Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 376.42

Дата публикации 27.03.2023

Особенности формирования мотивационной сферы детей с задержкой психического развития в процессе воспитания и обучения

Гришко Екатерина Викторовна
Студент, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»
Анисимова Людмила Сергеевна
Доцент кафедры СДО, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме мотивационной сферы у детей с нормой развития и с задержкой психического развития. В данной статье раскрываются такие понятия, как «мотивационная сфера» и «учебная мотивация», описана специфика особенностей мотивации детей с нормой развития и задержкой психического развития. Освещены основные понятия по проблеме исследования. Обозначены основные возрастные особенности мотивационной сферы обеих групп детей. Теоретически описана роль мотивов в жизни человека.
Ключевые слова: Мотивационная сфера, мотив, дети с задержкой психического развития, учебная мотивация, воспитание, обучение.

Features of the formation of the motivational sphere of children with mental retardation in the process of education and training

Grishko Ekaterina Viktorovna
Student "Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov"
Anisimova Ludmila Sergeevna
Associate Professor of the Department of SDE "Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov"

Abstract: The article is devoted to the current problem of the motivational sphere in children with normal development and mental retardation. This article reveals such concepts as "motivational sphere" and "learning motivation", describes the specific features of the motivation of children with developmental norms and mental retardation. The basic concepts on the research problem are highlighted. The main age features of the motivational sphere of both groups of children are indicated. The role of motives in human life is theoretically described.
Keywords: Motivational sphere, motive, children with mental retardation, educational motivation, education, training.

Правильная ссылка на статью
Гришко Е.В., Анисимова Л.С. Особенности формирования мотивационной сферы детей с задержкой психического развития в процессе воспитания и обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-formirovaniya-motivatsionnoj-sfery-detej-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya-v-protsesse-vospitaniya-i-obucheniya.html (Дата обращения: 27.03.2023)

В современном обществе возрастает актуальность вопроса о воспитании нового подрастающего поколения, что обусловлено резкой сменой ценностей и культурных норм. Как педагоги, так и родители ведут активные поиски новых методик воспитания и обучения. Поэтому особенно остро стоит вопрос о детской мотивации, а так же путях и способах ее оптимизации. Для того что бы разобраться в данной проблеме, необходимо детально изучить терминологическую базу исследования.

Воспитание, в широком смысле этого слова представляет собой целенаправленное воздействие на формирование личности ребенка и ее всестороннее развитие, за счет создания благоприятных условий для данного процесса [1].

С. Соловейчик трактует данное понятие так: воспитание – это своеобразное становление духовной жизни, при котором происходит формирование внутреннего мира ребенка за счет многих факторов, таких как, например, влияние со стороны взрослых, которое может быть как позитивным, так и пагубным, а так же моральных и культурных норм общества, в котором находится личность [2].

Воспитание является целенаправленным процессом, направленным на становление  личности ребенка. Поэтому оно неразрывно связано с таким важным аспектом формирования личностных качеств человека, как мотивация. Мотивационная сфера всесторонней деятельности человека является индикатором определяющим устойчивость, направленность личности, его приоритеты и ценности, а так же отношение индивида к событиям окружающего мира, обществу и к людям.

Проблемой мотивационной сферы занимались такие специалисты, как А.К. Маркова, Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, Л.С. Выготский и д.р. Однако данная проблема все еще остается не до конца изученной и требует существенных теоретических и практических научных доработок [3].

М. Вебер писал, что мотив – это такое основание для совершения того или иного действия, которое индивид определяет адекватным, исходя из личного опыта, культурно моральных норм и ситуации, в которой он находится [4].

Из этого можно прийти к выводу, что мотив это своего рода внутренний «потенциал» деятельности человека, который направлен на удовлетворение потребностей личности и выполнение конкретных задач. В свою очередь сам этот «потенциал», его устойчивость и направленность, определяются личностными качествами человека [5].

Однако, стоит отметить, что мотивы довольно изменчивы. На формирование мотивов могут влиять события не только внутренние, но и внешние. Эта разница особенно прослеживается в процессе взросления личности. Возрастные особенности помогают отслеживать динамику развития мотивационной сферы у детей и подростков с нормой развития, а так же с задержкой психического развития. В наше время количество детей с задержкой психического развития непреклонно растет, что делает проблему исследования особенно актуальной.

Приводя некоторые особенности мотивационной сферы на разных возрастных этапов у обеих групп детей, можно выделить ряд существенных различий между ними. Так, например, в младшем и старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью у обеих групп является игровая деятельность. Однако в старшем дошкольном возрасте у детей с нормой уже появляются предпосылки учебной деятельности, в то время, как у детей с задержкой психического развития такой динамики не наблюдается [6].

Что касается младшего школьного возраста, можно сказать, что у нормотипичных детей ведущей деятельность является учебная. А у детей с задержкой психического развития она остается на уровне дошкольного возраста.

Мотивацию учения детей с ЗПР можно охарактеризовать так – детям данной категории характерны скудность учебной мотивации, мотивы ученика носят примитивный характер и чаще всего направлены на удовлетворение ближайших примитивных потребностей ребенка (еда, сон, отдых). Мотивационные процессы более высокого уровня являются недоступными для детей с ЗПР, вследствие психофизических особенностей их развития [7].

Тем не менее, отмечается, что учебная мотивация у детей с задержкой психического развития не отсутствует полностью, причиной нарушений является неадекватно сформированные мотивы учения.

Так же следует отметить, что нарушение процессов возбуждения и торможения у детей данной категории приводит к резкому понижению учебной мотивации. Данное отклонение от нормы так же обуславливается нарушением такого важного аспекта в обучении, как внимание, у детей с задержкой психического развития оно неустойчиво и ситуативно, что, несомненно, сказывается на качестве восприятия и дальнейшем воспроизведении учебного материала [8].

Все же нельзя говорить, что динамика позитивного развития мотивационной сферы у детей с задержкой психического развития невозможна, так как в отличие от умственной отсталости, диагноз ЗПР может быть снят с ребенка при условии создания благоприятных условий для его гармоничного и всестороннего развития.

Так, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что в действительности мотивационная сфера является необходимым аспектом гармоничного развития личности человека. Мотивы у детей, несомненно, отличаются в зависимости от возраста и психофизиологических особенностей детей. Мотивационная сфера детей с задержкой психического развития имеет существенные отклонения от нормы. В младшем школьном возрасте преобладает игровой мотив, что сильно осложняет процесс воспитания и обучения детей данной категории, в то время, как для детей, не имеющих психофизических дефектов развития характерно преобладание таких ведущих мотивов, как социальный и учебный.


Список литературы

1. Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания – назревшая проблема педагогики // Воспитание школьников. 2019. №2. - 261с.
2. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1982. - 270 с.
3. Бура Л.В, Везетиу В.В. ПРОБЛЕМА СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-struktury-motivatsionnoy-sfery-lichnosti (дата обращения: 20.03.2023).
4. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1990. – 808 с.
5. С.А. Шавель Мотивационная сфера личностной активности // Социологический альманах. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-sfera-lichnostnoy-aktivnosti (дата обращения: 20.03.2023).
6. Литвинова Е.Н, Исследование мотивов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Скиф. 2018. №9 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivov-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 20.03.2023).
7. Проничева И.К. Живая природа / Начальная школа. – 2001. – № 6. – С. 18-23
8. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.:Мысль, 2006. – 158с.

Расскажите о нас своим друзьям: