Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 37.012.85
Дата публикации 30.11.2023
К вопросу готовности педагогов к использованию, внедрению и популяризации психолого-педагогических знаний в образовательной практике
Дрокова Светлана Владимировна
к. пс.н, доцент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, РФ, г. Комсомольск-на-Амуре, svd_kms@rambler.ru
Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос готовности педагогов к использованию, внедрению и популяризации психолого-педагогических знаний в образовательной практике. Сформулированы возможные затруднения педагогов, связанных с готовностью к внедрению, использованию и популяризации психолого-педагогических знаний. Ставится цель исследования: выявить наличие или отсутствие профессиональных трудностей педагогов, связанных с готовностью к внедрению, использованию и популяризации психолого-педагогических знаний. Методом сбора эмпирических данных выступал опрос педагогов образовательных учреждений города. Проведен анализ самооценки педагогами готовности к внедрению, использованию и популяризации в образовательной практике психолого-педагогического знания.
Ключевые слова: популяризация научных знаний, популяризация психолого-педагогических знаний, профессиональные трудности педагогов, образовательная практика, психолого-педагогическая наука.
Docent, of pre-school and special needs pedagogy and psychology department, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Russia, Komsomolsk-on-Amur
Abstract: The article brings up the actual question of the pedagogues’ readiness to the usage, the implementation and popularization psychological pedagogical knowledge to the educational practice. Potential difficulties of the pedagogues connected with the readiness to the usage, the implementation and popularization psychological pedagogical knowledge are formulated. The goal of the investigation is established: to define the availability or the absence of professional difficulties of the pedagogues connected with the readiness to the usage, the implementation and popularization psychological pedagogical knowledge. The method of the collecting empirical knowledge is a survey of the teachers of the local educational institutions. The analysis of the pedagogues’ self-esteem to the readiness to the usage, the implementation and popularization psychological pedagogical knowledge in the educational practice is conducted.
Keywords: the popularization of the educational knowledge, the popularization of the psychological pedagogical knowledge, potential difficulties of the pedagogues, educational practice, psychological pedagogical science.
Дрокова С.В. К вопросу готовности педагогов к использованию, внедрению и популяризации психолого-педагогических знаний в образовательной практике // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-gotovnosti-pedagogov-k-ispolzovaniyu-vnedreniyu-i-populyarizatsii-psikhologo-pedagogicheskikh-znanij-v-obrazovatelnoj-praktike.html (Дата обращения: 30.11.2023)
Финансирование: исследование выполнено в рамках реализации государственного задания на проведение прикладного научного исследования по теме «Популяризация психолого-педагогической науки в системе непрерывного образования» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2023-031/3 от 19 июня 2023 г.).
Обращение к проблеме готовности к внедрению и использованию в образовательной практике прикладных психолого-педагогических научных разработок, популяризации научных психолого-педагогических знаний, обусловлено необходимостью повышения уровня качества образования, которое напрямую зависит от профессионализма педагогов.
Проблема повышения уровня качества образования подтверждается Программой популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности (на 2019-2024 г.г.), разработанной в 2018 г. Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации с подключением ряда других министерств [1].
На сегодняшний день современному педагогу предъявляются требования, заданные в профессиональном стандарте, касающиеся умения разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде, на умении проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, что, непременно, влечёт за собой глубокие психолого-педагогические знания в данной области [11].
Многочисленные исследования отечественных специалистов подтверждают взаимосвязь научных знаний и эффективность профессиональной деятельности педагогов.
Так, исследования Б.Ф. Ломова [9], Л.М. Гайдаровой [4], С.Е. Мишиной [10], Д.Р. Рамизова [12], М.А. Хозовой [13], Д.Ф. Ильясова [8], Е.А. Селивановой [8], Е.Н. Гудзюк [5] и др. убедительно доказывают позитивное влияние науки на повышение эффективности профессиональной деятельности человека.
По мнению Б.Ф. Ломова [9], использование теории познания повышает эффективность решения задач субъектами образовательного процесса.
В исследованиях Л. М. Гайдаровой [4], Гудзюк Е.Н. [5], С. Е. Мишиной [10], Д. Р. Рамизова [12] показана значимость и необходимость применения научных знаний в педагогическом процессе, а также описаны условия их эффективного использования.
Исследователи Д. Ф. Ильясов [8] и Е. А. Селиванова [8] так же указывают на успешность профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций обусловленной использованием научных знаний.
М. А. Хозова [13] обосновывает необходимость использования психологических знаний в процессе формирования личности школьников. Так же ученый актуализирует проблему популяризации психолого-педагогических знаний среди педагогов.
По мнению ряда специалистов, популяризация, использование и внедрение научных психолого-педагогических знаний в образовательную практику, способствует вовлечению педагогического сообщества в научную деятельность, способствует осведомленности педагогов о достижениях психолого-педагогической науки, повышает уровень образования, позволяет преодолеть дефициты опережающих научных исследований в образовательной сфере, трудности в применении психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности (Ильясов Д.Ф. [8], Селиванова Е.А. [8] и др.).
Популяризация науки – доступное, рассчитанное на широкую аудиторию, изложение фундаментальных научных знаний [7].
По большому счету, перед педагогами стоит именно эта задача, предполагающая саморазвитие, самообразование и постоянное повышение своего профессиональный уровня.
Исследование, организованное в 2023 году, посвящено выявлению готовностью к внедрению и использованию в образовательной практике прикладных научных разработок, к популяризации психолого-педагогического научного знания, а также выявлению наличия или отсутствия трудностей, связанных с внедрением, использованием в образовательной практике прикладных научных разработок, к популяризации психолого-педагогического научного знания.
Трудность есть выражение противоречия между необходимостью выполнения определенной деятельности и недостаточностью знаний и умений, обеспечивающих успешность этого выполнения (Виноградова А.П. [2], Вороткова И.Ю. [3], Гуреев А.П. [6]).
В исследовании приняли участие 70 педагогов из 8 общеобразовательных учреждений г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в возрастном диапазоне от 24 лет до 61 года. Педагогический стаж респондентов варьировался от 1 года до 38 лет.
Основным методом получения эмпирических данных стал письменный опрос педагогов (анкетирование), который состоял из 32 вопросов. Письменный опрос позволил выявить уровень владения педагогами современными психолого-педагогическими знаниями и потребности педагогов в психолого-педагогических знаниях, умение внедрять в практику своей работы научные психолого-педагогические разработки и использовать эти знания в своей профессиональной деятельности, а также способность транслировать психолого-педагогические знания участникам педагогического процесса.
Вопросы анкеты носили закрытый (выбор из готового меню), полузакрытый (меню предусматривало возможность самостоятельного ответа) и открытый (свободное формулирование ответа) характер. Вопросы были сформулированы четко, ясно, исключали двусмысленность и разночтения.
После получения результатов анкетирования данные были подвергнуты количественной и качественной обработке.
Задавая педагогам вопрос: «Какая из нижеприведенных сфер для Вас в последнее время представляет познавательный интерес?», мы определили долю интересов, связанных с научными психолого-педагогическими знаниями среди других сфер профессиональной деятельности педагогов. Количественные данные распределились следующим образом: 71% педагогов выбрали сферу инновационной педагогической деятельности, 43% - методические знания и лишь 14% - научные психолого-педагогические знания.
Отвечая на вопрос: «Можете ли Вы сказать о себе, что владеете современными психолого-педагогическими знаниями?», в 71% случаев респонденты считают, что владеют такими знаниями «частично» и 28% респондентов ответили утвердительно.
Вместе с тем, мы предоставили возможность педагогам оценить свой уровень владения психолого-педагогическими знаниями. Полученные данные, мы представили в таблице 1.
Таблица 1. Оценка уровня владения научными психолого-педагогическими знаниями (на основе самоанализа педагогов)
Уровень владения психолого-педагогическими знаниями | Количественный показатель (в %) |
Минимальный уровень | 0 |
Достаточный уровень | 28 |
Средний уровень | 71 |
Уровень выше среднего | 0 |
Высокий уровень | 0 |
Как показывают данные, представленные в таблице, свой уровень владения научными психолого-педагогическими знаниями, как средний оценивает подавляющее большинство педагогов. Никто из педагогов не считает, что их уровень владения научными психолого-педагогическими знаниями находится на уровне выше среднего или высоком.
На наш взгляд, интересным переставляется соотношение показателей представленных в таблице 1, с показателями наиболее интересующих педагогов сфер их профессиональной деятельности. Так, при среднем (71%) и достаточном уровне (28%) владения психолого-педагогическими знаниями, педагогов в меньшей степени интересует сфера научных психолого-педагогические знаний (14%) по сравнению с другими сферами профессиональной деятельности.
Оценивая свои потребности в психолого-педагогических знаниях, все опрашиваемые педагоги (100%), отмечают, что испытывают потребность в данных знаниях периодически и эта периодичность обусловлена ситуативностью.
В процессе анкетирования педагоги отметили, что если недостаточность психолого-педагогических знаний не позволяет им сразу ответить обучающимся на поставленные вопросы, они в подавляющем большинстве случаев систематически осуществляют поиск необходимой информации (71% респондентов), в то же время, 29% педагогов в аналогичной ситуации лишь периодически осуществляют поиск необходимой информации.
Следующий вопрос позволил нам определить трудности, с которыми педагоги сталкиваются при получении психолого-педагогических знаний. И лидирующую позицию в этом аспекте занимает проблема времени, которое, по мнению педагогов, необходимо много затрачивать (43%); 29% респондентов признались, что не могут найти нужную им литературу.
Каналами получения психолого-педагогических знаний для педагогов выступают: презентации (57%), конференции (43%), форум, встречи с известными людьми, исследовательская деятельность школьников (28%), кружок, лекторий, конкурс, проект (14%). Данный вопрос позволил нам определить неактуальные для наших педагогов каналы получения психолого-педагогических знаний: клуб, музей, выставка, фестиваль, олимпиада, «научное кафе».
Основными источниками получения психолого-педагогических знаний для педагогов выступают: научно-популярный телеканал, научно-популярный сайт, компьютерная программа, книги, вебинары, фильмы и статьи.
Анализируя ответы педагогов на вопрос: «Испытываете ли Вы затруднения при накоплении психолого-педагогических знаний?», мы обнаружили, что лишь 14% педагогов таких затруднений не испытывают, поскольку, по оценке самих педагогов, имеют большой опыт; 43% респондентов отметили, что не ставили перед собой задачу анализировать такого рода затруднения, а ещё 43% респондентов отметили, что точно не знают имеют ли они трудности при накоплении психолого-педагогических знаний или нет.
Один из вопросов анкеты касался выявления дефицитов психолого-педагогических знаний. Мы предложили педагогам перечень предполагаемых дефицитных знаний, а так же предоставили им возможность добавить от себя те области, которые для них являются дефицитными. Количественные данные мы представили в таблице 2.
Таблица 2. Количественные показатели дефицитных знаний
Показатели | Количественный показатель (в %) |
Теория поэтапного формирования умственных действий | 5,1 |
Знание теории развивающего обучения | 10,2 |
Знание теории программированного обучения | 7,6 |
Знание личностно-ориентированного обучения | 28,1 |
Знание основ дидактики | 10,2 |
Знание способов мотивации | 57,3 |
Знание закономерностей возрастного развития | 41,6 |
Знание психологических особенностей младшего школьника | 15,3 |
Знание психологических особенностей подростков | 43,4 |
Знание психологических особенностей старшеклассников | 38,4 |
Знание особенностей адаптации учебного материала для обучающихся с различными образовательными потребностями | 20,3 |
Знание основ управления конфликтами | 48,7 |
Знание основ коммуникации в коллективе | 35,2 |
Знание современных подходов к совершенствованию образовательного процесса и повышению качества обучения | 29,1 |
Как показывают данные представленные в таблице 2, наиболее дефицитным знанием для педагогов является знание способов мотивации обучающихся (57,3%).
Помимо представленных знаний в анкете, педагоги пополнили перечень потребностей в психолого-педагогических знаниях и они касались следующих аспектов:
- знание способов справляться со стрессом;
- знание способов взаимодействия с родителями обучающихся;
- знание способов решения нестандартных педагогических ситуаций.
Ряд вопросов анкеты позволил нам выявить затруднения педагогов по внедрению и использованию психолого-педагогических знаний в образовательный процесс.
Отвечая на вопрос: «Как Вы считаете, затруднено ли внедрение психолого-педагогических знаний в педагогическую практику?», 52% респондентов ответили утвердительно, что даёт нам повод утверждать, что для педагогов это, действительно, проблема; 28% респондентов считают, что внедрение психолого-педагогических знаний в педагогическую практику не является проблемой и 20% педагогов считают, что обстоятельства и условия конкретного учреждения могут либо затруднять, либо способствовать внедрению психолого-педагогических знаний. При этом большинство педагогов считают, что внедрять научные знания в образовательный процесс необходимо.
Анализ ответов на вопросы об умении использовать психолого-педагогические знания в проблемной педагогической ситуации при общении с детьми, родителями, коллегами и администрацией показал, что 14% педагогов не умеют пользоваться своими знаниями в общении с администрацией образовательного учреждения. В остальных ситуациях педагогического общения педагогам лишь ситуативно удается использовать психолого-педагогические знания.
Вместе с там мы определили, что педагоги вполне справляются с трудностями в общении с коллегами, поскольку умеют использовать психолого-педагогические знания имеющиеся в их арсенале (71% утвердительных ответов на поставленный вопрос: «Умеете ли Вы использовать психолого-педагогические знания в проблемной педагогической ситуации при общении с коллегами?»).
Ответы на вопрос: «Хватает ли Вам психолого-педагогических знаний и опыта их использования для решения профессиональных проблем?» распределились следующим образом: для 14% педагогов таких знаний и опыта не хватает, для 43% - достаточность определяется ситуацией, а ещё для 43% знаний и опыта скорее достаточно, чем нет.
На выявление трудностей использования педагогами в своей профессиональной деятельности психолого-педагогических знаний были направлены ряд вопросов. В результате мы выявили, что лишь 28% педагогов используют такие знания регулярно, 14% не используют их вовсе, а 57% используют свои знания периодически.
В процессе нашего исследования мы изучили готовность педагогов к популяризации психолого-педагогических знаний.
Анализ ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы затруднения при трансляции психолого-педагогических знаний?» мы выяснили, что лишь 14% педагогов, ссылаясь на свой большой опыт работы, не испытывают таких затруднений, 29% педагогов не ставили перед собой задачу анализировать такого рода трудностей, 57% затруднились с ответом, выбрав формулировку «точно не знаю».
Подавляющее большинство педагогов (71%) отмечают, что с целью трансляции психолого-педагогических знаний периодически проводят дополнительные внеклассные мероприятия для обучающихся, 15% не проводят таких мероприятий вообще и 14% педагогов мероприятия проводят регулярно.
Анализ ответов на вопрос: «Выступаете ли Вы для коллег с целью трансляции психолого-педагогических знаний?» показал, что 75% испытуемых ответили отрицательно. А на вопрос: «Если бы Вам представилась возможность, хотели бы Вы рассказать о своем опыте использования психолого-педагогических знаний педагогическому сообществу (на конференциях, методических объединениях, педагогических марафонах и т.д.)» 45% педагогов ответили «скорее нет», утвердительно на поставленный вопрос ответили 8% педагогов, остальной процент опрошенных пришелся на формулировку «может, да, а может, нет, в зависимости от обстоятельств».
Как показывает процентное соотношение показателей при ответах на вопрос: «Если бы Вас пригласили поделиться психолого-педагогическими знаниями, то Вы ответили бы…», только 14% педагогов ответили «скорее да»; ответ «скорее нет» характерен для 28% педагогов; 43% педагогов не определились с возможностью поделиться своими психолого-педагогическими знаниями («может, да, а может, нет, в зависимости от обстоятельств) и 14% ответили «нет», так как «не хочется показывать себя в невыгодном свете перед другими», «здоровье дороже», «я ничем не отличаюсь от других», «возраст не позволяет».
Тем не менее, согласно опросу, педагоги считают, что распространять психолого-педагогические знания в педагогический процесс необходимо, это повышает эффективность и результативность деятельности, позволяет перейти на новый уровень в развитии, обучении и воспитании обучающихся.
Данные опроса показали, что опыт трансляции психолого-педагогических знаний на уровне образовательного учреждения имеют педагоги в 86% случаях, на уровне города такой опыт имеют 14% опрашиваемых педагогов. Такой уровень как, региональный, федеральный, Всероссийский, международный, не отметил ни один педагог.
Анализируя ответы на вопрос: «Как часто Вам приходится транслировать психолого-педагогические знания на методических объединениях, заседаниях методических комиссий, педагогических советах, конференциях и т. п.?», мы получили следующие данные: «очень редко» - 29%, «иногда» - 43%, «регулярно» - 28%.
Немаловажную информацию мы почерпнули из ответов педагогов на вопрос: «Существуют ли лично для Вас мотивы, причины, которые стимулируют распространять психолого-педагогические знания в педагогический процесс?». В частности мы выяснили, что для 43% педагогов стимулирующим фактором выступает желание повысить эффективность и результативность своей деятельности; желание перейти на новый уровень в развитии, обучении и воспитании обучающихся стимулирует 28% педагогов; 14% педагогов мотивированы просьбой руководителя. Считаем необходимым отметить, что педагоги без внимания оставили такие возможные стимулирующие мотивы и причины к распространению психолого-педагогических знаний, как «Желание повысить авторитет», «Желание создать что-то новое», «Желание получить признание», «Неудовлетворенность имеющимися результатами».
Таким образом, мы получили информацию о тех сферах профессиональной деятельности в которых педагоги испытывают трудности, отметили, что педагоги в меньшей степени заинтересованы в получении научных психолого-педагогических знаний, по сравнению с другими областями их профессиональной деятельности. Полученный материал дает нам возможность сделать вывод, что в силу испытываемых трудностей в получении психолого-педагогических знаний, их использования и внедрения в образовательный процесс, у педагогов затруднена и популяризация этих знаний в образовательной сфере. Полученные данные открывают для нас новые перспективы в поиске путей повышения уровня осведомленности педагогов в области современных психолого-педагогических исследований.
Список литературы
1. Программа популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности и план действий по ее реализации одобрены поручением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № ТГ-П8-9172.
2. Виноградова А.П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе / А.П. Виноградова. – Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.
3. Вороткова И. Ю. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности / И.Ю. Вороткова, А.В. Усачева. – Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 2. – С. 105-112.
4. Гайдарова Л. М. Подготовка учителей рус-ского языка и литературы к использованию науч-ных знаний в практической деятельности: учеб. пособие / Л. М. Гайдарова, А. Н. Семенов, Р. Б. Цирмане. – Рига : МП ЛатвССР, 1985. – 64 с.
5. Гудзюк Е. Н. Популяризация научных знаний как необходимое условие развития модернизационных тенденций в образовании /Е. Н. Гудзюк. ‒ Текст: непосредственный //Инноватика и экспертиза: научные труды. –2011. – № 1 (6). – С. 14‒21.
6. Гуреев А. П. Рефлексия профессиональной деятельности педагога как психолого-педагогическая проблема: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования", 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гуреев Андрей Петрович. – Челябинск, 2001. – 154 с. – EDN NLXEXP.
7. Злотникова Т.С. Образование в системе кодов массовой культуры // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2. Т. I (Культурология). С. 46-51.
8. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А. Активные методы популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. №2 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-populyarizatsii-nauchnyh-sihologo-pedagogicheskih-znaniy-sredi-uchiteley-obscheobrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения: 29.08.2023).
9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Электронный ресурс] / Б. Ф. Ломов. – Режим доступа: https://books.google.ru/books (дата обращения: 04.10.2023).
10. Мишина С. Е. Ориентация учителя на ценность научного знания как фактор развития педагогической компетентности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. Е. Мишина. – Самара, 2001. – 200 c.
11. Профессиональный стандарт «Педагог (педаго-гическая деятельность в дошкольном, начальном об-щем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Мини-стерства труда и социальной защиты Российской Феде-рации от 18октября 2013г. №544н // Портал ГА-РАНТ.РУ (Garant.ru). URL: http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 21.01.2022).
12. Рамизов Д. Р. Проблема использования научных знаний студентами в процессе их практической деятельности: Из опыта проведения практикума в учебных мастерских педвуза: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Д. Р. Рамизов. – Ташкент, 1973. – 48 с.
13. Хозова М. А. Роль психологических знаний в практической работе педагога [Электронный ресурс] / М. А. Хозова. – Режим доступа: https://www.b17.ru/articles/maho/ (дата обращения: 04.10.2023).
14.