Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 37.047
Дата публикации 30.11.2023
Профессиональное становление старшеклассников в современном обществе
Жуков Петр Сергеевич
Уфимский университет науки и технологий, Высшая школа психологии и педагогики, Магистрант 2 ГО, РФ, г. Уфа, rpd.ufa@mail.ru
Исанбаева Ралина Газинуровна
Уфимский университет науки и технологий, Высшая школа психологии и педагогики, Студентка 4 курса очного отделения, РФ, г. Уфа, isanbaeva16@mail.ru
Научный руководитель Асафьева Наталья Валерьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Уфимский университет науки и технологий, Высшая школа психологии и педагогики
Аннотация: Выбор будущей профессии современными старшеклассниками представляет собой сложный, многокомпонентный процесс и многоаспектный, разноуровневый результат одновременно. Значимые социально-психологические образования личности юношей и девушек оказывают свое влияние на профессионализацию. В современном обществе требования к профессионально важным знаниям и навыкам многократно усложняются, делая вопрос изучения профессионального самоопределения весьма актуальным. В статье рассматриваются вопросы типологизации стадий профессионального становления и связанные с ними факторы.
Ключевые слова: профессиональное становление, самоопределение, старшеклассники, стадии, факторы.
2nd Master's student, Ufa University of Science and Technology, Higher School of Psychology and Pedagogy, Russian Federation, Ufa
4th year full-time student, Ufa University of Science and Technology, Higher School of Psychology and Pedagogy, Russian Federation, Ufa
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology, Ufa University of Science and Technology, Higher School of Psychology and Pedagogy, Russian Federation, Ufa
Abstract: The choice of a future profession by modern high school students is a complex, multicomponent process and a multidimensional, multi-level result at the same time. Significant socio-psychological educations of the personality of boys and girls have an impact on professionalization. In modern society, the requirements for professionally important knowledge and skills are repeatedly complicated, making the issue of studying professional self-determination very relevant. The article discusses the issues of typologization of the stages of professional formation and related factors.
Keywords: professional formation, self-determination, high school students, stages, factors.
Жуков П.С., Исанбаева Р.Г. Профессиональное становление старшеклассников в современном обществе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/professionalnoe-stanovlenie-starsheklassnikov-v-sovremennom-obshhestve.html (Дата обращения: 30.11.2023)
В жизни каждого из нас закономерно возникает этап, когда определение вектора профессионального развития становится особенно значимым. Очевидно, что выпускники школ сегодня наиболее нуждаются в грамотном профессиональном ориентировании и психологическом сопровождении выбора специальности.
В современном обществе предлагается огромное количество вариантов профессионализации. На наш взгляд, они должны согласовываться со смысложизненными ориентациями и сохранением психологического благополучия школьников [1]. Кроме этого, весьма важно четко и системно представлять себе мир актуальных профессий. Поэтому важно изучать разнообразие профессий и областей, в которых в будущем смогут развиваться нынешние старшеклассники. Подростки должны знать о возможностях и перспективах, которые предлагают разные отрасли труда.
Один из основных аспектов профессионального становления в современном мире – это большая вариативность возможных путей освоения специальностей. Сейчас есть большие возможности при выборе профессии. В век господства информационно-коммуникационных сетей информация становится всё более доступной, и ученики гораздо лучше осведомлены о своей будущей профессии и соответствующих образовательных программах, чем, например, поколение начала 2000-х гг. Образовательные учреждения разного уровня составляют специальные профессионально ориентационные программы. В большинстве ведущих вузов страны реализуются курсы, позволяющие приобрести знания и развить навыки в различных областях. Благодаря такому подходу подростки 21 века знают намного больше о разных профессиях и вполне могут выбрать подходящую с учетом своих интересов и склонностей. Также сейчас появляются и активно развиваются новые сферы деятельности, например: IT, экология, кибер-предпринимательство и т.п.
Один из наиболее именитых авторов в области психологии профессий – Пряжников Н.С., тщательно изучал проблему обретения профессии поколением 1990-2000 годов. Он считал, что профессиональное самоопределение — это, прежде всего, обретение смысла в трудовой деятельности. Причем деятельность могла быть выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой. [2]
Мы считаем, что сегодня профессиональное становление обязательно состоит из таких элементов, как выбор карьеры (сферы приложения), где человек может проявить свои личные способности, а также сформировать свое собственное восприятие и отношение к социальным, культурным и профессионально-производственным условиям развития. [3]
Как же подходили к изучению профессионального становления другие известные психологи? Наиболее известная периодизация становления специалиста представлена Е.А. Климовым. Этот отечественный ученый предлагает следующую классификацию:
1. На первой — предигровой стадии, которая продолжается до трехлетнего возраста — происходит развитие наиболее важных психических познавательных процессов. В это время происходит становление основных характеристик восприятия, речи и операциональных действий ребенка с предметами. Он осваивает простейшие правила поведения и нормы морали, которые станут основой для важнейшего вида деятельности, заполняющего следующую стадию развития.
2. На второй — игровой стадии — продолжающейся весь период дошкольного детства (от 3 до 7 лет), ребенок имитирует в игре мир взрослых. В это время происходит осваивание «основных смыслов» человеческой деятельности и ознакомление с конкретными профессиями (например, дети играют в космонавтов, учителей или пожарных). Сюжетно-ролевая игра является одним из важнейших условий социализации человека. Именно в этих играх дети начинают знакомиться и усваивать нюансы социальной организации взаимоотношений (а профессия — это и есть самая значимая отрасль подобных отношений).
3. На третьей стадии происходит овладение учебной деятельностью. Возрастной период соответствует возрасту от 7-8 до 11-12 лет и оканчивается в подростковый период. Здесь наиболее значимым оказывается формирование целеполагания, совершенствование функций самоконтроля, самоанализа и планирование своей деятельности. Например, ребенок уже составляет свое расписание, выделяя в нем необходимое время для выполнения уроков, игр или помощи родителям в домашних делах. К тому же, в процессе обучения ребенок научается устанавливать соответствие между содержанием учебной дисциплины и ее значением для определенной профессии. Начинает осознавать, какие знания ему пригодятся для будущей профессии. Кроме этого, дети в школе начинают приобщаться к труду. Они вполне осознанно могут дифференцировать и свое отношение к трудовым обязанностям. В школах, в том числе и для этого, организуются трудовые десанты и субботники.
4. На четвертой стадии начинается оптация к профессиональной деятельности. Это период старшего подросткового и юношеского возраста от 12-13 до 16-17 лет. На данном этапе происходит дальнейшее совершенствование действий планирования. Более четким становится критерий выбора профессионального пути, детализируется представление трудовой деятельности. Подростки уже могут проявлять активную заинтересованность к будущей трудовой деятельности и «примерять» себя к различным специальностям. Но в юности практически все склонны к максимализму и идеализации, поэтому часто возникают ошибочные образы профессий и себя в них. В юношеском возрасте они склонны идеализировать, потому имеют неполное представление о выбираемой специализации.
5. На пятой стадии – стадии «адепта», складывается социальная ситуация активного включения в процесс профессионализации. Начинается системная профессиональная подготовка выпускников школ. Основной задачей данного этапа считается более глубокое освоение действий и операций выбранной профессии. В результате этого юноши и девушки осознанно понимают: верным ли был их первоначальный интерес к той или иной специальности, подходит ли ему эта профессия. Здесь всегда можно скорректировать свой выбор или постараться развить необходимые качества.
6. На шестой стадия – стадии «адаптанта» – происходит вхождение в профессию после завершения первичного обучения. Эта стадия длится обычно от двух-трех месяцев до нескольких лет.
7. В период седьмой стадии личность уже работает, достаточно эффективно реализуя себя в труде. Человек хорошо адаптировался в системе отношений среди коллег, умеет качественно выполнять свои рабочие обязанности.
8. На восьмой стадии — стадии мастера, личность выполняет профессиональную деятельность на очень высоком уровне. Мастера решают наиболее сложные задачи и действия, интегрируя в свою деятельность творческий подход и качество.
9. На девятой стадии, которая обозначается, как «авторитет» растет степень владения всеми компетенциями. Результаты труда общественно значимы и заслуженно признаются в качестве эталона.
10. И, наконец, на десятой стадии – стадии «наставника», личность передает весь освоенный опыт другим, воспитывает смену профессионалов, которые будут далее продолжать его дело [4].
Анализируя работы, направленные на изучение нашей проблемы, следует выделить те социально-психологические черты, которые являются значимыми для профессионального становления. На наш взгляд, к таковым можно отнести способности, склонности, задатки личности. Не менее важными факторами являются образ будущей профессии, складывающийся из престижности и ее социальной значимости для близкого окружения. Следует учитывать положение и требования рынка труда и размер заработной платы в рамках той или иной профессии.
По мнению Поваренкова Ю.П. процесс профессиональной социализации зависим от совокупности требований к субъекту труда и степени активности личности, которую она прилагает, осуществляя свой собственный трудовой путь. Выделяя эти два наиболее значимых аспекта, определим факторы профессиональной социализации. В первую группу можно включить внешние факторы. Это, прежде всего, требования к человеку как профессионалу своего дела и его социальные и профессионально-производственные способности. Во вторую группу можно отнести уровень притязаний и временные характеристики Образа Я-профессионала [5].
Хочется подчеркнуть, что известные психологи, занимающиеся проблемой профессионализации, выделяют следующие факторы, влияющие на верный выбор профессии:
- во-первых, это адекватность самооценки личности, благодаря которой человек соотносит уровень притязаний и собственный уровень достижений;
- во-вторых, наличие основных знаний и компетенций в рамках выбираемой профессии;
- в-третьих, соотнесение социально-экономических условий с собственными ожиданиями от сферы труда.
На наш взгляд, весьма значимым аспектом проблемы профессионализации является учет индивидуальных и возрастных психологических качеств. В возрастной психологии априори считается, что самая характерная черта юношеского возраста – формирование жизненных планов. А они являются образованием как социальной, так и морально-нравственной сферы. В подростковом возрасте актуальными в большинстве случаев становятся вопросы «кем быть?» и «каким быть?». Первоначально эти вопросы не дифференцируются старшеклассниками в достаточной мере. Часто подростки видят свои жизненные планы очень туманно и приблизительно, никак не связывая их с практической деятельностью. Они просто составляют образ желаемого, как проект развития себя в личностном плане [6].
Однако, в возрасте 15-18 лет, самоопределение в мире профессий имеет значительную моральную нагрузку. Выбор профессии определяется обществом как значимое решение. Часто оно идет в разрез тем мечтам и представлениям, которые есть у старшеклассников. И эти противоречия необходимо изучать и преодолевать.
Констатируя вышеизложенное, можно сказать: профессиональное становление в настоящее время является многомерным и многоступенчатым процессом, который исследуется с разных точек зрения. Выбор конкретного ориентира практического решения проблемы профессионализации всегда должен опираться на теоретические знания и быть опосредованным запросами общества.
Многоступенчатость выбора профессионального пути необходимо учитывать уже с восьмого-девятого классов. Выбор траектории получения среднего специального профессионального образования нуждается, с нашей точки зрения, в более тщательном психологическом сопровождении.
Если школьники выбирают обучение в десятом (и далее) классе, то единая модель профориентационной работы, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем изучении и совершенствовании.
Таким образом, социальная среда взрослой жизни сегодня нуждается в пересмотре своих ориентиров, направленных на воспитание успешных и ценящих труд молодых людей. Следует повышать уровень психологической грамотности и самих родителей и школьных учителей, ведь уровень осуществления жизненных планов старшеклассников очень сильно зависят от этих значимых взрослых.
Проблема изучения профессионального становления личности очень тесно взаимосвязана со стратегиями и программами профориентирования. Есть взаимосвязь и с аспектами профотбора и менеджмента управления кадрами.
Можно отметить, что психологи разрабатывают единую модель решения проблемы. Выделим три ведущих типа подобных подходов. Первый подход заключается в поиске подходящего персонала для выполнения тех или иных видов трудовой деятельности. Второй подход заключается в том, чтобы развивать человеческий потенциал и управлять им: помочь персоналу развить навыки, необходимые для дальнейшей работы в определенной области. Третий подход основывается на необходимости усиления собственной активности личности. Такая личность должна вырабатывать своеобразный индивидуальный стиль жизни и деятельности, гибко изменяясь под меняющиеся условия рынка труда.
Как мы уже говорили, в современном обществе есть большой выбор профессиональных путей, но также это общество быстро развивается и меняется, что оказывает влияние на то, какими должны быть современные выпускники. Им следует обладать такими качествами, как быстрая адаптация к изменяющимся условиям рынка, гибкость, организованность, умение видеть возможности и с их помощью реализовывать себя, у них должны быть навыки предпринимательства, коммуникации, склонность к постоянному поиску и обновлению знаний в своей профессиональной деятельности.
Одна из основных сложностей при выборе профессии для учеников старших классов видится нам в отсутствии необходимых условий получения первичного трудового опыта. Сейчас, практически нет открытых площадок профессионализации. Необходимо создавать структуры, которые могли бы помочь им попробовать себя в разных сферах. Это можно реализовать с помощью организации стажировок или волонтерской деятельности. Подготовить бесплатные программы дополнительного образования или трудовых практик. Важную роль в профессиональном самоопределении должно играть взаимодействие с профессиональными консультантами, которые занимаются профориентационной деятельностью и помогают старшеклассникам определить свои интересы и цели, сформировать их готовность ко взрослой самостоятельной жизни.
Итак, можно сделать вывод, что профессиональное становление старшеклассников в современном обществе является сложным, комплексным и многогранным процессом. Важно, чтобы образовательные организации, родители оказывали общую поддержку и создавали условия для истинного самоопределения старшеклассников. Информированность подрастающего поколения о различных профессиях и их особенностях, психологическое сопровождение в процессе выбора будущей карьеры, помощь в развитии различных навыков – все это играет важную роль в профессиональном становлении учеников старших классов.
Список литературы
1. Асафьева Н.В., Нурмухаметов Э.А., Нурмухаметова И.Ф. Преемственность изучения специфики психологического благополучия и смысложизненных ориентаций в период отрочества и молодости // Наукосфера. – 2020 – «№12 (2). – C.79-83.
2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2008. – 320 с.
3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. – 144 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.
5. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 159 с.
6. Кон И.С. Психология старшеклассника – М.: «Просвещение», 1996. – 192 с.
7. Бучарская О. А., Невольниченко Н. А. Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 254-257.
8. Волкова О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 407- 408.
9. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В.. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука – 2018 – №7. – С. 168-187.
10.Снегова Е.В., Мальцева С.Е. Психологическое исследование профессиональных предпочтений старшеклассников // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2019. – Том 32. № 2. – С. 130–137