Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 159.9.072.433

Дата публикации 16.05.2020

Исследование сформированности волевых качеств у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Вострецова Наталья Сергеевна
Аспирант кафедры психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, vnat200780@rambler.ru
Мартынова Татьяна Валерьевна
Педагог-психолог, МБДОУ "Детский сад № 167 "Колокольчик" г. Чебоксары, martinov90@mail.ru

Аннотация: Статья раскрывает содержание понятий «воля» и «волевые качества», авторы описывают оригинальные результаты исследования сформированности волевых качеств мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет и 6-7 лет) по методике «Образец и правило» (А.Л. Венгер). На основе изучения сформированности волевых качеств у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста определены гендерные различия в развитии волевых качеств старших дошкольников. Согласно полученным результатам нашего исследования, выявлено, что дошкольники 5-6 лет имеют преимущественно низкий уровень сформированности волевых качеств, уже к 7 годам у 23% мальчиков и 16% девочек сформированность волевых качеств достигает высокого уровня. С дошкольниками, имеющими низкий уровень сформированности волевых качеств, рекомендуется проводить развивающие мероприятия, способствующие повышению формированию настойчивости, самостоятельности, целеустремленности.
Ключевые слова: воля, волевые качества, игра, старший дошкольник.

The study of the formation of volitional qualities in boys and girls of senior preschool age

Vostretsova Natalia Sergeevna
Postgraduate Student, Department of Psychology and Social Pedagogy, Chuvash State Pedagogical University them I. Yakovleva, Cheboksary
Martynova Tatyana Valerevna
Teacher-psychologist of the "Kindergarten № 167" Bell ", Cheboksary

Abstract: The article reveals the content of the concepts of «will» and «volitional qualities», the authors describe the original results of a study of the formation of volitional qualities of boys and girls of senior preschool age (5-6 years and 6-7 years) according to the methodology «Sample and rule» (A.L. Wenger). Based on the study of the formation of volitional qualities in boys and girls of senior preschool age, gender differences in the development of volitional qualities of older preschool children are determined. According to the results of our study, it was found that preschoolers of 5-6 years old have a predominantly low level of formation of volitional qualities, by the age of 7, 23% of boys and 16% of girls have a high level of formation of volitional qualities. With preschoolers who have a low level of formation of strong-willed qualities, it is recommended to carry out developmental activities that contribute to the formation of perseverance, independence, determination.
Keywords: will, volitional qualities, game, senior preschooler

Правильная ссылка на статью
Вострецова Н.С., Мартынова Т.В. Исследование сформированности волевых качеств у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-sformirovannosti-volevykh-kachestv-u-malchikov-i-devochek-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: … 2020)

В педагогической психологии, психологии личности, возрастной и дифференциальной психологии общим проблемам воли и волевой регуляции дошкольников посвящены работы Божович Л.И., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Коломинского Я.Л., Иванникова В.А., Е.П. Ильина, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой. Исследования особенностей формирования и развития волевой сферы у дошкольников необходимы для создания более эффективной воспитывающей и обучающей среды.

Я.Л. Коломинский определяет волю как форму психического отражения, сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью, которая проявляется в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий [5, с. 272].

Волевые качества - это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Сила, стойкость воли и целеустремленность – основные  волевые качества. Например, для личности такое качество воли, как целеустремленность является важнейшим свойством, которое будет выражаться в способности человека реализовывать свои жизненные цели [4, с. 272].

Развитие волевых качеств начинается с детства, когда ребенок понимает, что определенное волевое усилие способно помочь в достижении поставленной цели и преодолеть трудности. Интенсивный период развития волевых качеств происходит в возрасте 3-7 лет. О степени развития волевых качеств свидетельствуют способности ребенка справляться с поручениями, для достижения которых необходимо преодолевать препятствия, прилагать определенные усилия [6, с.43].

Волевые качества личности лучше всего формируются в ведущих видах деятельности: в игре, общении, труде. Каждая игра требует выполнения правил, которые имеются не только в подвижных, дидактических, но и ролевых играх. Подчинение им вырабатывает у детей дошкольного возраста выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества. Поэтому, наблюдая за ребенком в различных играх, можно увидеть развитие его волевых качеств  [1, с.314].

Самостоятельность, инициативность ребенка необходимо поощрять, если взрослый отмечает, что ребенок очень старается завершить какое-либо дело, при этом проявляет настойчивость, инициативу и желание. Поощрение является очень важным моментом, так как в сознании ребенка дошкольного возраста оно ассоциируется с его старанием что-либо сделать [7, с.258].

Развитие волевых качеств у детей дошкольного возраста включается в механизм возникновения психологических новообразований в пределах перестройки отдельных функций (непроизвольная память, непроизвольное восприятие, например, становятся произвольными). Непроизвольные психические процессы становятся произвольными [5, с.276].

Важным этапом волевого развития детей является сознательное выполнение действий по заданию взрослых. Младшие дети еще не воспринимают задание как инструкцию к обязательному выполнению. Старшие дети могут выполнять волевые действия независимо от обстоятельств. Этому способствует подчинение мотива «я хочу» мотиву «надо». Особенно ярко волевая активность проявляется, когда дети выполняют задания, имеющие характер постоянных обязанностей (ответственные поручения)[5, с.278].

М.О.Ильина и Н.В. Михайлова проводили исследование по формированию волевых качеств у старших дошкольников. Согласно полученным результатам, у старших дошкольников на констатирующем эксперименте выявлено, что большинство детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем сформированности волевых качеств - 57%; со средним уровнем - 34% и высоким уровнем - 9%. Для эффективного формирования волевых качеств ими реализованы специальные рекомендации, которые помогли повысить уровень формирования волевых качеств у старших дошкольников:

- перед ребенком необходимо ставить цель, которую он принимает, чтобы возникло желание ее осуществлять;

- помогать и направлять ребенка к достижению цели,

- приучать ребенка преодолевать трудности,

- воспитывать стремление к достижению результатов, отмечать успехи [3, с.47-48].

Высокий уровень произвольно управляемого поведения, умение регулировать свои действия являются показателем сформированности волевых качеств. Волевая готовность считается сформированной, если старший дошкольник овладел такой структурой деятельности и поведения, в которой мотивированно ставится цель, прикладываются усилия и регулируется собственная активность на пути достижения поставленной цели [2, с.47-48].

Описание методики. Методика «Образец и правило» (А.Л. Венгер) направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов, определение уровня сформированности волевых качеств. Результаты ее выполнения отражают также уровень развития наглядно-образного мышления  старших дошкольников.

Материалом служит бланк с заданиями. Дошкольникам предлагается по представленным точкам сделать фигуру по образцу (треугольник, квадрат, четырехугольник, звезду, ромб), при этом важно соблюдать правило: нельзя соединять между собой одинаковые точки, т.е. проводить линию нужно между двумя разными точками. Если какую-то линию ребенок проведет неправильно, экспериментатор помогает ее стереть.

Методика проводится с детьми в небольших группах (3-4 человека), либо индивидуально. По ходу тестирования взрослый следит за тем, как выполняет ребенок задание, правильно ли он понял инструкцию, стирает линии по просьбе ребенка. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются (даже в случае неверного решения). Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить», и т. п.

При определении волевых качеств по методике «Образец и правило» баллы расставляются следующим образом: за каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.

Суммарный балл выводится путем суммирования баллов, полученных за все 6 задач: 0 – 4 низкий уровень, 5-8 баллов – средний уровень, 9-12 баллов – высокий уровень.

Результаты исследования.  В старших и подготовительных группах МБДОУ "Детский сад № 167 "Колокольчик" г. Чебоксары было проведено исследование сформированности волевых качеств, мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, используя методику «Образец и правило» (А.Л. Венгер). Всего нами было обследовано 85 детей в возрасте 5-7 лет: из них дошкольники 5-6 лет (17 девочек, 24 мальчика), дошкольники 6-7 лет (22 девочки, 22 мальчика).

Остановимся подробно на анализе полученных результатов, которые  представлены в таблицах 1- 2.

Таблица 1. Результаты сформированности волевых качеств у мальчиков 5-7 лет

 

Уровни

Возраст мальчиков

5-6 лет

(25 чел)

6-7 лет

(40чел)

5-7 лет

(65 чел)

Высокий уровень(9-12баллов)

2 (8%)

9 (23%)

11 (17%)

Средний уровень(5-8 баллов)

4 (16%)

11(28%)

15 (17%)

Низкий уровень (0-4 балла)

19 (76%)

21 (53%)

40 (62%)

Согласно представленным результатам в таблице 1 отметим, что предложенное задание было сложным для детей 5-6 лет, многие ребята не смогли по образцу воспроизвести фигуру, согласно указанному правилу. Высокий уровень набрали всего 2 мальчика 5-6 лет, средний уровень получился у 4 ребят (16%), основная масса мальчиков 5-6 лет (76%)  набрали до 4 баллов, что говорит о низком уровне волевых качеств. У мальчиков 6-7лет наблюдается динамика в развитии волевых качеств, о чем свидетельствуют показатели высокого уровня (23%), средний уровень (28%), но низкий уровень (53%)  остается преобладающим у мальчиков 6-7 лет. Из наблюдений замечено, что у мальчиков 5-6 лет было много стираний, мальчики торопились, забывали про указанное правило, соответственно, допускали ошибку и переделывали. Ситуация лучше обстояла у мальчиков 6-7 лет. Мальчикам данной возрастной категории это задание не казалось таким сложным. Они внимательно изучали сначала образец, потом схематично рисовали рядом фигуру, многие опять забывали про указанное правило, внимание было направлено, наоборот, на одинаковые точки.

В таблице 2 представлены результаты сформированности волевых качеств у девочек старшего дошкольного возраста.

Таблица 2. Результаты сформированности волевых качеств у девочек 5-7 лет

 

Уровни

Возраст девочек

5-6 лет

(28 чел)

6-7 лет

(45чел)

5-7 лет

(73 чел)

Высокий уровень(9-12баллов)

3 (11%)

7 (16%)

10 (14%)

Средний уровень(5-8 баллов)

8 (29%)

16 (36%)

24 (33%)

Низкий уровень (0-4 балла)

17 (61%)

22 (49%)

39 (54%)

Если посмотреть на результаты девочек 5-6 лет, мы видим, что высокий уровень сформированности волевых качеств только у 3 (11%) девочек, средний уровень у 29%, низкий уровень выявлен у  61%  девочек 5-6 лет. Для девочек 6-7 лет данное задание было не таким сложным, здесь результаты получились такие: высокий уровень – 16%, средний уровень – 36%, низкий уровень – 49%. Из наблюдений за тестированием девочек отмечается тот факт, что девочки более внимательно слушают и стараются запомнить правило.

Сравнивая результаты мальчиков и девочек, отметим следующие различия:

- у мальчиков происходит резкий скачок в развитии волевых качеств в период 5-7 лет, о чем свидетельствую результаты высокого уровня в возрастной динамике (с 8% до 23%), по сравнению с девочками, у которых тенденция на развитие без резких перепадов. Возможно, это связано с развитием к 7 годам наглядно - образного мышления (у мальчиков оно развито лучше)[8];

- у девочек по двум уровням показатели немного выше мальчиков, возможно, это связано с формированием у девочек таких черт, как аккуратность, концентрация на объекте, внимательное слушание правила и его выполнения.

Наблюдая за выполнением заданий, мы отмечаем, что у мальчиков и девочек разная степень включения в процесс  - большинство мальчиков быстро начинают чертить линии, забывая про правила, продолжая рисовать фигуры, вспоминают про них тогда, когда экспериментатор им напоминает. Задача мальчиков - сделать быстро. Большинство девочек сначала внимательно изучают точки, проговаривая правило, стараются не допускать стираний, несколько раз проверяют. Задача девочек – сделать правильно и аккуратно.     

Количественный анализ результатов, полученных в ходе исследования сформированности волевых качеств у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, позволил выделить три группы (общие результаты по мальчикам и девочкам 5-7 лет в таблицах 1-2):

1. Первую группу составили 17% мальчиков и 14 % девочек, у которых отмечается высокий уровень сформированности волевых качеств. Эти ребята усердно и правильно выполняли задания по образцу, вспоминая про правило. Были отмечены такие проявления в поведении: усидчивость, внимательность, аккуратность.

2. Во вторую группу отнесем старших дошкольников со средним уровнем сформированности волевых качеств -  23% мальчиков и 33% девочек. Дошкольники не смогли полностью сосредоточиться на выполнении задания по правилу,  отвлекались на другие точки, не запомнили правило, набрали 5- 8 баллов.

3. Третья группа состоит из 62% мальчиков и 54% девочек, набравших минимальное количество  баллов (от 0 до 4б.), у них отмечается низкий уровень сформированности волевых качеств. За период выполнения задания у данной группы детей наблюдались эмоциональная неустойчивость, раздражительность, плаксивость, отсутствие желание выполнить работу по правилу, большая отвлекаемость на других детей. 

Таким образом, проанализировав результаты сформированности волевых качеств у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (5-7 лет) мы увидели, что к 6-7 годам отмечается динамика в развитии волевых качеств. Кроме этого, уже к 7 годам у 23% мальчиков и 16% девочек сформированность волевых качеств достигает высокого уровня, но преимущественно у мальчиков и девочек данной возрастной категории остается пока низкий уровень сформированности волевых качеств.

Согласно полученным результатам нашего исследования, необходимо проводить развивающую работу со старшими дошкольниками, которые вошли в третью группу (62% мальчиков и 54% девочек), с целью развития волевых качеств для успешной самореализации в дальнейшей жизни. Поэтому мы считаем, важной задачей дошкольного учреждения, педагогов и родителей является необходимость создания благоприятных условий для совершенствования волевых черт личности ребенка в играх, требующих проявления настойчивости и воли для достижения поставленных целей.

Итак, для формирования волевых качеств у старших дошкольников огромное значение имеют игры. В играх дошкольнику предоставляется возможность проверить свои способности, а так же развивать их. Игры способствуют развитию настойчивости, самостоятельности, пробуждают стремление к успеху, формируют личностные качества. Сформированные волевые качества у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста являются предпосылками успешного школьного обучения и дальнейшей трудовой деятельности.


Список литературы

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна/ М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж. 1995. 352с.
2. Гараева Е.В. Эмоционально-волевая готовность как интегративный компонент готовности детей к школьному обучению // Педагогическое образование в России. 2019. №6. С. 125-130. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/12676 (дата обращения: 14.05.2020).
3. Ильина М. О., Михайлова Н. В. Формирование волевых качеств у старших дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 9 (сентябрь). С. 47–56. URL: http://e-koncept.ru/2018/181061.htm (дата обращения: 14.05.2020).
4. Захарова, И. Н. Волевые качества личности // Молодой ученый. 2019. № 29(267). С. 84-86. URL: https://moluch.ru/archive/267/61647/ (дата обращения: 14.05.2020).
5. Коломинский Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка // Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб. 2004. С. 270-280.
6. Лукьянова О.Л., Пасечник О.С. Роль игры в формировании волевых качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста// Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 43-47. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2247 (дата обращения: 14.05.2020).
7. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология. М.: Владос, 2006. 366с.
8. Славутская Е. В. Экспериментальное изучение гендерных различий в развитии эмоционально-волевых и интеллектуальных свойств младших подростков// Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 9 (87). C.127-129.

Расскажите о нас своим друзьям: