Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 20.05.2020

Формирование социокультурной компетенции студентов гуманитарного направления подготовки на примере проектного метода

Антонова Елена Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань, antonovaes83@yandex.ru
Костикова Ольга Владимировна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань, uma.7676@mail.ru
Гусачек Наталья Сергеевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань, n.gusachek@365.rsu.edu.ru

Аннотация: В статье определяется одна из основных целей изучения любого иностранного языка – формирование социокультурной компетенции, раскрывается ее суть и важность. Проводится подробный анализ основных видов проектов, которые можно использовать в процессе обучения иностранному языку в вузе. Авторы приводят примеры их эффективного применения на практике.
Ключевые слова: competency-based approach, socio-cultural competence, language education, higher education, project method

The formation of socio-cultural competence of students at the department of humanities based on the example of the project method

Antonova Elena Sergeevna
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of foreign languages, Faculty of history and international relations, Ryazan State University, Russia, Ryazan
Kostikova Olga Vladimirovna
Senior Lecturer of foreign languages, Faculty of history and international relations, Ryazan State University, Russia, Ryazan
Gusachek Natalia Sergeevna
Senior Lecturer of foreign languages, Faculty of history and international relations, Ryazan State University, Russia, Ryazan

Abstract: The article deals with one of the main educational aims of learning a foreign language – the formation of socio-cultural competence of students. Its importance and essence are shown. The detailed analysis of the main types of the projects that can be used at University is given. The authors provide the examples of their effective using.
Keywords: компетентностный подход, социокультурная компетенция, иноязычное образование, высшее образование, метод проектов

Правильная ссылка на статью
Антонова Е.С., Костикова О.В., Гусачек Н.С. Формирование социокультурной компетенции студентов гуманитарного направления подготовки на примере проектного метода / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-sotsiokulturnoj-kompetentsii-studentov-gumanitarnogo-napravleniya-podgotovki-na-primere-proektnogo-metoda.html (Дата обращения: ... 2020)

Введение

Характерной особенностью развития современного общества является расширение международных связей и сотрудничества, где иностранный язык выступает неотъемлемой частью процесса. Например, английский язык – международный язык, который объединил собой все части мира. Именно поэтому основной целью образования на современном этапе является предоставление  выпускникам вузов возможностей овладения английским языком посредством различных методов и способов изучения иностранного языка, а также  применения его в жизни.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время формирование и владение социокультурной компетенцией является одним из основных составляющих элементов в подготовке высококвалифицированных кадров в высшей школе. Соответственно, современному образованию необходимы разумные варианты содержания обучения и подходов к нему, а также рациональные пути организации учебного процесса. Одним из наиболее популярных методов организации учебного процесса на настоящий момент является метод проектов. Мы считаем, что формирование социокультурной компетенции студентов гуманитарного направления подготовки будет более результативным благодаря использованию данного метода. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- раскрыть суть социокультурной компетенции;

- уточнить значимость формирования социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку студентов гуманитарного направления подготовки;

- проанализировать  основные виды проектов, которые наиболее часто применяются в иноязычном образовании, и доказать эффективность их использования при обучении иностранному языку и формировании социокультурной компетенции.

Исследование проводилось с опорой на теоретические методы: анализ и обобщение.

Основная часть

Необходимость нового видения процесса обучения иностранным языкам требует радикальных изменений в подходах к образованию. Адаптация компетентностного подхода, который основан на формировании наиболее значимых компетенций, направленных на подготовку кадров соответствующих запросам современного общества, призван, с одной стороны, внедряться в мировое образовательное пространство, а с другой – сохранить в целостности все достоинства собственной системы, без которых просто невозможно существование национальной культуры. Таким образом, компетентностный подход, который осуществляется в России, вместе с современной тенденцией гуманизации общества, предполагает в первую очередь развитие общечеловеческих, общекультурных, нравственных, этнических и эстетических качеств обучающихся, которые будут формироваться у них вместе с профессиональными компетенциями.

Особое значение для полиязыковой личности имеет социокультурная компетенция. Она представляет собой совокупность особых знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и типичным поведенческим ситуациям среди носителей языка [1].

Согласно этому определению изучение иностранного языка в вузе должно включать в себя не только обучение основным навыкам чтения, письма, говорения, но и знания о народе, национальном характере, их обычиях, быте, традициях, речевом этикете, социальных нормах поведения и т.д. Именно поэтому обучение иностранному языку должно обязательно проводиться комплексно с учетом всех составляющих компонентов.

Социокультурная компетенция, согласно учебной ситуации вуза, воспринимается как приобретенная способность личности к осуществлению различных коммуникативно-целесообразных моделей иноязычного речевого поведения в типичных ситуациях. Обучение иностранному языку в вузе предполагает закрепление и дальнейшее улучшение базового общеобразовательного уровня владения языком в комплексе с углубленной профильной языковой подготовкой, которая ориентирована на использование полученных знаний в сфере будущей профессиональной деятельности.

Из этого следует, что формирование социокультурной компетенции у студентов гуманитарных вузов в процессе освоения иностранного языка будет успешно только при одновременном изучении культуры, истории и традиций стран изучаемого языка. Стоит заметить, что полностью понять свою собственную культуру мы можем только при изучении культуры и искусства какой-то другой страны. Знания о культуре страны изучаемого языка дает нам способность ценить наше культурное наследие, воспитывает в нас интернационализм и патриотизм. В рамках поликультурного образования мы учимся противостоять проявлениям дискриминации, национализма, расизма, формируем чувство солидарности и взаимопомощи между народами [3]. Диалог культур, осознание студентами разницы мировоззрений, формирование собственного отношения к языку, культуре, искусству страны изучаемого языка, все это оказывает огромное влияние на формирование социокультурной компетенции. Таким образом, для качественной подготовки студентов гуманитарного вуза к реальной профессиональной деятельности и их социальному взаимодействию, необходимо знание предмета, а также уровень развития  личности обучающегося в целом.

Внедрение нетрадиционных форм и средств обучения для овладения иностранным языком способствует подготовке к профессиональной деятельности, а также оказывает содействие стимулированию приобщения студентов к социокультурным особенностям того или иного народа. Желательно использовать такие виды работ, как конкурсы, научно-исследовательские работы, викторины, олимпиады, соревнования, конференции, мастер-классы, встречи с иностранными представителями, скайп-переговоры и др.

Так как мы сейчас живем в мире информационных технологий, многие преподаватели отдают свое предпочтение использованию ИКТ в обучении иностранному языку. Такие технологии отвечают требованиям современного общества и имеют много положительных факторов, ведь они помогают воссоздать аутентичную среду и вызывают большую мотивацию для включения студента в образовательный процесс.

Если рассматривать формирование социокультурной компетенции с точки зрения содержания, то это можно сделать посредством сочетания учебной и внеучебной работы. Изучение иностранного языка подразумевает использование всех видов речевой деятельности в качестве не только определенных рамок рабочей программы, но и при самообразовании. Правильно подобранные учебные материалы и пособия, актуальность содержания, возможность усвоения данного содержания при определенных условиях обучения, а также технологии их поэтапного применения, помогают успешному формированию социокультурной компетенции в гуманитарном вузе.

Самоопределение студентов и необходимость мыслить самостоятельно, их мотивация зачастую определяют характер и содержание учебного процесса в вузе. Отсутствие мотивации отрицательно сказывается на уровне владения иностранным языком и не дает возможности полноценно использовать его в дальнейшей профессиональной деятельности. Сформировать положительную мотивацию для изучения иностранного языка у студентов гуманитарного направления подготовки могут различные факторы: например, выполнение нестандартных заданий, их позитивная эмоциональная окраска, допустимость обсуждения на занятиях текущих политических и экономических событий, встреч, международных конфликтов и сотрудничества, проблем здравоохранения, в частности пандемию коронавируса и ее влияние на ситуацию в мире в целом, исторические процессы. Но самое значимое для студентов это то, что им предоставляется шанс дать свою собственную оценку и видение событий. [4, с.17].  

На протяжении всего периода обучения в вузе также немаловажно особое внимание уделять самостоятельной работе и ее постоянному совершенствованию. Прежде всего, это нужно для того, чтобы в дальнейшем обучающийся мог бы сам прорабатывать задания и улучшать свой уровень владения языком. Поэтому среди форм организации учебного процесса в ходе обучения иностранному языку в вузе также целесообразно отводить ведущее место проектной деятельности. Не менее важно систематизировать преподаваемый материал, поскольку разрозненность и несформированность содержания предмета мешает выработке индивидуальной и самостоятельной работы.

Стоит сказать, что проектная методика берет свое начало во второй половине XIX - начале ХХ вв. в США. Тогда все преподаватели и видные мыслители старались активно развивать у обучающихся мышление, дабы они могли не только заучивать материал, но и применять на практике все полученные знания и умения. Возникновение метода проектов связано с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика, которые предложили использовать в обучении метод проблем. Суть его заключалась в постановке перед учеником реальной жизненной ситуации, проблемы, входящей в сферу его интересов, решить которую он мог только путем применения уже полученных знаний и тех, которые еще только предстоит приобрести. Таким образом, ученик самостоятельно выбирал пути и средства решения поставленной перед ним задачи, выстраивал цепочку причинно-следственных связей и приходил к конечному результату [5]. Впоследствии этот метод широко распространился в Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

В России же идеи обучения с использованием проектной методики возникли практически параллельно с американскими, в 1905 г. Тогда небольшая группа педагогов, руководителем которой был С.Т. Шацкий, пыталась ввести метод проектов в повсеместное пользование. Широкое распространение этот метод получил уже при советской власти,  после революции он успешно применялся в школах, одной из его сторонниц была Н.К. Крупская, однако в 1931 году универсализация метода проектов была осуждена в Постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», который имел свою силу вплоть до конца 80-х годов ХХ столетия.

В современной России проектная методика возродилась благодаря введению ФГОС, все больше педагогов используют ее при разработке учебных планов. Основу проектной методики составляют формирование у учащихся познавательных навыков, способность к умозаключениям и самоанализу, исследовательские способности учеников, практическое применение ими накопленных знаний, а также формирование творческого и критического мышления.

При обучении студентов гуманитарного направления подготовки иностранному языку можно выделить наиболее выигрышные и эффективные, по нашему мнению, типы проектов, которые и являются основой для формирования социокультурной компетенции: исследовательские, информационные, творческие, практико-ориентированные. В теории, согласно разнообразным классификациям, эти проекты рассматриваются независимо друг от друга, однако на практике приходится иметь дело со смешанными типами, которые имеют признаки друг друга. Именно поэтому при подготовке и разработке проекта следует принимать во внимание характерные особенности каждого из них.

Исследовательские проекты, как правило, характеризуются четкой структурой, конкретно поставленными целями, указанием определенных источников информации, продуманных методов, итогов. Такие проекты максимально приближены к настоящим научным исследованиям, имеют схожую либо полностью совпадающую с ними структуру, т.е. включают в себя: обоснование актуальности выбранной темы; определение проблемы, объекта и предмета исследования; постановку задач, выбор методов исследования, материалов и источников информации, рассмотрение путей решения поставленной проблемы, дискуссию об итогах, рассуждения и заключения, выводы; оформление результатов и постановку новых проблем для дальнейших исследований. Разумеется, при подготовке проектов такого типа следует учитывать уровень языковой подготовки студентов, чтобы предоставить им тематику для расширения кругозора и совершенствования уровня владения языком. Темы проектов могут быть самыми различными. Например, проект Across the Atlantic, который предусматривает исследование и получение информации об англоговорящих странах указанного региона, их государственных символах, истории, культуры, политического устройства  и т.д. [12]. Полученные результаты, несомненно, важны и всегда остаются актуальными для студентов гуманитарного направления подготовки, так как дают возможность и основу для дискуссий и дальнейших исследований процессов, происходящих в той или иной стране. Применение подобных проектов способствует  формированию социокультурной компетенции обучающихся, так как они получают особые знания о стране
изучаемого языка и национально-культурных особенностях.

Информационный тип проектов очень схож с исследовательским, а в большинстве случаев он становится его основной частью. Основная цель информационных проектов – сбор и накопление сведений о конкретном объекте или явлении. Здесь также имеется четкая структура и продуманная совместная деятельность участников: постановка цели; определение предмета информационного поиска и источников информации; анализ собранных материалов; итог информационного поиска, представленный в виде статьи, доклада, реферата, исследовательской работы и т.д.; и непосредственно презентация – публикация в газете, журнале, выступление на конференции и т.д.. На следующем этапе участники проекта обрабатывают собранный материал, чтобы выделить факты, которые впоследствии будут представлены в виде определенных результатов в аудитории. Студенты гуманитарного направления подготовки могут обратиться к любой отрасли лингвистики для реализации информационно-исследовательского проекта и работы с темой, так или иначе связанной с изучением иностранного языка. Это и вопросы филологии, переводоведения, межкультурной коммуникации, и актуальные проблемы методики, педагогики и образования, лингвокультурологии, лингвострановедения, литературоведения, лингводидактики, обучения в поликультурной образовательной среде.

Творческие проекты предполагают креативное оформление результатов, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату. При подготовке творческого проекта студенты распределяют свои роли и обязанности согласно личным интересам, здесь нет четкой и определенной структуры совместной деятельности. Они самостоятельно обговаривают форму презентации результатов проекта, самыми популярными из которых являются видеофильм, презентация или веб-квест [2].  Чаще всего, в качестве проблемы устанавливается конкретная жизненная ситуация, содержание литературного произведения, кинофильма, либо статьи. Это один из наиболее интересных в плане демонстрирования результатов тип проектов, потому как предоставляется полная свобода творческой мысли (в рамках вузовской программы и норм поведения). Одним из наиболее удачных примеров творческого проекта, осуществляемого студентами Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина факультета истории и международных отношений, можно назвать работу по теме The World's Best Hope for the Future, где они представляют результаты своей работы в виде видео интервью с жителями разных стран мира. Респондентов спрашивают о жизни и культурных особенностях их места проживания, о политической и экономической обстановке в стране, о перспективах развития их государства и их собственных прогнозах и надеждах на будущее.

Особую значимость для студентов приобретают практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Их отличительная особенностьнацеленность на конкретный результат, на личные интересы участников проекта. Здесь необходим четкий сценарий деятельности каждого обучающегося с полным распределением ролей между ними, установки, кто за что отвечает. Все это дает конкретный и внятный результат от совместных усилий, так как каждый студент участвует в оформлении конечного продукта. Основная задача педагога – организовать координационную работу в плане поэтапных дискуссий, профессионально скорректировать и поправить итоговый вариант, а также помочь с презентацией полученных результатов и рассказать о возможных путях внедрения результатов в практику, а также важна организация систематической внешней оценки проекта. Наиболее удачными практико-ориентированными проектами мы считаем те, результаты которых студенты могут продемонстрировать в виде дискуссии на иностранном языке. Тематика этих проектов в гуманитарном вузе может быть весьма разнообразной. Это зависит от направления подготовки, от уровня владения языком и от личных интересов обучающихся.

Следует также сказать о необходимости внешней оценки любого проекта, независимо от его типа, потому как это единственный способ для отслеживания  эффективности его применения и действенности проектной методики. Тип проекта, как и его тема, в большей степени влияют на характер этой оценки. Например, в четко организованном исследовательском проекте успех зависит от слаженной и продуманной работы на каждом этапе. Поэтому здесь и важно акцентировать внимание на каждом из них, оценивая отдельно. Оценка может выражаться не только в виде оценки как таковой. Она может принимать самые разные формы и варианты. Например, каждый этап в исследовательском проекте можно оценить с помощью баллов, которые носят соревновательный характер. Это позволит студентам  побороться за конечный максимальный результат при итоговой аттестации. В проектах творческого характера отследить промежуточные результаты порой бывает невозможно, однако следить за ходом работы необходимо, чтобы посоветовать наилучшее решение, если возникнут какие-либо вопросы.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что обучение иностранному языку в современном мире не потеряло своей значимости, а наоборот, приобретает всю большую важность в условиях необходимости эффективного формирования социокультурной компетенции. Этого можно добиться путем привлечения студентов к специально организованной, духовно насыщенной, творческой, учебной и социально значимой деятельности в процессе обучения иностранному языку в гуманитарных вузах. При этом использование метода проектов, разнообразных тем, связанных с изучением иностранного языка, играет огромную роль в процессе формирования личности студента. Метод проектов помогает не только формировать основные компетенции, но и отношение студентов к культуре языка, знакомит с разнообразными ценностями и традициями другого народа, а также обогащает не только духовно, но и интеллектуально.


Список литературы

1. Академик, электронные словари, новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) 2020 [электронный ресурс]. URL: https://methodological_terms.academic.ru/1894(дата обращения: 05.04.2020)
2. Антонова Е.С. Веб-квест как одна из технологий в современном профессиональном образовании. Российский научный журнал. 2015. №1(44). С. 133-137.
3. Антонова Е.С. Гражданское воспитание в современной школе Франции// автореферат диссертациина соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Волгоград, 2009. – 22 с.
4. Антонова Е.С. Формирование общекультурных компетенций при обучении иностранному языку. В сборнике: Язык и коммуникация в контексте культуры Сборник научных статей по итогам 9-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.С. Антонова, О.И. Пузырева ; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. 2015. С. 14-18.
5. Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 2000.
6. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам [Текст]/ Г.В. Елизарова//– СПб.: КАРО, 2005. – 352 с.
7. Захарова Е. В., Посельская Н. В. Основы формирования социокультурной компетенции студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе/Е. В.Захарова, Н. В. Посельская// Сибирский педагогический журнал. –2012. –№ 4. – С. 268-273.
8. Колодько, Т. М. Формирование социокультурной компетенции будущих учителей иностранных языков в высших педагогических учебных заведениях: Автореф. дис. канд. пед. наук. –М., 2005. –20 с.
9. Коннова, З. И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе: дисс. … д-ра пед. наук.–Тула, 2003. –356 с.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. Ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») Приказ от 15 июля 2017 г. № 555 об утверждении и введении в действие ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/[12.04.2020].
12. Ястребова Е. Б., Кравцова О. А., Крячков Д. А., Владыкина Л. Г. Курс английского языка для международников и регионоведов. Уровень бакалавриат. Компетентностный подход. I курс. /Часть I/ — 296 с., М.: МГИМО —Университет, 2009.

Расскажите о нас своим друзьям: