Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 373.1
Дата публикации 30.11.2023
К вопросу о методах в вокальной педагогике
Савельева Ирина Петровна
канд. культурологии, доцент кафедры музыкального образования, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск, ms.savel1973@mail.ru
Шерстобитова Светлана Николаевна
преподаватель, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» городского округа Стрежевой, РФ, lana.sherstobitova@yandex.ru
Аннотация: В статье затрагивается краткий исторический экскурс развития вокальной педагогики. Авторы рассматривают вокально-педагогический процесс в контексте современных условий образовательного пространства. Особое внимание уделяется вокальным методам. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о роли преподавателя вокала в контексте современных дистанционных форм обучения.
Ключевые слова: вокальная педагогика, современное образовательное пространство, музыкальное обучение, индивидуальная траектория развития, вокал, методы.
PhD. Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Music Education, Nizhnevartovsk State University, Russia, Nizhnevartovsk
teacher, municipal budgetary institution of additional education «Children's Art School» of Strezhevoy city district, Russia
Abstract: The article deals with a brief historical overview of the development of vocal pedagogy. The authors consider the vocal pedagogical process in the context of modern conditions of the educational space. Special attention is paid to vocal methods. The issue of the role of a vocal teacher in the context of modern distance learning continues to be debatable.
Keywords: vocal pedagogy, modern educational space, musical training, individual development trajectory, vocal, methods.
Савельева И.П., Шерстобитова С.Н. К вопросу о методах в вокальной педагогике // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-metodakh-v-vokalnoj-pedagogike.html (Дата обращения: 30.11.2023)
В современном образовательном пространстве в большинстве предметных областей все более актуализируется индивидуализация в процессе педагогической практики, а для области музыкального обучения (образования) индивидуальный подход является основной формой занятий. Для отечественной музыкальной педагогики индивидуальная траектория развития была основополагающей до последнего времени.
Известно, что первые опыты систематизации методов обучения пению были освоены еще в Античности. Вероятно, была разработана подробная вокальная методика, так как до нас дошли сведения о ранжировании преподавателей по специализации: «1) vociferarril - занимавшихся расширением границ диапазона и развитием силы голоса; 2) phonasci - работавших над дальнейшим улучшением качества голоса (учителя вокального резонанса); 3) vocalis - учивших правильной интонации и художественным оттенкам (вокальной эстетике)» [21, с. 11].
В Средние века в Западной Европе миссию обучения на себя приняли монастыри Римской католической церкви. В эпоху Возрождения центры обучения пению стали перемещаться за пределы церкви. Дворы богатых покровителей, таких как герцоги Бургундии, которые поддерживали бургундскую школу и франко-фламандскую школу, стали светскими центрами изучения пения и всех других областей музыкального обучения. Преподаватели этих школ получили свой первоначальный певческий опыт в церковном хоре. Церковь также оставалась в авангарде музыкальной композиции, влияла на формирование музыкальных вкусов общества.
Отечественная певческая культура также активно развивалась. Уже при дворе киевского князя Владимира Святославича (978-1015) существовали профессиональные певчие. «Степенная книга», составленная в XI веке при князе Ярославе, свидетельствует, что «начат быти в Рустей земли ангелоподобное пение, изрядное осьмигласие… и самое красное демественное пение…» [21, с. 11]. «В результате контактов, Русью из Византии заимствуются, переводятся и получают распространение певческие книги. Использование кондакарных песнопений свидетельствует о разделении в вокальном исполнительстве на высокое, изысканное, требующее специальной вокальной подготовки, и более демократичный вид пения, базирующийся на элементарных певческих формах. Значительное влияние на формирование вокальной (певческой) культуры оказал Новгород» [25, c. 40]. Уже в XIV-XV веках город славился своими вокальными мастерами. В Москве и Новгороде складываются певческие школы, о чем можно встретить упоминание в Стоглавом соборе (1551 г.): « …прежде сего в российском царствовании на Москве и в Великом Новгороде и по иным городам многия училища бывали грамоте и писати, и пети, и чести учили и потому тогда грамоте и пети, и чести гораздых много было. Но певцы и чтецы добры и славны были по всей земле и до днесь» [8, с. 46].
«Таким образом, вокальная подготовка древнерусских певцов состояла не только из первоначальной постановки голоса, постепенного развития диапазона и укрепления певческого дыхания, но и совмещалось с музыкально-теоретическим и художественным образованием. Все указанные компоненты процесса вокального обучения древнерусских мастеров весьма приближены к раннеитальянскому bel canto» [25, с. 41]. Кроме того, и в более поздний период учителями пения были в основном итальянские певцы и преподаватели, что определило господство метода старой итальянской школы [5, с. 163].
Современная методологическая база вокальной педагогики опирается на «существенный опыт в области вокальной педагогики, который освещается в трудах: Аспелунда Д.Л. «Развитие певца и его голоса» [2], Багадурова В. «Очерки по вокальной методологии» [4; 5], «Глинка как певец и вокальный педагог» [3], Барсова Ю.А. «Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки» [6], Варламова А. «Полная школа пения» [7], Гарсиа М. «Советы по пению» [10], Глинки М.И. «Упражнения для усовершенствования голоса» [11], Дмитриева Л.Б. «Основы вокальной методики» [12], Дюпре Ж. «Искусство пения» [13], Емельянова В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг» [14], Кравченко А.М. «Секреты бельканто» [15], Ламперти Ф. «Искусство пения по классическим преданиям» [16], Машевского Г.П. «Вокально-исполнительские и педагогические принципы Даргомыжского» [18], Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению» [19], Морозова В.П. «Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров» [20], Назаренко И.К. «Искусство пения» [21], Огороднова Д.Е. «Методика музыкально-певческого воспитания» [22], Плужникова К.И. «Механика пения», «Принципы вокальной педагогики» [23; 24], Смелковой Т.Д. «Основы обучения вокальному искусству» [27], Стуловой Г.П. «Акустические основы вокальной методики» [28], Юшманова В.И. «Вокальная техника и ее парадоксы» [30], Яковлевой А.С. «Искусство пения» [31], Ярославцевой Л.К. «Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII–XX веков» [31] и др.
Вокальная педагогика является специфической сферой, однако ее роднит с общей педагогикой то, что «в качестве основного подхода рассматривается воспитание как творческий процесс. Сам творческий процесс направлен на развитие личности с учетом того, что каждый обучающийся отличается своей индивидуальностью, обладает психическими, возрастными, личностными и прочими особенностями. В основе вокальной педагогики находится всестороннее изучение этих особенностей и, с их учетом, творческий подход к развитию вокальной индивидуальности каждого обучающегося» [9, с. 392 ].
Современные условия уже сказались на процессе обучения: дистанционные технологии подменяют занятия в непосредственном контакте «учитель-ученик». Сфера вокальной педагогики не стала исключением, в нее также вторгся дистанционный формат, музыкально-компьютерные технологии. Сегодня преподаватель вокала «не только раскрывает ту или иную тему объясняя вокально-технические технологии, но и подкрепляет сказанное музыкальными примерами, видео- и аудиозаписями, использует различные музыкальные программы для работы с голосом…, педагог может не только сообщить теоретические сведения о работе структур голосового аппарата, но и показать наглядно, как работают голосовые связки, дыхание. На платформе видеохостинг YouTube предложено много видео о работе тела во время пения, где изображены мышцы, органы и структуры, которые работают в процессе звукообразования. Необходимо только подобрать походящий для той или иной темы пример. С помощью музыкальных сайтов педагог в считанные минуты может изменить тональность музыкального произведения или упражнения на более удобную для ученика» [26, с. 203]. Все эти факторы расширяют возможности современного урока.
Но назревает деликатный вопрос: «Нужен ли преподаватель рядом, или достаточно видеосвязи для проведения урока? Сколь эффективен будет результат таких занятий?». Для преподавателя с опытом ответ очевиден. Специфика вокального занятия заключается в том, что каждый урок не только включает в себя все традиционные методы обучения (словесный, наглядный и практический), которые тесно связаны между собой, может превратиться в концертный (филармонический, оперный, мюзик-холловый) зал или студию звукозаписи с помощью современных цифровых ресурсов, но, в любом случае, он не может быть эффективен без учета индивидуальных психических, возрастных, личностных особенностей ученика. Эти индивидуальные особенности не только определяют способности и предпочтения ученика, но и влияют на его эмоциональное состояние, мотивацию и готовность к обучению. Один из важнейших путей вокального познания – эмпирический, познаваемый непосредственно органами чувств. Но очевидно, что дистанционный формат вряд ли позволит «ухватить» ту тонкую грань координации дыхательной опоры, позиционной близости, резонаторных, ощущений и др.
Первое, чем должен владеть вокальный педагог в профессиональной деятельности, не считая голоса, что само собой разумеющееся, - это вокальными методами. Существуют разные методы вокального обучения, но их роднит единый подход: единство художественного и вокально-технического развития, постепенность и последовательность (от простого к сложному), индивидуальный подход, постоянного совершенствования.
Вокальная педагогика использует разнообразные методы и подходы для развития голоса у учеников. От технических упражнений, направленных на развитие диапазона и выносливости голоса, до работы над интерпретацией и выразительностью исполнения. Методы могут варьироваться в зависимости от стиля музыки, возраста ученика, а также его индивидуальных особенностей.
В музыкальной педагогике, и особенно в области вокальной педагогики, традиционные методы, вытекающие из педагогической теории и практики, представляют собой важный ресурс для обогащения вокальной деятельности. Исследователи Верзилин Н.М., Огородников И.Т. и Гришанович И.Н. выделили методы классификации, основываясь на источнике полученных знаний, умений и навыков. Среди этих методов выделяются словесные, наглядные и практические подходы [20, с. 52-55].
Словесные методы, такие как рассказ, объяснение и беседа, оказывают значительное влияние на педагогический процесс. Рассказы о пении и певческом голосе, например, могут активизировать восприятие ученика, развивать интерес и формировать мотивацию к обучению. Объяснения, особенно касающиеся вокальных терминов и принципов вокально-исполнительской деятельности, способствуют глубокому пониманию материала. Беседы, будучи диалогическим методом, позволяют воздействовать на сознание и подсознание ученика, помогая ему самостоятельно корректировать свои действия.
Наглядные методы, включая слуховые, зрительные и пластическо-двигательные приемы, также являются эффективными в вокальной педагогике. Слуховые методы, представляя собой воздействие звуковой среды на обучающегося, способствуют не только оформлению певческого голоса, но и развитию звукового идеала. Зрительные методы, такие как демонстрация наглядных примеров и коррекция движений, обогащают восприятие внешних и внутренних форм звукообразования, включая дыхание и опору. Пластическо-двигательные методы помогают обучающимся правильно воспринимать основы вокального искусства через мышечное ощущение, улучшая дыхание и опору.
Практические методы, включающие упражнения и практическую работу, направлены на развитие умений и навыков обучающихся. Эти методы помогают перевести полученные знания в практические вокальные умения, формируя целенаправленные действия при исполнении музыкальных произведений. Логичность и последовательность этих действий способствуют творческому осмыслению всей вокальной деятельности и подготавливают ученика к профессиональному исполнению.
Сложность процесса вокального обучения заключается в большой разнице восприятия слуха внешнего и внутреннего у самого поющего, их координации с целым спектром прочих вокальных ощущений. В это связи важнейший этап в организации каждого занятия – установление эмоционального контакта с учеником, атмосферы доверия, доброжелательности. Только при полном доверии ученика (обучающегося) возможен эффективный педагогический результат. Случается, что ученик слышит себя «искаженно», в таком случае на помощь корреляции приходят современные средства звукозаписи, которые надо применять, что называется «в моменте» и анализировать, вносить изменения в звучание сразу. Еще одним сложным этапом вокально-педагогического процесса является способ подачи (объяснения) материала. Зачастую вокального показа педагога (иллюстративный метод) недостаточно, или по каким-то обстоятельствам он затруднен. В подобных случаях приходит на помощь словесный метод (рассказ, объяснение, беседа). В ходе занятия может выясниться, что для одних обучающихся ассоциативно-образный путь является предпочтительным, для других же эффективнее вокально-технический. В любом случае необходимо формировать постоянную связь между вокально-техническим и музыкально-образным планами. Для обучающихся подобная многозадачность часто становится препятствием.
Кроме методов важная роль отводится подбору репертуара, который играет решающую роль в художественном воспитании исполнителя. Здесь следует учитывать критерий посильной сложности. К таковым можно отнести: тесситуру, динамику, мелодико-гармоническую и ритмическую структуру, эмоциональная насыщенность и др. Эти критерии весьма условны и зависят от индивидуальных возможностей каждого конкретного исполнителя.
Индивидуальные особенности каждого ученика являются ключевым фактором в процессе музыкального обучения, особенно в вокальной педагогике. Голосовые характеристики, физиологические особенности, музыкальный слух и даже психоэмоциональное состояние ученика – все это влияет на способность учиться и воспринимать музыку. Учет этих особенностей позволяет вокальным педагогам создавать индивидуализированные программы обучения, которые наилучшим образом соответствуют потребностям каждого ученика. Индивидуализированные уроки вокала – это не только адаптация технических аспектов обучения, но и учет психологических особенностей и музыкальных предпочтений каждого ученика. Разработка уроков должна быть ориентирована на уникальные потребности каждого ученика, что включает в себя подбор репертуара, который соответствует возможностям и интересам ученика, предоставляющий возможность для творческого развития и самовыражения каждого ученика.
Список литературы
1. Антонова Л. В. Методы обучения сольному пению студентов-музыкантов на основе педагогических традиций итальянской и русской вокальных школ // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. 2012. Т. 14. № 2–1. С. 250-255.
2. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. СПб., 2022. 180 с.
3. Багадуров В. А. Глинка как певец и вокальный педагог // М. И. Глинка. Сборник материалов и статей. М., 1950. С. 288-344.
4. Багадуров В. А. Очерки по вокальной методологии. 2-е изд, испр. СПб., 2019. Ч. I. 468 с.
5. Багадуров В. А. Очерки по вокальной методологии. 3-е изд, испр. СПб., 2021. Ч. III. 352 с.
6. Барсов Ю. А. Вокальные фрагменты. Статьи, исследования, материалы выступлений. Нижний Новгород, 2002. 248 с.
7. Варламов А. Полная школа пения. СПб., 2012. 120 с.
8. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006. 472 с.
9. Гаджиева М., Савельева И. П. Принципы и методы, применяемые в вокальной педагогике // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: сб. ст. по матер. VIII Всероссийской научно-практической конференция с международным участием. 01 декабря 2020. - Нижневартовск, 2021. - С. 392-397.
10. Гарсиа М. Советы по пению. СПб., 2014. 104 с.
11. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса. СПб., 2020. 72 с.
12. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. СПб., 2022. 352 с.
13. Дюпре Ж. Искусство пения. Полный курс: теория и практика, включающая сольфеджио, вокализы и мелодические этюды. СПб., 2014. 288 с.
14. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб., 2022. 176 с.
15. Кравченко А. М. Секреты бельканто. М., 1993. 160 с. 14.
16. Ламперти Ф. Искусство пения (L'arte del canto). По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам. СПб., 2009. 192 с. 15.
17. Мациевская С. В. Методы обучения вокалу // Вестник Полоцкого государственного университета. 2011. № 7. С. 52–55.
18. Машевский Г. П. Вокально-исполнительские и педагогические принципы Даргомыжского. Л., 1976. 160 с.
19. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. М., 1987. 93 с.
20. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники/ В. П. Морозов. ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, Центр «Искусство и наука». – М., 2022. 496 с.
21. Назаренко И. К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. М., 1968. 622 с.
22. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. СПб., 2023. 224 с.
23. Плужников К. И. Механика пения. СПб., 2022. 88 с.
24. Плужников К. И. Принципы вокальной педагогики. СПб., 2023. 116 с.
25. Савельева И. П. Исторический аспект развития вокального образования // Межкультурный диалог и сотрудничество ЕС и России: опыт реализации проектов Жан Монне в Нижневартовском государственном университете: сб. ст. матер. Международной научно-практической конференции. 15-19 апреля 2019 г.. Нижневартовск, 2019. С. 37-41.
26. Савельева И. П., Киндяшева А. С. Применение современных компьютерных технологий для формирования навыков чистого интонирования у старших дошкольников и младших школьников при реализации программы дополнительного образования «Вокал» // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: сб. ст. матер. Х Международной научно-практической конференции. 10–11 ноября 2022 г. Нижневартовск, 2022. С. 202-208.
27. Смелкова Т. Д. Основы обучения вокальному искусству. СПб., 2014. 160 с.
28. Стулова Г. П. Акустические основы вокальной методики. СПб., 2015. 144 с.
29. Фаткуллина Е. М. Значение русского классического вокального репертуара в развитии вокальной культуры у обучающихся 5-7 классов в детской музыкальной школе // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сб. ст. матер. 2-3 апреля 2019 г. Ч. 3. Нижневартовск, 2019. С. 262-264.
30. Юшманов В. И. Вокальная техника и ее парадоксы. СПб., 2007. 128 с.
31. Яковлева А. С. Искусство пения: Исследовательские очерки. Материалы. Статьи. М., 2007. 480 с.
32. Ярославцева Л. К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII-XX веков. М., 2012. 200 с.