Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 372.874

Дата публикации 19.05.2020

Печатная графика как средство творческой самореализации подростков на уроках изобразительного искусства в школе

Беляйцева Екатерина Евгеньевна
студентка, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования, «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень), katya.belyaytseva@mail.ru
Жукова Анна Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень), anya_2112@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрена возможность применения печатной графики как средства творческой самореализации подростков на уроках изобразительного искусства в школе. Предложено обоснование целесообразности и эффективности такого применения. Приведено понятие творческой самореализации подростков и раскрыты условия её актуализации на уроках в школе. Описаны понятие печатной графики, её виды и техники. Обобщены доступные школьникам техники, этапы и алгоритм их освоения на уроках.
Ключевые слова: творческая самореализация, урок изобразительного искусства, подростки, печатная графика, техники и виды печатной графики, монотипия, гравюра на картоне, трафаретная печать, линогравюра

Printed graphics as a means of creative self-realization of adolescents in the art classes at school

Belyaytseva Ekaterina Evgenievna
student, Federal State Autonomous Educational Institution higher education, «Tyumen State University», Russia, Tyumen
Zhukova Anna Mikhailovna
candidate of pedagogical Sciences, Federal state budgetary educational institution of higher education, «Tyumen state Institute of culture», Russia, Tyumen

Abstract: The article considers the possibility of using printed graphics as a means of creative self-realization of adolescents in the art classes at school. The rationale for the feasibility and effectiveness of such an application is proposed. The concept of creative self-realization of adolescents is given and the conditions for its actualization in lessons at school are disclosed. The concept of printed graphics, its types and techniques are described. The techniques available to schoolchildren, the stages and the algorithm for their development in lessons are summarized.
Keywords: creative self-realization, a lesson in fine art, adolescents, printed graphics, techniques and types of printed graphics, monotype, cardboard engraving, screen printing, linocut

Создание условий для творческой самореализации учащихся утверждается Концепцией модернизации российского образования в качестве одной из приоритетных педагогических задач. Эта задача как одна из ключевых находит свое отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования. Требование к её реализации в сфере образования обусловлено не только регламентирующими документами, но и достижениями психолого-педагогической науки. Согласно которым, самореализация рассматривается как важнейшая потребность личности, определяющая смысл всей жизни человека (А Маслоу, К. Роджерс) и как ведущий мотив учебной деятельности (А.К. Маркова).

Наибольшую актуальность творческая самореализация получает в подростковом возрасте. В данный возрастной период личность осознает свои потребности и у неё возникает стремление реализовать свой личностный потенциал (В.С. Мухина). В работе С. Сулеймановой творческая самореализация рассматривается как «процесс раскрытия и эффективного использования подростком своего творческого потенциала в различных видах деятельности, осуществляемый на основе свободного выбора, предполагающий позитивный результат личностного развития» [5, с. 13].

В связи с тем, что ведущие психологи (А. Маслоу, Л.С. Выготский) связывают самореализацию и творчество, то именно на дисциплины области искусства, в первую очередь, возлагается ответственность по созданию условий для самореализации школьников. Изобразительное искусство в этом отношении обладает значительным потенциалом (Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.Б. Сапожникова, Т.Я. Шпикалова). Но на практике он реализуется не всегда. Во-первых, потому, что некоторые педагоги избирают репродуктивный путь в обучении изобразительному искусству как единственный, что не способствует самореализации. Во-вторых, у подростов актуализируется критическое отношение к собственной деятельности, а стартовая художественная подготовка и наличный уровень изобразительной грамотности не всегда позволяет им реализовать свой творческий замысел на желаемом уровне. Ситуация неуспеха приводит к снижению мотивации к занятиям изобразительным искусством.

Всё вышесказанное обуславливает необходимость поиска средств, которые позволят учащимся при соблюдении технологии создать оригинальный и яркий творческий продукт, а также повысить уровень творческой свободы на уроке и разнообразить его новыми и интересными техниками и формами работы. К таким средствам можно отнести – нетрадиционные техники рисования [4, с. 207] и печатную графику.

Обращаясь к характеристике печатной графики, стоит отметить, что точного и общепринятого определения ей в современной науке не сложилось (Ю.Я. Герчук, В.В. Мартынов). По словам В.В. Мартынова, «понятие печатной графики претерпевает постоянные интерпретации» [3, с. 443]. Это связано с тем, что виды печатной графики и её техники активно развиваются и процесс их научного осмысления находится в постоянной динамике.

В энциклопедических изданиях под термином «печатная графика» понимается – «совокупность видов графики, дающих возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах» [1]. Данное определение отражает первоначальную целевую направленность печатной графики – многократную печать изображений. На современном этапе, в связи с развитием технологий печати, данная цель не востребована, и печатная графика является самостоятельным видом изобразительного искусства. Внося уточнение в последний тезис, скажем, что печатная графика выступает разновидностью графики наряду с рисунком. Рисунок относится к уникальной графике, произведения печатной графики могут тиражироваться во множественных, но равноценных экземплярах – эстампах.

Традиционно выделяют следующие виды печатной графики: глубокая печать, плоская печать, высокая печать. В середине XX века был описан еще один вид – трафаретная печать (М.И. Флекель). На рубеже XX-XXI веков активное развитие получила цифровая печать. В этой связи более обобщающей, на наш взгляд, классификацией, в которой отражены и современные тенденции развития печатной графики, является классификация В.В. Мартынова. В её основе – материал и способы разработки. Исследователь предлагает выделить пять видов печатной графики: высокая печать, глубокая печать, плоская печать, трафаретная печать, цифровая печать. К высокой печати автор относит следующие техники – ксилографию, линогравюру, гравюру на картоне, пусонную гравюру. К глубокой печати – 1) гравюры на металле (кроме пусонной): резцовая гравюра, офорт; 2) разнообразные офортные техники – игловой офорт, акватинта, лавис; пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццотинто [3, с. 443]. Техниками плоской печати называют – литографию, хромолитографию, фототипию, цинкографию, монотипию, разновидностью трафаретной печати – шелкографию. Цифровая печать представляет собой «способ изготовления тиражной печатной продукции с помощью «цифрового» оборудования» [3, с. 443].

Освоение техник печатной графики является важным содержательным элементом программы как в сфере профессионального, так и общего художественного образования. Это обусловлено тем, что данные техники способствуют развитию творческого мышления и раскрытию творческих способностей.

Рассмотрение техник печатной графики делает очевидным факт того, что работа в них требует целенаправленного обучения. Часть данных техник (литография, ксилография, офорт и другие) доступна только тем обучающимся, которые осваивают графику как профессию. Это обусловлено как художественной, так и технической сложностью их исполнения (работа с химическими жидкостями, кислотами, травмоопасными материалами).

При этом есть такие техники (монотипия, гравюра на картоне, линогравюра), которые при целенаправленной и методически обдуманной последовательности действий педагога могут выступить в качестве средства творческой самореализации школьников. Печатная графика, обладает рядом качеств, которые позволяют её быть рассмотренной в этом аспекте:

1. Разнообразие техник и материалов создания художественного продукта, которые усиливают интерес к данному виду изобразительного искусства, расширяют сенсорный опыт.

2. При поэтапном соблюдении технологии выполнения работы в той или иной технике учащийся получает успешный результат.

3. Несмотря на технологичность процесса выполнения работы в технике печатной графики у подростка сохраняются возможности для воплощения своих творческих задумок и экспериментирования.

4. Отсутствие эталонного варианта выполнения позволяет подростку чувствовать уверенность в том, что его работа будет оценена положительно.

5. Техники печатной графики (кроме монотипии) позволяют получить серию оттисков, что снимает у учащегося опасения по поводу неудачного результата.

С целью расширения возможностей печатной графики как средства творческой самореализации учителю необходимо продумывать технологию реализации работы в одной их техник, чтобы результат, который достигнут учащиеся, был заведомо успешен.

Обобщенными этапами создания печатной графики, которые сложились в практике, являются следующие действия:

1. Рисунок и зарисовки с натуры.

2. Эскиз с учетом выбранной техники печатной графики.

3. Создание печатной формы.

4. Печать.

В общеобразовательной школе данные этапы должны быть расширены рядом подготовительных мероприятий, связанных со знакомством с печатной графикой в целом и техникой, в которой будет осуществлена работа.

Алгоритм изучения техник печатной графики на уроках изобразительного искусства в школе включает:

1. Ознакомление с существующими техниками печатной графики, просмотр работ выдающихся мастеров-графиков с целью увлечения учащихся искусством графики.

2. Более детальное освещение техники, в которой будет предложено работать учащимся.

3. Выбор темы и сюжета, создание предварительного рисунка.

4. Создание эскиза в натуральную величину.

5. Создание печатной формы.

6. Печать.

Занятия печатной графикой, включающие в себя теоретическую информацию, практическую и самостоятельную деятельность, позволяют подросткам познакомиться с историей развития отечественной и мировой графики, с еѐ видами, техниками, манерами исполнения. На уроках, посвященных освоению техник печатной графики, учащимся прививаются трудолюбие, аккуратность, навыки работы с различными материалами и инструментами. Полученные знания увеличивают диапазон самореализации подростков.

Подростки нуждаются в целенаправленной педагогической поддержке и создании условий для их творческой самореализации. Чтобы деятельность в этом направлении была успешна, педагог должен признавать личность подростка, видеть его неповторимую индивидуальность и на этой основе проектировать образовательный процесс. С.В. Кузьмина определяет следующие стратегии педагогического сопровождения творческой самореализации подростков: наставничество; партнерство; консультирование [2, с. 16].

Особенность потребности в самореализации заключается в том, что, личность никогда не может удовлетворить ее полностью. Удовлетворяя ее в единичных актах деятельности, перед человеком открываются новые творческие горизонты.

Таким образом, изобразительная деятельность выступает важнейшим фактором творческой самореализации подростка в общеобразовательной школе. При этом интерес к изобразительному искусству как учебной дисциплине зависит от того, созданы ли условия для её проявления. В этой связи учителю необходимо работать над постоянным поддержанием таких условий и искать средства, которые будут этому способствовать. Среди них большой потенциал имеет печатная графика, которая реализуется во множестве техник, способных увлечь ученика, а также, при грамотном методическом подходе, выступить гарантом получения успешного художественного результата, что содействует повышению самооценки подростка и активизации желания заниматься искусством.


Список литературы

1. Глосарий. ru. – Режим доступа : http://www.glossary.ru/ от 23.04.2020. – Загл. с экрана.
2. Кузьмина С. В. Педагогическое сопровождение музыкально-творческой самореализации подростков. – Автореф. дисс… канд. пед. наук. – Ульяновск, 2009. – 24 с.
3. Мартынов В. В. Современные концепции влияния инновационных технологий на искусство печатной графики / В. В. Мартынов // Мир науки, культуры и образования. – 2014. – № 6. – С. 443-445.
4. Раданчук Г. И. Применение нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства в развитии творческой одаренности учащихся / Г. И. Раданчук, О. А. Овсянникова // Одаренность в сфере искусства : сборник научных работ студентов и магистрантов с международным участием. – Москва : КноРус, 2019 . – С. 207-210.
5. Сулейманова С. Педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков в дополнительном образовании. – Автореф. дисс… канд. пед. наук. – Пермь, 2004. – 24 с.

Расскажите о нас своим друзьям: