Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023

УДК 37

Дата публикации 30.11.2023

О некоторых негативных тенденциях трансформации роли преподавателя в условиях информатизации образования

Волков Владислав Александрович
педагог-психолог, Таганрогский музыкальный колледж, РФ, г. Таганрог
Гуляев Никита Андреевич
ассистент кафедры Математического обеспечения и применения ЭВМ, Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ, РФ, г. Таганрог, m.yo.da@yandex.ru, ngulyaev@sfedu.ru

Аннотация: В статье рассматривается процесс трансформации образовательного процесса с началом внедрения информационно-коммуникационных технологий. Авторами рассмотрен ряд нюансов и проблем, являющихся следствием внедрения ИКТ в образовательный процесс. В центре внимания находится постепенное изменение роли преподавателя, размытие и нивелирование части его функций в образовательном процессе.
Ключевые слова: ИКТ в образовании, цифровизация образования, новые образовательные технологии, электронное обучение, роль преподавателя.

On some negative trends in transformation of the role of the educator during the process of informatization of education

Volkov Vladislav Aleskandrovich
educational psychologist, Taganrog Music College, Russia, Taganrog
Gulyaev Nikita Andreevich
department assistant of Software Engineering Department, ICTIS SFedU, Russia, Taganrog

Abstract: The article reviews transformation of the educational process during the implementation of information and communication technologies. Authors consider a number of problems originating from the implementation of ICT in the educational process. The central subject is the changing of the role of the educator in current educational process.
Keywords: ICT in education, digitalization of education, new technologies in education, e-learning technologies, the role of the educator.

Правильная ссылка на статью
Волков В.А. Гуляев Н.А. О некоторых негативных тенденциях трансформации роли преподавателя в условиях информатизации образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/o-nekotorykh-negativnykh-tendentsiyakh-transformatsii-roli-prepodavatelya-v-usloviyakh-informatizatsii-obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.11.2023)

Современный образовательный процесс находится на этапе активной трансформации, следуя за развитием социальных и экономических сфер общества. Главным трендом в развитии экономической и социальной сфер современного общества является внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). ИКТ на актуальном этапе развития представляют собой связанные между собой области технической, экономической и социальной деятельности. Применение ИКТ в образовательном процессе существенно расширилось и ускорилось за последние 10-15 лет, когда в распоряжении учебных заведений, преподавателей и обучающихся появились принципиально новые технические средства, которые постепенно включались в образовательный процесс, дополняя, а иногда заменяя существующие «традиционные» средства обучения. Таким образом, «устоявшийся» за последние полвека образовательный процесс стал подвергаться постепенному изменению: постепенно включались новые средства обучения, которые не всегда гармонично вписывались в применяемые методы обучения. Аспекты и промежуточные результаты процесса трансформации образовательного процесса представляют интерес для исследования, поскольку данный процесс продолжается, затрагивая действующих в настоящее время преподавателей.

В настоящей работе авторы рассматривают одно из наиболее существенных, по их мнению, следствие применения ИКТ в образовательном процессе средней, высшей школы, а также дополнительного образования – изменение средств обучения, приёмов обучения и роли преподавателя в образовательном процессе. По мнению авторов, изменения в задействуемых средствах и методах обучения определяют тенденцию к постепенному переходу от традиционной роли, представляющей преподавателя как активного участника каждого учебного мероприятия, ведущего активную очную контактную работу с обучающимися, к роли внешнего участника образовательного процесса с преобладающей организационно-методологической и контрольной функцией. К такому выводу авторы приходят на основании анализа хронологии изменений на протяжении упомянутого выше периода в образовательной среде в целом и трансформаций информационно-рецептивного (по классификации Лернера и Скаткина) метода обучения – в частности.

Так, в начале 2000-х годов главными способами реализации информационно-рецептивного метода обучения в высшей школе были «живые» лекции с применением материальных средств обучения: печатных, в некоторых случаях наглядных. Однако уже к началу 2010-х массовое распространение получили цифровые носители, такие как компакт-диски, флэш-накопители, а также сети, например, сеть «Интернет», информация с которых могла быть скопирована и воспроизведена без каких-либо усилий со стороны человека. В этом их качестве было безусловное преимущество над «классическими» носителями информации, материальными средствами обучения [1, с. 84]. Например, внедрение новых технических средств обучения в ряде случаев позволило повысить эффективность проведения учебных мероприятий, также с преподавателя снималась значительная часть рутинных действий, что позволяло последнему сконцентрироваться на методической деятельности. Например, преподавателю более не требовалось тратить значительную часть учебного занятия на воспроизведение теоретического материала при помощи доски – достаточно было продемонстрировать слайд. Однако, по мнению авторов, именно повсеместное (иногда – чрезмерное) проникновение цифровых носителей информации в образовательный процесс послужило отправной точкой к «извлечению» преподавателя как активного участника из некоторых (на тот момент) составляющих процесса обучения. Например, в высшей школе необходимость конспектирования теоретического материала постепенно «отпадала» по причине ненадобности – достаточно было сфотографировать или скопировать лекции. Аналогичным образом отпадала и необходимость очного присутствия на лекционных занятиях, ведь весь лекционный материал мог быть получен без дополнительных усилий со стороны обучающихся.

В настоящее время (середина 2020-х годов) можно утверждать, что для реализации информационно-рецептивного метода обучения в подавляющем большинстве заведений СПО и ВПО используются технические (электронные) средства обучения. При этом во многих учебных заведениях высшей школы существует тенденция к переводу (целиком или частично) теоретической части (модуля) учебной дисциплины на самостоятельную работу обучающихся, реализуемую посредством так называемых технологий дистанционного (электронного) обучения [2, с. 98], включающих не только дистанционную контактную работу преподавателя с обучающимися с применением специализированных электронных средств обучения, но и замену контактной работы преподавателя самостоятельной работой обучающихся с использованием специализированных электронных средств обучения [3, с. 246]. На практике такой вариант может представлять собой применение онлайн-курса, включающего необходимый теоретический материал и процедуру автоматизированной оценки качества освоения этого материала, к примеру, в виде онлайн-теста [4, с. 123].

Таким образом, с точки зрения авторов, текущий тренд развития образовательного процесса определяет постепенное исключение целого ряда коммуникативных видов деятельности из функций преподавателя СПО, ВПО и дополнительного образования, что во многом обусловлено широким применением ИКТ в образовательном процессе. Например, применение ИКТ делает проблематичным (или даже невозможным) реализацию педагогического общения, на котором ранее строилась большая часть «классического» очного контактного образовательного процесса [5, с. 61].

Данная тенденция, по мнению авторов, имеет скорее негативный характер, поскольку именно непосредственное (прямое) общение помимо прочих его свойств является способом социализации обучающихся, причём не только обучающихся младших возрастов (начальной и средней школы), но обучающихся, получающих среднее и высшее профессиональное образование, где, например, важен процесс профессиональной социализации [6, с. 6]. Физическое присутствие в одной аудитории и обучающихся, и преподавателя в том числе позволяет реализовывать интерактивные методы обучения, что также является актуальным. Необходимо отметить важность аудиторной контактной работы для самого преподавателя – в такой форме проведения учебных мероприятий преподаватель может реализовать некоторые элементы «высшего педагогического мастерства». Например, в ходе традиционного педагогического общения опытный преподаватель посредством краткого опроса и не столько ответа, сколько самой реакции обучающихся на заданный вопрос, может определить примерную степень усвоения изложенного учебного материала.

Тем не менее, с точки зрения авторов, текущая стадия трансформации образовательного процесса и роли преподавателя не носит фатальный характер – описанные выше проблемы могут быть решены методологией корректного применения «новых» технических средств. Для сохранения естественной роли преподавателя при планировании и реализации учебного процесса каждого модуля дисциплины, всех уровней образования, в том числе – программ дополнительного образования и повышения квалификации, обязательно должна присутствовать контактная работа преподавателя с обучающимися, пусть даже с применением технологий дистанционного обучения. При этом, важным элементом должен являться контроль (например, со стороны учебного заведения) степени внедрения ИКТ в образовательный процесс, с указанием чётких границ (а иногда – даже запретов) применения той или иной технологии или средства и обучающимися, и преподавателем.


Список литературы

1. Семенова И. Н., Развитие системы методов обучения студентов педвузов в условиях использования информационно-коммуникационных технологий: моногр. Екб.: УрГПУ. 2010. 192 с.
2. Семенова И. Н., Слепухин А. В., Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий // Образование и наука. 2013. №5. с. 95-113.
3. Алексеева И. С., Онлайн-курс как форма онлайн-обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №12 (104). с. 244-247.
4. Гречушкина Н. В., Онлайн-курс: модели применения в образовательном процессе // Высшее образование в России. 2021. №4. с. 120-130.
5. Ненастьева Л. В., Роль педагогического общения в образовательном процессе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №5(2). с. 60-63.
6. Макарова С.Н., Основные подходы к исследованию взаимосвязи понятий «профессиональная социализация» и «профессионализация» // Современные проблемы науки и образования. 2022. №2.

Расскажите о нас своим друзьям: