Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023

УДК 371

Дата публикации 30.11.2023

Формирование у детей младшего школьного возраста познавательных универсальных учебных действий

Иванова Ольга Семеновна
Студент 5 курса, кафедры ПиМНО ТИ (ф) Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, г. Нерюнгри, Ivanovaolgsem0115@gmai.com
Кобазова Юлия Владимировна
К.п.н., доцент кафедры ПиМНО ТИ (ф) Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, г. Нерюнгри, kobazov@mail.ru

Аннотация: Статья рассматривает процесс формирования познавательных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Авторы подчеркивают важность индивидуализированного проектирования учебного материала, соответствующего возрастным особенностям и интересам детей. Обсуждаются методы, способствующие эффективному усвоению материала, и «сенситивные» периоды в развитии для оптимального формирования навыков. Статья также выделяет роль эмоциональной активности и ситуаций успеха в процессе обучения. Подчеркивается, что постановка и решение проблем играют ключевую роль, развивая аналитические и креативные навыки у детей.
Ключевые слова: познавательные учебные действия, ФГОС ОО, сенситивный период развития

Formation of cognitive universal educational actions in children of primary school age

Ivanova Olga Semyonovna
5th year student, Department of PiMNO TI (f) M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Neryungri
Kobazova Yulia Vladimirovna
Ph.D., Associate Professor of the Department of PiMNO TI (f) M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Neryungri

Abstract: The article examines the process of formation of cognitive learning activities in children of primary school age. The authors emphasize the importance of individualized design of educational material corresponding to the age characteristics and interests of children. The methods contributing to the effective assimilation of the material and «sensitive» periods in development for optimal formation of skills are discussed. The article also highlights the role of emotional activity and success situations in the learning process. It is emphasized that problem-setting and problem-solving play a key role in developing analytical and creative skills in children.
Keywords: cognitive learning activities, FGOS OO, sensitive period of development, emotional activity, success situation

Правильная ссылка на статью
Иванова О.С., Кобазова Ю.В. Формирование у детей младшего школьного возраста познавательных универсальных учебных действий // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-poznavatelnykh-universalnykh-uchebnykh-dejstvij.html (Дата обращения: 30.11.2023)

Современное общество претерпевает глубокие метаморфозы под воздействием передовых информационных и цифровых технологий. Эти изменения радикальным образом воздействуют на образ жизни людей, предъявляя им постоянную задачу освоения новых знаний и готовности к социализации в условиях постоянной неустойчивости и неопределенности.

В свете этих вызовов система образования уделяет особое внимание развитию у учащихся универсальных учебных навыков с самого начала обучения. В постоянно эволюционирующем мире будущего крайне важно, чтобы школьники не только были востребованы, но и обладали способностью приносить пользу современному обществу.

Это включает в себя умение осваивать новые технологии, а также развитие навыков анализа, взаимодействия, планирования, исследования и постижения.

Обучение детей этим умениям с раннего возраста играет ключевую роль в формировании граждан, готовых к сложным вызовам и быстро меняющимся условиям в современном мире. Универсальные учебные действия, развиваемые на протяжении всего школьного обучения, становятся ключом к успешному взаимодействию с окружающим миром и разнообразными источниками информации, что необходимо для достижения различных целей.

Формирование универсальных учебных навыков на протяжении всего учебного периода становится критическим компонентом успешного взаимодействия с окружающим миром и разнообразными источниками информации, что представляет собой неотъемлемое условие для достижения разнообразных целей. Процесс развития этих навыков охватывает всю продолжительность образовательной деятельности, обеспечивая постепенное углубление и расширение этих навыков. Такой подход не только обеспечивает успешное включение в общество, но также способствует личностному развитию учащихся, делая их устойчивыми к вызовам и требованиям современного мира. Концепция, предложенная Татьяной Сергеевной Котляровой под названием «универсальные учебные действия», представляет собой систему, которая не только формирует компетенции и ценности, но также автономно организуется и развивается, способствуя активной роли человека и эффективному взаимодействию с изменениями в окружающей среде [3].

В своем толковании Валентина Анатольевна Шабанова определяет универсальные учебные действия как методы, используемые обучающимися для усвоения новых знаний и формирования соответствующих навыков, таких как навыки самоорганизации в процессе обучения [7]. Рассмотрение этих определений выделяет как общий, так и узкий контекст понятия «универсальные учебные действия». В более широком смысле они означают «умение учиться», включая «свободное владение знаниями о методах познавательной деятельности и самих методах» [4], согласно словам Нины Александровны Лошкаревой.

Универсальные учебные действия представляют собой навыки, позволяющие ученикам самостоятельно учиться и усваивать новые знания. Современная школа, согласно ФГОС НОО, акцентирует внимание на развитии личности каждого ученика через гуманизированный подход в учебной и общественной деятельности. ФГОС НОО устанавливает строгие требования к результатам образовательных программ, включая начальное образование, с особым упором на универсальные учебные действия и формирование поисково-познавательной компетентности выпускников начальной школы [6].

Познавательные учебные действия, по словам Нины Александровны Федосовой, представляют собой систему методов для исследования окружающего мира, самостоятельного поиска и исследования, а также обработки, систематизации и использования информации [6]. Эти действия направлены на развитие у детей способности осмысленно воспринимать новую информацию, включая целенаправленный поиск данных и успешную обработку полученной информации в различных ситуациях.

ФГОС НОО выделяет группу познавательных учебных действий, включая общеучебные, логические и действия по решению учебных задач. Нина Александровна Федосова подчеркивает связь формирования учебных действий с развитием гибких мыслительных операций, в то время как К.Д. Ушинский выделяет важность обучения, способствующего развитию ориентации в учебной информации.

Младший школьный возраст играет ключевую роль в стимулировании учебной мотивации и развитии познавательной активности, связанной с пониманием сути предметов и формированием научных понятий.

Процесс формирования учебных действий в младшем школьном возрасте зависит от естественного развития мышления и воздействия стимулов. Учителя и сверстники играют ключевую роль, создавая обучающие ситуации через общение и игру.

Развитие познавательных учебных действий предполагает не механические упражнения, а органичное взаимодействие с окружающим миром. Поддержка и поощрение со стороны взрослых и сверстников являются важными факторами в формировании этих действий и создании благоприятной обучающей среды.

Для эффективного развития познавательных учебных действий у детей младшего школьного возраста важно:

1) индивидуализация материала: Адаптировать его под интересы и потребности учеников;

2) соответствие методов возрасту: Использовать методики, подходящие для детей данного возраста;

3) учет «сензитивных» периодов: Использовать оптимальные временные интервалы для формирования навыков;

4) эмоциональная активность: Обеспечивать положительные эмоции в процессе обучения;

5) создание ситуаций успеха: Формировать сценарии, где дети могут достигать успеха, стимулируя интерес и вовлеченность.

Постановка и решение проблем играют ключевую роль в формировании познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Это включает в себя ясное определение проблемы и развитие аналитических и креативных навыков.

Формирование познавательных действий в младшем школьном возрасте тесно связано с особенностями мышления. Исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова выделяют два уровня анализа - эмпирический и теоретический - в процессе разбора целого на части и выделения единиц в составе целого. Обучение общему способу действия способствует более самостоятельному решению новых задач и лучшему пониманию процесса абстрагирования существенных отношений.

В заключение, исследование формирования когнитивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста подчеркивает важнейшую роль педагогики в формировании основ обучения на протяжении всей жизни. Изучение этой темы выявляет сложную взаимосвязь между когнитивным развитием и образовательными практиками, подчеркивая необходимость вдумчивого и целостного подхода в начальном образовании.

Более того, понимание формирования когнитивных универсальных учебных действий позволяет нам оценить взаимосвязь различных областей обучения. Это понимание поощряет междисциплинарный подход к образованию, признавая, что когнитивное развитие выходит за рамки отдельных предметов.

 


Список литературы

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. - М.: Вентана -Граф, 2019. - 152 с.
2. Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. № 3/4. С. 14-19.
3. Котлярова Т.С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников: дис. ... канд. педагог. Наук. Омск, 2019.
4. Лошкарева Н. А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. - М.: МГПИ, 1981. - 88 с.
5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2019. - 53 с.
6. Федосова Н. А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения // Управление начальной школой. 2020. № 11. С. 46 - 49.
7. Шабанова В. А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству (в системе дополнительного образования): автореф. канд. психол. наук. М., 2014.

Расскажите о нас своим друзьям: