Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023

УДК 373.1; 372.854

Дата публикации 30.11.2023

Цифровая грамотность педагогов в реализации новых цифровых решений в учебном процессе

Фарус Оксана Анатольевна
канд. хим.наук, доцент кафедры химии и МПХ, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург, farusok@yandex.ru
Якушева Галина Ивановна
канд. пед.наук, заведующий кафедры химии и МПХ, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Кочемасова Любовь Александровна
канд. пед.наук, доцент кафедры педагогики и социологии, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

Аннотация: В статье представлены размышления авторов о необходимости внедрения цифрового контента в образовательное пространство. Отмечена роль и особенности нового альфа поколения в сравнении с другими поколениями. В статье ставиться задача определить и описать новые цифровые решения, применяемые в учебном процессе. Авторами на основании собственного практического опыта подобраны возможные примеры реализации новых цифровых решений в рамках школьного образования.
Ключевые слова: альфа-поколение, цифровая грамотность, цифровые решения, мобильное обучение, облачные технологии, онлайн-курсы, образовательный веб-квест, виртуальная реальность.

Digital literacy of teachers in the implementation of new digital solutions in the educational process

Farus Oksana Anatolyevna
Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor of the Department of Chemistry and Methods of Teaching Chemistry, Orenburg State Pedagogical University, Russian Federation, Orenburg
Yakusheva Galina Ivanovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Chemistry and Methods of Teaching Chemistry, Orenburg State Pedagogical University of the Russian Federation, Orenburg
Kochemasova Lyubov Aleksandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Sociology, Orenburg State Pedagogical University of the Russian Federation, Orenburg

Abstract: The article presents the authors' reflections on the need to introduce digital content into the educational space. The role and features of the new alpha generation in comparison with other generations are noted. The article aims to identify and describe new digital solutions used in the educational process. The authors, based on their own practical experience, selected possible examples of the implementation of new digital solutions within the framework of school chemical education.
Keywords: alpha generation, digital literacy, digital solutions, mobile learning, cloud technologies, online courses, educational web quest, virtual reality.

Правильная ссылка на статью
Фарус О.А., Якушева Г.И., Кочемасова Л.А. Цифровая грамотность педагогов в реализации новых цифровых решений в учебном процессе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tsifrovaya-gramotnost-pedagogov-v-realizatsii-novykh-tsifrovykh-reshenij-v-uchebnom-protsesse.html (Дата обращения: 30.11.2023)

Исследование выполнено в рамках проекта «Педагогическое сопровождение учителя будущего в сфере популяризации науки», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение №073-03-2023-017/6 от 09.11.2023 к соглашению №073-03-2023-017от 26.01.2023 г.)

Цифра очень прочно вошла в нашу жизнь и стала  основным признаком современного мира. В настоящее время на нашей планете проживает шесть поколений людей:

  1. молчуны (75-95 лет) – экономны, запасливы, редко экспериментируют;
  2. бэби-бумеры (55-75 лет) – активны, любят работать и отдыхать;
  3. поколение Х (35-55 лет) – практичны, ценят индивидуальность, делают незапланированные покупки, но любят экономить;
  4. поколение Y (23-35 лет) – эмоциональны и зависят от чужого мнения;
  5. поколение Z (15-23 года) – всегда онлайн, их трудно удивить и удержать их внимание;
  6. поколение альфа (15 лет и меньше) – динамичные пользователи сети, всегда с гаджетами.

Анализ особенностей поколений показывает, что поколения учеников (Z и альфа) неразрывно связаны с цифровыми ресурсами и данные ресурсы для них являются неотъемлемым источником информации. Важно отметить, что в реалиях современной школы, чаще всего разрыв между учителем и учеником составляет три поколения. Ученики от использования цифры уже никогда не откажутся, а поскольку развитие человечества идет только вперед, педагог вынужден будет овладеть цифровыми технологиями в полном объеме и при этом он должен уметь обеспечивать безопасность учеников в информационном пространстве [3, 5, 7].

Необходимость внедрения цифровых технологий отмечена и на законодательном уровне. Так в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда», выделены следующие ключевые понятия – модель цифровой образовательной среды, онлайн курсы, образовательная платформа непрерывного образования. Для федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» отмечены следующие опорные точки – модель компетенций цифровой экономики, компетенции цифровой экономики, и цифровая грамотность.

Педагог как представитель и образовательной среды и экономики стоит на пересечении двух проектов и поэтому должен обладать цифровой грамотностью и цифровыми компетенциями при этом он должен уметь транслировать свои навыки в цифровую образовательную среду [4, 6].

Цифровая грамотность относится к общим компетенциям, которыми должен владеть каждый человек. Данный вид грамотности имеет сложную структуру. Существуют три модели цифровой грамотности. Наиболее полной считается британская модель, разработанная в 2013 году (модель JISC). В рамках данной модели выделяется семь элементов цифровой грамотности, такие как медиаграмотность, коммуникации и сотрудничество, управление карьерой и идентификацией, грамотность в области ИКТ, навыки обучения, цифровая стипендия, информационная грамотность [2].

В состав цифровой грамотности входят два основных вида навыков:

  1. Базовые цифровые навыки – компьютерные, мобильные, интернет–навыки, безопасность:
  1. Навыки e-gov– навыки получения государственных услуг онлайн.
  2. Навыкиe-commerce – навыкипокупки, продажи и продвижения услуг и товаров в интернете.
  3. Навыки OpenGov – навыки поиска и использования информации, навыки взаимодействия граждан с государственными органами.
  1. Профессиональная цифровая грамотности:
  1. Профессиональные цифровые навыки – это навыки использования программно-аппаратных решений в профессиональной деятельности.
  2. Медиа навыки – навыки использования цифровых устройств, навыки работы с фото- и видео-редакторами.

С учетом описанных потребностей современного общества в учебном процессе используются ряд цифровых решений. Рассмотрим некоторые из них.

Мобильное обучение (m-learning). Данная технология основана на применении в учебном процессе мобильных и портативных ИТ– устройств, например мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков. Мобильные и портативные ИТ-устройства — это реальность нашей жизни, от которой мы не сможем уйти, они всегда находятся под рукой и их можно использовать как на занятии, так и при самостоятельной подготовке.

Мобильные устройства содержат большое количество разнообразных обучающих программ и игр. В качестве примера, можно рассмотреть мобильные учебники. Преимуществом применения мобильных учебников является их доступность, красочность, структурированность. Достаточно часто мобильные учебники дополняются видеороликами, онлайн-тестами, моделями и т.д. Например, Фоксфорд Учебник (автор: Фоксфорд) – содержит информацию по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ по математике, русскому, геометрии, физике, биологии, химии, содержит тесты и пробники. Средняя оценка, по отзывам 4,9 (39 тыс. отзывов).

Мобильные лаборатории – это приложения, которые содержат виртуальные эксперименты с возможностью изменения условий проведения эксперимента. Например:

  • Chemistry Lab (автор: VNS-Team) – виртуальная химическая лаборатория, помимо визуализации прописываются уравнения реакций, большой выбор взаимодействующих веществ. Средняя оценка, по отзывам 3,6 (483 отзыва).
  • Физика Эксперименты (автор: A_K) – визуализация экспериментов по физике с калькулятором, содержит опыты по механике, квантовой механике, электродинамике и коллайдер. Средняя оценка, по отзывам 4,2 (374 отзывов).
  • Учи Мед (Учи Анат) (автор: Артур Лисюков) – содержит теоретический материал, видеоролики, 3D препараты по анатомии, гистологии, биохимии и физиологии. Средняя оценка, по отзывам 4,4 (367 отзывов).

Мобильные образовательные игры.

  • Duolingo: уроки иностранного (автор: Duolingo) – данное приложение позволяет изучать иностранные языки в игровой форме. Уроки построены с участием мультяшных персонажей, уроки состоят из коротких заданий, присутствует соревновательный момент. Средняя оценка, по отзывам 4,8 (18 млн. отзывов).
  • История России. Викторина (автор: Yugud) – данное приложение содержит в себе вопросы по всем периодам и ключевым событиям истории России. Есть возможность выбора интересующего периода, возможность выбора режима – марафон или спринт. Средняя оценка, по отзывам 4,7 (1 тыс. отзывов).

Облачные технологии. К такому виду технологий относится программное обеспечение, которое позволяет использовать аналитику цифровых данных в режиме реального времени, хранение и обмен информацией, обеспечивает возможность общего доступа к информации. К облачным технологиям относится электронные дневники, журналы, личные кабинеты учителя, ученика, электронные портфолио, googl-диск, яндекс-диск и т.д. Данный вид цифровых технологий занимает одно из лидирующих мест по применимости в образовательных учреждениях. Электронные дневники и журналы стали реальностью нашего времени, и каждый педагог и ученик ими пользуется.

Онлайн-курсы – это электронный формат обучения, построенный на основных педагогических принципах. Чаще всего онлайн-курс строится путем переноса очного курса или части очного в электронную обучающую среду. Включает в себя помимо теоретического материала, видеоролики, тесты и т.д. Материал в онлайн-курсах расположен в определенной логической последовательности и по блокам. Такое расположение материала способствует дополнительной систематизации и структурированию знаний у обучающихся [1].

Современное развитие системы МООК (массовых открытых онлайн-курсов) позволяет учителю использовать готовые онлайн-курсы или разрабатывать самостоятельно с учетом потребностей обучающихся. Существует несколько платформ для создания онлайн-курсов: Stepik, Moodle, Google Classroom.

Авторы статьи пользуются данными платформами для создания онлайн-курсов и ниже размещены OR-коды на курсы разработанные авторами статьи на платформе Stepik (рис.1). Преимущество данной платформы заключается в том, что она открытая, имеет удобный интерфейс и работать в ней можно бесплатно.

 

Рисунок 1. OR-коды на курсы разработанные авторами статьи на платформе Stepik: А) курс: «Квантовая химия. Теоретический минимум»; Б) Периодический закон. Строение атома

 

Образовательный веб-квест представляет собой педагогическую технологию, в рамках которой реализуется целенаправленная поисковая деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов. При прохождении веб-квестов ученикам необходимо выполнить ряд заданий (по станциям) за каждое выполненное задание учащиеся получает подсказку или баллы. В зависимости от сложности веб-квесты могут использоваться как в качестве внеурочного мероприятия, так и на уроке для закрепления изученного материала. Существуют сайты, на которых учитель может самостоятельно создать веб-квест, с учетом индивидуальных особенностей учеников, например, сайт – Квестодел. Можно использовать готовые образовательные веб-квесты. На рисунке 2 помещен OR-код на образовательный веб-квест: «Путешествие в мир неорганических веществ».

 

Рисунок 2. OR-код на образовательный веб-квест: «Путешествие в мир неорганических веществ»

 

Виртуальная реальность (VR). Виртуальная реальность — это смоделированная трехмерная компьютерная среда, с которой пользователь может частично или полностью взаимодействовать. Применение VR-технологии позволяет обучающимся проработать виртуальные сценарии и ситуации, которые раньше были недоступны. Образовательная виртуальная реальность только начинает активно развиваться, тем не менее, на портале единого содержания общего образования размещены виртуальные лабораторные и практические работы на углубленном уровне основного общего образования и виртуальные лабораторные и практические работы на углубленном уровне среднего общего образования по таким дисциплинам как биология, математика, физика и химия.

 

Таким образом, можно констатировать, что внедрение цифровых решений востребовано в образовательных организациях. Данная востребованность обусловлена не только требованием современной экономики, но и естественной сменной поколений. Представители альфа-поколения, к которому относятся большинство школьников, тесно связаны с интернет-технологиями и гаджетами, поэтому цифра для современных школьников является естественной средой, с которой они охотно и с интересом взаимодействуют. В статье авторами рассматривается основная проблематика при реализации новых цифровых решений в учебном процессе. На основе анализа проблем и предложенных решений в статье показан опыт внедрения новых цифровых решений в образовательный процесс.


Список литературы

1. Бадарч Д. МООК: реконструкция высшего образования / Д. Бадарч, Н. Токарева, М. Цветкова // Высшее образование в России. – 2014. – № 10. – С. 135-146. – EDN SZEHYB.
2. Бороненко Т.А. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности / Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, В. С. Федотова // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 4(46). – С. 47-73. – DOI 10.32744/pse.2020.4.4. – EDN TYDNGY.
3. Данилова Л.Н. Психолого-педагогический портрет поколения альфа / Л. Н. Данилова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – Т. 28, № 4. – С. 5-12. – DOI 10.34216/2073-1426-2022-28-4-5-12. – EDN BESHLJ.
4. Добаев К.Д. О глобальных трендах меняющих образование / К. Д. Добаев, Э. А. Супатаева // Известия Кыргызской академии образования. – 2018. – № 2(45). – С. 37-43. – EDN MPZSIL.
5. Зорина А.А. Конфликт поколений как конфликт типов сознания / А. А. Зорина // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2023. – № 1-1. – С. 185-188. – DOI 10.46554/ScienceXXI-2023.02-1.1-pp.185. – EDN BZDKCM.
6. Ли Яцзюань. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования / Ли Яцзюань // Профессиональное образование и общество. – 2021. – № 3(39). – С. 208-212. – EDN ITPCRR.
7. Мухаметзянова Ф.Г. Размышления о новых поколениях обучающихся и особенности поколения альфа в глобальном образовании / Ф. Г. Мухаметзянова, К. И. Степанова // Глобальная экономика и образование. – 2021. – Т. 1, № 2. – С. 42-50. – EDN LNTHNG.
8. Shinzhina, D. M. Virtual reality in education / D. M. Shinzhina // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2022. – No. 14(22). – P. 136-137. – EDN AACHCB.

Расскажите о нас своим друзьям: