Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 377.031
Дата публикации 30.11.2023
Развитие экологических компетенций педагогов в системе дополнительного профессионального образования
Петухов Сергей Юрьевич
Старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, Челябинск, Россия, sp_2468@mail.ru
Аннотация: Статья раскрывает соотношение понятия экологическая компетентность в реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего общего образования, как обязательный планируемый результат обучения. Рассматриваются исторические этапы экологического образования в школе. Уделено внимание эколого-педагогической деятельности через формирование системы эколого-педагогических знаний, умений, действий и навыков на осознание целей и задач экологического образования, а также выработку моделей экологического образования, определение технологий, средств, условий, оценку достижения определенного результата данной деятельности. Приведен обзор учебно-методических пособий по формированию экологических знаний для учащихся и педагогов образовательных организаций. Раскрыта реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Содержание и методика преподавания экологии в системе общего образования: региональный контекст», которая реализуется в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
Ключевые слова: экологическое образование и воспитание, экологическая компетентность, эколого-педагогическая деятельность, совершенствования эколого-педагогических компетенций педагогических работников.
Senior Lecturer departments of natural and mathematical disciplines, Chelyabinsk Institute retraining and advanced training teaching workers, Chelyabinsk, Russia
Abstract: The article reveals the relationship of the concept of environmental competence in the implementation of federal state educational standards of primary, basic, and secondary general education, as a mandatory planned learning outcome. The historical stages of environmental education at school are considered. Attention is paid to environmental and pedagogical activities through the formation of a system of environmental and pedagogical knowledge, skills, actions and abilities to understand the goals and objectives of environmental education, as well as the development of models of environmental education, the identification of technologies, means, conditions, and the assessment of the achievement of a certain result of this activity. A review of educational and methodological manuals on the formation of environmental knowledge for students and teachers of educational organizations is provided. The implementation of an additional professional development program “Content and methodology of teaching ecology in the general education system: regional context”, which is being implemented at the Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Pedagogical Workers, is disclosed.
Keywords: environmental education and upbringing, environmental competence, environmental and pedagogical activities, improving the environmental and pedagogical competencies of teaching staff.
Петухов С.Ю. Развитие экологических компетенций педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-ekologicheskikh-kompetentsij-pedagogov-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.11.2023)
Глобальные проблемы современного мира, такие как национальные и социальные конфликты, экономические проблемы, истощение природных ресурсов, экологический кризис имеют в своей основе недостаток компетенций человека. Одной из таких компетентностей является экологическая компетентность. По мнению Д.С. Ермакова экологическая компетентность учащихся – «потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности, который носит личностно-ориентированный, деятельностный характер» [1]. Данное понятие емко выражает современные требования к экологическому образованию, которые выражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). Обязательным результатом планируемых результатов обучения становится «осознание обучающимися …экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья; участие обучающихся в видах деятельности формирующих экологическую культуру мышления и поведения» [2]
Реализация этих положений требует от педагога постоянного обновления знаний, освоение и использование новых педагогических технологий, приемов и методов обучения, постоянного повышения своей квалификации, как в формальном, неформальном и информальном образовании.
В своем историческом развитии школьное экологическое образование прошло несколько этапов развития, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Этапы развития экологического образования
Этап развития экологического образования | Особенности |
Биологический | Экологические знания реализовались через преподавание биологии. Формировались элементарные экологические знания, правила поведения в природе. |
Биолого-географический этап | Основное внимание уделяется изучению естественных и изменённых ландшафтов, природным и искусственно созданным природным сообществам. Широко практикуются полевые практики и экскурсии по изучению географии и экологии родного края. |
Естественнонаучный | Происходит интеграция естественнонаучных предметов в интегрированный предмет «Естествознание». В практику работы школ входит проведение экологических практикумов, основанных на использовании биологических и физико-химических методах исследования. |
Социогуманитарный | Экологические знания включаются в изучение предметов гуманитарного цикла. Что находит отражение как на уровне содержания, так и на форм организации учебных занятий, такие как конкурсы рисунков, сочинений, плакатов, фотографий. |
Интегративный | Данный этап характеризуется синтезов всех вышеуказанных подходов, а также разработку программ, учебно-методических материалов, пособий по экологическому образованию и воспитанию. Формирование и реализация комплексных программ на уровне работы федеральных и региональных инновационных площадок. |
В экологическом образовании педагогов Челябинской области, а также реализуемых программах повышения квалификации Челябинского института переподготовки и повышения квалификации педагогических работников (ГБУ ДПО ЧИППКРО) нашли свое отражения все выше перечисленные этапы.
Готовность педагога к эколого-педагогической деятельности выражается, прежде всего, «в нацеленности педагога на формирование у обучающихся экологической ответственности интереса к природе, формирование и развитие морально-правовых и оценочных отношений, экологической культуры и убеждений в необходимости охраны природы» [3]
Эта готовность определяет разработанность педагогом системы эколого-педагогических знаний, умений, действий и навыков на осознание целей и задач экологического образования, а также выработку моделей экологического образования, определение технологий, средств, условий, оценку достижения определенного результата данной деятельности.
С этой целью для учителей естественнонаучных предметов, классных руководителей, методистов и других специалистов образовательных организаций в ЧИППКРО были разработаны следующие учебно-методические пособия:
- «Путеводитель по особо охраняемым территориям Челябинской области (1-11 классы)». Пособие раскрывает формы, способы, методы формирования экологического образования путем изучение особо охраняемых природных территориях (ООПТ) региона; рассмотрена методика изучения ООПТ Челябинской области в урочной, внеурочной деятельности и в дополнительном образовании.
- «Методика экологического воспитания в урочной деятельности», данные учебно-методические материалы направлены на формирование учебных и воспитательных подходов к организации и проведению уроков экологической направленности. Предложены методики формирования экологического воспитания для достижения личностных результатов обучающихся.
- «Экология Челябинской области» в учебных предметах основного общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности», «Математика», «Химия», «Физика». Основное предназначение данного пособия – технология конструирования предметных уроков с включением экологических знаний и представлений. Данное пособие имеет практико-ориентированный характер, включает систему различных заданий и упражнений, формирующих экологическое самознание и воспитание обучающихся.
- «Экологическая безопасность». Данное учебно-методическое пособие предназначено для проведения курса внеурочной деятельности в 5-7 классах, содержит как теоретический материал по темам: экологическое равновесие на урбанизированных территориях, экологические традиции и обычаи народов Урала, экологические опасности городских и сельскохозяйственных территорий, а также практикориентированные задания.
- «Экология Челябинской области (7-9 класс). Учебно-методические материалы данной книги имеют ярко выраженный эколого-региональный характер, рассматриваются экологические проблемы региона, как одного из индустриальных центров страны, предлагаются возможные пути решения данных проблем, через поисковую и проектную деятельность.
- «Экология Челябинской области и устойчивое развитие 10-11 класс». В данном учебно-методическом материале продолжена серия учебно-методических разработок спроектированных в соответствии с Концепцией непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области. Большое внимание уделено изучению взаимодействия в системе «общество — окружающая среда — промышленность», концепций взаимодействия общества и природы, экономико-экологических привычек и потребностей современного человека, а также особенностям развития Челябинской области в аспекте устойчивого развития.
- «Методика экологического образования в начальной школе: внеурочная деятельность». Пособие предназначено в помощь педагогу, так как в нем рассматриваются основные учебные технологии формирования экологических знаний и представлений на уровне начальной школы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Разбираются технологии реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности (экскурсии, в том числе в музее и виртуальные, исследовательские эксперименты и опыты, проектные задачи, квест-игры, событийные технологии).
- «Методическое руководство по ведению дневника исследователя «Научное волонтерство». Пособие раскрывает особенности научного волонтерства как нового направления в волонтерском движении, представлены механизмы ориентации младших школьников на научные исследования в будущем, раскрываются особенности формирования и развития научного волонтерства в основной и средней школе.
- «Рекомендации по проведению экоурока в образовательных организациях Челябинской области» В пособии представлены рекомендации по проведению и организации экоурока как одного из новых и уникальных инструментов реализации экологического образования в дошкольном образовании, в начальном общем, основном общем и среднем общем образовании Челябинской области. В рекомендациях отражены принципы проведения экоурока, определены ключевые идеи, цели и задачи экоурока, предложены структура, формы и методы проведения экоурока. Описаны формы и методы экоурока.
Все вышеперечисленные учебно-методические пособия призваны помочь учителю в формировании и развитии экологического образования и воспитания. Рассматривая роль учителя в данном направлении образования, следует помнить, что данный процесс принесет результат и будет эффективным при условии соответствующей подготовки педагога. Соответственно особое значение приобретает система курсового повышения квалификации педагогов. На курсах повышения квалификации педагоги знакомятся с новыми трендами экологического образования, концепциями, технологиями, которые способствуют повышению экологических знаний и пониманий, формируют целостную картину мировозрения и миропонимания.
В целях совершенствования эколого-педагогических компетенций педагогических работников общеобразовательных организаций по реализации практико-ориентированного экологического обучения при организации и реализации образовательного процесса в ГБУ ДПО ЧИППКРО разработана и успешно реализуется дополнительная профессиональная программы повышения квалификации «Содержание и методика преподавания экологии в системе общего образования: региональный контекст».
Данная программа предполагает изучение таких актуальных для экологического образования тем, как: Экологическая компетенция – новый планируемый результат обновленных ФГОС НОО и ООО; Эколого-образовательная деятельность всех участников образовательного процесса: построение и реализация; Совершенствование технологий и изменение содержания экологического образования обучающихся; Создание условий для мотивации обучающихся как средства повышения качества экологического образования; Экологическое образование школьников в региональном образовательном пространстве.
Перечисленные темы носят актуальный и практико-ориентированный характер, нацеливают педагога на системную деятельность, анализ и обобщение собственного педагогического опыта и его коррекцию в свете современных требований.
Содержание разработанного курса включает в себя методические, информационные, психолого-педагогические компоненты необходимые для достижения высокого уровня практического и теоретического осмысления и обобщения современного понимания экологического образования и воспитания.
В процессе изучения слушатели знакомятся с актуальными проблемами экологического образования и воспитания на современном этапе развития образования, с новыми подходами их решения, основанными на принципах устойчивого и сбалансированного эколого-социально-экономического развития.
В основу отбора содержания разработанного курса легли как общепедагогические принципы, так и принципы фундаментальности, проблемности, культуросообразности, природосообразности, интеграции междисциплинарного характера, региональности и основные идеи устойчивого развития.
Примером интеграции межпредметности в формировании экологических связей служит работа МАОУ «СОШ № 108 г. Челябинска им. Героя Российской Федерации А.В. Яковлева» в которой создана система экологического образования «Мультилаб» - пять предметных лабораторий: «Эколаб» - экологическая тропинка, «Биолаб» - экология для любознательных, «Фаблаб» -техноэкологическая лаборатория, «Экокадр» - путешествие по мультстране, «Логолаб» - перспектива развития экологических знаний. Посещение данного образовательного учреждения формирует у слушателей современный взгляд на перспективы и возможности технологизации экологического образования.
Программа «Содержание и методика преподавания экологии в системе общего образования: региональный контекст» содержит модули, которые учитывают профессиональные потребности, выявленные дефициты слушателей.
Новизна данной программы состоит в комплексном междисциплинарном подходе к проблеме формирования не только экологического образования, но и к экологической культуры личности в целом.
Организация занятий включает в себя различные формы и методы, что позволяет реализовывать принцип вариативности организации учебного процесса исходя из начального уровня подготовленности слушателей, учитывая их индивидуальных потребности, таким образом, реализуется андрагогический поход в образовании.
При обучении слушателей используются различные формы работы, такие как лекции, семинары, посещение школ – лидеров экологического образования, зачетные работы, так и современные формы обучения - тренинги, проектная работа, мастер-классы, что позволяет создавать во время занятий высокую мотивацию, развивает креативность и создает положительный психологический настрой на обучение.
В настоящее время на курсах «Содержание и методика преподавания экологии в системе общего образования: региональный контекст» было обучено более трехсот слушателей – педагогов из различных образовательных организаций г. Челябинска и области.
По мнению многих авторов «экологическое образование должно быть непрерывным, охватывая все уровни образование и воспитание»[4], исходя из того, что «экологическое образование – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками»[5]
Из этого следует, что в основе экологического образования стоит педагог, его личность и его профессиональные компетенции в этой области. Подготовка педагогов в области экологического образования должна иметь системный подход, что полностью решает задачу формирования важного профессионально значимого качества педагога - его готовности к «эколого-педагогической деятельности, способной перерасти в эколого-педагогическую компетентность как высшую ступень профессионализма при условии непрерывности педагогического образования» [6]
Список литературы
1. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. М. РУД. 2009 с.44
2. Приказ Министерства просвещения РФ № 287 от31 мая 2021г. «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»
3. Несговорова Н.П. Подготовка к эколого-педагогической деятельности и ее проектирование в системе непрерывного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1
4. Коликова, Е. Г. Формирование естественно-научной грамотности и глобальных компетенций обучающихся: экологический контекст / Е. Г. Коликова, О. С. Прибытова, Н. А. Лаптева. – Челябинск : ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2023. – 50 с.
5. Мешечко Е.Н. Основы экологии: учеб. пособие под ред. Е.Н. Мешечко. -
Мн.: Экоперспектива, 2002. - 376 с.
6. Шевцов, А. Г. Социальная экология и экологическое воспитание: методологические основы: учеб. пособие / А.Г. Шевцов. Екатеринбург: Изд-воУрал. гос. пед. ин-та, 1992. - 101с
7. Серикова В.И., Шайкина В.Н., Сахно О.А. Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров //Материалы XXIII Международной научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» Челябинск, 2022. С. 223-232
8. И. С. Бегашева Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов : учебно-методическое пособие
/, Н. И. Васильева, Е. Г. Коликова [и др.]. – Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – 80 с.
9. Лаврентьева Л.А. Экологическая компетентность в современных исследованиях: сущность, содержание и структура // Известия ИГЭА. 2012. № 5(85).С. 209-212
10. Метелица А.С. Экологическое образование в повышении квалификации педагогов // Современное образование Витебщины. 2017. № 4 (18). С.26-27