Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023

УДК 159.9

Дата публикации 30.11.2023

Что скрывается за неумением проигрывать?

Оксина Ирина Юрьевна
канд.псих. наук, доцент кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», РФ, г. Петрозаводск, oksina@petrsu.ru
Кусакина Анна Вадимовна
студент 2 курса, направление «Психология образования», ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», РФ, г. Петрозаводск, kusakina_nyura@mail.ru
Сметанина Диана Максимовна
студент 2 курса, направление «Психология образования», ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», РФ, г. Петрозаводск, smetaninadiana761@gmail.com

Аннотация: В статье рассмотрена проблема неумения проигрывать в раннем юношеском возрасте. Актуальность заключается в том, что неумение проигрывать может негативно сказываться на определённых сферах жизни человека, что требует изучения данного явления. В рамках работы было проведено исследование по выявлению преобладающих уровней самооценки и перфекционизма среди людей, которые не умеют проигрывать. В качестве методик использованы: опросник самооценки Б. Уайнхолд (в переводе А. Г. Чеславской), дифференциальный тест перфекционизма (А. А. Золотаревой) и авторский опросник: «Умение проигрывать». Выборка представлена 36-ью студентами Петрозаводского государственного университета (в возрасте от 18 до 21 года). В результате были сделаны следующие выводы: умение проигрывать статистически не связано с самооценкой, но связано с патологическим перфекционизмом.
Ключевые слова: умение проигрывать, самооценка, перфекционизм, нормальный перфекционизм, патологический перфекционизм.

What is hidden behind the inability to lose?

Oksina Irina Yurievna
Ph.D. psycho. Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Petrozavodsk State University, Russia, Petrozavodsk
Kusakina Anna Vadimovna
2nd year student, direction “Educational Psychology”, Petrozavodsk State University, Russia, Petrozavodsk
Smetanina Diana Maksimovna
2nd year student, direction “Educational Psychology”, Petrozavodsk State University, Russia, Petrozavodsk

Abstract: The article examines the problem of the inability to lose in early adolescence. The relevance lies in the fact that this phenomenon has been studied very little by science. The inability to lose can have a negative impact on certain areas of a person’s life, which requires studying this phenomenon. As part of the work, a study was conducted to identify the prevailing levels of self-esteem and pathological perfectionism among people who do not know how to lose. The methods used were: B. Weinhold’s self-esteem questionnaire (translated by A. G. Cheslavskaya), the differential test of perfectionism (A. A. Zolotareva) and the author’s questionnaire: “The ability to lose.” The sample consists of 36 students of Petrozavodsk State University (aged 18 to 21 years). As a result, the following conclusions were made: the ability to lose is not statistically associated with self-esteem, but is associated with pathological perfectionism.
Keywords: ability to lose, self-esteem, perfectionism, normal perfectionism, pathological perfectionism.

Правильная ссылка на статью
Оксина И.Ю., Кусакина А.В., Сметанина Д.М. Что скрывается за неумением проигрывать? // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/chto-skryvaetsya-za-neumeniem-proigryvat.html (Дата обращения: 30.11.2023)

Актуальность исследования умения проигрывать заключается в малой изученности данного феномена с психологической точки зрения, а также недостаточной его теоретической разработанности. 

Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает сталкиваться с конкуренцией и, как следствие, с соревновательной средой, в которой очень важно овладение навыками конкурентного поведения. Ведущей деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра, которая становится неотъемлемой частью их жизни. Между тем, именно участие в конкурентных играх даёт детям опыт, необходимый для подготовки к жёсткой конкурентной среде в зрелом возрасте и накоплению навыков продуктивной конкуренции.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок всё чаще оказывается под давлением соревновательной среды. И на первый план выходит вопрос о том, что в конкурентных ситуациях одни дети становятся победителями, а другие проигрывают. Поэтому важно минимизировать возможные негативные последствия влияния конкуренции, которые могут проявляться в условиях:

  • если ребёнок слишком остро реагирует на проигрыш;
  • если подчеркивается необходимость победы любой ценой;
  • если в процессе или в результате соревнования снижается эмпатия и уровень заботы о других, возникает агрессия.

         В свою очередь, к положительным моментам можно отнести:

  • осознание значимости победы, которое важно для развития самоотношения и самооценки;
  • переживание опыта неудач и проигрышей с надеждой победить в будущем, что нацеливает на анализ собственных ошибок, приводит к пониманию того, что даже в случае проигрыша усилия и устремления помогают приобрести новые навыки и способности [1].

Важно заметить, что дети избирают различные стратегии поведения в условиях соревнований. И неумение проигрывать, безусловно, является негативным последствием влияния конкуренции, которое характеризуется переживанием эмоций гнева, раздражения, обиды в случае проигрыша и важностью победить во что бы то ни стало. Но если в случае ребёнка мы можем объяснить неумение проигрывать недостаточным освоением навыков конкурентного поведения, то в случае со взрослым появляется вопрос о столь острой реакции на проигрыш. Наличие различных стратегий поведения связано в первую очередь с личностными особенностями, исходя из чего и было выдвинуто предположение о преобладании высокого уровня самооценки и патологического перфекционизма среди людей, которые не умеют проигрывать.

Под самооценкой понимается оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, некая ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Самооценка относится к ядру личности и является важным регулятором поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [2]. Поэтому важно рассмотреть уровень самооценки как один из возможных факторов, способных оказывать влияние на отношение человека к проигрышам.

Б. Уайнхолд выделил четыре основных вида умений, определяющих уровень самооценки:

1. Умение устанавливать контакт. Люди с высокой самооценкой умеют эффективно устанавливать контакт с самим собой и с другими людьми.

2. Искусство принятия. Люди с высокой самооценкой признают различия между собой и другими людьми. Они уважают право других людей быть разными и серьезно относятся к своим собственным чувствам и поведению, даже если они отличаются от других.

3. Умение оказывать влияние. Люди с высокой самооценкой управляют событиями, происходящими с ними самими и с другими людьми, и эффективно останавливают их, если события нежелательны.

4. Искусство постоянства. Люди с высокой самооценкой постоянно поддерживают позитивное представление о самом себе.

В соответствии с уровнем развития данных умений выделено три уровня самооценки: высокий (высокая самооценка в большинстве областей жизни), средний (низкая самооценка в нескольких областях жизни) и низкий (низкая самооценка в большинстве областей вашей жизни) [3].

Следующим из возможных факторов был рассмотрен перфекционизм – личностная черта, отражающая стремление к совершенству. В отечественной психологии было выделено два вида перфекционизма в зависимости от природы перфекционистских стремлений: нормальный перфекционизм, представляющий позитивные последствия стремления к совершенству, (то есть здоровое стремление к совершенству, проявляющееся в установлении высоких, но достижимых стандартов) и патологический перфекционизм, влекущий негативные последствия, (то есть болезненное влечение к безупречности, выражающееся в установлении недостижимых и неразумных стандартов) [4]. При выраженном патологическом перфекционизме можно наблюдать ряд специфических особенностей, проявляющихся в поведении человека. К ним можно отнести сравнивание себя с другими, постоянное соперничество, концентрирование только на неудачах [5]. Именно поэтому было выдвинуто предположение о преобладании высокого уровня патологического перфекционизма у не умеющих проигрывать людей.

Исходя из вышеперечисленных предположений было проведено исследование, целью которого стало определение связи между умением проигрывать с самооценкой и перфекционизмом.

Для исследования использовались следующие методики:

  • авторский опросник: «Умение проигрывать», состоящая из 6 вопросов с одинаковыми вариантами ответов: 1 – «Нет», 2 – «Скорее нет, чем да», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее да, чем нет», 5 – «Да» (Приложение 1). Полученный балл показывал уровень умения проигрывать: «низкий», «средний» или «высокий». Низкий (характеризуется стремлением победить во что бы то ни стало, переживанием негативных эмоций и возможным выходом из дальнейшей игры в случае проигрыша), средний (представлен частичной концентрацией на результате, возможном принятии поражения), высокий (характеризуется отсутствием стремления победить во что бы то ни стало, нацеленностью на процесс игры, а не на её результат, принятием любого исхода игры).
  • опросник самооценки Б. Уайнхолд (в переводе А. Г. Чеславской). Методика состоит из 24 пунктов с одинаковыми вариантами ответов: 1 – «Я вряд ли могу сделать это», 2 – «Иногда я могу сделать это, но по-прежнему очень нуждаюсь в развитии моих способностей в подобных случаях», 3 – «Я довольно часто могу делать это, но чувствую, что мог бы усовершенствоваться в данной области», 4 – «Я могу делать это часто и удовлетворен этим». Полученный балл сверяется с ключом, и на основании этого определяется интегральный уровень самооценки, уровень умения устанавливать контакт, уровень искусства принимать себя, уровень умения оказывать влияния и уровень искусства постоянства («низкий», «средний» или «высокий»);
  • дифференциальный тест перфекционизма (А. А. Золотарева). Данная методика состоит из 24 вопросов с одинаковыми вариантами ответов: 1 – «Совершенно не согласен», 2 – «Не согласен», 3 – «Скорее не согласен», 4 – «Затрудняюсь ответить», 5 – «Скорее согласен», 6 – «Согласен», 7 – «Совершенно согласен». Полученный балл сверяется с ключом, и на основании этого определяется уровень нормального и патологического перфекционизма: «низкий», «средний» или «высокий»;

Всего в исследовании приняли участие 36 респондентов (студентов Петрозаводского государственного университета), в возрасте от 18 до 21 года.

Для проверки внутренней согласованности опросника «Умение проигрывать» использовался коэффициент α Кронбаха. Опросник показал приемлемую внутреннюю согласованность (общая α = 0,74, стандартизированная α = 0,78), коэффициент Гуттмана для первой части опросника = 0,698, для второй = 0,681. Для определения надежности методом расщепления использовался также коэффициент Спирмена – Брауна значение которого составило 0,713. Значения вышеуказанных коэффициентов больше 0,60, что означает, что опросник прошел проверку на надежность.

Общее распределение результатов по нашей выборки опросника «Умение проигрывать» представлены в таблице 1 (табл. 1). Большинство обладает низким уровнем, а средний и высокий уровни распределены приблизительно в равном количестве.

Таблица 1. Показатели по параметру «Умение проигрывать» (%)

Уровень умения проигрывать

Низкий

Средний

Высокий

41

28

31

 

Результаты соотношения самооценки и умения проигрывать представлены в таблице 2 (табл. 2). Анализируя полученные данные, мы можем видать, что умение проигрывать статистически не связано ни с одной шкалой самооценки.

 

 

 

 

Таблица 2. Умение проигрывать и самооценка

 

УП

С

УУК

ИПС

УОВ

ИП

УП

 

-0,26

0,10

-0,41

-0,17

-0,09

С

-0,26

 

0,13

0,85**

0,80**

0,80**

УУК

0,10

0,13

 

-0,17

-0,06

-0,12

ИПС

-0,41

0,85**

-0,17

 

0,70**

0,61**

УОВ

-0,17

0,80

-0,06

0,70**

 

0,55**

ИП

-0,09

0,80**

-0,12

0,61**

0,55*

 

Обозначение шкал: УП – умение проигрывать; С – самооценка; УУК – умение устанавливать контакт; ИПС – искусство принимать себя; УОВ – умение оказывать влияние; ИП – искусство постоянства. * – p<0,05, ** – p<0,01.

 

Относительно результатов сравнения умения проигрывать и перфекционизма были выявлены следующие особенности (табл. 3): статистически значимая слабая взаимосвязь обнаруживается только между патологическим перфекционизмом и умением проигрывать (r = 0,45, p<0,05).

Таблица 3. Умение проигрывать и перфекционизм

 

Умение проигрывать

Нормальный перфекционизм

Патологический перфекционизм

Умение проигрывать

 

0,08

0,45*

Нормальный перфекционизм

0,08

 

0,16

Патологический перфекционизм

0,45*

0,16

 

Уровень значимости: * – p<0,05.

Резюмируя, можно сделать следующие выводы:

  • самооценка и умение проигрывать статистически не связаны между собой. Изначальна наша гипотеза была о том, что самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он себе ставит, и с умением проигрывать. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что человек начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность [2]. Соответственно человек с высокой самооценкой склонен ставить для себя цель победить во что бы то ни стало, поскольку его уровень притязаний высок, поэтому в случае проигрыша он в большей мере может испытывать негативные эмоции, но в нашем исследовании данная гипотеза не подтвердилась;
  • при рассмотрении показателей патологического перфекционизма была выявлена статистически значимая слабая взаимосвязь умения проигрывать только с патологическим перфекционизмом (r = 0,45, p<0,05). Человек с высоким уровнем перфекционизма не способен принимать поражения ввиду того, что его тяга к безупречности доходит до болезненного влечения и он не готов смириться с фактом, что может быть хуже других, уступить победу кому-то. При выраженном патологическом перфекционизме можно наблюдать постоянное сравнивание себя и своих действий с достижениями других, соперничество, концентрирование только на неудачах, открытую, безжалостную самокритику [5]. В момент проигрыша у человека с патологическим перфекционизмом рушится пазл «идеала», находившейся в его сознании. Такие люди слишком требовательны к себе, для них важно победить во что бы то ни стало, поэтому они тяжело переносят поражения.

Приложение 1

 

Опросник «Умение проигрывать»

Инструкция: перед вами список утверждений, отражающих ваши личностные особенности. Пожалуйста, ознакомьтесь с каждым из приведенных ниже утверждений и оцените степень вашего согласия или несогласия с ним, используя предложенную шкалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение

Нет

Скорее нет, чем да

Затрудняюсь ответить

Скорее да, чем нет

Да

1

Приступая к игре, Вы ставите для себя цель победить во что бы то ни стало

 

 

 

 

 

2

Во время игры Вы нацелены на результат и концентрируетесь на победе

 

 

 

 

 

3

Для Вас важен сам процесс игры, а не её результат

 

 

 

 

 

4

Проигрывая, Вы испытываете негативные эмоции

 

 

 

 

 

5

Проигрыш может стать для вас поводом не участвовать больше в подобной игре (завершить дальнейшее участие в ней)

 

 

 

 

 

6

Вы можете назвать себя человеком, умеющим проигрывать

 

 

 

 

 

 


Список литературы

1. Чеснокова О.Б., Тарасова К.С. Все ли дети готовы к конкуренции? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. №6. С.46-57.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998. – 622 с.
3. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. У 67 Освобождение от созависимости / Перевод с английского А.Г. Чеславской – М.: Независимая фирма «Класс», 2002. – 224 с.
4. Золотарева А. А. Дифференциальная диагностика перфекционизма // Психологический журнал. 2013. Том 34. №2. С.117 – 128.
5. Южакова И.О., Желонкина Ю.Н., Басалаева Н.В. Перфекционизм: признаки и способы преодоления // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2017. №12. С.192 – 194.

Расскажите о нас своим друзьям: