Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 159.9

Дата публикации 18.05.2020

Психологические особенности формирования сплочённых и эффективных экипажей многоместных самолётов

Чайковский Александр Александрович
Преподаватель кафедры конструкции и эксплуатации АТ, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, РФ, г. Краснодар, d.a.123.64@mail.ru
Нетяженко Дмитрий Александрович
курсант Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, РФ, г. Краснодар, dmitriinetyazhenko@mail.ru
Артемов Даниил Олегович
курсант Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, РФ, г. Краснодар, daniil.artemoff@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме комплектования психологически совместимых летных экипажей с целью обеспечения безопасности полетов. Авторами обосновывается особая значимость теоретической и практической подготовки авиационных специалистов к работе в коллективе. Целью статьи является теоретическое и экспериментальное исследование проблемы комплектованию сплоченных, психологически совместимых экипажей. В работе представлены результаты исследования, проведенного по средствам экспресс-теста А.Н. Белова «Какой у меня темперамент?»; теста определения способов регулирования конфликтов К. Томаса; опроса о стилях руководства командиров групп на основе опросника, разработанного В.П. Захаровым и А.Л. Журавлевым, отражающего различные аспекты взаимодействия руководителя и коллектива; методики «Социометрия». На основании проведенного исследования были получены определенные выводы о необходимости ориентации на индивидные характеристики, личностные качества, квалификацию и мастерство командира и членов экипажа, стили управления и поведения командира при возникновении конфликта, межличностные отношения в коллективе, а также об особой роли психологической совместимости в обеспечении безопасности полетов.
Ключевые слова: сплоченность летного экипажа, эффективность летного экипажа, коммуникативное взаимодействие, психологическая совместимость, летчик, экипаж

Psychological features of the formation of cohesive and effective crews of multi-seat aircraft

Chaikovsky Alexander Alexandrovich
Teacher of the Department of construction and operation at Krasnodar higher military aviation school of pilots, Russian Federation, Krasnodar
Netyazhenko Dmitry Alexandrovich
cadet of the Krasnodar higher military aviation school of pilots, Russian Federation, Krasnodar
Artemov Daniil Olegovich
cadet of the Krasnodar higher military aviation school of pilots, Russian Federation, Krasnodar

Abstract: The article is devoted to the current problem of recruiting psychologically compatible flight crews in order to ensure flight safety. The authors substantiate the special significance of theoretical and practical training of aviation specialists to work in a team. The purpose of the article is a theoretical and experimental study of the problem of recruiting cohesive, psychologically compatible crews. The paper presents the results of a study conducted by means of an Express test of A.N. Belov "What is my temperament?»; to determine how to manage conflicts. A survey on the leadership styles of group commanders based on a questionnaire developed by V.P. Zakharov and A.L. Zhuravlev, reflecting various aspects of interaction between the leader and the team; the "Sociometry" methodology. Based on the research, certain conclusions were drawn about the need to focus on individual characteristics, personal qualities, qualifications and skills of the commander and crew members, management styles and behavior of the commander in the event of a conflict, interpersonal relationships in the team, as well as the special role of psychological compatibility in ensuring flight safety.
Keywords: flight crew cohesion, flight crew efficiency, communicative interaction, psychological compatibility, pilot, crew

Правильная ссылка на статью
Чайковский А.А., Нетяженко Д. А., Артемов Д.О. Психологические особенности формирования сплочённых и эффективных экипажей многоместных самолётов / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskie-osobennosti-formirovaniya-splochyonnykh-i-effektivnykh-ekipazhej-mnogomestnykh-samolyotov.html (Дата обращения: ... 2020)

В условиях динамичного развития современных Вооруженных сил Российской Федерации, особенностью которого является повышение сложности и напряженности профессиональной деятельности военных летчиков, возникает необходимость подготовки специалистов, отличающихся высоким уровнем профессионализма, способных адаптироваться к актуальным условиям и требованиям [1, с. 27]. В этой связи важным аспектом выступает межличностное взаимодействие пилотов, являясь сложным, многоплановым процессом установления и развития формальных и неформальных контактов внутри летного экипажа, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание членами экипажа друг друга, выработку единой стратегии поведения [2, с. 113].

В процессе взаимодействия членов экипажа с авиационной техникой и друг с другом разносторонне проявляются личностные качества летчика, психологические особенности коллектива, их направленность, мышление, чувства, настроение, опыт, воля, способности и т.д. [3]. Поэтому проблема качественного обеспечения межличностного взаимодействия в условиях выполнения полетного задания приобретает особую значимость и становится важнейшим направлением теоретической и практической подготовки авиационных экипажей [2, с. 112].

Экипаж самолета представляет собой малую группу, вынужденную находится в тесном контакте на протяжении долгого времени. Поэтому, одной из важнейших задач является создание благоприятной психологической обстановки в полете, когда члены экипажа подвергаются экстремальным физическим, социальным и психологическим нагрузкам [4, с. 189]. В зависимости от его слетанности, взаимопонимания, знания своего места и роли, во многом определяется его боеготовность и безаварийная летная работа.

В экипаже выполнение задачи по пилотирова­нию, воздушной навигации и боевому применению в определённой степени дифференцированы между различными специалиста­ми, что требует их постоянной координации по содержанию, последователь­ности и времени. При этом успешность совместной деятельности зависит не столько от индивидуальной подготовленности каждого члена эки­пажа, сколько от организации взаимодействия, слаженности действий, соот­ношения уровня профессиональной подготовленности, психофизиологиче­ских качеств и опыта совместной работы. Поэтому весьма важной сферой изучения подбора экипажей летательных аппаратов является их исследование в контексте разнообразных сфер профессиональной деятельности и профессиональной подготовки. В связи с этим предметом исследования являются взаимоотношения, возникающие в коллективе при профессиональном обучении и совместной деятельности летных экипажей.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в авиации нарушение взаимодействия в экипаже занимает ведущее место, так как в основном причинами авиационных происшествий является «человеческий фактор», т.е. ошибки членов экипажа. Характер указанных ошибок определен прежде всего "неоптимальным составом экипажей". Отсутствие совместимости в экипаже может приводить к нарушению межличностных отношений, возникновению конфликтных форм взаимодействия, развитию астенических состояний и неблагоприятных психосоматических проявлений [5].

Перспективным направлением в решении проблемы комплектования оптимального состава летного экипажа может стать использование психологической совместимости в качестве принципа формирования экипажей и условия обеспечения эффективности и надежности их деятельности в процессе профессионального летного обучения [6, с. 4].

Комплектование психологически совместимых летных экипажей, обеспечивает эффективность и надежность функционирования всей авиационной системы.

Психологическими особенностями любого экипажа многоместного самолета являются его эффективность и сплоченность.

Под эффективностью летного экипажа понимается качество выполнения полетных заданий, в особенности наиболее важных его элементов [7, с. 311]. Критериями эффективности служат реальные результаты действий, данные объективного контроля и норматива документов, регламентирующих летную работу.

 Сплоченность – это единство действий, поведения, понимания и оценки происходящих событий, уровень взаимопривязанности, согласия, взаимопомощи и поддержки коллег по экипажу [7, с. 311]. В определенной степени сплоченность влияет на качество деятельности, во многом определяет удовлетворенность работой, настроение, положительное эмоциональное состояние в период отдыха, побуждая тем самым желание продолжать летную работу, а также влияет на состояние здоровья и летное долголетие.

Сплоченность в основном формируют три фактора: личность командира, квалификация и мастерство членов экипажа, а также их психологическая совместимость [8].

Первостепенное влияние на сплоченность всего экипажа оказывает личность командира. Очень важен его авторитет, причем не только в своем экипаже, но также в авиационном подразделении. Авторитет командира экипажа определяется главным образом его профессиональным мастерством – техникой пилотирования, умением выполнять самые сложные полетные задания. О роли авторитета командира следует всегда помнить при разборе полетов и на других мероприятиях, на которых присутствует весь личный состав. С этой точки зрения иногда полезнее для дела разобрать ошибки командира при выполнении полетов или при других обстоятельствах в присутствии только командного состава или даже с ним лично, чтобы не поколебать веру в него у членов экипажа.

Наряду с летным мастерством, зависящим от уровня подготовки, стажа летной работы и способностей, большую роль для сплоченности экипажа играют стиль руководства и черты характера командира.

Стиль руководства – это наиболее типичное поведение командира в его отношениях с подчиненными. Существуют три основных типа руководства:

- директивный (или авторитарный) стиль – это единоличное принятие решений, жесткая дисциплина, строгие наказания за промахи и ошибки, требование все делать быстро, без обсуждений и, тем более, возражений;

- демократический стиль предполагает больше самостоятельности и инициативы других, допускает совместное обсуждение решений при этом замечания и предложения учитываются и, если они полезны, принимаются, дисциплина поддерживается на основе сознательного отношения к делу, наказания редки;

- либеральный стиль – руководитель идет на поводу у подчиненных, отсутствуют должная требовательность и дисциплина, проявляются недостаточные организаторские способности руководителя, что всегда плохо, а в авиационном коллективе, совсем недопустимо и требует серьезного воспитания или даже замены командира [7, с. 311-312; 9].

В высокоэффективных и сплоченных экипажах, и в экипажах с низкой сплоченностью встречается и директивный и демократический стиль руководства.

Стиль руководства командира зависит от его индивидуальных особенностей. Соответствующие особенности есть и у подчиненных, так одни военнослужащие предпочитают жесткое директивное управление, другие –эффективнее работают при демократическом стиле. В зависимости от своих индивидуальных склонностей они ожидают от командира наиболее приемлемого для них стиля, и, если эти ожидания не оправдываются, возникает разочарование, внутреннее недовольство и даже конфликт. Эти особенности необходимо учитывать при комплектовании экипажа.

Стиль руководства зависит и от других обстоятельств. Так, в спокойной обстановке при подготовке к полету, вполне допустимы оба стиля, а демократический даже лучше, потому что мелочная опека, подавление инициативы могут вносить излишнюю нервозность и снижать эффективность работы. В то же время сложная, напряженная обстановка всегда требует только директивного управления. Если экипаж хорошо слетан, все давно знают друг друга, жесткое, строго официальное руководство (директивный стиль) – вовсе не обязательно, но для вновь созданного экипажа оно вначале необходимо. Словом, тактика управления должна быть гибкой и отвечать конкретным условиям.

Военный специалист, как социальный объект, характеризуется множеством врожденных и приобретенных качеств, составляющих ядро профессиональной компетентности [10, с. 7]. Основными профессионально важными качествами командира экипажа многоместного самолета являются высокая способность к коммуникативному взаимодействию и выработке коллективного решения, коммуникабельность и высоко развитое чувство ответственности, которое позволяет ему ставить перед собой задачи и находить их решение, а также нести ответственность за принимаемые решения и осуществляемые действия на основе своих личных и общепринятых норм и правил [11].

Хорошие взаимоотношения между командиром и остальными членами экипажа не противоречат служебным нормам взаимоотношений, а дополняют их той человеческой теплотой общения, которая во многом способствует тесной сплоченности [12, с. 403]. Для авиационных экипажей такая теплота и дружба традиционны, они более необходимы, чем в большинстве других трудовых коллективах, в силу специфики летного труда. Квалификация и мастерство остальных членов экипажа определяют его общую подготовленность к выполнению полетных заданий и эффективность деятельности.

Также основным фактором, формирующим сплоченность коллектива, является психологическая совместимость лиц, входящих в этот коллектив – это сочетание индивидуальных особенностей субъектов, при которых наиболее благоприятно протекает их совместная деятельность и общение.

Имеется два вида совместимости: психофизиологическая и социально-психологическая.

Психофизиологическую совместимость определяют индивидуальный темп работы, зависящий от особенностей темперамента; степень физического развития и выносливости; устойчивость качества деятельности в напряженной обстановке; уровень профессиональных способностей, подготовленности и натренированности двигательных навыков и умений [7, с. 38].

Социально-психологическая совместимость включает общность интересов, потребностей, мотивации поступков, отношения к деятельности и товарищам, отношения к жизни; сходство моральных и деловых качеств, определенных особенностей характера, общекультурного и интеллектуального развития. Социально-психологическая совместимость подразумевает совпадение личных интересов каждого с коллективными; совпадение самооценки с оценкой командира и других членов экипажа; притязания на определенную роль и принятие этой роли остальными. Проявляется все это в отношении к товарищам, в понимании их мыслей, поступков, их отношения к себе, взаимоуважении, доверии, уверенности друг в друге, готовности оказать помощь сослуживцу, командиру, не считаясь с собственными интересами.

Основой комплектования летных экипажей являются поставленные задачи, штатные должности, квалификация и опыт летного состава, а также сплоченность.

Нами было проведено эмпирическое исследование, в котором мы использовали: экспресс-тест А.Н. Белова «Какой у меня темперамент?»; тест определение способов регулирования конфликтов К. Томаса; опрос о стилях руководства командиров групп на основе опросника, разработанного В.П. Захаровым и А.Л. Журавлевым, отражающего различные аспекты взаимодействия руководителя и коллектива; методику «Социометрия».

Выборку респондентов составили курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (состав одной учебной группы второго курса – 30 курсантов), которые получают высшее образование для последующей профессиональной деятельности в подразделениях Воздушно-космических сил.

На основе анализа всех полученных данных мы определили: личностные характеристики командиров и других членов экипажей, стили руководства командиров, уровень квалификации, социометрический статус, взаимные предпочтения, микрогруппы и их состав, коэффициент сплоченности коллектива, степень совместимости членов коллектива, уровень конфликтности. Эти данные стали фундаментом для распределения наших испытуемых на 6 экипажей по 5 курсантов в каждом. Для дальнейшего удобства прономеруем наши экипажи от 1 до 6. Далее проанализируем эффективность и сплоченность каждого летного экипажа в отдельности.

Экипаж № 1. Командир обладает директивным стилем руководства, смелый, склонный к риску, решителен и инициативен, любит делать по-своему и принимать решения самостоятельно, самоуверенный, упрямый и иногда вспыльчивый. В то время как экипаж стремится к совместным решениям, не всегда склонен подчиняется и выполняет указания, осторожно относится к рисковым ситуациям. В спорных ситуациях экипаж будет добиваться своих интересов. Все члены экипажа имеют сангвинический тип темперамента, что будет способствовать периодическим конфликтам в коллективе и низкой сплоченности. Сангвиники будут часто отвлекаться при выполнении однотипных задач и больше времени и внимания уделять отношениям в группе, а не выполнению поставленной задачи.

Экипаж № 2. Командир в повседневной практике использует авторитарный стиль руководства, также обладает спокойным отношением к критике, терпением, иногда может переоценивать свои способности. Большинство членов экипажа обладают смешенным типом темперамента сангвиник-флегматик 60 %, меньшинство 40 %, включая командира, сангвиники. Экипаж обладает общительностью, миролюбивым поведением, большим запасом терпения, а также сдержанностью в поведении. Вследствие чего, данный экипаж будет уступать первому в скорости выполнения поставленных задач, но по уверенности и слаженности от своих товарищей не отставать. В конфликтных ситуациях экипаж решает ситуацию по-разному: в большинстве случаев находят компромисс.

Экипаж № 3. Командира данного экипажа по стилю управления можно назвать демократом. Члены экипажа очень быстро адаптируются к обстановке, что не помешает им быстро, без колебаний принимать решения. Экипаж внимательный, предпочитает действовать по установленным правилам, принимает совместные решения. В спорах экипаж выбирает соревновательный метод решения проблемы, лишь иногда прибегает к иным методам. Необходимо отметить, что один из членов экипажа по темпераменту флегматик 20 %, когда его товарищам присущ сангвинический темперамент 80 %, но это не помешает экипажу справляться с поставленными задачами.

Экипаж № 4. Командир решителен и инициативен, любит делать по-своему и принимать решения самостоятельно, вспыльчивый, пользуется либерально-демократическим стилем руководства, в то время как члены экипажа осторожные, внимательные, сдержанные. В конфликтных ситуациях и спорах в основном ищут компромисс или избегают их. Темпераменты в данном экипаже делятся в следующем отношении: сангвиники – 60 %, флегматики – 20 %, смешанный тип – 20 %. Исходя из качественных особенностей данного экипажа, он будет добросовестно, с трудолюбием и чувством личной ответственности действовать в различных ситуациях.

Экипаж № 5. Командир данного экипажа обладает смешанным типом темперамента – сангвиник-холерик, в то время как все остальные члены экипажа исключительно сангвиники. В командной работе преобладает демократический стиль руководства. Исходя из этого, можно сказать, что командир сдержан в поведении, обладает большим терпением, но это не лишает его отличного чувства юмора. Экипаж решительный, активный, проявляет инициативу, находится в полной готовности оказать поддержку командиру. Спорные ситуации, в основном, решают поиском компромисса. Сочетание качественных признаков приводят к активному стремлению к летной работе, общительности и добросовестности.

Экипаж № 6. Командир – холерик, упрямый и вспыльчивый, с директивно-демократическим стилем руководства. Темпераменты в данном экипаже делятся в следующем отношении: сангвиники-холерики – 40 %, сангвиники –  40 %, холерики – 20 %. Вследствие такого разнообразия будет непросто построить устойчивое взаимодействие в экипаже. Это, возможно, скажется на взаимопонимании и совместной работе. Экипаж предпочитает избегать конфликтов или же находить компромиссы. Несмотря на качественные «недостатки», на практике экипаж показывает отличное взаимопонимание, взаимопомощь, веселость, им присуще чувство юмора. 

Таким образом, для формирования сплоченных и эффективных экипажей многоместных самолетов необходимо ориентироваться на индивидные характеристики, личностные качества, квалификацию и мастерство командира и членов экипажа, стили управления и поведения командира при возникновении конфликта, межличностные отношения в коллективе, а также особую роль уделять их психологической совместимости.

При рассмотрении вопроса о психологической совместимости необходимо внимательно рассматривать личностные качества командира и экипажа. Наихудшая совместимость обнаруживается там, где эти черты резко выражены и одинаковы, например, и командир и члены экипажа чрезмерно общительны, даже навязчивы и бестактны, или наоборот, очень замкнутые, скрытные, склонные к чрезмерно глубоким и длительным внутренним переживаниям.

Существенным для взаимоотношений является качество личности, отражающее стремление к контактам и общению с другими субъектами: общительность, разговорчивость, активный интерес, внимание к другим лицам, стремление самому поделиться с ними мыслями и переживаниями. Противоположной стороной этого свойства является некоторая замкнутость, молчаливость, скрытность, любовь к одиночеству.

Желательно, чтобы выраженность таких черт личности, как смелость, склонность к риску, самостоятельность и инициативность в решениях и поступках, а также вспыльчивость, упрямство, самоуверенность, доверчивость у командира и членов экипажа была различной или даже противоположной. Таким образом, если один любит рисковать, вспыльчив, упрям, излишне самоуверен, то другие должны быть более осторожны, сдержаны, уступчивы и самокритичны.

Общими для всех членов чертами личности, которые всегда способствуют психологической совместимости, являются: активное стремление к летной работе, любовь к авиации и к полетам, общительность, добросовестность, высокое чувство долга, веселость, чувство юмора, удовлетворенность человека своей специальностью, сложившимися отношениями в экипаже, и вообще жизнь. Одинаково неприятными для других, независимо от должности, являются грубость, высокомерие, заносчивость, упрямство, переоценка собственной личности, а также пессимизм, жалобы на трудности службы и быта, чрезмерное внимание к своему здоровью, подозрительность, нерешительность, высокий уровень беспокойства.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что следует полностью исключить из практики фамильярность, попустительство, панибратство, безответственное отношение экипажа к своим функциональным обязанностям и безразличие к результатам совместной работы. Также большое внимание следует уделять психологической совместимости летных экипажей, чем будет обеспечиваться необходимый уровень безопасности полетов.


Список литературы

1. Дмитренко А.Ю. Педагогические условия формирования профессиональной ответственности у будущих военных летчиков // Вопросы педагогики. – 2019. № 9. – С. 27 33.
2. Алексеева Т.Г., Алексеева Е.С. Особенности подготовки курсантов к межличностному взаимодействию в условиях летного экипажа // Научный вестник УВАУ ГА(И). – 2015. № 7. – С. 112-116.
3. Еруков О.П. Педагогическая система подготовки курсантов к межличностному взаимодействию в условиях летного экипажа: автореферат дис. ... канд. пед. наук. – Саратов, 2004. – 23 с.
4. Ефисько В.О. Влияние конфликтов в экипаже на безопасность полетов. Идеи К.Э. Циолковского в инновациях науки и техники. Материалы 51-х научных чтений памяти К.Э. Циолковского. – 2016. Калуга: Изд-во Эйдос. С. 189-190.
5. Принципы формирования экипажей [Электронный ресурс]. URL: https://arsenal-info.ru/b/book/3214294424/25 (дата обращения 15.05.2020).
6. Захаров А.В. Комплектование учебных летных экипажей на основе психологической совместимости в процессе первоначального летного обучения: автореф. … канд. псих. наук. – М., 2004. – 23 с.
7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
8. Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. – Красноярск: Поликом, 2006. – 618 с.
9. Комаров В.Ф. Исследование стилей руководства Курта Левина методом деловых игр // Мир экономики и управления. – 2017. № 2. – С. 253-256.

10. Дмитренко А.Ю. Формирование ответственности у курсантов военных вузов как профессионально важного качества // Современное образование: традиции и инновации. – 2020. № 2. – С. 7 12.
11. Дмитренко А.Ю. Ответственность личности в современном обществе: междисциплинарный подход // Социальная ответственность в изменяющемся мире: сборник научных статей / под науч. ред. Т. Н. Гущиной. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2019. С. 65-72.
12. Машарский З.В., Машарская О.С. Проблемы взаимодействия в бригаде летного экипажа воздушного судна // Социальная и экономическая психология: сб. научных трудов. Сер. Труды Института психологии РАН / Ответственные редакторы: Т.А. Нестик, Ю.В. Ковалева. – М., 2018. – С. 402 407.

Расскажите о нас своим друзьям: