Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 376.37
Дата публикации 30.11.2023
Анализ импрессивной речи детей с задержкой психического развития с позиции психолингвистики
Крылова Елена Викторовна
канд. пед. наук,доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, Смоленск, 30kel01@mail.ru
Аннотация: Актуальность проблемы исследования восприятия и понимания речи обусловлена чрезвычайной важностью этого процесса для успешного развития и обучения ребенка. В контексте изучения детей с задержкой психического развития анализ состояния их импрессивной речи является одним из приоритетных, так как особенности психического развития данной категории детей обусловливают специфические нарушения понимания речи. В статье представлен анализ процесса понимания речевого высказывания детьми с задержкой психического развития с позиции психолингвистики; рассмотрена структура и механизмы процесса восприятия речи, факторы, влияющие на процесс приема и обработки речевой информации, проанализированы особенности импрессивной речи детей с задержкой психического развития с учетом структуры дефекта. Руководствуясь анализом проблемы, автор обозначил основные направления коррекционной работы по развитию импрессивной речи у детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, речь, понимание речи, импрессивная речь, психолингвистика, восприятие речи, процесс обработки речевой информации.
Cand. of Ped. Sci, associate professor of the department of special pedagogy and psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Abstract: The relevance of the problem of studying the perception and understanding of speech is due to the extreme importance of this process for the successful development and learning of a child. In the context of studying children with mental retardation, analysis of the state of their impressive speech is one of the priorities, since the characteristics of the mental development of this category of children cause specific impairments in speech understanding. The article presents an analysis of the process of understanding speech utterance by children with mental retardation from the perspective of psycholinguistics; the structure and mechanisms of the process of speech perception, factors affecting the process of receiving and processing speech information are considered, the features of impressive speech of children with mental retardation are analyzed, taking into account the structure of the defect. Guided by the analysis of the problem, the author outlined the main directions of correctional work on the development of impressive speech in children with mental retardation.
Keywords: mental retardation, speech, speech comprehension, impressive speech, psycholinguistics, speech perception, speech information processing.
Крылова Е.В. Анализ импрессивной речи детей с задержкой психического развития с позиции психолингвистики // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-impressivnoj-rechi-detej-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya-s-pozitsii-psikholingvistiki.html (Дата обращения: 30.11.2023)
Из года в год специалисты отмечают значительный рост количества детей с проблемами в развитии, большую часть из которых составляют дети с задержкой психического развития [2, c. 3]. Эта группа детей неоднородна по проявлениям в нарушениях познавательной и эмоционально-волевой сферах. Дети с ЗПР не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.
Большая часть детей с выраженной задержкой психического развития (церебрально-органического генеза) имеют наиболее выраженные трудности в овладении речью, проявляющиеся как на уровне экспрессивной, так и на уровне импрессивной речи. Педагоги преимущественно обращают внимание на способность ребенка выражать свои мысли, на состояние его активной речи. Но в последнее время особенно привлекает внимание проблема понимания речи детьми с ЗПР, так как эта способность значительно влияет на процесс обучения детей.
Импрессивная речь представляет собой одну из сторон речевой деятельности – восприятие и понимание речи. Развитие импрессивной речи опережает экспрессивную речь. Недостаточное усвоение семантики слов, грамматических категорий и понятий, дискретное восприятие смысловой ситуации значительно препятствуют развитию экспрессивной речи детей. Традиционный процесс обучения строится, в первую очередь, на основе рецептивной способности ребенка, следовательно малейшие отклонения в этой области, способны значительно повлиять на качество обучения детей.
Чтобы понять механизм, причины нарушения понимания речи у детей с ЗПР, целесообразно рассмотреть структуру и психологическое содержание импрессивной речи с позиции психолингвистики. С точки зрения Зимней И.А. процесс восприятия речи представляет собой три фазы [4, c.83].
Первая фаза – побудительно-мотивационная. Основная задача слушающего – раскрыть смысловые связи и осмыслить воспринимаемое речевое сообщение, понять мысль говорящего – это и определяет мотив этого вида речевой деятельности.
Вторая фаза – аналитико-синтетическая, фаза деятельности. Здесь в процессе восприятия на слух информации осуществляется несколько этапов аналитико-синтетической обработки поступающего на слух речевого сообщения. Происходит внутреннее оформление (воссоздание) мысли говорящего. Этот процесс обеспечивается такими операциями как операции отбора (выбора), сличения и установления внутрипонятийных соответствий, установления смысловых связей.
Третья фаза – есть результат осмысления, то есть – понимание или непонимание воспринимаемой информации. Осмысление может быть положительным и отрицательным. Положительный результат в процессе восприятия на слух информации – есть понимание, отрицательный результат указывает на непонимание.
Зимняя И.А. считает, что результатом слушания является результат осмысления: понимание или непонимание – внутренний результат. Внешний результат, по мнению Зимней И.А., это ответное высказывание слушателя или его реакция согласия-несогласия [4, с. 85].
Как показывают исследования Белопольской Н.Л., Кузнецовой Л.В., Кулагина И.Ю., Слепович Е.С. и др., мотивационная сфера детей с ЗПР недостаточно сформирована. У детей преобладают игровые интересы над учебными, им свойственна повышенная внушаемость, недостаточность воображения [6, с. 81]. Значительное влияние на детей оказывают стрессы, которые значительно снижают продуктивность их деятельности. Например, первые месяцы пребывания ребенка в школе, в условиях дискомфорта, в состоянии повышенной тревожности продуктивность восприятия речевого материала детьми с ЗПР снижается.
В работах известных ученых (Артемьева Т.П., Монкавичене О.П., Фокетова Т.А., Кузнецова Т. Н., Переслени Л. И. и др.) отмечается снижение уровня сформированности всех основных мыслительных операций у детей с ЗПР: анализа, обобщения, абстракции, переноса [6, с. 80]. Таким образом, очевиден факт несостоятельности аналитико-синтетической фазы процесса слушания. В результате дети фрагментарно воспринимают информацию, не способны установить связи и отношения, представленные в речевом сообщении, что препятствует адекватному пониманию мысли говорящего.
С позиции психолингвистики, смысловое восприятие рассматривается как внутренняя сторона, как психологический механизм речевой деятельности слушания. Процесс восприятия речевого сообщения является достаточно сложным в плане приема и переработки информации и обусловливается рядом объективных и субъективных факторов.
К объективным, в первую очередь, относятся факторы, непосредственно связанные с содержанием и подачей речевого материала: 1. Сам объект восприятия – речевое сообщение (текст), представляющее сложное логическое и смысловое образование. 2. Степень новизны сообщения. 3. Способ его преподнесения.
Субъективные факторы – это непосредственно те, которые связаны с индивидом, воспринимающим речевой материал. А именно: 1. Осмысленность восприятия. 2. Дискретность процесса восприятия. 3. Обусловленность восприятия прошлым опытом человека; 4. Опережающий характер восприятия. 5. Обусловленность восприятия закономерностям функционирования памяти.
Теперь рассмотрим, как влияют перечисленные выше факторы на процесс восприятия речевой информации на слух детьми с ЗПР.
Итак, в результате нарушений аналитико-синтетической деятельности процесс осмысления детьми с ЗПР поступающей на слух информации не может осуществляться полноценно. Таким образом, ребенок воспринимает информацию неточно, искаженно
Во время восприятия информации человек устанавливает смысловые связи между фрагментами текста (по разным принципам, чаще – индивидуальным) и объединяет их в более сложные смысловые группы. Зимняя И.Я. отмечает, что в процессе восприятия речи смысловая информация обрабатывается дискретно, порциями. [4, с. 90]. На сколько точно будет обработана информация, зависит от богатства личного опыта ребенка и способности ориентироваться в теме.
В научных исследованиях указывается на трудности восприятия разных модальностей у детей с ЗПР. Восприятию данной категории детей свойственны фрагментарность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации. Так, Захарова Е.А. подчеркивает, что у большинства учащихся с ЗПР нарушена целостность зрительного восприятия; в развитии слухового и осязательного восприятия имеют место искажения звуковой структуры слова, трудности в дифференциации признаков длины, толщины, материала. У детей отмечаются выраженные затруднения при вычленении слов из звукового потока (по сравнению с другими характеристиками слухового восприятия). Характерны сложности при восприятии словесных инструкций, проявляющиеся во фрагментарности воспринимаемого, трудностях понимания слов с пространственным значением [3, с. 23]. На трудности восприятия обращенной речи детьми с ЗПР, неточность ее понимания также указывает в своем исследовании Ларина Л.Ю. [5, c.14].
Значительно снижает способность детей в восприятии речевого сообщения влияние их прошлого опыта на этот процесс: знание предмета, о котором идет речь, уровень культуры, практика речевого общения, возраст слушателя, его личностные особенности и отношение к предмету обсуждения и др.
Зависимость восприятия от прошлого опыта дает ребенку возможность строить некоторые прогнозы в процессе восприятия речи, предвосхищать будущее. В процессе слушания человек предвидит наиболее адекватную для конкретной темы сообщения перспективу.
В работах многих исследователей указывается на трудности в формировании лексико-семантической стороны речи у детей с ЗПР. Речевая деятельность детей с ЗПР характеризуется различными речевыми нарушениями, при которых ведущим и определяющим является семантический компонент (Лалаева Р.И., Лубовский В.И., Шевченко С. Г.) [8, с. 4].
По данным Шичаниной О.В., лексико-семантическая сторона речи детей с ЗПР характеризуется недоразвитием всех компонентов значения слова (в большей степени –понятийного), диффузным характером значений, отсутствием тенденции к обобщению лексического материала [8, с. 21]. В исследовании Морозовой В.В. указывается на то, что дети с ЗПР имеют выраженные нарушения лексики как в базовом звене: связь слово – зрительный образ, так и на высоком уровне: обобщение, дифференцировке и т.д. [7 с. 104]. Следовательно, речевое сообщение воспринимается ребенком неточно, искаженно.
Таким образом, на процесс прогнозирования оказывает значительное влияние уровень мыслительной деятельности, а также недостаточный речевой опыт, бедность языковых средств детей с ЗПР.
Большие трудности дети с ЗПР испытывают на этапе запоминания поступающей на слух информации. В процессе восприятия материал должен структурироваться, обрабатываться, удерживаться и, в последствии, осмысляться. Для формирования системы знаний воспринимаемая информация должна сохраняться в сознании человека и воспроизводиться в нужное время и адекватно ситуации. То есть весь этот процесс осуществляется памятью человека.
Как показывают исследования Власовой Т.А., Егоровой Т.В., Лутонян В.Г., у детей с ЗПР отмечаются трудности в приеме и переработке сенсорной информации, снижен объем долговременной и кратковременной памяти, имеют место недоразвитие произвольного и непроизвольного запоминания [6, с. 80].
По данным исследования Анохиной А.С. и Шипачевой Т.А. у детей с ЗПР младшего школьного возраста недостаточно развита слухоречевая память, что проявляется в вариативности как количественных, так и качественных показателей, снижении объема и динамики запоминания, нарушении избирательности сохранения следов мнестической деятельности, повышенной тормозимости и инертности мнестических процессов, недостаточности саморегуляции и контроля мнестической деятельности [1, с.16]. Очевидно, что, чем больше объем речевой информации, тем более сложным представляется его восприятие, запоминание и осмысление для ребенка с ЗПР. Данный факт указывает на недостаточный объем слухоречевой памяти, затрудняющий процесс понимания речи детьми.
Если субъективные факторы отражают способности самого ребенка, его психологические особенности, то объективные факторы полностью зависят от деятельности педагога, профессиональной его компетентности, личностных особенностей и др.
Проведенный анализ импрессивной речи детей с ЗПР с позиции психолингвистики позволяет глубже понять проблему нарушений восприятия речи детьми, представлять механизмы нарушений. Трудности восприятия и понимания речи детьми данной категории обусловлены несформированностью мотивационной сферы, недостаточным развитием аналитико-синтетической деятельности, памяти, внимания, недоразвитием лексико-семантического компонента речи, а также бедностью, ограниченностью представлений об окружающем мире.
Структура и механизм восприятия речевой информации достаточно сложен, а в силу психологических особенностей детей с ЗПР представляет для них большую сложность и значительно усложняет процесс обучения этой категории детей. Следовательно, педагогу необходимо последовательно и систематично формировать у детей с ЗПР умения слушать, слышать, понимать и осмыслять речевую информацию.
В первую очередь, понимание проблемы, знание психологических особенностей детей, структуры и содержания процесса восприятия и понимания речи должны быть в приоритете у педагога, работающего с детьми с ЗПР. На первом плане в коррекционном процессе должно быть формирование мотивации у детей, что достигается правильной подачей материала, его новизной, доступностью для ребенка. Способ его подачи должен соответствовать возможностям детей: преподноситься дозированно, в доступном лексическом оформлении и с подкреплением наглядной информацией; должен быть доступен пониманию детей, содержать информацию, которую способен осмыслить ребенок с позиции своего жизненного опыта.
Параллельно с речевой работой должна проводиться активная работа по развитию неречевых процессов: мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания, и что особенно важно, следует уделять внимание расширению объема слухоречевой памяти детей.
Таким образом, понимание педагогом механизмов и структуры процесса восприятия и понимания речи, учет психологических и индивидуальных особенностей ребенка с ЗПР является необходимым условием успешного коррекционно-педагогического процесса и способствует более успешному усвоению ребенком учебного материала.
Список литературы
1. Анохина А.С., Шипачева Т.А. Исследование слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-1. С.14-16. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sluhorechevoy-pamyati-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zpr (дата обращения: 29.11.2023).
2. Емелина Д.А. Задержки психического развития резидуально-органического генеза: клинические варианты, динамика, прогноз: автореф… дис. канд. мед. наук. СПб: 2018. 26 с.
3. Захарова Е.А Психологические особенности восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи: автореф… дис. кан. псих. наук. Нижний Новгород: 2011. 26 с.
4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: НПО «МОДЕК», 2001. 432 с.
5. Ларина Л.Ю. Особые образовательные потребности дошкольников с задержкой психического развития в области развития коммуникации и речевых средств: автореф… дис. канд. пед. наук. М.: 2021. 25 с.
6. Мамайчук И.И., Ильина М.Н., Миланич Ю.М. Помощь психолога детям с задержкой психического развития: учеб. пособие / 2-е изд., исправл. и доп. СПб.: Эко-Вектор, 2017. 512 с.
7. Морозова В.В. Недоразвитие лексико-грамматической системы дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза // Гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 103–110.
8. Шичаниа О.В. Формирование лексико-семантической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития на этапе подготовки к школе: автореф… дис. канд. пед. наук. М.: 2008. 23 с.