Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 373.31
Дата публикации 30.11.2023
Факторы формирования социального опыта у младших школьников
Шестакова Дарья Романовна
Студентка 3 курса, направление подготовки Педагогическое образование, (профиль Начальное образование и Безопасности жизнедеятельности), Соликамский государственный педагогический институт, Соликамск, Россия, daryashestakova324@gmail.com,
Аннотация: Статья посвящена основным факторам формирования социального опыта у младших школьников. В статье формируется определение понятия «социальный опыт». Кроме того, представлены причины, через которые у младших школьников складываются знания и умения в обществе. А именно – семья, школа и СМИ.
Ключевые слова: опыт, социальный опыт, младшие школьники, социализация, проблемы формирования.
3rd year student, area of study Pedagogical education, (Primary education and Life Safety profile), Solikamsk state pedagogical institute, Solikamsk, Russia
Abstract: The article is devoted to the main factors of formation of social experience in younger schoolchildren. The article defines the concept of "social experience". The author focuses on the reasons through which younger schoolchildren develop knowledge and skills in society. Namely, family, school and the media.
Keywords: experience, social experience, junior schoolchildren, socialization, problems of formation.
Шестакова Д.Р. Факторы формирования социального опыта у младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/faktory-formirovaniya-sotsialnogo-opyta-u-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 30.11.2023)
Согласно ФГОС НОО одним из важнейших результатов образования детей младшего школьного возраста является формирование социального опыта, который предполагает освоение ребенком социально значимых знаний, опыта социально значимой деятельности, развитие коммуникативной компетентности [8].
Исследование отдельных аспектов социального опыта представлено в работах философов различных исторических периодов Ф. Аквинского, Ф. Брентано, М. Элиаде, Г. Леув, В. Дильтея, Х. Вольфа, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, и др.
При анализе понятия социального опыта мы выяснили, что в качестве ключевого условия для формирования социального опыта рассматривают взаимодействие человека с другими людьми и окружающей средой. При этом В. И. Кравцов и О. Н. Григорьева акцентируют внимание на внутреннем содержании социального опыта, которое представлено в виде совокупности духовно-нравственных ценностей и установок человека [6]. М. В. Слабоспицкая трактует социальный опыт как «многоуровневое образование», которое сочетает в себе познавательный, аксиологический, коммуникативный и действенный компоненты [7]. Н. Ф. Голованова понимает социальный опыт как результат контролируемых и неконтролируемых процессов развития, таких как воспитания и социализации [1]. Л.С. Выготский использует совокупность взаимодействия ребенка с внешним миром [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что социальный опыт – совокупность знаний, умений и навыков общения и взаимодействия с обществом, уровень социальной интеграции в него.
Отличительными особенностями социального опыта именно в младшем школьном возрасте являются:
- Использование своего прошлого опыта. В различных ситуациях у ребенка накапливается определенная схема поведения, которая позволяет не допускать ошибки в последующих препятствиях.
- Социальный опыт накапливается в процессе практики. Он складывается из двух основ. Первая – обыденная повседневная жизнь, то есть в процессе общения со сверстниками, родителями, друзьями, игры, у ребенка формируется определенная система ценностей, установок. Вторая- организованный воспитательный процесс, то есть специально созданная ситуация, которая помогает ребенку овладевать ценностями и нормами в социуме. В результате синтеза двух компонентов образуется набор умений и навыков, которые представляют социальный опыт.
Агентами социализации являются люди, группы и/или институты, которые влияют на представления о себе, эмоции, отношения и поведение. Такими агентами выступают: семья, школа, сверстники и средства массовой информации.
При рассмотрении семьи как агента социализации и «помощника» в получении социального опыта, мы сталкиваемся с такой проблемой [9]:
- Проблема авторитарного стиля воспитания. Родители, придерживаясь авторитарного стиля воспитания, могут гиперопекать ребенка, подавлять его творческий и личностно-нравственный потенциалы.
Путем решения этой проблемы могут послужить сюжетно-ролевые игры. Примером сюжетно-ролевой игры, направленной на социализацию ребенка и закрепление его представлений о семье, может являться игра «Семья», в которой дети «примеряют» на себя роли разных членов семьи (родитель, ребёнок, бабушка, дедушка, сестра, брат). Педагогом создаются такие ситуации, в которых ребёнку нужно применить свой социальный опыт, свои знания о взаимодействии членов семьи на практике.
Школа, как агент социализации и «помощник» в приобретении социального опыта, является основным вторичным агентом социализации. В школе ребёнок находит себе друзей, учится общаться с взрослыми людьми (педагогами) и взаимодействовать со сверстниками. Отсюда возникают такие проблемы:
- Проблема нехватки времени на формирование социального опыта. На начальных ступенях школьного образования социальный опыт учащихся не признается как целевой ориентир учебно-воспитательного процесса либо его формированию не уделяется достаточного внимания.
- Проблема «невключенности» ребёнка в детский коллектив. Ребёнок может стать «изгоем» или жертвой буллинга, из-за этого может страдать его процесс социализации.
- Проблема некомпетентности педагога или его авторитарный стиль обучения. Из-за этой проблемы ребёнок также может столкнуться с буллингом и невозможностью раскрытия своего творческого потенциала.
Решением этих проблем обязан заняться педагог. Для решения проблемы нехватки времени на формирование социального опыта педагог может включать сюжетно-ролевые игры в ход урока. Например, сюжетно-ролевую игру «Магазин» педагог может применить на уроке математики. Также на уроке чтения педагог может подобрать такие произведения, в которых актуализируют социальные проблемы, и включить в анализ такие вопросы, как «Правильно ли поступил персонаж?», «Как бы вы поступили в данной ситуации?», «Что повлияло на поведение персонажа?». Проблему «невключенности» ребёнка в детский учащийся коллектив также должен решать педагог. Он обязан не допустить буллинга в сторону обучающихся, корректировать ситуацию, например, поднимать эту тему на уроках «Разговоры о важном». Безусловно педагог не должен быть авторитарным, он должен не допустить со своей стороны принижение учеников, оскорбление, разглашение его неудач, если таковые имеются.
Средства массовой информации, к которым относятся теле- радио- вещание, журналы, газеты, Интернет, социальные сети, также играют важную роль в формировании социального опыта [5]. При рассматривании средств массовой информации, как агентов социализации и «помощников» в формировании социального опыта, мы выявили следующие проблемы:
- Проблема односторонности. Средства массовой информации передают безличную информацию в одностороннем направлении пассивной аудитории.
- Проблема манипулирования. СМИ могут являться способом манипулирования человеком, его сознанием. Любая манипуляция – это навязывание человеку суждений, мнений, оценок нужных манипулятору.
- Проблема информационной перегрузки и треш-контента. В СМИ сейчас находится очень много информации, негативно влияющей на неокрепшую детскую психику. Также в Интернете присутствует, так называемый, треш-контент, который может повредить детское психологическое здоровье. Треш-контент – это информационная продукция, которая не несёт в себе глубокой информационной нагрузки, при этом является «безумной» и нежелательной.
Для того, чтобы решить данные проблемы, педагог может порекомендовать сайты с интересной научной информацией, развлекательных характеров и приложений. Список таких сайтов составлен Министерством образования РФ, с ним можно ознакомиться в Интернете [4]. В этом списке представлены сайты разной направленности, разрешенные для просмотра детьми.
Таким образом, под социальным опытом младшего школьника понимается совокупность определенных норм, правил поведения, которые приобретаются в процессе практической деятельности. В формировании социального опыта у младших школьников выступают: семья, школа и СМИ. Рассмотрев некоторые проблемы формирования социального опыта у младших школьников, мы делаем вывод о том, что многие проблемы может решить педагог самостоятельно, однако полный процесс социализации, а также формирование социального опыта, должны проходить во взаимодействии педагога, семьи и самого ребёнка.
Список литературы
1. Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема: — СПб.: «Специальная Литература», 1997.— 192 с.
2. Быкова, С. В. Особенности формирования социального опыта младших школьников средствами внеурочной деятельности [Текст] / С. В. Быкова // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № №3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/ n/ osobennosti-formirovaniya-sotsialnogo-opyta-mladshih-shkolnikov-sredstvami-vneurochnoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 15.06.2023).
3. Выготский Л. С. О педологическом анализе педагогического процесса. // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
4. МКОУ "Корболихинская СОШ" с. Корболиха Третьяковский район Алтайский край / [Электронный ресурс] // Детские безопасные сайты : [сайт]. — URL: https:// shkolakorbolixinskaya-r22.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/poleznaya-informatsiya/informatsionnaya-bezopasnost/detskie-bezopasnye-sayty/ (дата обращения: 19.06.2023).
5. Зайцева О. М. Средства массовой информации как агент социализации молодежи в контексте модернизации российской Федерации [Текст] / Зайцева Ольга Михайловна // Сервис +. — 2012. — № №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-kak-agent-sotsializatsii-molodezhi-v-kontekste-modernizatsii-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 19.06.2023).
6. Кравцов В. И., Григорьева О. Н. Социальный опыт личности как философско-педагогический феномен [Текст] / Кравцов В. И., Григорьева О. Н. // Вестник ОГУ. — 2013. — № №5 (154). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-opyt-lichnosti-kak-filosofsko-pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 19.06.2023).
7. Слабоспицкая М. В. Модель социализации старшеклассников средствами ученического самоуправления [Текст] / Слабоспицкая М. В. // Вестник ОГУ. — 2012. — № №1 (137). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-sotsializatsii-starsheklassnikov-sredstvami-uchenicheskogo-samoupravleniya (дата обращения: 19.06.2023).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
9. Шелуханова Л. В. Семейная социализация: сущность, содержание и проблемы [Текст] / Шелуханова Л. В. // Наука и современность. — 2011. — № №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-sotsializatsiya-suschnost-soderzhanie-i-problemy (дата обращения: 19.06.2023).