Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 004
Дата публикации 30.06.2024
Виртуальная реальность для создания интерактивных учебных сред
Фурер Ольга Вениаминовна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, РФ г. Самара, o.furer@psuti.ru
Иванов Дмитрий Сергеевич
Студент 1-го курса, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, РФ г. Самара, Dimooo20055lol@gmail.com
Аннотация: Данная статья рассматривает вопрос применения виртуальной реальности для создания интерактивных учебных сред. Авторы описывают и анализируют различные инструменты и платформы использования информационных технологий в различных сферах жизни, а также создание новых форм общения и взаимодействия, которые помогут решить ряд технологических и социальных проблем.
Ключевые слова: виртуальная реальность, интерактивные приложения, информационные технологии, образование, учебный процесс.
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Russian Federation Samara
1st year student, Volga Region State University of Telecommunications and Informatic, Russian Federation Samara
Abstract: This article examines the issue of using virtual reality to create interactive learning environments. The authors describe and analyze various tools and platforms for the use of information technology in various spheres of life, as well as the creation of new forms of communication and interaction that will help solve a number of technological and social problems.
Keywords: virtual reality, interactive applications, information technology, education, educational process.
Фурер О.В., Иванов Д.С. Виртуальная реальность для создания интерактивных учебных сред // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/virtualnaya-realnost-dlya-sozdaniya-interaktivnykh-uchebnykh-sred.html (Дата обращения: 30.06.2024)
С развитием современных технологий виртуальной реальности (VR) образовательные учреждения получают уникальную возможность создавать совершенно новые, инновационные учебные среды, которые могут радикально преобразить традиционный учебный процесс. Виртуальная реальность, воплощая концепцию полного погружения пользователя в виртуальное пространство, становится объектом активных исследований и экспериментов в образовательной сфере.
В условиях повсеместного проникновения информационных технологий образование должно отвечать вызовам времени, предоставляя студентам современные методы обучения. Виртуальная реальность предлагает совершенно иной подход к образовательному процессу, позволяя студентам не просто читать о предмете, но и изучать его через визуальное и тактильное взаимодействие [1. с.18].
Одним из основных аспектов использования виртуальной реальности в образовании является создание погружающих учебных сред, позволяющих студентам посещать виртуальные лаборатории, исторические места или целые миры, ранее недоступные из-за физических или географических ограничений. Этот уникальный аспект виртуальной реальности открывает новые горизонты в образовании, создавая более стимулирующую и увлекательную среду для обучения.
Кроме того, применение виртуальной реальности упрощает создание интерактивных учебных материалов, которые могут быть адаптированы под индивидуальные потребности каждого ученика. Это делает процесс обучения более персонализированным, что, в свою очередь, повышает его эффективность и мотивацию учащихся.
В общем, интеграция виртуальной реальности в образовательный процесс представляет собой значительный шаг на пути к модернизации обучения и внедрению более эффективных методов преподавания. Это открывает новые возможности для улучшения качества образования и подготовки студентов к современным вызовам [2, с. 113].
Давайте подробнее рассмотрим, как виртуальная реальность применяется в образовании, и выясним ее преимущества и возможные ограничения.
1. Иммерсивное обучение: Виртуальная реальность позволяет создавать учебные среды с полным погружением студентов в учебный материал. Этот метод обучения предполагает использование специальных устройств, таких как VR-очки, для переноса пользователей в виртуальный мир, где они могут взаимодействовать с объектами и ситуациями, которые невозможно воспроизвести в реальной жизни. Например, студенты медицинских вузов могут отрабатывать хирургические операции в виртуальной среде, приобретая необходимые навыки и уверенность без риска для пациентов.
2. Интерактивные учебные материалы: Виртуальная реальность способствует созданию учебных материалов, позволяющих студентам активно работать с учебным контентом. Вместо простого чтения или прослушивания лекций, взаимодействие с виртуальными объектами и средами способствует более глубокому и запоминающемуся обучению [4, с. 264].
3. Развитие навыков виртуального моделирования: VR технологии предоставляют студентам возможность развивать навыки виртуального моделирования, важные для различных областей, включая инженерию, архитектуру и медицину. Через создание и взаимодействие с виртуальными объектами и средами, студенты учатся анализировать и моделировать сложные процессы и системы, что способствует развитию их критического мышления и навыков решения проблем.
4. Персонализированное обучение: Одним из главных преимуществ виртуальной реальности в образовании является создание индивидуализированных учебных сред, адаптированных к потребностям и уровню знаний каждого студента. С помощью алгоритмов машинного обучения и анализа данных можно разрабатывать учебные программы, оптимизированные для конкретных студентов с учетом их уровня знаний, интересов и способностей [3, с. 22].
Мы рассмотрели преимущества применения современных информационных технологий во многих сферах жизни, включая образовательную систему. Но необходимо упомянуть и недостатки цифровых и компьютерных систем.
1. Высокая стоимость и доступность оборудования.
Одним из основных недостатков использования VR в образовании является высокая стоимость необходимого оборудования. Системы виртуальной реальности требуют специальных компьютеров и наушников, которые могут быть слишком дорогими для большинства образовательных учреждений. Кроме того, обучение преподавателей и учеников использованию этой технологии также требует времени и финансовых ресурсов.
2. Риск здоровья и безопасности.
Длительное использование VR может вызвать некоторые проблемы со здоровьем, такие как головные боли, проблемы с равновесием. Погружение в виртуальную реальность может выделить пользователя из реального мира и создать проблемы с безопасностью. Например, студенты могут быть не в состоянии полностью осознавать окружающую среду, что может стать причиной возникновения опасных ситуаций.
3. Ограничения контента и управления процессом обучения.
Несмотря на то, что VR может предложить множество образовательных возможностей, она все еще имеет некоторые ограничения. Некоторые предметы или практические навыки могут быть сложны для воплощения в виртуальной среде. Кроме того, преподаватели могут иметь ограниченный контроль над процессом обучения, особенно в ситуациях, когда студенты работают самостоятельно.
Применение виртуальной реальности для создания интерактивной учебной среды - перспективное направление в развитии современного образования. Оно открывает новую сферу применения для активного взаимодействия учащихся с учебными материалами и развития навыков, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Однако, чтобы полностью интегрировать VR технологии в образовательный процесс, необходимо продолжить исследования и разработки технологий с учетом потребностей и возможностей учебного заведения [ 5, с. 256].
Список литературы
1. Кадырова Э.А., Авачева Т.Г. Развитие дистанционных образовательных технологий для формирования информационно-образовательной среды в медицинском вузе // Современные технологии в науке и образовании – СТНО-2018 : сб. тр. междунар. науч.-техн. форума: в 10 т. Т.9 / под общ. ред. О.В.Миловзорова. – Рязань: Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2018. – С.18-22.
2. Баяндин Д. В. Виртуальная среда обучения: состав и функции // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 113–118.
3. Иванько А.Ф., Иванько М.А., Романчук Е.Е. Виртуальная реальность в образовании // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 20-25.
4. Хаврюк. О.А. VR-Технологии в контексте цифрового обучения иностранному языку в высшей школе Хаврюк, А.В. Соболева. – Томск.: Сборник статей XXXII Международной научной конференции, 2022. – 264-267с.
Список источников:
5. 1911 Маккефри, М. Unreal Engine VR для разработчиков [Текст] / М. Маккефри.–М.:Бомбора,2019.–256с.(26.05.2024) https://search.rsl.ru/ru/record/01009997069