассматривает проблемы антропологии возраста - од­ного из разделов социальной (культурной) антропологии, исследующей воз­раст человека как био- и социокультурный феномен.

К основным методам исследования, используемых в рамках возрастной психологии, относятся: наблюдение, эксперимент (рис.2).

Рисунок 2. Основные методы возрастной психологии

В целом, изменения, происходящие в развитии человека, показаны на рис.3.

Рисунок 3. Происходящие изменения в период развития человека

 

Классификацию возраста впервые определили в древневосточном античном мире. В 427-347 годах до н.э. Платоном были предложены этапы образования, основываясь на идеях воспитания, образования, т.е. таких процессов, которые создают изменения (рис.4):

Возрастную классификацию впервые определили на Древнем Востоке. Так, Платон (427-347 гг. до н.э.) предложил следующие этапы (рис.4):

 

Рисунок 4. Классификация возраста

 

Отсюда следует, что данная классификация способствовала исследований возрастной психологии, а также траектории психического развития человека  в онтогенезе.

В связи с эти, рассмотрим вопросы, касающиеся проблем возрастной психологии, трактующих за рубежом (рис.5).

Кроме того, в исследовании возрастной психологии необходимо выделить основные проблемы (рис.5).

Рисунок 5. Основные проблемы возрастной психологии

 

Актуальность проблем возрастного развития освещаются специалистами, такими как психологи, врачи, педагоги, физиологи в различных отраслях.

Проблемы возрастной психологии впервые обозначил физиолог и психолог, а также основатель детской психологии, В. Прейер в своей работе «Душа ребенка: наблюдение над духовным развитием человека в первые годы жизни» (1882). Она акцентировала свое внимание на развитии ребенка на протяжении нескольких лет, применяя специальную методику. Основа методики соответствовала разработанным методам естественных наук. 

Антипов С. А. и другие авторы констатируют: «Возрастная периодизация – сложнейшая и неоднозначно решаемая задача психологии. Физиологически человек уникален, его «возрастные новообразования» (Выготский Л.С.) могут происходить в относительно неодинаковые стадии становления и формирования. Тем не менее, можно определить общие характеристики этапов развития человека» [8].

Проблематика периодизации возрастной психологии не утратила своей актуальности и в настоящий период. Особый интерес представляет возрастная периодизация, систематизированная на основе психического развития В.И. Слободчиковым в 80-х гг. ХХ в.

Он предложил «базисные общности или ступени развития человека как субъекта собственного развития» (табл.1).

 

Таблица 1. Периодизация общего психического развития [9].

№ п/п

Ступени субъективности

Период становления событийности

Период становления самобытности

Кризисы рождения

Стадии принятия

Кризисы развития

Стадии освоения

1.

Оживление

Родовой кризис - 2 мес.- + 3 нед.

Новорожденность0,5 – 0,4 мес.

Кризис новорожденности 3,5 – 7 мес.

Младенчество 6 – 12 мес.

2.

Одушевление

Кризис младенчества 11 – 18 мес

Раннее детство 1,5 – 3,0 года

Кризис раннего детства 2,5 – 3,5 года

Дошкольное детство 3 года – 6,5 лет

3.

Персонализация

Кризис детства 5,5 – 7,5 лет

Отрочество 6,5 – 11,5 лет

Кризис отрочества 11- 14 лет

Юность 13,5 – 18 лет

4.

Индивидуализация

Кризис юности 17 -21 год

Молодость 19 – 28 лет

Кризис молодости 27 – 33 года

Взрослость 32 – 42 года

5.

Универсализация

Кризис взрослости 39 – 45 лет

Зрелость 44 – 60 лет

Кризис зрелости 55 – 65 лет

Старость 62 - …

 

Кризис индивидуальной жизни

 

Таким образом, можно выделить значимые исследования такие как теория культурно-исторического развития психики, разработанную Выготским Л.С., Лурия А.Р., Леонтьевым А.Н.  Кроме того, следует отметить исследования Рубенштейна С.П. по формированию концепции единства сознания и поведения, а также актуальные аспекты сегодняшнего дня– возрастные особенности детей, авторы Костюк Г.С., Запорожец А.В., Левитов Н.Д.  К не менее значимым можно отнести исследования в вопросах особенностей памяти и ее отдельных видов авторов Шардакова М.Н., Смирнова А.А. и Зинченко П.И.; развития внимание- Добрынина Н.Ф.  и Страхова И.В. и др. вопросы психического развития.  

Выводы

В заключении можно сделать вывод, что знание и применение основных навыков в возрастной психологии необходимо для успешного взаимодействия в современном обществе, для эффективной коммуникации и взаимопонимания между людьми, а также при рассмотрении вопросов общей психологии психических функций, к которым относится память, мышление, воображение, восприятие, речь. Актуализация детализации в исследовании периодизации возрастной психологии прослеживается в процессе развития каждой психической функции и в изменении межфункциональных связей на разных возрастных этапах, что подтверждает выдвинутую гипотезу.


Список литературы

1. Портнова А. Г. Акмеология : учебное пособие / А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева ; А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Кемеровский гос. ун-т". – Кемерово : ГОУ ВПО "Кемеровский гос. ун-т", 2007. – 179 с. – ISBN 978-5-8353-0599-5. – EDN QWPLKZ..
2. Барсукова А.Е. Возрастная периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92580 (дата обращения: 20.05.2024).
3. Залевская М.А. Возрастная периодизация в Российской Федерации в современных условиях // МНИЖ. 2020. №12-3 (102). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnaya-periodizatsiya-v-rossiyskoy-federatsii-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 22.05.2024).
4. Голосовская, Н. Ю. Теоретический анализ типичных характеристик средней взрослости / Н. Ю. Голосовская // Философия социальных коммуникаций. – 2015. – № 1(30). – С. 84-93. – EDN TNIOUP.
5. Бойкова А.Ю., Коптева Л.А. Теоретические аспекты психологического развития детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет в аспекте детско-родительских взаимоотношений // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskie-aspekty-psikhologicheskogo-razvitiya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-67-let-v-aspekte-detsko-roditelskikh-vzaimootnoshenij.html (Дата обращения: 31.03.2024)
6. Ганина С.А. Феномен детства в контексте психолого-педагогических исследований: история и современность // Ped.Rev.. 2014. №1 (3). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-detstva-v-kontekste-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 24.05.2024).
7. Левашкина З.Н. Жестокое отношение к детям в варварский период в западной истории // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 3. Режим доступа: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/levashkina_z._n._64_69_3_118_2012.pdf
8. Антипов С.А., Полухина И.В., Сафонов С.В. Социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО // Вестник ВГТУ. 2011. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-vozrastnye-osobennosti-obuchayuschihsya-v-uchrezhdeniyah-spo (дата обращения: 29.06.2024).
9. Слободчиков В.И. Интегральная периодизация общего психического развития / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С. 38-50. – EDN THOHLV.

Расскажите о нас своим друзьям: