Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023
УДК 372.82
Дата публикации 23.03.2023
Требования по подготовке к уроку учителя Закона Божия в методическом наследии педагога дореволюционной школы Афанасия Федоровича Соколова
Комшина Татьяна Игоревна
студентка 2 курса магистратуры кафедры педагогики историко-филологического факультета, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, РФ, г. Москва, komshinat@mail.ru
Аннотация: В данной статье представлена характеристика основных требований к законоучителю относительно особенностей подготовки к проведению урока, отраженные в методических трудах педагога дореволюционной школы А. Ф. Соколова. Положения, рассматриваемые в статье, будут полезны для ознакомления современным учителям, преподающим предмет «Основы православной веры» («Закон Божий») в православных гимназиях и воскресных школах.
Ключевые слова: Закон Божий, Основы православной веры, законоучитель, А. Ф. Соколов, требования к уроку, дореволюционная школа.
2nd year student of the Master's degree of the Department of Pedagogy of the Faculty of History and Philology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, Russia, Moscow
Abstract: This article presents the characteristics of the main requirements for the law teacher regarding the features of preparing for the lesson, reflected in the methodological works of the teacher of the pre-revolutionary school A. F. Sokolov. The provisions discussed in the article will be useful for familiarization of modern teachers teaching the subject "Fundamentals of the Orthodox Faith" ("The Law of God") in Orthodox gymnasiums and Sunday schools.
Keywords: The Law of God, the Foundations of the Orthodox Faith, the teacher of the Law of God, A. F. Sokolov, lesson requirements, pre-revolutionary school.
Комшина Т.И. Требования по подготовке к уроку учителя Закона Божия в методическом наследии педагога дореволюционной школы Афанасия Федоровича Соколова// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/trebovaniya-po-podgotovke-k-uroku-uchitelya-zakona-bozhiya-v-metodicheskom-nasledii-pedagoga-dorevolyutsionnoj-shkoly-afanasiya-fedorovicha-sokolova.html (Дата обращения: 23.03.2023)
В настоящее время особенности преподавания курса «Основы православной веры» в православных гимназиях и воскресных школах Русской Православной Церкви являются предметом пристального изучения многих религиозных исследователей в области педагогики. Рассмотрение проблематики данного направления неизменно отсылает нас к периоду второй половины XIX — начала XX вв., когда произошло становление «Закона Божия» как самостоятельной учебной дисциплины, и наметилась особая потребность в разработке методических рекомендаций и литературы по преподаванию вероучительных дисциплин. Для дополнения и углубления изучения методической базы по предмету «Основы православной веры» особенно важным и значительным является учет и осмысление опыта дореволюционной школы.
Одним из педагогов данного периода, занимавшихся разработкой методической литературы и оставивших ценное методическое наследие, является законоучитель Афанасий Федорович Соколов — наставник Поливановской учительской семинарии города Подольска [4, с. 3], автор учебников и ряда методических пособий, в том числе по преподаванию Закона Божия в народных начальных школах, а также методике начального обучения церковнославянскому языку. Помимо этого А. Ф. Соколов занимался разработкой учебной литературы по методике обучения грамоте и арифметике для начальных народных училищ, руководил временными педагогическими курсами для учителей и учительниц Коломенского (1899 год) [1], Волоколамского (1900 год) [4] и Дмитровского (1901 год) уездов [5].
До настоящего времени личность и труды А. Ф. Соколова в рамках исследовательских работ подробным образом не рассматривались, тем не менее, выдвинутые педагогом положения, имеют большое значение для образовательного процесса, в частности обучения школьников вероучительным дисциплинам, и могут быть применены в современном учебно-воспитательном процессе. В данной статье предметом особого внимания являются требования к законоучителю по подготовке и проведению уроков Закона Божия, предлагаемые Афанасием Федоровичем Соколовым в своих трудах, анализ которых позволил сформировать три ключевых группы: требования к содержанию урока; требования к средствам обучения, используемым на уроке; и требования к изложению материала на уроке. Охарактеризуем каждую из выделенных групп.
1. Требования к содержанию урока.
А. Ф. Соколов придерживался четкого мнения относительно того, что законоучитель должен осуществлять тщательное обдумывание содержания каждого урока. Учителю Закона Божия следует готовиться к своим занятиям основательно, в особенности уделяя внимание проработке содержательного наполнения, выбору способов и последовательности изложения материала. Как отмечал Афанасий Федорович Соколов, данный процесс важен не только для учащихся, но и для самого педагога, поскольку выверенный и предварительно обдуманный ход предстоящего урока позволяет ему чувствовать себя уверенно и не отвлекаться на построение связных высказываний и выражений, что может спровоцировать вынужденные длительные паузы.
Вместе с этим педагог должен избегать перенасыщения урока излишней информацией. Как подчеркивал А. Ф. Соколов, законоучитель, пришедший на занятие без должной к нему подготовки, может злоупотреблять формами отхождения от главной темы урока, привлечением нецелесообразных примеров, неправильной расстановкой значимых акцентов. Поэтому учителю следует тщательно относиться к выбору тех сведений, которые буду озвучены на уроке, отсекая информацию, не имеющую отношение к теме текущего урока [3, с. 351]. В частности данная рекомендация касается занятий по отделу Катехизиса, где существует надобность в точной и преимущественно краткой форме подачи материала, без использования избыточной информации, способной отвести внимание от главных положений изучаемого предмета.
2. Требования к средствам обучения, используемым на уроке.
Для успешного урока, помимо тщательного обдумывания его содержания, законоучителю важно сделать правильный выбор во всем многообразии существующих средств обучения, которые помогут ученикам в усвоении материала и смогут «расположить сердца детей к тому, чтобы у них явилось желание последовать тем выводам, которые даются на уроке» [3, с. 350]. В качестве вспомогательных элементов педагогом могут использоваться яркие, понятные для учащихся примеры и сравнения, а также наглядные пособия.
Одним из видов наглядных средств, которые занимают особое место в методическом наследии А. Ф. Соколова, являются элементы библейской географии [2]. Использование географических сведений библейского периода позволяет законоучителю грамотным образом дополнить содержание уроков по Ветхому и Новому Завету. Библейская география включает в себя описание ветхозаветных и новозаветных географических объектов, в том числе характеристику рельефных, водных, климатических и культурных особенностей местности. Помимо этого привлечение педагогом географических карт в процессе знакомства учащихся более старшего школьного возраста с библейским периодом, позволяют ученикам осуществить сравнение с современной географией, способствуя более четкому осознанию того, что История Ветхого и Нового Завета наполнена реальными событиями.
3. Требования к изложению материала на уроке.
А. Ф. Соколов в наставлении педагогам обозначал важность соблюдения всех особенностей по изложению материала на уроке, предостерегая законоучителей от ошибок в речи со стороны стилистической и грамматической составляющей. Главным образом, педагогу не следует передавать учебную информацию периодами, а ориентироваться на последовательное повествование, поскольку использование периодической речи требует особого усилия для понимания со стороны учащихся, главным образом детей младшего школьного возраста.
Законоучителю необходимо демонстрировать владение выработанной дикцией: отчетливо произносить каждое слово и доступно для детского возраста формулировать фразы. Педагогу важно избегать краткой, сухой и безжизненной формы изложения, которая неспособна заинтересовать ребенка и поспособствовать эффективному достижению поставленной цели обучения.
Законоучителю необходимо развивать навык выразительного рассказа, поскольку данный метод изложения является преимущественным в преподавании вероучительных дисциплин. Рассказ широко применяется на уроках, знакомящих с событиями Священной Истории, с Богослужением и Катехизисом. Занятия по предмету «Закон Божий» должны проходить по следующей схеме: «сперва рассказ, потом прочитывание урока учениками по книге» [3, с. 353]. По мнению Афанасия Федоровича Соколова, нецелесообразным является тот порядок, который может нередко наблюдаться в практике преподавания иных предметов начальной школы, где в ходе урока первостепенно реализуется чтение учащимися учебной книги, а затем — пересказывание ими прочитанной информации. В таком случае у педагога нет потребности в рассказе, его функция заключается лишь в донесении дополнительных сведений, не отраженных в тексте учебника. Задача законоучителя состоит в обеспечении передачи сведений из Закона Божия, главным образом, посредством рассказывания. Вместе с этим, от педагога не требуется добиваться художественной выразительности в своей речи, достаточным будет применение размеренного темпа, в противовес ускоренному, делающего трудным осмысливание информации.
Помимо данных требований по отношению к подготовке законоучителя к каждому уроку, А. Ф. Соколов характеризует ключевые этапы построения урока по предмету «Закон Божий». Рассказ педагога должен подкрепляться ознакомлением учащихся с текстом учебника по рассматриваемой теме. Работу с учебником можно осуществлять двумя способами — в рамках урока, либо же в процессе выполнения детьми домашнего задания. Если рассматривать возможность второго способа, законоучитель должен помнить о существующей проблеме, которая свойственна учащимся младших классов: читая учебник дома, ученики младшего возраста могут допускать ошибки в процессе ознакомления с текстом и неверным образом истолковывать содержание. Поэтому в работе с такими детьми педагогу следует самостоятельно прочитать им страницы из книги в специально отведенное для этого на уроке время, тем самым показав эталонный образец. При необходимости законоучитель может повторить данное действие несколько раз, чтобы окончательно расставить акценты на проблемных словах или высказываниях.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что осмысленное обращение к опыту дореволюционных законоучителей является полезным в контексте подготовки и проведения уроков по вероучительным дисциплинам в современных школах. Следование положениям, выдвинутым А. Ф. Соколовым, касающихся содержания, средств обучения и процесса изложения учебного материала, могут способствовать грамотному и эффективному построению урока.
Список литературы
1. Рябкова, Л. Б. Страницы истории Коломенского земства (конец XIX — 1917 год). — Коломна: Коломенский краеведческий музей, 2005. — 149 с.
2. Соколов, А. Ф. Библейская география: пособие к чтению Библии и изучению Священной Истории. — 2-е изд. — СПб.: Издание Д. Д. Полубояринова, 1892. — 68 с.
3. Соколов, А. Ф. Методика Закона Божия для законоучителей начальных школ / А. Ф. Соколов. — 14-е изд. — М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1915. — 356 с.
4. Отчет о временных педагогических курсах для учителей и учительниц Волоколамского уезда. 1900 г. с 21 июля по 6 августа. / Сост. Руководитель курсов А. Ф. Соколов. — М.: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1901. — 26 с.
5. Отчет о Временных педагогических курсах для учителей и учительниц Дмитровского уезда. 1901 года с 17 июля по 4 августа / Сост. руководитель курсов А.Ф. Соколов. — М.: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1902. — 73 с.