Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 796.035

Дата публикации 31.03.2024

Уровень информирования студентов о пользе различных методов закаливания

Копков Роберт Николаевич
старший преподаватель, Петрозаводский государственный университет, РФ, Петрозаводск, ffk-s.m.guz@mail.ru
Родионова Вероника Сергеевна
студентка, 4 курс, Петрозаводский государственный университет, РФ, Петрозаводск

Аннотация: Результаты проведённого анкетирования, подвергнутые математической обработке, свидетельствуют о том, что студенты института физической культуры, спорта и туризма характеризуются достаточно системным представлением о положительном влиянии закаливания на организм человека. Уровень информированности в вопросах методов закаливания является средним, и используют их в своей жизни только 51% респондентов.
Ключевые слова: закаливание, студенты, информированность.

Level of informing students about the benefits of different methods of hardening

Kopkov Robert Nikolaevich
Senior Lecturer, Petrozavodsk State University, Russian Federation, Petrozavodsk
Rodionova Veronika Sergeevna
student, 4th year, Petrozavodsk State University, Russian Federation, Petrozavodsk

Abstract: The results of the conducted questionnaire survey, subjected to mathematical processing, indicate that students of the Institute of Physical Culture, Sports and Tourism are characterized by a fairly systematic understanding of the positive impact of hardening on the human body. The level of awareness of hardening methods is average, and only 51% of respondents use them in their lives.
Keywords: hardening, students, awareness.

Правильная ссылка на статью
Копков Р.Н., Родионова В.С. Уровень информирования студентов о пользе различных методов закаливания // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/uroven-informirovaniya-studentov-o-polze-razlichnykh-metodov-zakalivaniya.html (Дата обращения: 31.03.2024)

Исследования и врачебно-педагогические наблюдения показывают, что от 50 до 70 процентов благополучия в области здоровья человека, обусловлена его стилем жизни. Важной составляющей здорового стиля жизни является процесс закаливания [1, 2]. Этот процесс не только способствует укреплению физического здоровья, но и значительно повышает эффективность трудовой деятельности, а также способствует улучшению общего самочувствия, настроения и жизненной энергии [3, 4]. Это особенно важно для студентов, у которых образовательный процесс требует высокой умственной и физической активности [5, 6].

Однако, согласно научным исследованиям, здоровье студентов находится на довольно низком уровне, причём ситуация со временем ухудшается [3, 6]. Особенно заметно снижение уровня здоровья происходит в период обучения в высших учебных заведениях, что может оказать негативное влияние на их будущее [7, 8]. Закаливание можно определить как комплекс мероприятий, направленных на укрепление иммунитета и увеличение способности организма противостоять различным внешним факторам, включая экстремальные температуры и изменения атмосферного давления. Цель этих действий - улучшить общее состояние здоровья и сделать организм менее восприимчивым к респираторным и другим инфекциям. Для этого используются природные элементы: вода, солнечный свет и воздух [2, 5, 9].

Когда мы говорим о закаливании, среднестатистическому человеку приходит на ум закаливание именно водой (обтирание, обливание, душ, лечебное купание, моржевание), что не совсем верно, помимо этого существует гелиотерапия - закаливание солнцем (солнечные ванны), и аэротерапия - закаливание воздухом (прогулки на свежем воздухе). При закаливании нужно учитывать многие факторы, так как влияние на организм она может оказать и положительный и отрицательный эффект [5, 7].

Объектом настоящего исследования выступает процесс закаливания организма.

Предметом исследования является уровень информированности студентов о пользе закаливания.

Цель исследования заключается в выявлении уровня информированности студентов о пользе различных методов закаливания.

В целях изучения информированности студентов относительно методов закаливания проводилось педагогическое исследование в виде анкетирования. В качестве исследования применялось свободное анкетирование студентов института физической культуры, спорта и туризма (в количестве 50 человек), которым предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся теоретических знаний, личного опыта и отношения к рассматриваемой теме.

Анкета состояла из 5 вопросов «открытого» и 6 вопросов «закрытого» типа, составленных по результатам анализа литературы, посвящённой теме закаливания организма. Некоторые из вопросов предусматривали один, а некоторые - несколько вариантов ответа, а также вопросы, на которые необходимо было дать развёрнутый ответ.

Приведём данные анализа результатов некоторых вопросов.

Первый вопрос звучал следующим образом: «Считаете ли вы закаливающие процедуры эффективным методом оздоровления организма?» 89% респондентов ответили «Да», 11% респондентов ответили «Нет».

Затем мы выясняли - закаляются ли опрашиваемые: 51% студентов ответили «Да», 49% - ответили «Нет».

Далее мы расспросили респондентов о том, какие методы закаливания они используют: 19% опрошенных используют методы закаливания солнцем и водой, 32% опрошенных используют воду в качестве способа закаливания, 49% респондентов не используют методы закаливания.

Следующий вопрос звучал так: «Как часто вы проводите закаливающие процедуры?»: 33% студентов не проводят закаливающие процедуры, 34% - проводят иногда, 11% респондентов - проводят редко, 12% - проводят часто, 10% опрошенных - проводят процедуры регулярно.

Далее мы узнали - в какое время года, по мнению студентов, лучше начинать закаляться: 31% опрошенных считают, что время года не имеет значения; 15% респондентов считают, что в летний период; 15% предпочитают закаливаться весной; 11% респондентов - осенью, 2% студентов – любят закаливаться зимой. Хотелось бы отметить, что по мнению специалистов, целесообразно начинать закаляться всё таки в летний период.

Далее у респондентов выяснялось - какие преимущества закаливания они знают. Большинство отметили такие варианты ответов как: оздоровление организма, улучшение кровообращения, повышение сопротивляемости организма к заболеваниям, укрепление иммунитета, устойчивость организма к внешним факторам, омолаживание. Все вышеперечисленные варианты безусловно верны, но к положительным моментам также относятся: восстановление организма после физического или психологического стресса, ускорение обмена веществ, улучшение терморегуляции организма, улучшение работоспособности и самочувствия, повышение выносливости организма.

Таким образом, результаты изучения информированности студентов института физической культуры, спорта и туризма в отношении вопросов, связанных с пользой различных методов закаливания, показали:

1) студенты, в целом, характеризуются средним уровнем информированности в сфере закаливания;

2) некоторые студенты сомневаются в эффективности оздоровления организма методами закаливания;

3) половина опрошенных студентов применяют методы закаливания в своей жизни;

4) согласуется с результатами других, аналогичных исследований [3, 4, 7, 10] и показало, что необходимо целенаправленное и педагогически организованное совершенствование информированности студентов института физической культуры, спорта и туризма в вопросах пользы применения методов закаливания.


Список литературы

1. Демидова И. Ф. Изучение представлений молодежи о здоровом образе жизни // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 65-67.
2. Пилипенко Д. А. Формирование ценности здорового образа жизни у старших школьников посредством привлечения педагогов к здоровому образу жизни // Молодой ученый. 2021. № 11 (353). С. 181-183.
3. Кадач О. В. Формирование здорового образа жизни, факторы, определяющие здоровый образ жизни студентов // В сборнике : Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Сибирский юридический институт МВД России. 2010. С. 199-202.
4. Ниетова З. Х., Ищанова С. Е. Здоровый образ жизни: механизмы формирования ценности здорового образа жизни у молодого поколения // В сборнике : XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Сборник статей. 2018. С. 202-204.
5. Драпкина О. М. Методология изучения рациона питания и поведенческих привычек населения для оценки приверженности здоровому образу жизни / О.М. Драпкина, С.С. Неустроев, Е.Б. Фролова, С.А. Шальнова, А.В. Концевая, Д.В. Адамчук, Ю.А. Баланова, А.Э. Имаева, Н.С. Карамнова, Г.А. Муромцева, Н.Б. Старикова // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22. № 4. С. 43-50.
6. Саргсян В. Д. Здоровый образ жизни как решающий фактор профилактики сердечно-сосудистых заболеваний / В.Д. Саргсян, А.С. Сафарян, Т.В. Камышова, Д.В. Небиеридзе // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22. № 6-2. С. 56-60.
7. Ниетова З. Х., Ищанова С. Е. Здоровый образ жизни: механизмы формирования ценности здорового образа жизни у молодого поколения // В сборнике : Психология, педагогика, образование : актуальные и приоритетные направления исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 147-151.
8. Тихонова В. А., Данилова А. М. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры: на примере формирования здорового образа жизни студента // Наука через призму времени. 2019. № 6 (27). С. 169-172.
9. Карапузова С. В., Четова Ю. А. Формирование здорового образа жизни путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера образовательной деятельности // В сборнике : Молодежь и научно-технический прогресс. В 3 т. 2019. С. 365-368.
10. Федоров В. В. К вопросу о взаимодействии категорий "здоровье", "здоровый образ жизни", "культура здорового образа жизни" // Современный ученый. 2019. № 3. С. 174-180.

Расскажите о нас своим друзьям: