Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 370
Дата публикации 30.11.2023
Метод сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ
Свириденко Ирина Анатольевна
канд. филол. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Фадевнина Алла Александровна
студентка, кафедры специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Аннотация: В данной статье рассматривается актуальная проблема метода сенсорной интеграции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Метод сенсорной интеграции является эффективным инструментом, который помогает детям с ОВЗ развивать и улучшать свои сенсорные навыки. В статье обсуждаются основные принципы и методы этого подхода, а также преимущества его использования. Автор исследует влияние метода сенсорной интеграции на различные аспекты развития детей с ОВЗ, такие как моторика, восприятие, внимание и связь с окружающим миром.
Ключевые слова: сенсорная интеграция, дети с ограниченными возможностями здоровья, сенсорная обработка информации.
Candidate of Philology, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Abstract: This article discusses the actual problem of the sensory integration method in working with children with disabilities (HIA). The sensory integration method is an effective tool that helps children with disabilities develop and improve their sensory skills. The article discusses the basic principles and methods of this approach, as well as the advantages of using it. The author explores the influence of the sensory integration method on various aspects of the development of children with disabilities, such as motor skills, perception, attention and communication with the outside world.
Keywords: sensory integration, children with disabilities, sensory processing of information.
Свириденко И.А., Фадевнина А.А. Метод сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metod-sensornoj-integratsii-v-rabote-s-detmi-s-ovz.html (Дата обращения: 30.11.2023)
Сенсорная интеграция впервые описана терапевтом А. Джейн Аэрс в 1970-е годы, США. Сенсорная интеграция имеет отношение к телу и обработке сенсорной информации так называемых «входов» или стимулов, которые попадают из внешней среды. Джейн Аэрс исследовала, что сенсорная система развивается с течением времени, так же как и другие аспекты психофизического развития (речь, моторика и т.д.), И что ее дефицит может возникнуть в процессе развития сенсорной системы [1].
Обработка сенсорной информации – это способ и процесс обнаружения, передачи, распознавания и анализа ощущений в центральной нервной системе, а также интеграции, объединяющей конечную обработку сенсорных стимулов и их осознание [3].
Нарушения сенсорной обработки лежат в основе многих проблем развития речи, движений, обучения, поведения. Распространенность нарушений сенсорной обработки у детей по данным разных авторов варьирует от 5 до 30% и достигает еще более высокой частоты при нарушениях нервно-психического развития [6].
Ведущую роль сенсорного развития и конструирования с детьми без патологии исследовали следующие ученые: А.Н. Давыдчук, З.В. Лиштван, а также с детьми с нарушением развития Н.Г. Минаева, Л.Н. Павлова, М.Н. Теречева; сенсорную депривацию связанную с нарушением сенсорных ощущений исследовали такие ученые: Л.А. Парамонова, Н.Д. Симонова и др. [2; 5; 6; 8]
Хорошо организованная сенсорная система может интегрировать входящий стимул сразу от нескольких источников (визуального, слухового, проприоцептивного или вестибулярного). Дисфункция в сенсорной интеграции возникает, когда сенсорные нейроны не сигнализируют или не функционируют эффективно, что приводит к дефициту психофизического развития, обучения и/или эмоционального регулирования.
Сенсорный профиль обеспечивает стандартный метод для профессионалов для измерения сенсорных способностей обработки сенсорной информации ребенком и обеспечивает профиль влияния сенсорной обработки на функциональной деятельности в повседневной жизни ребенка [2].
Причины нарушений сенсорной обработки информации до сих пор не определены, хотя в различных исследованиях упоминаются такие причины как: генетика, воздействие окружающей среды и пренатальные факторы, такие как стресс или алкоголь.
В практической коррекционной работе педагоги интенсивно используют различные элементы технологии сенсорной интеграции, целью которой является ссылка, балансировка и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Комплекс упражнений по сенсорной интеграции создается на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого ребенка. Элементы сенсорной интеграции могут включатся как составные части в занятия по другим методикам.
Эффективность использования методов сенсорной интеграции также обеспечивает выполнение следующих условий, в частности: создание для ребенка атмосферы доверия и уверенности в собственных силах; диагностика и выявление у ребенка трех наиболее актуальных проблем; взаимодействие с ним в соответствии с поставленных целей; взаимодействие не только с ребенком, но и с его родителями; перенос коррекционных приемов в повседневную жизнь ребенка и их активная реализация с помощью родителей и окружающих людей [6].
Основные принципы сенсорной интеграции включают:
1. Индивидуализация: каждый ребенок уникален, поэтому важно адаптировать методы сенсорной интеграции под его потребности и возможности.
2. Постепенность: ввод новых сенсорных стимулов должен быть постепенным и контролируемым, чтобы ребенок мог приспосабливаться и адаптироваться.
3. Системность: сенсорные стимулы должны быть организованы в систематическом порядке, чтобы помочь ребенку воспринимать и интегрировать их более эффективно [7].
Некоторые методы сенсорной интеграции, которые могут быть использованы при работе с детьми с ОВЗ, включают:
1. Терапия с использованием воздушных подушек и качелей: эти устройства помогают улучшить равновесие и координацию движений ребенка.
2. Игры с использованием различных текстурных материалов: такие игры помогают развивать тактильные навыки и чувствительность к различным поверхностям.
3. Музыкальная терапия: игра на музыкальных инструментах или прослушивание музыки может помочь стимулировать слуховые навыки и координацию движений.
4. Терапия с использованием ароматов: ароматерапия может помочь улучшить обоняние и оказать расслабляющее или стимулирующее воздействие на ребенка [8].
Одним из средств коррекции дисфункций сенсорной интеграции является оборудованная сенсорная комната, представляющая собой искусственно созданное, наполненное разнообразными стимулами среду, где ребенок с особыми потребностями, находясь в безопасном, комфортном окружении, самостоятельно или в сопровождении специалиста исследует окружающую среду. Занятия в сенсорной комнате предусматривают пассивные, активные и интегративные виды деятельности. В условиях сенсорной комнаты используется массированное влияние информации на каждую сенсорную систему [6].
Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.
Занятия в сенсорной комнате обычно состоят из трех частей: вводной («включение» отдельных ощущений в соответствии с задачами программы); основной (активные и интегративные задачи); заключительной (пассивная релаксация, «исключение» ощущений).
Методы сенсорной интеграции могут использоваться как на индивидуальных, так и групповых занятиях в различных видах деятельности ребенка. На коррекционных занятиях с использованием элементов сенсорной интеграции дети не только наслаждаются тем, что делают, слышат, видят, чувствуют, смакуют, но и формируют представления о предметах и явлениях окружающей среды. Все это положительно влияет на их развитие в целом [4].
Опыт применения технологии сенсорной интеграции позволяет сделать следующие выводы:
1) междисциплинарный характер сенсорной интеграции (различные специалисты: педагоги, психологи, логопеды, специалисты по физической реабилитации могут использовать ее методы или элементы) усиливает влияние взаимодействия в процессе реализации коррекционно-реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой развития;
2) терапия сенсорной интеграции не имеет возрастных ограничений и противопоказаний относительно применения ее элементов. Данная методика может быть использована как для детей с ДЦП, аутизмом, умственной отсталостью, ЗПР, так и эпилепсией, нарушением слуха, зрения, речи и т.д.;
3) существуют определенные нарушения сенсорной интеграции, которые практически невозможны «перерасти». Поэтому, чем быстрее начнется коррекционная работа, тем эффективнее будет осуществляться процесс реабилитации;
4) метод сенсорной интеграции является не медикаментозным и выступает как средство профилактики, лечения и реабилитации, основанный на знаниях основ физиологии, психологии, коррекционной педагогики, педиатрии, психиатрии;
5) необходима консультативная работа с родителями по содержанию, формам и средств внедрения сенсорной интеграции в домашних условиях [8].
Следовательно, наибольшую эффективность технология сенсорной интеграции дает в коррекционной работе с детьми с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, задержкой психического развития, которые постепенно учатся интерпретировать сенсорные стимулы и адаптироваться на новых уровнях сенсорно-интегрального развития. Кроме этого, метод полезен для детей с нормальным развитием для улучшения концентрации внимания, зрительных и слуховых систем, грубой и мелкой моторики, самосознания и самооценки [4].
Таким образом, метод сенсорной интеграции является полезным и эффективным инструментом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Он способствует развитию и улучшению сенсорных навыков у этих детей, а также оказывает положительное влияние на их моторику, восприятие, внимание и взаимодействие с окружающим миром. Важно отметить, что метод сенсорной интеграции требует компетентного подхода и индивидуального подбора упражнений для каждого ребенка с ОВЗ.
Список литературы
1. Айрес Э. Джин. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Джин Айрес Э. – М.: Теревинф. 2021. – 272 с.
2. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 79 с.
3. Денисова, А.С. Сенсорная интеграция - метод терапии в реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии / А.С. Денисова, Ю.М. Савельева // E-Scio. – 2022. – №1 (64). – C. 1-8.
4. Дудорова, С.Ю. Сенсомоторная интеграция в работе с детьми с дцп с использованием метода «Совопрактика» // Universum: психология и образование. – 2022. – №3 (93). – C. 43-47.
5. Лиштван, З.В. Конструирование: пособие для воспитателя дет. Сада / З.В. Лиштван. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
6. Минаева, Н.Г. Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями: учебное пособие / Н.Г. Минаева. – Саранск: ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», 2017. – 220 с.
7. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование: Кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов пед. ун-тов и колледжей / Л.А. Парамонова. – М.: Карапуз, 2014. – 239 с.
8. Теречева, М.Н., Павлова Л.Н. Технология сенсорной интеграции в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / М.Н. Теречева, Л.Н. Павлова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2019. – №2. – C. 201-210.