Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 376.37

Дата публикации 27.03.2023

Обзор классификаций заикания (из истории вопроса)

Петроченкова Екатерина Сергеевна
студент направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» Смоленский государственный университет, ilyushhenkova97@bk.ru
Крылова Елена Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Смоленский государственный университет, 30kel01@mail.ru

Аннотация: Заикание является одним из видов нарушений речи, достаточно часто встречающихся среди детей дошкольного возраста. Эффективность коррекционной работы по преодолению данного нарушения во многом определяется его природой. В связи с этим, крайне важным является понимание специалистами причин возникновения заикания и классификации его видов. В статье представлен исторический анализ подходов к классификации заикания с позиции медицинской, логопедической, психологической, нейропсихологической науки. Представленные в статье классификации заикания позволяют проследить динамику формирования основных подходов к пониманию сущности данного речевого нарушения в зарубежной и отечественной науке, начиная с 30-х гг. ХХ в. и до современного этапа.
Ключевые слова: заикание, исторический аспект, классификация заикания, формы заикания.

Overview of classifications of stuttering (from the history of the question)

Petrochenkova Ekaterina Sergeevna
student of the specialty «Special (defectological) education», profile «Speech Therapy» Smolensk State University
Krylova Elena Viktorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology Smolensk State University

Abstract: The article is devoted to the study of the nature of stuttering in different historical periods; various approaches to the classification of stuttering in foreign and domestic science are considered.
Keywords: stuttering, historical aspect, classification of stuttering, forms of stuttering.

Правильная ссылка на статью
Петроченкова Е.С., Крылова Е.В. Обзор классификаций заикания (из истории вопроса) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obzor-klassifikatsij-zaikaniya-iz-istorii-voprosa.html (Дата обращения: 27.03.2023)

Одним из важнейших условий развития детей дошкольного возраста является своевременное и полноценное овладение речью. В настоящее время обнаруживается тенденция к увеличению количества детей, имеющих различные речевые нарушения, что препятствует развитию их высших психических функций, снижает коммуникативные функции, а также затрудняет социальную адаптацию. Одним из наиболее сложных речевых нарушений является заикание. По определению Л.И. Беляковой, заикание представляет собой «нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата» [5, с. 6].

На протяжении длительного времени исследователями предпринимаются попытки классифицировать формы заикания. Важность определения различных видов заикания обуславливается необходимостью разработки эффективных методов коррекции данного речевого нарушения. До настоящего времени сохраняется вариативность подходов в исследовании заикания, а также отсутствует единая классификация данного речевого расстройства.

Впервые попытка классифицировать формы заикания была предпринята A. Alister в 1937 году. В основу данной классификации был положен этиологический принцип. В соответствии с этим, A. Alister были выделены четыре формы заикания: «1) заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи; 2) заикание, связанное с левшеством; 3) заикание по подражанию; 4) заикание, сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами» [6, с. 3].

В этот же период, французские ученые Е. Пишон и С. Борель-Мезонни исследуя природу заикания у детей, пришли к заключению о том, что «заикание является нарушением функции лингвистической реализации и абсолютно не зависит от каких бы то ни было пары мышц, артикуляции или их иннервации» [10, с. 4]. Авторы связывают заикание с органическим поражением центральной нервной системы ребенка и выделяют две его формы: по типу корковой афазии, при которой нарушается внутренняя речь, и по типу подкорковой дизартрии, для которой характерна моторная недостаточность.

В отечественной науке в 40-х гг. ХХ века была представлена классификация, основанная на анатомо-физиологическом признаке разграничения форм заикания. Ее авторы Е.С. Никитина и М.Ф. Брунс указывали на первостепенность нарушений подкорковых механизмов при заикании. Ими были выделены две группы детей: 1) «дети с паллидарным синдромом, у которых отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; 2) дети со стриарным синдромом, которым присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения» [8, с. 3].

В середине ХХ века в науке ведущим стал клинический подход исследовании заикания. Одними из первых в 1959 году клиническую классификацию заикания предложили В.С. Кочергина и Н.А. Власова. Исследователями были выделены четыре группы заикающихся: 1) дети, у которых заикание возникло вследствие неуравновешенности поведения; 2) дети, у которых возникновение заикания усиливало неуравновешенность поведения и вело к появлению черт детской неврозности; 3) дети, у которых заикание возникло на почве неблагоприятных анамнестических данных (наблюдаются нарушения в перинатальном, натальном и постнатальном периодах развития); 4) дети, у которых еще до появления данной речевой патологии наблюдались признаки тяжелого невроза» [3, с. 16]. В.С. Кочергина отмечает, что «затяжной и неблагоприятный тип течения заикания в основном связан с поражением речедвигательных сфер головного мозга различной тяжести и локализации» [3, с. 17]. В связи с этим, исследователями отмечается важность специальных видов дифференцированной логопедической и медицинской коррекции заикания у детей.

Отечественным психиатром В.Н. Мясищевым изучалась клиника неврозов. По результатам исследований, ученый с клинической точки зрения выделил «реактивный невроз» и «невроз развития». При реактивном неврозе заикание возникает вследствие нарушения высшей нервной деятельности и данное нарушение не устраняется. Невроз развития рассматривается В.Н. Мясищевым как образование патологических стереотипов вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

На основе классификации В.Н. Мясищева Л.С. Волковой было предложено выделять две формы заикания: «заикание развития, возникающее на фоне задержанного формирования речи и психических особенностей логопата, и реактивное заикания, в основе которого лежит влияние различных психогенных и соматогенных факторов» [5, с. 153].

Еще одна классификация заикания с клинической точки зрения была предложена Н.М. Асатиани и В.Г. Казаковым. В исследованиях Н.М. Асатиани было установлено, что «определенное число детей и взрослых страдает заиканием в комбинации с психическими нарушениями» [1, с. 575]. Автор выделяет четыре группы лиц, страдающих заиканием: имеющие резидуальные явления органического поражения центральной нервной системы различного генеза; с невротическими расстройствами; имеющие психопатии; с вялопрогредиентной шизофренией.

В 70-е годы ХХ века в отечественной психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств, и наметилась тенденция к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную форму, в основе которых лежат разные патологические механизмы. Путем электрофизиологических исследований Л.И. Беляковой были выявлены различия показателей при заикании невротического происхождения и заикания, возникшего на фоне органического поражения центральной нервной системы.

Наличие неврозоподобной формы исследователи связывали с возникновениями нарушений в перинатальный (токсикоз, угроза выкидыша), натальный (асфиксия во время родов) и постнатальный периоды развития ребенка. Начало заикания приходится на 3-4 год жизни и, как отмечают родители детей, данное речевое нарушение возникает без видимых на то причин. В качестве отличительной черты данной формы заикания Л.И. Белякова считает «нарушение просодического компонента речи: изменения темпа речи (ускоренный, замедленный), голос мало модулирован» [4, с. 44].

У детей, имеющих невротическую форму заикания, не наблюдается ярко выраженных патологий в анамнезе. У заикающихся данной группы наблюдаются отличительные характерологические особенности, а именно робость, обидчивость, впечатлительность, повышенная тревожность, они с трудом адаптируются к новой обстановке. Также у детей наблюдается раннее речевое развитие (первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь к 16-18 месяцам). Пусковым механизмом при возникновении данной формы заикания является острая или хроническая психотравма. Как считает Л.И. Белякова, «патогенным фактором при невротической форме может выступать и наличие двуязычия, так как оно создает психическое напряжение» [4, с. 45].

В настоящее время заикание широко изучается в рамках нейропсихологии. С этой токи зрения особый интерес представляет классификация, предложенная Т.Г. Визель. Исследователем выделяется два вида речевой патологии: органическое и функциональное. Органическая форма появляется вследствие «гибели» определенных структур центральной нервной системы, а также патологических условий их функционирования (например, повышенное внутричерепное давление), эти нарушения возникают при воздействии тератогенных факторов в перинатальный, натальный и постнатальный периоды развития ребенка.

Органическое поражение влечет за собой появление неврологической и нейропсихологической симптоматики, которая проявляется в наличии патологических рефлексов, изменения тонуса артикуляционных мышц, симптомов агнозии и апраксии и т.д. По мнению Т.Г. Визель, «органическое заикание носит стабильный, постоянный характер, степень его тяжести и выраженности примерно одинаковая во всех видах речевого общения» [2, с. 112].

Функциональная форма заикания связана с неустойчивой работой нервной системы ребенка. При данном виде заикания не наблюдается органического поражения центральной нервной системы. Для этой формы заикания характерно волнообразное течение, т.е. наличие качественных «перепадов» в состоянии речи. Речь может быть нормальной, либо сопровождаться сильными судорогами. Как отмечает Т.Г. Визель, «особенно сильно судороги могут проявляться при эмоциональных нагрузках, состояниях сильного возбуждения, осознания своего дефекта» [2, с. 116].

Во многом совпадает со взглядами Т.Г. Визель позиция В.М. Шкловского. В его работах было показано, что причинами заикания следует считать эмоциональный стресс и нарушение деятельности гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса, и что особенности развития симпатико-адреналовой системы определяют возрастную и половую специфичность заикания.

В.М. Шкловским было выделено «заикаподобное расстройство, в основе которого лежит поражение центральной нервной системы вследствие инсульта или черепно-мозговой травмы» [9, с. 77]. Для данного нарушения характерна артикуляционная апраксия – логопат как бы ищет правильную артикуляционную позу, из-за чего возникают запинки. Также В.М. Шкловский выделяет такой тип речевого нарушения, как заикание по подражанию (имитационное заикание).

Выводы: поиск единой позиции относительно классификации форм заикания продолжается в науке на протяжении длительного времени. Первые классификации заикания, разработанные в зарубежной науке, относящиеся к началу ХХ века, основывались на этиологическом принципе. В середине прошлого столетия в отечественными исследователями активно разрабатывался клинический подход, в рамках которого подчеркивалась важность специальных видов дифференцированной логопедической и медицинской коррекции заикания. Исследования отечественных психиатров и психологов позволили выделить клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств при заикании невротического происхождения. Современные исследования направлены на изучение видов заикания с позиции проявления нейропсихологической симптоматики. Рассмотрение заикания с различных позиций позволяет обеспечить комплексный подход в коррекции данного речевого нарушения у детей.

 


Список литературы

1. Асатиани Н.М. Клиническая характеристика взрослых больных с затяжными формами заикания / Н.М. Асатиани, В.Г. Казаков // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1974. – Вып. 4. – С. 574-579.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель. – М.: АСТ, 2021. – 544 с.
3. Власова Н.А. Заикание излечимо / Н.А. Власова, В.С. Кочергина. – М.: Медицина, 1965. – 36 с.
4. Заикание: проблемы теории и практики / под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 184 с.
5. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ICE, 2020. – 712 с.
6. Новикова И.А. Современные теории развития заикания / И.А. Новикова, К.Ю. Кривонкин // Клиническая и специальная психология. – 2022. – Том 11. – № 3. – С. 1–43.
7. Новое в психоневрологии детского возраста: Сборник статей / ред. коллегия: проф. В.Н. Иванов, проф. А.С. Грибоедов, проф. Н.И. Озерецкий и др. – Л., 1935. – 279 с.
8. Фесенко Ю.А. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы / Ю.А. Фесенко, М.И. Лохов // Вестник СПбГУ. Сер. 11. – 2021. – Вып. 3 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-istoriya-i-obzor-sovremennogo-sostoyaniya-problemy (Дата обращения 18.03.2023 г.).
9. Шкловский В.М. Заикание / В.М. Шкловский. – М.: Юрайт, 2023. – 309 с.
10. Е. Pihon et B. Maisonny S., La Begaiment sa nature et son traitement. Paris. Masson, 1937.

Расскажите о нас своим друзьям: