Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 37
Дата публикации 30.11.2023
О некоторых негативных тенденциях трансформации роли преподавателя в условиях информатизации образования
Волков Владислав Александрович
педагог-психолог, Таганрогский музыкальный колледж, РФ, г. Таганрог
Гуляев Никита Андреевич
ассистент кафедры Математического обеспечения и применения ЭВМ, Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ, РФ, г. Таганрог, m.yo.da@yandex.ru, ngulyaev@sfedu.ru
Аннотация: В статье рассматривается процесс трансформации образовательного процесса с началом внедрения информационно-коммуникационных технологий. Авторами рассмотрен ряд нюансов и проблем, являющихся следствием внедрения ИКТ в образовательный процесс. В центре внимания находится постепенное изменение роли преподавателя, размытие и нивелирование части его функций в образовательном процессе.
Ключевые слова: ИКТ в образовании, цифровизация образования, новые образовательные технологии, электронное обучение, роль преподавателя.
educational psychologist, Taganrog Music College, Russia, Taganrog
department assistant of Software Engineering Department, ICTIS SFedU, Russia, Taganrog
Abstract: The article reviews transformation of the educational process during the implementation of information and communication technologies. Authors consider a number of problems originating from the implementation of ICT in the educational process. The central subject is the changing of the role of the educator in current educational process.
Keywords: ICT in education, digitalization of education, new technologies in education, e-learning technologies, the role of the educator.
Волков В.А. Гуляев Н.А. О некоторых негативных тенденциях трансформации роли преподавателя в условиях информатизации образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/o-nekotorykh-negativnykh-tendentsiyakh-transformatsii-roli-prepodavatelya-v-usloviyakh-informatizatsii-obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.11.2023)
Современный образовательный процесс находится на этапе активной трансформации, следуя за развитием социальных и экономических сфер общества. Главным трендом в развитии экономической и социальной сфер современного общества является внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). ИКТ на актуальном этапе развития представляют собой связанные между собой области технической, экономической и социальной деятельности. Применение ИКТ в образовательном процессе существенно расширилось и ускорилось за последние 10-15 лет, когда в распоряжении учебных заведений, преподавателей и обучающихся появились принципиально новые технические средства, которые постепенно включались в образовательный процесс, дополняя, а иногда заменяя существующие «традиционные» средства обучения. Таким образом, «устоявшийся» за последние полвека образовательный процесс стал подвергаться постепенному изменению: постепенно включались новые средства обучения, которые не всегда гармонично вписывались в применяемые методы обучения. Аспекты и промежуточные результаты процесса трансформации образовательного процесса представляют интерес для исследования, поскольку данный процесс продолжается, затрагивая действующих в настоящее время преподавателей.
В настоящей работе авторы рассматривают одно из наиболее существенных, по их мнению, следствие применения ИКТ в образовательном процессе средней, высшей школы, а также дополнительного образования – изменение средств обучения, приёмов обучения и роли преподавателя в образовательном процессе. По мнению авторов, изменения в задействуемых средствах и методах обучения определяют тенденцию к постепенному переходу от традиционной роли, представляющей преподавателя как активного участника каждого учебного мероприятия, ведущего активную очную контактную работу с обучающимися, к роли внешнего участника образовательного процесса с преобладающей организационно-методологической и контрольной функцией. К такому выводу авторы приходят на основании анализа хронологии изменений на протяжении упомянутого выше периода в образовательной среде в целом и трансформаций информационно-рецептивного (по классификации Лернера и Скаткина) метода обучения – в частности.
Так, в начале 2000-х годов главными способами реализации информационно-рецептивного метода обучения в высшей школе были «живые» лекции с применением материальных средств обучения: печатных, в некоторых случаях наглядных. Однако уже к началу 2010-х массовое распространение получили цифровые носители, такие как компакт-диски, флэш-накопители, а также сети, например, сеть «Интернет», информация с которых могла быть скопирована и воспроизведена без каких-либо усилий со стороны человека. В этом их качестве было безусловное преимущество над «классическими» носителями информации, материальными средствами обучения [1, с. 84]. Например, внедрение новых технических средств обучения в ряде случаев позволило повысить эффективность проведения учебных мероприятий, также с преподавателя снималась значительная часть рутинных действий, что позволяло последнему сконцентрироваться на методической деятельности. Например, преподавателю более не требовалось тратить значительную часть учебного занятия на воспроизведение теоретического материала при помощи доски – достаточно было продемонстрировать слайд. Однако, по мнению авторов, именно повсеместное (иногда – чрезмерное) проникновение цифровых носителей информации в образовательный процесс послужило отправной точкой к «извлечению» преподавателя как активного участника из некоторых (на тот момент) составляющих процесса обучения. Например, в высшей школе необходимость конспектирования теоретического материала постепенно «отпадала» по причине ненадобности – достаточно было сфотографировать или скопировать лекции. Аналогичным образом отпадала и необходимость очного присутствия на лекционных занятиях, ведь весь лекционный материал мог быть получен без дополнительных усилий со стороны обучающихся.
В настоящее время (середина 2020-х годов) можно утверждать, что для реализации информационно-рецептивного метода обучения в подавляющем большинстве заведений СПО и ВПО используются технические (электронные) средства обучения. При этом во многих учебных заведениях высшей школы существует тенденция к переводу (целиком или частично) теоретической части (модуля) учебной дисциплины на самостоятельную работу обучающихся, реализуемую посредством так называемых технологий дистанционного (электронного) обучения [2, с. 98], включающих не только дистанционную контактную работу преподавателя с обучающимися с применением специализированных электронных средств обучения, но и замену контактной работы преподавателя самостоятельной работой обучающихся с использованием специализированных электронных средств обучения [3, с. 246]. На практике такой вариант может представлять собой применение онлайн-курса, включающего необходимый теоретический материал и процедуру автоматизированной оценки качества освоения этого материала, к примеру, в виде онлайн-теста [4, с. 123].
Таким образом, с точки зрения авторов, текущий тренд развития образовательного процесса определяет постепенное исключение целого ряда коммуникативных видов деятельности из функций преподавателя СПО, ВПО и дополнительного образования, что во многом обусловлено широким применением ИКТ в образовательном процессе. Например, применение ИКТ делает проблематичным (или даже невозможным) реализацию педагогического общения, на котором ранее строилась большая часть «классического» очного контактного образовательного процесса [5, с. 61].
Данная тенденция, по мнению авторов, имеет скорее негативный характер, поскольку именно непосредственное (прямое) общение помимо прочих его свойств является способом социализации обучающихся, причём не только обучающихся младших возрастов (начальной и средней школы), но обучающихся, получающих среднее и высшее профессиональное образование, где, например, важен процесс профессиональной социализации [6, с. 6]. Физическое присутствие в одной аудитории и обучающихся, и преподавателя в том числе позволяет реализовывать интерактивные методы обучения, что также является актуальным. Необходимо отметить важность аудиторной контактной работы для самого преподавателя – в такой форме проведения учебных мероприятий преподаватель может реализовать некоторые элементы «высшего педагогического мастерства». Например, в ходе традиционного педагогического общения опытный преподаватель посредством краткого опроса и не столько ответа, сколько самой реакции обучающихся на заданный вопрос, может определить примерную степень усвоения изложенного учебного материала.
Тем не менее, с точки зрения авторов, текущая стадия трансформации образовательного процесса и роли преподавателя не носит фатальный характер – описанные выше проблемы могут быть решены методологией корректного применения «новых» технических средств. Для сохранения естественной роли преподавателя при планировании и реализации учебного процесса каждого модуля дисциплины, всех уровней образования, в том числе – программ дополнительного образования и повышения квалификации, обязательно должна присутствовать контактная работа преподавателя с обучающимися, пусть даже с применением технологий дистанционного обучения. При этом, важным элементом должен являться контроль (например, со стороны учебного заведения) степени внедрения ИКТ в образовательный процесс, с указанием чётких границ (а иногда – даже запретов) применения той или иной технологии или средства и обучающимися, и преподавателем.
Список литературы
1. Семенова И. Н., Развитие системы методов обучения студентов педвузов в условиях использования информационно-коммуникационных технологий: моногр. Екб.: УрГПУ. 2010. 192 с.
2. Семенова И. Н., Слепухин А. В., Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий // Образование и наука. 2013. №5. с. 95-113.
3. Алексеева И. С., Онлайн-курс как форма онлайн-обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №12 (104). с. 244-247.
4. Гречушкина Н. В., Онлайн-курс: модели применения в образовательном процессе // Высшее образование в России. 2021. №4. с. 120-130.
5. Ненастьева Л. В., Роль педагогического общения в образовательном процессе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №5(2). с. 60-63.
6. Макарова С.Н., Основные подходы к исследованию взаимосвязи понятий «профессиональная социализация» и «профессионализация» // Современные проблемы науки и образования. 2022. №2.