Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 37.026.6

Дата публикации 13.05.2020

Учебно-познавательная деятельность студентов юридических факультетов на занятиях по математике

Кормич Елена Витальевна
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Российский государственный университет правосудия, Крымский филиал, РФ, г. Симферополь
Адживелиева Зейнеб Длаверовна
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Российский государственный университет правосудия, Крымский филиал, РФ, г. Симферополь

Аннотация: В данной статье рассматривается значение математического образования для формирования учебно-познавательной деятельности; развития личности и профессиональных качеств студентов юридических факультетов. Такой взгляд будет интересен специалистам в области педагогики; преподавателям различных уровней образования, уделяющим внимание совершенствованию образовательного процесса.
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, математическое мышление, развитие личности, профессиональные качества

Educational and cognitive activities of students Law Schools in Mathematics

Кormich Elena Vitalyevna
senior teacher of the Department of General education, Russian State University of justice Crimean branch, Russia, Simferopol
Ajivelieva Zeyneb Dlaverovna
senior teacher of the Department of General education, Russian State University of justice Crimean branch, Russia, Simferopol

Abstract: This article discusses the importance of mathematical education for the formation of educational and cognitive activities; development of personality and professional qualities of law students. Such a view will be of interest to specialists in the field of pedagogy; teachers of various levels of education, paying attention to improving the educational process.
Keywords: educational and cognitive activity, mathematical thinking, personality development, professional qualities

Правильная ссылка на статью
Кормич Е.В., Адживелиева З.Д. Учебно-познавательная деятельность студентов юридических факультетов на занятиях по математике / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/uchebno-poznavatelnaya-deyatelnost-studentov-yuridicheskikh-fakultetov-na-zanyatiyakh-po-matematike.html (Дата обращения: … 2020)

Всеобщая индустриализация изменила социальные, психологические и экологические условия жизнедеятельности человека. Повысились требования к информационной культуре. Продуманные алгоритмы и стандарты принятия решений в однообразных условиях применяются всё реже, а продуманные нестандартные решения – значительно чаще.

Новые требования предъявляются и к профессиональному образованию. Специалист современного поколения не только носитель комплекта профессиональных знаний, но и личность высокого уровня социализации, с устойчивым мировоззрением, профессиональным самоопределением на основе высокого уровня познавательных умений и мотивацией к учебной деятельности, обладающая способностью к самообразованию и саморазвитию.

На современном уровне развития социальных связей и требований к уровню профессионализма специалистов любых направлений, в том числе и юридических, все увереннее выступают такие личностные качества как креативность, критичность мышления, умение быстро и четко анализировать ситуации и принимать аргументированные решения. Все эти качества наиболее результативно вырабатываются на различных этапах математического образования. Формирование математических знаний и умений способствуют пониманию связей и отношений во всех сферах деятельности, качественному изменению форм познавательной активности не только будущего специалиста, но и индивидуума в целом[1].

Для реализации выше сказанного необходим целенаправленный процесс управления познавательной деятельностью обучающихся, активное взаимодействие участников образовательного процесса. Необходимо создание преподавателем таких условий обучения студентов, что бы в данном процессе уровень познавательной активности носил позитивный характер, предоставлял возможность самореализации каждого студента в учебной деятельности. Преподаватель должен умело и четко организовать познавательную деятельность, направлять на достижение поставленных целей и задач, контролировать и корректировать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся[2].

Таким образом, актуальной остается проблема поиска и выбора методов и средств управления познавательной деятельностью студентов в учебном процессе для дальнейшего успешного изучения дисциплин по выбранной специальности.

Развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу диктуется потребностью общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

Федеральные государственные стандарты нового поколения определяют компетентностный подход в образовании. Важным фактором для управления познавательной деятельностью студентов является выбор технологий и приемов, способствующих формированию и развитию общих компетенций. Повышения качества обучения математике приобретает особое значение. Активные методы изучения математических понятий и решения задач, оказывает помощь в формировании знаний, умений и навыков применения этих знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения [3].

Изучение математики решает главную педагогическую задачу - творческое развитие личности. Деятельность на математических занятиях развивает все психические процессы человека, и, следовательно, память, кругозор, логику, аналитическое мышление, пространственное мышление и воображение. Эти качества в полной мере реализуются в любой области применения накопленных знаний и, особенно, в профессиональной деятельности юристов [4].

Педагогический опыт показывает, что рационально организованное обучение математике обеспечивает общее умственное развитие обучающихся. Такое обучение должно быть целесообразным, адекватным возрастным особенностям и интересам обучающихся.

Обучение математике на юридическом факультете имеет существенные отличия от преподавания математики на факультетах естественных, математических и технических наук.

  • Слабая мотивация к математической деятельности. Эмпирические исследования показывают, что достаточно большая часть студентов выбирают гуманитарные факультеты ВУЗов для того что бы избежать сдачи ОГЭ и ЕГЭ.  Такие студенты, как правило, имеют низкий уровень математической подготовки, психологически не готовы изучать математику в университете, не видят смысловой нагрузки посещения занятий по математике.
  • Низкая культура математической речи и письма. Студентам сложно распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решать средствами математики.
  • Отвержение роли математики в профессиональной деятельности юристов.
  • Представления о математике как о средстве вычислительных навыков, а не как о способе тренировки психических процессов человека, в том числе и умственных способностей.
  • Снижение уровня подготовки школьников в общеобразовательных заведениях в целом.

Данная ситуация требует изменений в стратегии и тактике обучения.

Во-первых, меняется отношение и непосредственно к личности преподавателя. Характерными качествами современного педагога являются целенаправленность, активность, способность к саморегуляции, обладание сформированным педагогическим сознанием, определенными психологическими свойствами, позволяющими осуществлять деятельность с высокой эффективностью и в рамках установленных норм. Также, важным элементом является профессиональная компетентность, определяющая качество работы преподавателя.

Во-вторых, меняются цели и задачи изучения того или иного материала, с учетом особенностей аудитории. Акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.

В-третьих, изменились социальные роли во взаимоотношениях между педагогом и обучающимися. Ранее все действия педагога воспринимались как единственно верными. На занятиях без проблем можно было транслировать знания, не беспокоясь о дисциплине. На современном этапе организованность студентов, стиль взаимоотношений и общий настрой группы полностью зависит от личности педагога и стилем его руководства. Личность преподавателя, его отношение к студентам и к своей профессиональной деятельности предопределяет и характеризует общую атмосферу занятий, общую установку обучающихся на деловой, творческий подход к учебно-познавательной деятельности. Нередко студенты переносят свое отношение к личности педагога на отношение к его учебному предмету. Однако если преподаватель формально относится к проведению своих занятий, то и студенты, беря с него пример, тоже проявляют безответственность.

Для осуществления принципов и реализации методов учебно-познавательной деятельности студенты должны четко понимать какой образовательный продукт они используют и иметь представление о тех моделях реальных предметов или процессов о которых идет речь в данной конкретной задаче. И если математические задачи, связанные с абстрактными понятиями, в целом решаются путем перехода от общего к частному, то есть дедуктивным методом, то при рассмотрении задач юриспруденции чаще всего направление умозаключений идет от частного к общему. Следовательно, большая часть таких решений использует индуктивный метод. Поэтому на занятиях по математике более целесообразно начинать рассмотрение конкретных примеров с дальнейшим обобщением и переходу к выводам, объединяющим данный конкретный тип задач. Такой подход позволит выработать у обучающихся определенный алгоритм действий, способствующий активизации познавательной деятельности.

Кроме того, начиная рассматривать новую тему, а, иногда, способы решения определенного класса задач, полезно обсудить ответы на следующие три ключевых вопроса:

  • Зачем?
  • Что?
  • Как?

Например, тема геометрии: прямые и плоскости в пространстве. Зачем будущему юристу изучать данную тему? Очень хорошо первоначально сообщить об исторических истоках возникновения понятий и терминов. Математика – наука практического применения, положила свое начало из прикладных задач. Далее необходимо сделать акцент на том, что подходы к решениям формируют мыслительные навыки. Занятия математикой тренируют умственные способности, все виды мышления, память, внимание, воображение. Таким образом, математика является инструментом, а не набором теоретических фактов. Такой подход меняет узкую направленность понимания предмета и включает мотивацию, то есть активизирует учебно-познавательную деятельность [5].

При рассмотрении второго вопроса следует обсудить что изучается в данной теме (какие исходные величины присутствуют в задаче) и какой понятийный аппарат будет применяться. Объяснить, что требуется полный объем теоретического материала или, по крайней мере, умение найти его, пользуясь различными источниками информации. На данном этапе формируется поисковая составляющая учебно-познавательной деятельности.

Ответом на третий вопрос является выбор способа, алгоритма решения поставленной задачи. Как будет проходить непосредственно процесс деятельности, в результате которой будет получена искомая величина. Какая логическая последовательность, пути исследования? На данном этапе формируется умение качественного перебора вариантов, навык применения теоретических знаний в каждой конкретной, уже не абстрактной, задаче.

Результатом такого метода изучения отдельных тем математики является творческий подход к выполнению заданий, возникновению мотивационной составляющей обучения. Преподаватель является уже не носителем и «передатчиком» знаний, а модератором учебно-познавательной деятельности обучающихся. В свою очередь, студенты не слепо следуют за педагогом, воспринимая все как некую данность, а выходят на новый уровень учебной деятельности. Этот уровень характеризуется стремлением к саморазвитию, самоконтролю, самопознанию[6].

Для студентов, обучающихся на факультетах юридической направленности такой подход к активизации учебно-познавательной деятельности особенно актуален. Будущий юрист, в своей профессиональной деятельности, как никто другой, должен быть человеком, умеющим рассуждать и доказывать свою точку зрения; имеющим вариативное мышление; способным рассматривать несколько подходов к решению юридических задач; быть творчески активным, включаться в познавательную деятельность не только в период обучения, но и при выполнении служебных обязанностей [7].


Список литературы

1. Глушаченко Сергей Борисович, Метелева Любовь Васильевна, Морозова Эллина Витальевна, Высшее юридическое образование в Российской Федерации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. №191.
2. Савченко Т. В. К вопросу о развитии познавательной самостоятельности студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S2. – С. 26–30.
3. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Л. Брославская. // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 5-6.
4. Осинская В. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. - Киев: Рад. шк., 2010. - 210 с.
5. Ильин, Игорь. Математика в жизни юриста / Игорь Ильин. // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 89-91.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Под ред. А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1986. - 386 с.
7. Руденко З.Ш., Котова Н.Н. Языковые особенности изучения юридического текста // Тенденции развития науки и образования. 2019. №49, Часть 7. 72с.

Расскажите о нас своим друзьям: