Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023

УДК 37.034

Дата публикации 30.11.2023

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через классный час

Романова Милада Лаврентьевна
студентка кафедры ПиМНО, Технический института (филиал), Северо-Восточный федеральный университет, РФ г. Нерюнгри, romanowa.milada@yandex.ru
Кобазова Юлия Владимировна
канд. псих. наук, доцент кафедры ПиМНО, Технический институт (филиал), Северо-Восточный федеральный университет, kobazov@mail.ru

Аннотация: Статья посвящается аспектам духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством классного часа. Приведены методические рекомендации, представлена программа для духовно-нравственного воспитания детей. На примере МОУ СОШ № 2 города Нерюнгри показана реализация программы, направленной на духовно-нравственное воспитание детей, развитие чувства патриотизма в них, уважения к родине и людям. Программа, реализованная в школе, включает в себя 4 блока, каждый из которых очень ценен и несет важное значение в воспитании цельной, патриотичной личности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младшие школьники, классный час, тема, урок.

Spiritual and moral education of junior schoolchildren through a class hour

Romanova Milada Lavrentievna
Student of the Department of PIMNO, Technical Institute (branch), North-Eastern Federal University, Russian Federation Neryungri city
Kobazova Julia Vladimirovna
Cand. Sci. (Psychological), assistant professor of the Department of PIMNO, Technical Institute (branch), North-Eastern Federal University

Abstract: The article is devoted to the aspects of spiritual and moral education of primary school children through the class hour. Methodological recommendations are given, the program for spiritual and moral education of children is presented. On the example of MOE SOSH № 2 of Neryungri shows the implementation of the program aimed at spiritual and moral education of children, the development of a sense of patriotism in them, respect for the motherland and people. The program implemented in the school includes 4 blocks, each of which is very valuable and important in the upbringing of a whole, patriotic personality.
Keywords: spiritual and moral education, junior schoolchildren, class hour, theme, lesson.

Правильная ссылка на статью
Романова М.Л., Кобазова Ю.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через классный час // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-cherez-klassnyj-chas.html (Дата обращения: 30.11.2023)

 

В настоящее время ощущается потребность в активации воспитания детей. Именно в младшем школьном возрасте формируется личность ребенка, образы, предстающие перед ним, надолго запечатлеются в его памяти, поэтому так важно уже с такого возраста прививать ребенку только хорошее. Духовно-нравственное воспитание сейчас актуально как никогда, в век смешения ценностей, важно вырастить обогащенную личность, имеющую высокие нравственные и духовные ориентиры.

Вопросами гражданского воспитания в педагогике занимались такие ученые, как Платон, Руссо, Аристотель. Они видели связь воспитания с уважением к закону страны, свободным развитием личности. Теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике наиболее полно была представлена немецким ученым Г. Кершенштейнером, им была обозначена важность направленного развития гражданственности. Российская педагогика известна такими именами, как В.Г. Белинский, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, которые также конкретизировали и делали акцент на гражданственном воспитании.

К.Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, которая построена с учетом особенностей русского менталитета, национального самосознания. В.А. Сухомлинский в своей книге «Воспитание гражданина» обобщает и систематизирует опыт работы советской школы по воспитанию гражданственности. В частности, он отмечал влияние школы, семьи на развитие в ребенке гражданственности.

На сегодняшний день растет количество учебных заведений, в которых реализуется программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников». В МОУ СОШ № 2 города Нерюнгри первым направлением данной программы является привитие детям патриотизма, гражданственности, уважения к людям.

Прошлое нашей страны имеет большую ценность, идейное развитие, оно помогает сделать личность ребенка цельной, гордой за родину, ответственной и мудрой. В силу этого при работе по направлению духовно-нравственного воспитания требуется показать самоотверженность и героизм русского народа в борьбе за свободу, независимость.

Система классных часов должна выстраиваться с учетом 4 блоков:

1 блок – Истоки;

2 блок – С чего начинается Родина?

3 блок – О доблестях, о подвигах, о славе;

4 блок – Память пылающих лет.

Предоставим методические рекомендации относительно проведения классных часов по первому блоку. Занятия служат для воспитания патриотизма, гражданственности [2, с. 173].

История не только учит, но и воспитывает. Зная историю нашей родины, как большой так и малой, культурные традиции, устои народа, из ребенка может вырасти сильная, патриотичная личность.

В ходе проведения классных часов данного блока углубляются знания о политическом смысле, заложенном в государственных символах России, подчёркивается историческая преемственность этой символики. Для развития, укрепления чувства гордости и уважения к символам нашей страны, нашему историческому наследию рекомендуется включать разного рода факты, эпизоды, которые раскроют отношение жителей страны, воинов, спортсменов к гербу, гимну, флагу, истории нашей родины.

1 тема «Россия вчера и сегодня». Краткое содержание классного часа:

1. Рассуждение по теме «Что вмещает в себя понятие Россия?»

2. Дискуссия о патриотизме и гражданственности: — Как бы вы объяснили понятие «патриот своей страны»? — Согласны ли Вы с утверждением, что в современной России нет патриотов, остались одни только граждане? Результат классного часа: мини-сочинение «Кто для меня Герой России?».

2 тема «Ценности России» Краткое содержание классного часа:

1. Информационный материал «Ценности России»:

− ценности, раскрывающие духовную сущность личности (человек и его жизнь, здоровье, выбор, мир);

− семейные ценности (семья с ее традициями, родительский дом, родители);

− духовно-нравственные ценности (любовь, добро, благо, совесть, долг, нравственный императив);

− национальные ценности (земля, язык, история, традиции, природное и культурное достояние);

− государственные ценности (Отечество, патриотизм, гражданственность);

− религиозные ценности (Бог, вера, святыни, милосердие, сострадание, воздержание).

2. Выявление патриотов ценностных ориентиров из числа известных школьникам людей.

II блок – «С чего начинается Родина». Воспитание гордости за свою страну и ее культуру осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного села, района, области к судьбе всего своего Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм, ибо любовь к большой Родине - России берет свое начало с любви к отчему краю. Исследуя сущность проблемы, с чего же на самом деле начинается Родина, учащихся собирают информацию, материалы, документы, делают конкретные добрые дела (для ветеранов, инвалидов, престарелых) на основе которых разрабатывают проект [4, с. 201].

В заключение проводится устная презентация, в которой ученики должны раскрыть

Работа над проектом завершается устной презентацией, где обучающиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение предложить собственное решение проблемы, аргументировано давать ответы; рассказать о результатах деятельности по проекту [5, с. 173].

1 тема «Та земля, где ты родился». Краткое содержание классного часа: Посещение краеведческого музея. Виртуальная экскурсия по памятным местам Белгородчины.

2 тема «Трудовая слава поколений». Краткое содержание классного часа: Для проведения классного часа используются биографические материалы и фотографии из личного архива семьи Лыкова И. Г., переданного в дар краеведческому музею Покровской школы женой председателя колхоза Лыковой А. В. в 1998 году.

III блок — «О доблестях, о подвигах, о славе». Особым значением в патриотическом воспитании владеет принадлежность военной истории, когда при соприкосновении с ней будущее поколение сопричастно к подвигу народа, берет пример с ее представителей, учится на примерах жизни предков, отцов.

В ходе проведения классных часов этого блока учащиеся знакомятся с историей малой Родины (родного края, родного села); изучают ратную истории России и Советского союза, истории их Вооружённых Сил; изучают жизнь и подвиги воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества [3, с. 101].

1 тема «Быть гражданином». Краткое содержание классного часа: Ассоциативный ряд понятий «гражданин», «подвиг». Разбор ситуаций на примерах истории из современной жизни: «подвиг гражданский», «подвиг материнский», «подвиг профессиональный», «подвиг воинский», «подвиг мученический».

2 тема «Во славу Отечества». Краткое содержание классного часа: Богатыри — защитники Отечества. Святой благоверный великий князь Александр Невский. Победы Петра Великого. Девиз Суворова «Жизнь Отечеству — честь никому». Бородинское сражение 1812 года. Решение Кутузова. Партизанская война [6, с. 112].

IV блок — «Память пылающих лет». Знакомясь с материалами классных часов этого блока, ученики убеждаются, что во времена Великой Отечественной войны люди совершали массовые героические подвиги во имя Родины, своего народа. Защитники родины – истинные патриоты, и молодежь должна брать с ним пример, равняться на них.

На классном часе ученики размышляют о войне, воинах, героях, описывают, что же такое героизм, мужество. В результате проведения классного часа ученики должны подготовить сообщения и эссе. Детские работы – это результат их исследовательского труда, отражения мнения о прошлом своего народа.

1 тема «Вставай страна огромная». Краткое содержание классного часа: Начало… Подвиг защитников Брестской крепости. Вехи войны. Битва за Москву. Блокадный Ленинград. Сталинградская битва. Курская дуга. Партизанское движение в годы войны. Труженики тыла.

2 тема «Бесценные документы эпохи». Краткое содержание классного часа: Письма с фронта. Фотографии и очерки военных корреспондентов.

Итак, в работе была обоснована актуальность воспитания в детях духовно-нравственных основ, привития патриотизма и гражданственности. На примере МОУ СОШ № 2 города Нерюнгри были показаны особенности реализации программы, состоящей из 4 блоков. Благодаря проведению программы, у учеников растет уровень знания истории, культуры своей родины, традиций русского народа, государственного обустройства России, российской символики, состава и структуры Вооружённых Сил России, порядка прохождения военной службы и защиты рубежей Отечества.  Духовно-нравственная деятельность и поведение обучающихся в повседневной жизни, их активность и сознательность растёт [1, с. 122].


Список литературы

1. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 13-17.
2. Григорович, Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2018. – 480 с.
3. Иванов, Егор Евгеньевич. Классный час как форма духовно-нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 44.03.01 / Е. Е. Иванов. — Лесосибирск : СФУ; ЛПИ — филиал СФУ, 2022.
4. Лагодина, Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Лагодина. – М.: Просвещение, 2016. – 268 с.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: URSS, 2016. – 304 с.
6. Пузанова, С. Ю. Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности / С. Ю. Пузанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5721/ (дата обращения: 23.11.2023).



Расскажите о нас своим друзьям: