Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 378.147
Дата публикации 30.11.2023
Организация работы студенческого научного кружка на кафедре госпитальной терапии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского
Яковлева Елена Викторовна
канд. мед. наук, доцент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета, ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, РФ, г. Саратов, elenaviktorova@yandex.ru
Апаркина Алена Васильевна
канд. мед. наук, доцент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета, ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, РФ, г. Саратов, Alena437539@yandex.ru
Аннотация: Важным фактором повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов является создание в высших учебных заведениях условий для широкого привлечения студентов к научно-исследовательской работе, одной из основных форм которой является студенческий научный кружок. Авторами описан опыт организации работы студенческого научного кружка в медицинском вузе на примере кафедры госпитальной терапии лечебного факультета Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. В статье представлены такие формы научно-исследовательской деятельности студентов, как клинические разборы, участие в работе научных проблемных групп, освоение навыков электронного сбора данных и методов статистического анализа, а также участие в межкафедральных и межвузовских заседаниях научного кружка, способствующее формированию актуального сегодня в медицине командного подхода. В статье также приведены данные о результативности работы студенческого научного кружка за трехлетний период.
Ключевые слова: медицинское образование, студенческий научный кружок, методика обучения, командный подход.
MD, PhD, Associate Professor at the Hospital Therapy Department, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russia
MD, PhD, Associate Professor at the Hospital Therapy Department, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russia
Abstract: An important factor in improving the quality of training of highly qualified specialists is considered to be the creation of conditions in higher educational institutions for the wide involvement of students in research work. One of the main forms of students in research work is the student scientific circle. Thе experience of student research circle organisation at the Hospital Therapy Department of Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky is described by the authors. Different forms of student research work are presented in the article: clinical reviews, work in scientific problem groups, principles of statistic analysis, participation in interdepartmental and interuniversity meetings that contributes to the formation of an actual team approach. Also this article contains the results of the student scientific research work over a three-year period.
Keywords: medical education, student research circle, teaching methods, team approach.
Яковлева Е.В., Апаркина А.В. Организация работы студенческого научного кружка на кафедре госпитальной терапии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/organizatsiya-raboty-studencheskogo-nauchnogo-kruzhka-na-kafedre-gospitalnoj-terapii-saratovskogo-gosudarstvennogo-meditsinskogo-universiteta-im-vi-razumovskogo.html (Дата обращения: 30.11.2023)
Важным фактором повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов является создание в высших учебных заведениях условий для широкого привлечения студентов к научно-исследовательской работе. Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности предусмотрена федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС 3) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является важнейшим средством повышения качества профессиональной подготовки и воспитания молодых специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения науки. НИРС содействует выявлению наиболее талантливой и одаренной молодежи, раскрытию ее способностей и организации ее дальнейшего образования, развитию и повышению качества научных исследований и разработок, выполняемых студентами во внеучебное время в научных подразделениях университета. Задачами НИРС являются следующие: овладение студентами научным методом познания и на его основе углубленное и творческое освоение учебного материала, овладение методикой и средствами самостоятельного решения научных задач, приобретение навыков работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы, непосредственное участие в решении научных задач [1, с.21]. Известно, что большинство студентов первого курса имеют смутное представление о своей будущей карьере, в то время как 3-4 курс становится определяющим для формирования карьерных прогнозов у будущих выпускников. У студентов старших курсов уже сложились определенные «карьерные ориентации» - профессиональные представления, проявляющиеся на стадии планирования выбора профессии, которая в последующем станет основной на пути к достижению карьерных высот [2]. В связи с этим участие в НИРС на старших курсах медицинского университета представляется наиболее осознанным в выборе медицинской специальности и позволяет студентам проявить больше уверенности в своих способностях и опыте, убедиться в правильности своего выбора и избежать разочарования в будущем.
Одной из основных форм НИРС на кафедре госпитальной терапии лечебного факультета Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского является участие студентов старших курсов в работе студенческого научного кружка (СНК). Становление работы СНК на кафедре госпитальной терапии неразрывно связано с именем профессора, доктора медицинских наук Леонида Сигизмундовича Шварца (1901-1974гг.), который лично уделял большое внимание научной работе молодых ученых. В послевоенные годы увлеченные госпитальной терапией студенты имели каждый свою собственную научную тему, на кафедральных заседаниях представляли к обсуждению результаты проведенных исследований, готовили доклады к традиционным весенним сессиям студенческого научного общества. Обсуждение докладов студентов обязательно включалось в план научных конференций кафедры и, безусловно, являлось важной школой воспитания молодых научных работников. Не случайно, что многие сотрудники кафедры вышли из рядов кружковцев. Именно со СНК начинала свой путь в науку профессор, доктор медицинских наук Лидия Сергеевна Юданова, на протяжении 20 лет возглавлявшая кафедру госпитальной терапии после Л.С. Шварца и ставшая по праву легендой Саратовской терапевтической школы. Таким образом, СНК как форма НИРС играет весьма значимую роль в подготовке будущих кадров высшей школы.
В повестке дня заседаний СНК сегодня традиционно присутствуют доклады с обзором литературы по актуальным и сложным вопросам внутренних болезней, знакомство с наследием основоположников отечественной терапевтической школы, клинические разборы с демонстрацией пациентов с редкими болезнями и трудным диагнозом. Ежегодно в работе СНК принимают участие от 36 до 46 студентов 5 и 6 курсов. Наличие у кафедры двух клинических баз, представленных многопрофильными стационарами (ГУЗ «Областная клиническая больница» и ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница №1 им. Ю.Я. Гордеева»), позволяет активно использовать проблемный подход в обучении при клиническом разборе пациентов с коморбидной патологией, максимально приблизить обсуждение к реальной клинической практике, что существенно расширяет профессиональный кругозор студентов.
Значительный раздел работы СНК связан с непосредственным вовлечением студентов в научно-исследовательскую работу кафедры, основным научным направлением которой являются фундаментальные и клинические аспекты этиопатогенеза, профилактика, создание новых технологий диагностики, лечения и организации специализированной помощи больным терапевтического профиля. В рамках основного направления кафедра госпитальной терапии занимается проблемой коморбидных состояний у пациентов терапевтического профиля – изучения особенностей развития и течения сочетанных форм патологии, диагностики и лечения пациентов с сочетанной патологией, прогнозированием течения заболеваний. Под руководством опытных преподавателей студенты участвуют в работе проблемных научных групп по ревматологии, нефрологии, кардиологии, гастроэнтерологии, пульмонологии, что способствует приобретению навыков работы с пациентами и медицинской документацией, электронного сбора данных, использования профессиональных онлайн и мобильных приложений. Участие в научно-исследовательской работе позволяет студентам овладеть статистическими методами анализа, приобрести более глубокие знания алгоритмов диагностики и протоколов лечения. Этот аспект НИРС представляется особенно важным в период цифровой трансформации здравоохранения, требующей подготовки высококвалифицированных кадров, специалистов новой формации по решению широкого спектра задач. Осуществляя исследовательский поиск, студент приобретает «интеллектуальную самоуверенность» (self-reliance), формирует научный стиль мышления и изложения, исследовательскую культуру и этику [3]. Наш опыт и опыт коллег демонстрирует, что наиболее плодотворной является групповая совместная работа нескольких студентов. Работа в группе дает возможность объединить усилия при проведении трудоемких исследований и за короткий срок выполнить значительно больший объем исследования, чем при выполнении индивидуальной темы [4, с.54].
Научные исследования и медицинские технологии сегодня становятся все более сложными и многогранными, а в клинической практике преобладают коморбидные пациенты, что в совокупности диктует необходимость при оказании медицинской помощи применять междисциплинарный подход, объединяющий усилия команды специалистов с различными компетенциями для решения сложных проблем и достижения новых научных открытий. Для формирования у студентов современных представлений о командном подходе в решении сложных задач перспективным направлением в работе СНК становится проведение межкафедральных и межвузовских заседаний, позволяющих взглянуть на проблемы диагностики и тактики ведения пациентов с точки зрения разных специалистов, составить более полное представление о многих заболеваниях. Междисциплинарный научно-обоснованный подход дает студентам более глубокое понимание выбора персонифицированной тактики ведения коморбидного пациента. Предметный материал более активно дискутируется, что способствует успешному разрешению того или иного типа противоречий, приводит к выходу из сложной ситуации и в полной мере соответствует принципу проблемности в интерактивном обучении. Так, в течение последних 3-х лет успешно проведены совместное заседание СНК кафедры госпитальной терапии с врачами рентгенохирургами, посвященное коронарографии и ее осложнениям; совместные заседания с СНК кафедры эндокринологии, кафедры акушерства и гинекологии, кафедры офтальмалогии. В рамках межвузовского взаимодействия на платформе Zoom проведено совместное заседание с СНК кафедры госпитальной терапии с курсом поликлинической терапии и трансфузиологии Самарского ГМУ. Активное взаимодействие студентов, представляющих разные специальности, предполагает вопросы, которые участники обсуждения клинической ситуации задают друг другу, что способствует большей вовлеченности обучающихся и развивает навыки диалогического общения. В свою очередь, развитие навыков диалогического общения способствует внутреннему раскрепощению личности студентов, проявлению всей личности, а не только доминированию интеллектуальной сферы.
Еще одним видом НИРС является участие студентов в анкетировании пациентов. Такая форма научной работы формирует навыки профессионального общения с пациентами, а также носит воспитательный характер, способствуя пониманию того, что врач должен обладать не только медицинскими знаниями и умениями, но и высокими личностными качествами. Так, например, членами СНК проведен опрос 100 больных ревматологического отделения ГУЗ "Областная клиническая больница". Результаты исследования показали, что большинство пациентов (66%) связывают успешность своего лечения не с оснащенностью лечебного учреждения диагностической и лечебной аппаратурой или статусом лечебного учреждения, а с личностью врача, его медицинскими знаниями и высокими нравственными качествами - такими как ответственность, порядочность, правдивость, вежливость, доброжелательность, сдержанность. На основании результатов анкетирования студенты самостоятельно пришли к выводу, что врач является центральным звеном лечебного процесса, от которого зависит в конечном итоге успех лечения больного [5].
Эффективность работы СНК оценивается по ее продуктивности. За период 2021-2023гг. членами СНК в журналах РИНЦ (не ВАК) опубликовано 13, в журналах ВАК – 6 статей, в сборниках Саратовского ГМУ – 29 работ, в сборниках конференций различного уровня - 14. В рамках Всероссийской недели науки и на конференциях СГМУ за 3 года представлено 37 докладов, из которых 24 стали призерами в секции «Внутренние болезни». На межвузовских конференциях представлено 15 докладов, проведено 5 конференций-телемостов.
В 2021г члены СНК кафедры госпитальной терапии лечебного факультета приняли участие во Всероссийской научно-практической интернет-конференции студентов и молодых ученых с международным участием и были удостоены диплома 2 степени. Постерный доклад на тему “Патология печени при беременности”, представленный студентами СНК на III Всероссийском научно-практическом конгрессе с международным участием "Белые ночи гастроэнтерологии", награжден дипломом 3 степени. В 2022г на X Научно-практической конференции «Нестеровские чтения" авторам доклада “Долгий путь к диагнозу – острое почечное повреждение у пациента с неспецифическим аортоартериитом” присуждено 3 место. В 2022г активисты СНК кафедры госпитальной терапии приняли участие в V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Петербургская весна гепатологии" и IV Всероссийском научно-практическом конгрессе с международным участием "Белые ночи гастроэнтерологии" с постерными докладами и были награждены дипломами 1 степени. В 2022г студенты выступили на “Молодежно-образовательном форуме "Здравоохранение и инновации: комплексный подход" и были удостоены диплома 3 степени. В 2023г члены СНК участвовали в IX Всероссийской с международным участием студенческой научно-образовательной конференции “Актуальные вопросы студенческой медицинской науки и образования” (г. Рязань), награждены дипломом 2 степени. В 2023г студенты СНК за доклад на Всероссийской конференции с международным участием “День защиты плода” награждены диплом 3 степени.
Таким образом, организация работы СНК на кафедре госпитальной терапии лечебного факультета традиционно ориентирована на формирование у студентов профессиональных компетенций и создание резерва для подготовки научных кадров. При организации работы СНК учитывается положение, что педагогическая наука в последнее время рассматривает образовательный процесс в высшей школе как среду, в которой происходит приобщение и формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности в единстве с развитием личности в целом [1]. В условиях стремительного развития медицинских технологий, цифровой трансформации в здравоохранении наиболее перспективными представляется развитие таких форм работы в СНК, которые будут способствовать оптимизации профессионального мышления, совершенствованию профессиональных умений и навыков сбора и анализа информации с более широким охватом междисциплинарных проблем и глубиной их осмысления, подготовке к профессиональному общению, повышению информационной грамотности, повышению самооценки.
Список литературы
1. Зарединова Э. Р., Литвинов Г.А. Система организации научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе высшей школы // Современное педагогическое образование. - 2020. - №1. - С.18-23.
2. Терюшкова Ю.Ю. Особенности карьерных представлений студентов: исследование и анализ // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 08 (85). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-karernykh-predstavlenij-studentov-issledovanie-i-analiz.html (Дата обращения: 20.11.2023).
3. Winter R. Learning from Experience: Principles and Practice in Action Research // Lewes: Falmer Press. - 1990. - 124 p.
4. Щастный А.Т. Научно-исследовательская работа студентов: Учеб.-метод. пособие / А.Т. Щастный. – Витебск: ВГМУ, 2017. – 106 с.
5. Скрябина Е.Н., Александрова О. Л., Корнева Ю. М. и др. Анкетирование больных - действенный метод формирования социальных компетенций студентов медицинского университета // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2018. -№ 14(3). – С.445-447