Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 37+159.9

Дата публикации 23.03.2023

Овладение детьми дошкольного возраста элементами чтения: теоретический обзор проблемы

Андрусёва Ирина Владимировна
канд. пед. наук, зав.кафедрой специального (дефектологического) образования, ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», РФ, г. Симферополь, irinandrusyova@yandex.ru
Джелилова Лилия Решатовна
Студент кафедры специального (дефектологического) образования, ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», РФ, г. Симферополь, lilya08112001@gmail.com

Аннотация: В статье рассмотрен актуальный вопрос изучения особенностей овладения элементами чтения детьми с общим недоразвитием речи. Определена проблематика и степень изученности темы. Описаны предпосылки возникновения навыков чтения. Изучены воззрения отечественных учёных-педагогов, психологов, врачей-психиатров, о овладении навыками чтения у детей дошкольного возраста с ОНР. В данной статье описываются особенности овладения элементами чтения детьми с общим недоразвитием речи. Проводится анализ работ ученых, изучавших данную проблему.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, чтение, речевые нарушения, речь.

Features of mastering the elements of reading by children with general speech underdevelopment

Andrusyova Irina Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Special (Defectological) Education, GBOUVO RK "KIPU named after Fevzi Yakubov", Russian Federation, Simferopol
Dzhelilova Lilia Reshatovna
Student of the Department of Special (defectological) Education, GBOUVO RK "KIPU named after Fevzi Yakubov", Russian Federation, Simferopol

Abstract: The article deals with the topical issue of studying the features of mastering the elements of reading by children with general speech underdevelopment. The problems and the degree of study of the topic are determined. The prerequisites for the emergence of reading skills are described. This article describes the features of mastering the elements of reading by children with general speech underdevelopment. The analysis of the works of scientists who have studied this problem is carried out.
Keywords: general underdevelopment of speech, reading, speech disorders, speech

Правильная ссылка на статью
Андрусёва И.В., Джелилова Л.Р. Овладение детьми дошкольного возраста элементами чтения: теоретический обзор проблемы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ovladenie-detmi-doshkolnogo-vozrasta-elementami-chteniya-teoreticheskij-obzor-problemy.html (Дата обращения: 23.03.2023)

Успешное обучение детей в школе во многом зависит от овладения ими навыками чтения. Предпосылки для обучения чтению должны быть заложены еще на дошкольном этапе жизни, чтобы дети заранее могли адаптироваться и подготовиться к образовательному процессу. Важно не только сформировать, но и предупреждать какие-либо нарушения чтения. Особенно важно заранее сформировать этот навык у детей с нарушениями речи в целом, поскольку у этих учащихся есть особенности формирования речевых и неречевых функций и процессов, связанных с овладением чтением.

Цель статьи – рассмотреть особенности формирования предпосылок овладения чтением детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предупреждением нарушений чтения является одним из важнейших направлений теории и практики логопедии. Однако вопрос о методах ранней диагностики нарушений чтения до сих пор остается недостаточно изученным. Важность его изучения связана с результатами исследований, в которых значительна снижена эффективность коррекции при несвоевременном начале ее проведения. Многие исследователи отмечают пластичность детского мозга, его компенсаторные возможности и подчеркивали важность проведения профилактической работы с детьми

Данный вопрос рассматривали многие ученые во все времена и искали пути решения проблемы профилактики нарушения чтения у детей дошкольного возраста с ОНР. Е.С. Воеводина, Л.С. Волкова, Градова, Галина Николаевна, Л. Е. Журова, Ж. И. Журавлева, А. Н. Корнев, Ю. Ю. Лапшина, Т. Б. Филичева, А. Н. Гвоздева, А. Н. Корнев,  Н. С. Старжинская и т. д. уделяют большое внимание исследованию нарушений чтения у младших школьников и отмечают, что дислексия является следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса чтения.

Чтение – одна из наиболее сложных и важных форм человеческой речевой деятельности, выполняющая психологические и социальные функции. В настоящее время чтение считается одной из высших интеллектуальных функций. Как целенаправленная деятельность, она может изменить перспективы, углубить понимание, воссоздать опыт, повлиять на поведение и улучшить личность. Зрительный, речевой, речевой и слуховой анализаторы участвуют в поведении при чтении.

Процесс обучения чтения актуален в наше время, а у детей с речевой патологией, в частности с общим недоразвитием речи. Данный вопрос отражен в работах многих авторов, а именно С. Н. Сазоновой., Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Т. А. Фотековой, Г. В. Чиркиной и многих других [5;6;7].

По своему клиническому составу категория дошкольников с ОНР объединяет различных детей. В зависимости от степени сформированности всех компонентов языковой системы профессор Левина Р.Е. подчеркнула три уровня речевого развития при ОНР, при этом первые два охарактеризовывают глубокое недоразвитие речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются только отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя

В процессе длительного и целенаправленного процесса осуществляется овладение элементами чтения детьми с общим недоразвитием речи. С. Н. Сазонова подчеркивает, что сложность этого процесса обусловлена его неоднородностью: с одной стороны, чтение – процесс непосредственного чувственного познания, а с другой, представляет собой опосредствованное отражение действительности [5].

А. В. Лагутина обращает свое внимание на то, что чтение с самого начала подчинено его основной задаче – пониманию письменного сообщения. Поэтому развитие понимания читаемого в процессе формирования чтения у детей идет в тесной связи с развитием процесса восприятия. В самом начале формирования чтения понимание идет не совместно, а вслед за восприятием; оно возможно лишь на основе длительного анализа и синтеза читаемых слов. Зрительное восприятие графически представленной информации (букв, слогов, слов) является первой операцией чтения. Согласно современным представлениям, внимание рассматривается как общая готовность организма к реагированию на раздражители различных модальностей [3].

Т. А. Фотекова считает, что процессе овладения чтения, ребенок в первую очередь знакомится со зрительными образами букв. Важным условием овладения навыком чтения является запоминание всех букв алфавита и умение узнавать каждую из них [8].

Обобщая мнения многих авторов, Г. M. Криницына установила, что процесс чтения – это процесс перевода информации из одного кода в другой. Мы используем звуковые коды в устных выступлениях. Значение каждого слова кодируется определенной последовательностью определенных звуков. При чтении происходит следующий процесс: знаки графического кода соотносятся с устноречевым кодом, после чего происходит понимание прочитанного. Поэтому визуальное восприятие графем (букв) при чтении должно сопровождаться их переводом в акустический, речедвигательный аналог. Этот процесс является сутью перекодирования при чтении, перевода невербальной информации в вербальную [1].

При овладении чтением ребенок, по мнению Фотековой Т. А., прежде всего знакомится со зрительными образами букв. Запоминание всех букв алфавита и умение узнавать (идентифицировать) каждую из них является обязательным условием овладения навыком чтения [8].

Следующей предпосылкой овладения элементами чтения, по мнению Р.Е. Левиной, достаточное развитие лексико-грамматической стороны речи.   В свою очередь, А. Н. Гвоздева, С. В. Коноваленко, Л. Ф. Спировой, и и др. основными предпосылками для успешного овладения элементами чтения являются:

а) достаточный уровень словарного запаса. Для того чтобы понять, что вы читаете, очень важно познакомить читателя с обсуждаемой темой, развитый кругозор и читательский опыт;

б) у ребенка сформированы представления о морфологическом составе слов и согласовании слов в предложении, и на этой основе у него происходит предвосхищение и понимание содержания [2; 3; 5].

Кроме того, важную роль в овладении чтением играет и развитость фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух звуки человеческой речи. В исследованиях детской речи (Е. Д. Бабина, В. А. Киселёва, О. М. Мошкова) доказано, что фонематический слух развивается на раннем этапе развития, т.е. уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают слова, которые различаются одной фонемой, и адекватно реагируют на них. Однако первичного фонематического слуха, который обеспечивает восприятие чужой речи, недостаточно для овладения чтением и письмом. Необходимо развитие более высокого уровня, на котором ребенок может расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д. Б. Эльконин назвал такое умение фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показывают исследования, не возникают спонтанно, а формируются в результате обучения грамоте на основе первичного фонематического слух

Из вышесказанного можно сделать вывод, что особенностью овладения чтения детей с недоразвитой речью являются сформированность процесса зрительного восприятия, зрительного внимания, формирование процессов кратковременной зрительной памяти, развитие пространственных представлений, развитие речевого словаря и грамматики, а также способность детей отличать звуки речи и на слух, а также способность артикуляционно различать смысловые особенности звуков, то есть иметь представление о фонеме.

 


Список литературы

1. Криницына, Г. М. Коррекция речевых нарушений: учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. М. Криницына. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство Юрайт, Издательство Тюменского государственного университета, 2019. – 147 с.
2. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – Москва : ВЛАДОС, 2013. – 462 с. – (Коррекционная педагогика).
3. Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Москва : ВЛАДОС, 2019. – 703 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
4. Нейропсихологические основы диагностики, коррекции и профилактики нарушений речи у детей : хрестоматия : к модул.-накопит. курсам повышения квалификации / сост. Г. М. Вартапетова. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2013. – 143 с.
5. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей : практ. логопедия / Н. А. Седых. - Донецк : Сталкер, 2018. – 283 с. : ил. – На обл. авт. не указан. Библиогр.: С. 278-279.
6. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. / Л. Ф. Спирова. – М., 2019. – 192 с.
7. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркин. – М.: Издательство «Альфа», 2013. – 87 с.
8. Фотекова, Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / Т. А. Фотекова // Дефектология, 2013. – № 1. – С. 23


Расскажите о нас своим друзьям: