Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 376.37

Дата публикации 19.05.2020

Экспериментальное изучение предпосылок графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Якушева Вероника Владимировна
к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, PФ, г. Смоленск, yakusheva.veronika@yandex.ru
Стержанова Виктория Сергеевна
магистр психолого-педагогического факультета, Смоленский государственный университет, PФ, г. Смоленск, victoria23-serg@yandex.ru

Аннотация: В данной статье представлено теоретическое изучение проблемы формирования графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста. Охарактеризованы предпосылки графо-моторного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III (уровень речевого развития). Также указаны этапы диагностического исследования предпосылок графо-моторного навыка. Представлены результаты эксперимента, позволившего выявить уровень сформированности предпосылок к овладению графо-моторными навыками у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III (уровень речевого развития).
Ключевые слова: графо-моторный навык, предпосылки, дошкольники, пальцевой праксис, мелкая моторика, зрительно-моторная координация, графическая символизация, графические движения, общее недоразвитие речи.

Experimental study of prerequisites graphomotor skills in preschoolers with general speech underdevelopment

Veronika Yakusheva Vladimirovna
Ph. D., associate Professor of the Department of special pedagogy and psychology, Smolensk state University, Russia, Smolensk
Serzhantova Victoria Sergeevna
master of psychology and pedagogy, Smolensk state University, Russia, Smolensk

Abstract: This article presents a theoretical study of the problem of formation of graph-motor skills in preschool children. The prerequisites of graph-motor skill are described in older preschoolers with General speech underdevelopment III (level of speech development), the stages of diagnostic research of prerequisites for graph-motor skill are also indicated. The article presents the results of an experiment that allowed us to identify the level of formation of prerequisites for mastering graph-motor skills in older preschool children with General speech underdevelopment III (level of speech development).
Keywords: graph-motor skill, prerequisites, preschoolers, finger praxis, fine motor skills, visual-motor coordination, graphic symbolization, graphic movements, General speech underdevelopment

Правильная ссылка на статью
Якушева В.В., Стержанова В.С. Экспериментальное изучение предпосылок графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/eksperimentalnoe-izuchenie-predposylok-grafo-motornykh-navykov-u-doshkolnikov-s-obshhim-nedorazvitie-rechi.html (Дата обращения: … 2020)

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе активно обсуждается проблема обучения детей графической деятельности, поскольку овладение основами графо-моторного навыка является одной из важнейших предпосылок успешного обучения ребенка письму в школе.

В своих исследованиях М.М. Безруких и Т.Е. Хохлова указывают, что 90% первоклассников в начале школьного обучения испытывают трудности в овладении навыком письма, но особенно неподготовленными к овладению навыка являются дети с речевыми нарушениями [7]. У них отмечаются трудности в правильном держании ручки, в осуществлении зрительного контроля над действиями собственной руки. Дети долго усваивают особенности написания букв, способы соединения элементов, поэтому буквы получаются разного размера, нажим не равномерный, расстояние между буквами не выдерживается. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики рук, зрительно-двигательной и моторной координации, произвольного внимания [15].

Анализ литературы по данному вопросу показал, что проблема формирования графо-моторного навыка у детей весьма актуальна. Данный вопрос отражен в трудах многих авторов (Н.Г. Агаркова [1,2], М.М. Безруких [4, 5], С. Е. Гаврина [8], В.А. Илюхина [10], О.Б. Иншакова [11] и др.)

Н.Г. Агаркова в своих исследованиях описывала, что графический навык – это автоматизированный способ дифференцирования, перекодирование звуков речи в соответствующие буквы и начертание их на бумаге по определенным правилам [1, с. 75]. Данный навык представляет собой речерукодвигательное действие, с одной стороны, оно проявляется как речевое и состоит в выполнении ряда речевых операций, а с другой стороны, как двигательное, для которого необходимо развитие мелкой моторикой пальцев рук, развитие ориентации в пространстве
и на плоскости листа [2].

Как показывают практические изучения М.М. Безруких, трудность формирования двигательного навыка письма связана с несформированностью мелких мышц кисти и пальцев рук, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и графических движений [4].

В своих трудах С. Е. Гаврина описывала, что именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму (формирование графо-моторного навыка), особое внимание следует уделять развитию мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, создавать условия для накопления ребенком двигательного опыта, развития навыков ручной умелости [8, с. 5]. 

В.А. Илюхина отмечала, что формирование графического навыка протекает успешно, если при этом задействованы ряд факторов: физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры рук, достаточный уровень развития зрительного и ориентационно-простраственного восприятия, памяти, мышления [10].

О. Б. Иншакова  в своем практическом исследовании обозначала, что большую часть детей со сниженными способностями к графической деятельности представляют дети с различными речевыми нарушениями. Для формирования графо-моторных навыков у детей необходимо развивать ряд базовых предпосылок, такие как: зрительное восприятие, зрительную память, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику и графические движения [11].

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения [3, с. 3].

Графо-моторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Навыки могут оказывать воздействие на правильность и скорость письма, влиять не только на саму каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, как  указывал А.Н. Корнев наличие затруднений в ходе выполнения упражнений с изображением росчерков, написанием букв, настолько загружает внимание ребенка, что разрушает все предыдущие операции [12, с. 14].

Авторы в своих исследованиях отмечают, что для формирования графо-моторного навыка необходимо овладеть такими предпосылками как: моторная зрелость, пальцевой праксис, зрительно-моторная координация, графическая символизация [12, 13].

Проанализировав теоретические и практические аспекты проблемы, можно сделать вывод, что именно в дошкольном возрасте необходима работа по подготовке к овладению предпосылок графо-моторного навыка. Не начав вовремя обучение, это может привести к неправильной технике письма [8].    

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) являются особой категорией дошкольников с недостаточно развитыми предпосылками, необходимыми для овладения навыком письма.

Этим детям свойственны нарушения в двигательной сфере, проявляющиеся в дискоординации  и  недостаточной ловкости выполнения движений кистями и пальцами рук. Н.Я Семаго в своих исследованиях отмечает, что детям с ОНР также  характерно и  недоразвитие пространственных представлений, которое обуславливает  трудности передачи  количества и последовательности элементов узора на клетчатой бумаге. Все это приводит к нарушению формирования графо-моторного навыка,  достаточный уровень  сформированности которого  определяет степень овладения  навыком письма в период школьного обучения  [16, 17]. В связи с актуальностью разработки  проблемы  предупреждения и минимизации проявлений недостатков в структуре графо-моторного навыка обучающихся с ОНР, практическую ценность представляют исследования направленные на выявление и формирование предпосылок графо-моторного навыка у детей с такой речевой патологией  в дошкольном возрасте.

Целью данной публикации является представление результатов обследования предпосылок графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Методика изучения состояния предпосылок была разработана на основе диагностических проб М.О. Гуревич и Н.И. Озерецкого [9], М.М Безруких и Л.В Морозовой [6], С.К Пименовой [14] и включала три серии заданий. I серия упражнений была направлена на определение амплитуды движений пальцев рук, способности переключения и удержания заданной позы. II серия заданий направлена на определение согласованности движений в результате совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов.  Целью III серии было определение способности к изображению и детализации рисунков.

Нами был проведен эксперимент, направленный на исследование таких предпосылок графо-моторного навыка как: пальцевой праксис, зрительно-моторная координация, графическая символизация, в котором приняли участие  дети  5-6 летнего возраста  с ОНР III (уровень речевого развития).

Приведем сначала описание качественных показателей выполнения диагностических заданий участниками эксперимента. Так, при обследовании состояния пальцевого праксиса у детей ОНР (III уровень речевого развития) были выявлены недостаточная амплитуда движений пальцев рук, нарушения координации, недостаточная переключаемость с одного вида движений на другой. При выполнении упражнений наблюдалось  сгибание пальцев рук, уплощение пальцевой позы и недостаточное ее удержание.

С целью обследования состояния зрительно-моторной координации каждому  дошкольнику в индивидуальной форме  были предложены  три задания, при выполнении  которых испытуемый ориентировался на визуальный образец и на инструкцию учителя-логопеда: «Нарисуй прямую линию», «Пройди по дорожке», «Обведи фигуру».

Предъявление задания 1. «Нарисуй прямую линию» сопровождалось вербальной инструкцией: «Посмотри, здесь нарисованы точка и звездочка. Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была ровная. Закончив, отложи карандаш». На рис. 1 представлен образец и результаты выполнения задания дошкольниками с ОНР.

 

Рисунок 1. Нарисуй прямую линию

 

Итак, рис.1 показывает, что при проведении линии ребенок правильно выбрал направление движения руки, но линия получилась кривая и с небольшим разрывом. Это свидетельствует о том, что у ребенка наблюдается средний уровень развития, так как в целом, задание он выполнил верно.

Выполнение задания 2. «Пройди по дорожке» предварялось установкой: «Посмотри, вот нарисована дорожка. Тебе нужно «пройти» по ней. Постарайся, чтобы линия не задела края дорожки. Старайся не отрывать карандаш от бумаги» (рис. 2).

Рисунок 2. Пройди по дорожке

При выполнении данного задания у ребенка линия получилась неровная, с большим количеством изгибов, и выходит за пределы стимулирующих линий.  Работа дошкольника достаточно отличается от образца (рис. 2). Это говорит о низком уровне выполнения задания.

Предъявление  задания 3. «Обведи фигуру» сопровождалось инструкцией: «Тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Постарайся правильно передать форму фигуры, и обводи ее только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш» (рис. 3).

Рисунок 3. Обведи фигуру

При выполнении задания у ребенка наблюдались отклонения
от стимулирующих линий с явными разрывами. Самостоятельно нарисованные фигуры сильно отличались от образца выполнения (рис. 3). Данная работа относится к низкому уровню выполнения.

В ходе анализа графических работ дошкольников с ОНР были   выявлены следующие типы трудностей, отражающие специфику развития зрительно-моторной координации:

  • трудности удержания сложной многоступенчатой инструкции;
  • трудности передачи непрерывности и плавности линии (линии кривые и с острыми разрывами);
  • трудности проведения линий в заданном направлении;
  • трудности ориентировки на стимулирующие ограничительные линии;
  • трудности передачи  формы и размера заданной фигуры.

С целью обследования состояния графической символизации, каждому дошкольнику были предложены три основных задания, при выполнении которых испытуемый ориентировался на образец и на инструкцию учителя-логопеда: «Узор», «Копирование изображения», «Скопировать буквы и цифры».

Выполнение задания 1. «Узор» предварялось установкой: «Посмотри внимательно на узор, тебе его нужно обвести, а затем продолжить самому рисовать узор, соблюдая правильное количество клеток и сменяющиеся звенья». На рис. 4 представлен образец и результаты выполнения задания дошкольниками с ОНР.

Рисунок 4. Узор

Итак, рис. 4 показывает, что при выполнении данного задания ребенок скопировал узор с нарушениями: звенья узора повторяются, работа значительно отличается от образца. Дошкольник самостоятельно зачеркнул снова повторяющее звено узора, помощь взрослого не использовал, это указывает на средний уровень выполнения работы.

Предъявление задания 2. «Копирование изображения» сопровождалось инструкцией: «Посмотри внимательно на образец рисунка и попробуй
его скопировать себе на лист бумаги. Старайся правильно срисовать все его элементы» (рис. 5).

Рисунок 5. Копирование изображения

Выполняя данное задание, дошкольник испытывал трудности, прибегал к помощи взрослого. Рисунок получился искаженным, расположение элементов рисунка и их размер достаточно отличается от образца (рис. 5).  Данная работа свидетельствует о низком уровне выполнения задания.

Выполнение задания 3. «Скопировать буквы и цифры» предварялось установкой: «Посмотри внимательно на образец и скопируй себе на лист бумаги буквы и цифры» (рис. 6).

Рисунок 6. Скопировать буквы и цифры

Итак, рис. 6 показывает, что при выполнении задания ребенок с ошибками скопировал буквы и цифры, не обратил внимания на них и не использовал помощь взрослого, это говорит о низком уровне выполнения задания. 

В ходе анализа работ дошкольников с ОНР были выявлены следующие типы трудностей, отражающие специфику развития графической символизации.

  • трудности удержания сложной многоступенчатой инструкции;
  • трудности переключения с одного вида движения на другое;
  • трудности передачи размера и формы элементов рисунка;
  • трудности изображения графических символов;
  • трудности осуществления самоконтроля за собственными действиями.

Для оценки правильности выполнения каждого задания авторами статьи были разработаны количественные критерии оценки (0-2 балла) с учетом которых были выделены уровни сформированности предпосылок к овладению графо-моторным навыком: высокий (20-30 баллов); средний (20-10 баллов); низкий (0-10 баллов).

Так, высокий уровень сформированности предпосылок к овладению графо-моторными навыками у детей с ОНР (III уровень речевого развития) не был выявлен.

Средний уровень сформированности предпосылок к овладению графо-моторными навыками был обнаружен у 33 % дошкольников. При выполнении упражнений отмечалась недостаточная амплитуда, переключаемость движений пальцев рук. В заданиях испытуемые неправильно копировали узор и изображение, рисунок получался искаженным, расположение элементов рисунка и их размер отличались образца. Линии в изображениях были неровные, с большим количеством изгибов. Испытуемые не использовали помощь взрослого, свои ошибки исправляли самостоятельно.

Низкий уровень сформированности предпосылок к овладению графо-моторными навыками был выявлен у 67 % испытуемых. При выполнении упражнений движения практически были недоступны. Линии в рисунках получались неровные, разорванные,  непараллельные. Рисунок не получался, направления движений не верные, очень медленные. Дошкольники часто прибегали к помощи взрослого, свои ошибки не замечали и не исправляли.

Проанализировав результаты обследования, можно сделать вывод, что у старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) отмечается только средний и низкий уровень сформированности предпосылок к овладению графо-моторными навыками. Для формирования предпосылок необходима работа, которая будет направлена на развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, на развитие графических движений: обводки, штриховки, задания, направленные на совершенствование пространственно-временных ориентировок на листе бумаги.

Таким образом, предпосылки графо-моторного навыка формируются и развиваются в результате обучения и развития умений, на основе выполнения ряда упражнений. Применение комплекса упражнений по выделенным направлениям и с учетом выявленного уровня сформированности предпосылок к овладению графо-моторным навыком   позволит специалистам организовать целенаправленную работу по подготовке детей с ОНР III (уровень речевого развития) к письму и к школьному обучению.


Список литературы

1. Агаркова Н.Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению: 1 кл. Методическое пособие. М.: Академкнига. 2012. 208 с.
2. Агаркова Н.Г. Обучение первоначальному письму. М.: Дрофа, 2008.
96 с.
3. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. М.: Просвещение. 2002. 32 с.
4. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо. 2009. 464 с.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М.: Новая школа, 2004. 81 с.
6. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет // Школьный психолог. 1999. № 25. С. 2-25.
7. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы. М.: Творческая педагогика. 2015. 61 с.
8. Гаврина С.Е., Кутявкина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2010. 193 с.
9. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. Ч. 2: Методика исследования моторики. М.: Гос.мед. изд-во. 1930. 172 с.
10. Илюхина В.А. Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В.А. Илюхиной: Программы, методические рекомендации, поурочные разработки. М.: АСТ: Астрель, 2015. 254 с.
11. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5–7 лет. Часть 1. Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. Владос. 2019. 146 с.
12. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2003. 330 с.
13. Купина Н. В., Конорева Л. В., Золотухина Л. И. Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов // Образование и воспитание. 2016. №5. С. 46-48.
14. Пименова С.К. Особенности формирования графомоторного навыка младших школьников со стертой дизартрией // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций. Март-апрель 2010. М., 2010. С. 209-218.
15. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления. М.: Парадигма. 2012. 279 с.
16. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения. М.: ООО «Чистые пруды», 2005. 32 с.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи
у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.

Расскажите о нас своим друзьям: