Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 37
Дата публикации 30.11.2023
Дидактические игры как средство развития памяти у детей дошкольного возраста
Степанова Анна Викторовна
Студентка 5 курса кафедры ПиМНО ТИ (ф) ФГАОУ ВО «СВФУ им. М. К. Аммосова», г. Нерюнгри, Россия, Stepanovanna98@yandex.ru
Кобазова Юлия Владимировна
доцент, к.псих.н. кафедры ПиМНО ТИ (ф) ФГАОУ ВО «СВФУ» им. М.К. Аммосова», г. Нерюнгри, Россия, kobazov@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития памяти у детей дошкольного возраста. Теоретический анализ позволяет определить важность дидактической игры для развития памяти у детей дошкольного возраста. В качестве исследования авторами проведен констатирующий эксперимент, с использованием методик Р. С. Немова и Т. Д. Марцинковской, с целью выявления уровня развития памяти у детей дошкольного возраста. В рамках исследования представлены результаты диагностики, а также подобран ряд эффективных дидактических игр, такие как: «Спрячь и найди», «Мой волшебный сундучок», «Звуковая память», «Магазин удивительных предметов», «Мозаика воспоминаний» и «Словесная цепочка».
Ключевые слова: память, дошкольники, развитие, дидактическая игра, исследование, уровни развития, результаты.
5nd year student of the Department of PiMNO TI (f) FGAOU VO «NEFU named after M. K. Ammosov», Neryungri, Russia
Associate Professor, Candidate of Psych.n. of the Department of PiMNO TI (f) FGAOU VO «NEFU named after M. K. Ammosov», Neryungri, Russia
Abstract: This article discusses the problem of memory development in preschool children. Theoretical analysis makes it possible to determine the importance of didactic play for the development of memory in preschool children. As a study, the authors conducted a ascertaining experiment using the methods of R. S. Nemov and T. D. Marcinkovskaya, in order to identify the level of memory development in preschool children. As part of the study, diagnostic results are presented, and a number of effective didactic games are selected, such as: «Hide and Find», «My magic Chest», «Sound Memory», «Shop of amazing objects», «Mosaic of Memories» and «Word Chain».
Keywords: memory, preschooler, development, didactic game, research, results.
Степанова А.В., Кобазова Ю.В. Дидактические игры как средство развития памяти у детей дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 30.11.2023)
Мир меняется гораздо быстрее, чем человек замечает, особенно в сфере производства и передача знаний. В настоящее время существует диссонанс между увеличением объема знаний и способностью человека его обрабатывать. Данный факт требует от системы дошкольного образования предоставления адекватного ответа. К сожалению, в настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений формированию и развитию соответствующих, рациональных методов и приемов запоминания у дошкольников не уделяется достаточного внимания. Без целенаправленной работы приемы запоминания у детей формируются стихийно, и результаты его развития часто оказываются низкими. По этой причине работа по развитию памяти очень актуальна.
В дошкольном образовании идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно быть создание условий для развития памяти детей.
Этому достойно может послужить дидактическая игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения.
Отечественные педагоги, такие как: В. А. Сухомлинский, А. К. Бондаренко и А. Н. Леонтьев, уделяли особое внимание проблеме использования дидактических игр в образовательном процессе, особенно в контексте развития памяти у детей. Давайте рассмотрим более подробно.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности [6].
А. К. Бондаренко отмечает, что «Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка» [1, с. 8].
Как отмечал А. Н. Леонтьев, «дидактические игры относятся к «рубежным играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию всех психических процессов, представляющих собой основу обучения. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть» [2, с. 115].
Таким образом, работы этих педагогов подчеркивают не только важность использования дидактических игр в образовательной практике, но и влияют на развитие памяти и когнитивных способностей детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра играет значительную роль в развитии памяти у детей, объединяя в себе несколько важных аспектов: занимательность, активное взаимодействие, целенаправленность и обучение через игру. Давайте рассмотрим сущностные особенности, занимательный характер и развивающий потенциал дидактической игры в контексте развития памяти:
1) Дидактическая игра представляет собой уникальный метод обучения, где знания усваиваются через игровую деятельность. Основные черты данного подхода включают в себя обучение через игру и активное взаимодействие участников. Это позволяет создать позитивное и мотивирующее обучающее окружение.
2) Важным аспектом дидактической игры является ее занимательный характер. Для дошкольников игры становятся не только средством обучения, но и источником радости. Игровая динамика мотивирует малышей, вызывает положительные эмоции и создает благоприятное восприятие учебного процесса.
3) Дидактическая игра не только передает знания, но и способствует развитию различных навыков. Дети, играя, развивают свою логику, внимание и концентрацию. Игры формируют у них критическое мышление, обобщение и ассоциативное мышление. Этот развивающий аспект помогает детям не только запоминать факты, но и развивать общие когнитивные умения.
Таким образом, дидактическая игра является занимательной и развивающей, представляет эффективный инструмент для развития памяти и формирования целого комплекса умений и навыков у дошкольников.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
1) игры с предметами. Здесь используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом.
2) настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки» и др.
3) словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения.[2, с. 45].
Одним из главных педагогических условий развития памяти является специальное обучение и контроль со стороны взрослого. Очень важно, чтобы воспитатель проводил дидактические игры методически грамотно, обучая приемам запоминания. Здесь важны и эмоциональное общение с детьми, и вовлеченность воспитателя в сюжет игры, и четкая, понятная детям формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности ребенка. Только при этих условиях игры будут способствовать развитию памяти детей.
Экспериментальное исследование развития памяти дошкольников в условиях игровой деятельности проводилось на базе: МДОУ №15 «Аленький цветочек» г. Нерюнгри.
Основная цель констатирующего исследования заключается в выявлении уровня развития памяти у детей дошкольного возраста.
В процессе констатирующего исследования нами были использованы две методики:
1) методика Р. С. Немова на определение особенностей зрительной памяти «Запомни фигуры» [4];
2) методика Т. Д. Марцинковской на исследование объема и скорости запоминания образной памяти «10 предметов» [5].
По этим методикам нами был проведен констатирующий этап экспериментального исследования. К эксперименту были привлечены 20 детей старшего дошкольного возраста.
Во-первых, проводилась методика «Запомни фигуры», и ее цель заключается в том, чтобы определить особенности зрительной памяти. Для этого нам понадобились доска, мел, бумага и ручки. Дети должны были внимательно рассмотреть 5 геометрических фигур на доске. Затем в течение пяти минут они должны были восстановить увиденные фигуры по памяти и нарисовать на бумаге.
Инструкция заключается в том, чтобы повторить с ребенком названия геометрических фигур. Затем на доске рисуются круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы. Дети должны внимательно смотреть на фигуры и запоминать их. Через 7-8 секунд все фигуры стираются с доски, и ребенку предлагается нарисовать все запомненные им фигуры в той же последовательности.
Оценка результатов производится по следующим критериям: высокий уровень - если ребенок правильно рисует все 5 геометрических фигур в той же последовательности; средний уровень - если фигуры нарисованы в разнобой (4 и 5); низкий уровень - если количество правильно нарисованных фигур оценивается на уровне 3 и т.д.
Результаты диагностики по данной методике показали следующие результаты. 5 детей, достигших высокого уровня, вероятно у которых были лучшие визуальные способности и имели более эффективные стратегии запоминания геометрических фигур за ограниченное время. 11 детей, достигших среднего уровня, возможно, они испытывали трудности, связанные с различными факторами, включая темп обучения и уровень интереса. У 4 детей, получивших низкий уровень, либо имели недостаточные развитые двигательные навыки или ограниченный опыт в области рисования. Эти результаты подчеркивают важность учета индивидуальных потребностей и способностей каждого ребенка при планировании образовательной деятельности.
Во-вторых, проводилась методика «10 предметов» ее цель состояла на исследования объема и скорости запоминания образной памяти у детей. В ходе методики каждому ребенку предоставлялась карточка с изображением десяти предметов, которые им необходимо было внимательно рассмотреть в течение 3 минут. После того, как ребенок рассмотрел картинку, карточку у него забирали, и ребенок должен был воспроизвести все изображенные предметы из памяти. Результаты оценивались по количеству правильно воспроизведенных предметов и допущенных ошибок. В том случае если ребенок больше не может вспомнить, то можно было показать карточку с картинками, и попросить назвать предмет, название которого он забыл. Результат оценивался по тому, смог ли ребенок запомнить все рисунки на карточке. Высокий уровень включал в себя воспроизведение из 7-8 предметов, средний уровень из 4-5 слов, низкий уровень из 3-х слов.
Индивидуальное выполнение методики позволило более детально выявить индивидуальные особенности каждого ребенка в области образной памяти. Полученные результаты в ходе диагностики показывает, что 3 воспитанника продемонстрировали выдающуюся способность, достигнув высокого уровня воспроизведя семь предметов. 10-м детям удалось достичь среднего уровня способности к запоминанию, воспроизведя 5 предметов. К сожалению, 7 детей показали низкий уровень, вспомнив всего несколько предметов из 10. Эти результаты отражают разнообразие индивидуальных способностей детей к запоминанию.
Таким образом, результаты нашего исследования указывают на различия в уровнях развития памяти детей. Мы приходим к такому выводу, что нужен необходимый индивидуальный подход в дальнейшей образовательной практике. Детям с высоким уровнем развития памяти следует давать более сложные задания, стимулируя их познавательные способности. Детям со средним уровнем развития памяти могут потребоваться задания более умеренной сложности, а дети с низким уровнем развития памяти, могут нуждаться в дополнительной поддержке и специализированных методиках для укрепления их памяти.
Важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и создавать благоприятные условия для обучения. Для достижения максимального эффекта можно использовать разнообразные методы обучения, включая визуальные, звуковые и тактильные подходы. Регулярно отслеживая прогресс и адаптируя методы в соответствии с меняющимися потребностями детей, поможет создать поддерживающую среду, способствующую успешному обучению и развитию каждого ребенка.
Для того чтобы повысился уровень развития памяти детей дошкольного возраста, нами был подобран ряд эффективных дидактических игр:
1. Дидактическая игра «Спрячь и найди».
Цель: Развивать память и внимание, а также способствовать развитию координации движений.
В начале игры воспитатель показывает детям несколько предметов, после чего происходит их закрытие или убирание. Задача детей – вспомнить, какие предметы были показаны, и затем найти их среди других предметов. Дети, справившиеся с задачей, могут получить поощрение. Эта игра способствует развитию памяти, внимания и координации движений.
2. Дидактическая игра «Мой волшебный сундучок».
Цель: Развивать память, творческое мышление и внимание.
Каждому ребенку выдается «волшебный сундучок» (коробка или мешочек). Дети поочередно кладут в него предметы, которые воспитатель называет. После того как все предметы положены в сундучок, дети должны вспомнить и перечислить, что они положили. Эта игра способствует развитию памяти и творческого мышления.
3. Дидактическая игра «Звуковая память».
Цель: Развивать звуковую память, внимание и концентрацию.
Воспитатель произносит последовательность звуков или слов. Дети должны внимательно слушать и воспроизводить ту же последовательность. Игра продолжается, усложняясь с увеличением числа звуков или слов. Эта игра способствует развитию аудитивной памяти и внимания.
4. Дидактическая игра «Магазин удивительных предметов»
Цель: Развивать память, логическое мышление и внимание.
Воспитатель демонстрирует несколько предметов, а затем прячет их. Дети должны вспомнить, какие предметы были показаны, и выступить в роли покупателей в «магазине удивительных предметов», называя те предметы, которые они помнят. Эта игра способствует развитию памяти, логического мышления и внимания.
5. Дидактическая игра «Мозаика воспоминаний».
Цель: Развивать визуальную память и внимание.
Детям предлагается набор картинок или деталей, из которых они создают мозаичное изображение. Затем изображение закрывается, и дети должны вспомнить и воссоздать его с использованием полученных деталей. Эта игра способствует развитию визуальной памяти, внимания к деталям и творческого мышления.
6. Дидактическая игра «Словесная цепочка»
Цель: Развивать вербальную память и внимание.
Дети садятся в круг, и каждый участник называет слово, начинающееся на ту букву, которой заканчивается слово предыдущего игрока. Например, один ребенок говорит «медведь», следующий должен назвать слово, начинающееся на «д», и так далее. Если кто-то затрудняется или повторяет слово, он выбывает из игры. Эта игра развивает вербальную память, логическое мышление и внимание к словам.
Начало формы
Таким образом, предложенные нами дидактические игры представляют собой эффективные методы развития памяти детей. Регулярное использование разнообразных игр, адаптированных к уровню каждого ребенка, может способствовать к успешному обучению и развитию памяти. Важным элементом является роль взрослого в образовательном процессе, обеспечивающего не только контроль, но и поддержку в процессе обучения. Методически грамотное проведение дидактических игр, взаимодействие с детьми и адаптация методик под индивидуальные особенности каждого ребенка являются ключевыми факторами успешного развития памяти у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2011. 160 с.
2. Бондаренко А. К. : Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. - М. : Московский государственный педагогический институт, 2015. 96 с
3. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры / Спб. Проблемы развития психики - М. : Издательство, 2011. 49 с.
4. Методики диагностики зрительной памяти дошкольников. [Электронный ресурс] // Глидинг.ру. URL: https://gliding.ru/metodiki-diagnostiki-zritelnoi-pamyati-doshkolnikov/ (дата обращения: 15.11.2023)
5. Методика «10 предметов» Марцинковской Т. Д. [Электронный ресурс] // Студфайл.ру. URL: https://studfile.net/preview/5764715/ (дата обращения: 12.11.2023)
6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. [Электронный ресурс] // Либкат.ру. URL: https://libcat.ru/knigi/domovodstvo/112554-v-suhomlinskij-serdce-otdayu-detyam.html (дата обращения: 14.11.2023)