Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023

УДК 378.4

Дата публикации 30.11.2023

Исследование итогов промежуточной аттестации в форме экзамена в зависимости от очерёдности сдачи дисциплины

Рубцова Ольга Геннадьевна
канд. биол. наук, доцент кафедры биологической химии, Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Министерства здравоохранения РФ, г. Москва, olgarubcova1@gmail.com
Ямалетдинова Гульшат Фасимовна
канд. биол. наук, доцент кафедры биологической химии, Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Министерства здравоохранения РФ, г. Москва, yamaletdinova.g@yandex.ru

Аннотация: В статье приведены результаты промежуточной аттестации в форме экзамена в зависимости от очерёдности сдачи дисциплины. В этот период увеличивается психоэмоциональное напряжение обучающихся. Уровень субъективной тревожности значительно повышается у студентов женского пола. Очерёдность сдачи экзамена существенно не влияет на итоги промежуточной аттестации студентов, которые посещали и выполняли задания во время обучения.
Ключевые слова: промежуточная аттестация, психоэмоциональное напряжение, стресс, тревожность, экзамен

The study of the results of intermediate certification in the form of an exam, depending on the order of delivery of the discipline

Rubtsova Olga Gennadievna
Cand. Sci. (Biology), assistant professor of the Department of Biochemistry, The Moscow State University of Medicine and Dentistry named after A.I. Evdokimov, Russian Federation, Moscow.
Yamaletdinova Gulshat Fasimovna
Cand. Sci. (Biology), assistant professor of the Department of Biochemistry, The Moscow State University of Medicine and Dentistrynamed after A.I. Evdokimov, Russian Federation, Moscow.

Abstract: The article presents the results of intermediate certification in the form of an exam, depending on the order of passing the discipline. During this period, the psycho-emotional stress of students increases. The level of subjective anxiety increases significantly in female students. The order of passing the exam does not significantly affect the results of the intermediate certification of students who attended and completed tasks during their studies.
Keywords: intermediate certification, psycho-emotional stress, stress, anxiety, exam

Правильная ссылка на статью
Рубцова О.Г., Ямалетдинова Г.Ф. Исследование итогов промежуточной аттестации в форме экзамена в зависимости от очерёдности сдачи дисциплины // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-itogov-promezhutochnoj-attestatsii-v-forme-ekzamena-v-zavisimosti-ot-ocheryodnosti-sdachi-distsipliny.html (Дата обращения: 30.11.2023)

Базовая дисциплина Биологическая химия (в т.ч. Биологическая химия полости рта) помогает в освоении основных закономерностей протекания метаболических процессов, определяющих состояние здоровья человека на молекулярном, клеточном и органном уровнях целостного организма и применении полученных знаний при решении клинических задач у студентов – стоматологов [1, с. 6-9].

Для образовательного процесса свойственна неравномерная нагрузка, существенно увеличивающаяся во время промежуточной аттестации. Студентам необходимо сразу инкорпорироваться в напряжённую работу, требующую применения всех своих знаний и способностей, что приводит к большим затратам сил организма и часто сопровождается нервным напряжением, чрезмерной раздражительностью, вялостью или беспокойством [2, с. 417-419]. Для подавляющего числа студентов — это новый способ обучения отличный от процесса получения знаний в школе. При этом обучающимся приходится самим планировать своё время, чтобы больше времени уделять самостоятельной работе. По этой причине основной проблемой студентов начальных курсов является освоение большого объёма знаний собственными силами [3].

Современные направления психолого-педагогических наук ориентированы на повышение качества образования и снижение уровня неуспеваемости по всем образовательным дисциплинам [4]. В настоящее время подтверждено, что стресс сопутствует процессу обучения и может сказываться на его качестве: анализе и усвоении знаний. Это препятствует повышению уровня успеваемости и, как следствие, влияет на результаты промежуточной аттестации. В свою очередь, трудности с успеваемостью создают дискомфорт, в результате чего, по оценке самих обучающихся, общий стресс усиливается с каждым последующим экзаменом [5, с. 140-143].

 

 

 

Нами была разработана анкета, соответствующая цели исследования и состоящая из вопросов: возраст, пол, уровень субъективной тревожности перед первым, вторым и третьим экзаменами. Проведено анонимное анкетирование студентов второго курса Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова. Предлагали субъективно оценить уровень беспокойства перед экзаменом по десятибалльной шкале (1-3-низкий уровень тревожности, 4-7- средний уровень тревожности, 8-10-высокий уровень тревожности). Возраст опрашиваемых от 16 до 22 лет (средний возраст 19,5). Ранжирование проводилось в зависимости от пола анкетируемых.

Итоги промежуточной аттестации по дисциплине Биологическая химия (в т.ч. Биологическая химия полости рта) проанализированы по результатам сдачи экзамена в зависимости от очерёдности: 1-й экзамен в сессии - первый поток, 2-й экзамен в сессии - второй поток, 3-й экзамен в сессии - третий поток (табл.1).

 

Таблица 1. Очерёдность сдачи экзамена

 

Очерёдность сдачи экзамена

Количество обучающихся (чел)

1 поток

203

2 поток

208

3 поток

210

 

 

 

 

 

Результаты исследования

Показано, что уровень субъективной тревожности у студентов женского пола составляет 8-10 баллов (87,5% обучающихся). Это значительно выше, чем у студентов мужского пола. Для студентов мужского пола характерен низкий уровень данного показателя: от 1 до 7 баллов у 66,7% и 8-10 баллов у 33,3% обучающихся (рис. 1).

 

Рис. 1. Уровень субъективной оценки тревожности студентами перед промежуточной аттестацией

Большинство студентов, у которых промежуточная аттестация по дисциплине Биологическая химия (в т.ч. Биологическая химия полости рта) была первой в сессии (первый поток), сдали экзамен на оценку «удовлетворительно» (43%). Возможно, это связано со сложностью перехода от школьного формата к системе обучения в ВУЗе, характерной для студентов начальных курсов, большой нагрузкой, трудностью освоения предмета, который предусматривает запоминание большого количества новых терминов, формул и биохимических реакций. Однако, 39% обучающихся сдали экзамен успешно: «отлично» - 13%, «хорошо» - 24%. Это студенты, которые систематически посещали занятия и в течение курса дисциплины, выполняли задания на высокие баллы «хорошо» и «отлично». Оценку «неудовлетворительно» получили 18% обучающихся. Этот результат обусловлен неуспеваемостью и регулярной непосещаемостью практических занятий в течение двух семестров (рис. 2).

 

Рис. 2. Результаты промежуточной аттестации первого потока

Успешность обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию по биохимии после первого экзамена по другой дисциплине имеет аналогичную тенденцию: «удовлетворительно» - 42%, «хорошо» - 24%, незначительно повышается показатель оценки «отлично» - 18%, снижается количество студентов, получивших «неудовлетворительно» и составляет 13% (рис. 3).

 

Рис. 3. Результаты промежуточной аттестации второго потока

 

В период промежуточной аттестации у студентов наблюдается нервно-психическое перенапряжение, что приводит к нарушению режима сна и сильным эмоциональным переживаниям. Это негативно влияет на показатели успеваемости, имеющие тенденцию к снижению: увеличивается процент неудовлетворительных оценок - 28% в сравнении с 18% и 13% в первом и втором потоке соответственно (рис. 4).

 

Рисунок 4. Результаты промежуточной аттестации третьего потока

 

Выводы

Выявлено, что уровень субъективной тревожности у студентов женского пола значительно выше, чем у студентов мужского пола. Очерёдность сдачи экзамена существенно не влияет на итоги промежуточной аттестации. Ключевым фактором, влияющим на экзаменационные баллы, является активная работа обучающихся в течение семестра – посещение и выполнение заданий во время практических занятий. Количество оценок «отлично» существенно не изменяется и составило ~ 14%, незначительно снижается количество оценок «хорошо» с 24% при первом экзамене до 18% при сдаче в третьем потоке, а также повышается число оценок «неудовлетворительно» с 13-18% до 28% соответственно.

 


Список литературы

1. Брагин А.В., Болдырева Ю.В., Рубцова О.Г., Ямалетдинова Г.Ф. Сравнение итогов промежуточной аттестации студентов стоматологического факультета по дисциплине «Биологическая химия – биохимия полости рта» при очном и дистанционном форматах обучения // Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике. 27–28 мая 2021 г. - УФА: РИЦ БашГУ, 2021. С. 6-9.
2. Киселева Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия // Молодой ученый. 2017. №6 (140). С.417-419.
3. Воробьева И.А., Карлова М.Ю., Седлева Е.А. Исследование уровня успеваемости студентов методами многомерного анализа (из опыта применения) // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. №9 (123). - URL: https://research-journal.org/archive/9-123-2022-september/10.23670/IRJ.2022.123.73 (Дата обращения: 14.03.2023).
4. Никонова Е.А., Баниюнес А.М., Халфина Р.Р. Психологические особенности стрессоустойчивость у студентов 1 курса во время экзаменационной сессии // Международный студенческий научный вестник. 2019. №3.
5. Андреева Е.А., Соловьева С.А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии // Педагогика и психология. 2016. Т.5. №1(14). С. 140-143.

Расскажите о нас своим друзьям: