Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 37.013
Дата публикации 30.11.2023
Модель супервизорского сопровождения готовности педагогов к инновационной деятельности
Мартыненко Антон Александрович,
Заместитель директора частного общеобразовательного учреждения «Ноябрьская Православная гимназия», полномочный представитель учредителя, г. Ноябрьск, antoniy1584@mail.ru
Аннотация: В данной статье описана содержательное наполнение модели супервизорского сопровождения готовности педагогов к инновационной деятельности. Автор раскрывает характеристику каждого блока структурно-функциональной модели, обозначая ее функции. Структурными блоками разработанной модели супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности выделены: целевой, мотивационно-ценностный, содержательный, процессуально-супервизорский, итогово-аналитический. Проблема формирования готовности педагогов к инновационной деятельности будет решаться более эффективно при использовании специально разработанной модели супервизорского сопровождения, реализованной на фоне комплекса педагогических условий.
Ключевые слова: модель, блок, супервизия, сопровождение, функции.
Deputy Director of Private General Education institutions «Noyabrskaya Orthodox Gymnasium», plenipotentiary representative of the founder, Noyabrsk
Abstract: This article describes the content of the model of supervisor support for the readiness of teachers for innovative activities. The author discloses the characteristic of each block of the structural-functional model, denoting its functions. The structural blocks of the developed model of supervisor support for the formation of teachers' readiness for innovative activities are highlighted: targeted, motivational-value, meaningful, procedural-supervisor, final-analytical. The problem of forming the readiness of teachers for innovative activities will be solved more effectively when using a specially developed model of supervisor support, implemented against the background of a set of pedagogical conditions.
Keywords: model, block, supervision, maintenance, functions.
Мартыненко А.А. Модель супервизорского сопровождения готовности педагогов к инновационной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/model-supervizorskogo-soprovozhdeniya-gotovnosti-pedagogov-k-innovatsionnoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 30.11.2023)
С целью более глубокого проникновения в сущность реализации
супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности, а также укрепления связи между педагогической теорией и практикой рассмотрим структурно-функциональная модель данного явления.
Материалистическая гносеология исходит из того, что модель является «специфическим средством отображения материального мира человеком», одной из форм познания.
Так, В.А. Штофф подчеркивает, что модели отображают внешний мир в сознании людей, так как выступают формой отображения, средством отображения. Поэтому одной из важнейших гносеологических функций моделей является их отражательная функция [3].
Другая точка зрения сосредоточена на том, что модель – это мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, дает новую информацию об этом объекте [1].
Анализ литературы по изучаемой проблеме в области педагогического моделирования показал, что наиболее распространенной является структурно-функциональная модель, достоинством которой является выявление сущности объекта исследования через раскрытие его структуры, выявление функциональной направленность каждого ее компонента [2].
Выделение блоков в конструкте структурно-функциональной модели связано с пониманием того, что моделирование супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности должно включать в себя следующую последовательность работ:
– определение общей структуры, формулирование цели и задачи рассматриваемого процесса;
– формулирование и обоснование подходов и принципов к организации данного процесса;
– разработка структуры и содержательного наполнения модели через описание выделенных блоков;
– выявление и обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование модели супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности;
– разработка критериально-диагностического инструментария для определения результативности функционирования разработанной модели.
Обозначенные процессы проходят в строгой иерархической взаимосвязи: результат выполнения одного используется в качестве исходных данных для другого.
Таким образом, структурно-функциональная модель супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности включает следующие блоки: целевой. мотивационно-ценностный, содержательный, процессуально-супервизорский, итогово-аналитический.
Целевой блок модели предназначен для раскрытия цели и
ее дифференциации.
Содержание образующих данного блока вносится на основе содержания структуры готовности инновационной деятельности педагогов.
В качестве цели разрабатываемой модели рассматриваем процесс формирования готовности педагогов к инновационной деятельности на основе супервизорского сопровождения.
По нашему мнению, поставленная цель исходит из требований профессионального стандарта «Педагога» и социальным заказом общества на высококвалифицированных педагогов в сфере образования, обладающих высоким уровнем профессиональной мотивации, профессионально-педагогической компетентности в осуществлении инновационной деятельности.
Главная цель – повышение уровня сформированности готовности педагогов к инновационной деятельности предусматривает решение задач, в которых поставленная цель конкретизируется. Под задачей понимается реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат [1].
Задачи составляют следующие содержательные характеристики блока:
– когнитивные (сформировать знания о сущности, содержании, видах, формах, методах инновационной деятельности);
– мотивационные (мотивация к освоению основ инновационной деятельности, готовности включаться в нее как процессу, осознание значимости инновационной деятельности, потребности реализовать себя в инновационной деятельности как профессионала);
– деятельностные (овладение необходимыми умениями, логической последовательностью инновационной деятельности, разработка предложений о внедрении новшеств в образовательную систему школы, совокупность способов, которыми педагог выполняет действия, направленные на решение задач его инновационной деятельности;):
– рефлексивные (необходимость входить в рефлексивную позицию, анализ и выявление проблем собственной деятельности;);
– супервизорские (поддержка и развитие профессионального роста педагогов, организация процесса обогащения знаний в сфере инновационной деятельности, содействие в формировании готовности педагогов к инновационной деятельности, формирование инновационно-педагогических умений, рефлексивного мышления, решение профессионально-деятельностных проблем в инновационной деятельности, создание благоприятной формирующей среды).
Данный блок модели задает то содержание, которое подлежит формированию готовности педагогов к инновационной деятельности.
Основная функция целевого блока модели – целеобразующая.
Содержательный блок модели выполняет функцию информационного обогащения педагогов. Это предусматривает конструированию учебного материала, способствующего формированию не только понимания специфики инновационных процессов, но и готовности к его осуществлению в практической деятельности.
Целенаправленное формирование готовности педагогов к инновационной деятельности требует, прежде всего, разработки специальной программы. Такая программа составляет информационную основу содержательного блока модели, имеет двустадийное блочное строение, интегративный характер и практико-ориентированную направленность.
Основная функция содержательного блока модели - информационная
Процессуально- супервизорский блок модели.
Развитие педагогической супервизорской практики обусловлено появлением новых образовательных стандартов, утверждением стандарта профессиональной деятельности педагога, необходимостью соответствия деятельности педагогов к меняющимся условиям. Возникает потребность в новых технологиях и методах сопровождения процесса деятельности педагогов.
Особенностью содержания супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности являются его формы: консультации, беседа, семинар-практикум, вебинар, демонстрация опыта коллег, педагогический интенсив, педагогическая мастерская и др. Вместе с обозначенными формами важным является методическое обеспечение формирования готовности педагогов к инновационной деятельности. В логическом конструкте супервизорского сопровождения методическое обеспечение может выполнять супервизорские функции:
– обучающую, которая нацелена на овладение профессиональными знаниями, умениями инновационной деятельности;
– консультационную, восполняющую содержательные «пустоты» по поводу конкретной проблемы в инновационной деятельности;
– поддерживающую в преодолении препятствий осуществления инновационной деятельности;
– информационную, которая предоставляет педагогам необходимую информацию по основным направлениям инновационной деятельности, новым педагогическим технологиям, образовательным программам.
Основная функция описанного блока – формирующая
Итогово-аналитический блок модели определяет эффективность функционирования предлагаемой модели, связанной супервизорским сопровождением формирования готовности педагогов к инновационной деятельности, с разработкой соответствующих уровней сформированности готовности педагогов к инновационной деятельности.
Результатом сформированности готовности педагогов к инновационной деятельности должна стать целостная личность, обладающая познавательным интересов к данному виду деятельности, испытывающая потребность в применении и реализации инновационной деятельности, способностью к формулированию инновационных идей, способностью создавать новшества в педагогическом процессе, стремление к активному участию в создании, распространении педагогических инноваций.
Основная функция итогово-аналитического блока – аналитическая.
Рисунок 1. Модель супервизорского сопровождения готовности педагогов к инновационной деятельности
Построение модели супервизорского сопровождения формирования готовности педагогов к инновационной деятельности целесообразно осуществлять на основе системного, деятельностного, компетентностного подходов, способных обеспечить организационную комплексность ее построения и внутреннего содержания, соответствующего требованиям готовности педагогов к инновационной деятельности. Взаимодополняющая разработка указанных подходов позволяет осуществлять комплексное исследование проблемы формирования готовности педагогов к инновационной деятельности и построить эффективно структурно-функциональную модель супервизорского сопровождения данного процесса.
Список литературы
1. Весна, М.А. Моделирование как средство научно- педагогического познания //Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: Сб.научн. тр. № 3/4/ - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 1999. – С. 3-12.
2. Мокрецова, Л.А. Преемственность управления подготовкой педагога (некоторые методологические аспекты) // Вестник университета Российской академии образования. – 2006. – № 4. – C. 65-71.
3. Штофф, В.А. Моделирование и философия. – М – Л.: Наука, 1986. – С.301, с.156.