Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 372.874

Дата публикации 28.03.2023

Исследование уровня развития самовыражения подростков при создании арт-объекта на уроке изобразительного искусства

Бондаренко Ксения Олеговна
студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство», Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень, stud0000227634@study.utmn.ru
Овсянникова Оксана Александровна
канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой искусств, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень, o.a.ovsyannikova@utmn.ru

Аннотация: Статья посвящена разработке и проведению начальной диагностики по теме исследования самовыражения подростков при создании арт-объекта на уроке изобразительного искусства. Проблема изучена недостаточно, нуждается в теоретическом исследовании и практическом внедрении диагностики в учебный процесс. На основе уточненного понятия «способность к самовыражению подростков при создании арт-объекта» формулируются показатели, для каждого показателя разработаны диагностические методы и задания для обучающихся общеобразовательной школы.
Ключевые слова: самовыражение, арт-объект, подростки, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования.

Study of the level of development of self-expression of adolescents when creating an art object in a fine art lesson

Bondarenko Ksenia Olegovna
4th year student of the direction of training "Pedagogical education", profile "Fine arts", Tyumen State University of the Russian Federation, Tyumen
Ovsyannikova Oksana Aleksandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Arts, Tyumen State University, of the Russian Federation, Tyumen

Abstract: The article is devoted to the development and conduct of initial diagnostics on the topic of the development of self-expression in adolescents when creating an art object in a fine art lesson. The problem has not been studied enough, it needs theoretical research and practical implementation of diagnostics in the educational process. Based on the refined concept of "the ability of adolescents to express themselves when creating an art object", indicators are formulated, diagnostic methods and tasks for secondary school students have been developed for each indicator.
Keywords: self-expression, art object, teenagers, diagnostic tools, method of creative tasks, testing method.

Правильная ссылка на статью
Бондаренко К.О., Овсянникова О.А. Исследование уровня развития самовыражения подростков при создании арт-объекта на уроке изобразительного искусства // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-urovnya-razvitiya-samovyrazheniya-podrostkov-pri-sozdanii-art-obekta-na-uroke-izobrazitelnogo-iskusstva.html (Дата обращения: 28.03.2023)

Постановка проблемы.

Школьная программа по изобразительному искусству нацелена на формирование эмоционально целостного восприятия искусства, развития способности ориентироваться в мире современной художественной культуры, развития самовыражения. Но часто современные подростки не заинтересованы в изучении искусства по причине отсутствия в школьной программе тем, отражающих современные тенденции развития изобразительного искусства (цифровое искусство, арт-объекты и др.). В образовательном процессе необходимо ориентироваться на то, что интересует учеников, формируя через самовыражение в искусстве художественные навыки и духовно-нравственные ценности. Современное искусство все чаще встречается в информационном поле подростков за счёт обсуждения популярных произведений блогерами. Арт-объекты зачастую становятся предметом интереса школьников, в качестве локации для фото. Необходимо донести до подростков, что арт-объект, это не только яркий визуальный образ, но и смысловая составляющая, художественный замысел, способ самовыражения. Проблему самовыражения подрастающего поколения затрагивали многие учёные: Абульханова-Славская К. А., Гладилина В. И., Зинченко Е. В., Шкуратова И. П.  [1], [4], [5], [6]. Они писали о связи самовыражения и творческой деятельности. Однако никто из вышеперечисленных учёных не рассматривал проблему разработки диагностического инструментария по исследованию уровня самовыражения у подростков при создании арт-объекта на уроках изобразительного искусства.

Изложение основного материала исследования.

В энциклопедическом словаре педагога «Основы духовной культуры» Безруковой В. С. приводится следующее определение самовыражения: «это внешняя актуализация (через слово, действие) внутреннего состояния человека, не ограниченная никакими условиями или обходящая и даже игнорирующая их» [3, с. 692]. Таким образом, личность выражает себя в процессе деятельности: в искусстве, учении, спорте, социальных связей, общественно- полезном труде. Также стоит отметить, что самовыражения через искусство обладает терапевтическим эффектом. Многие художники, писатели и музыканты, создавая свои произведения, рефлексируют над своей жизнью и жизнью общества. Человеку необходимо самовыражение. Манера общения, темы, которые он поднимает, музыка, которую он слушает, книги, которые он читает, отражают его внутреннее «Я». Его достижения в учёбе, работе, общественной жизни также являются продуктом самовыражения.

В словаре современного искусства представлено следующее определение арт-объекта – «это произведение искусства, которое находится на стыке разных его видов: между скульптурой, живописью, ДПИ и дизайном. Арт-объект в отличие от дизайнерских работ не является утилитарным предметом, а рассчитан, прежде всего, на эмоциональную реакцию зрителя; передает творческую идею создателя путем визуального взаимодействия с публикой» [2]. Относительно искусства понятие «арт-объект» появилось совсем недавно. Основателем этого понятия стал Марсель Дюшан со своей известной работой «Фонтан Дюшана». Однако с того времени понятие арт-объекта очень изменилось, это больше не предмет утилитарного искусства, на данном этапе развития арт-объект рассчитан, прежде всего, на эмоциональную реакцию зрителя, передачу творческой идеи создателя путём визуального взаимодействия с публикой. Арт-объект постоянно эволюционирующая форма искусства, обладающая огромным потенциалом, открытая для изучения. Проанализировав понятия «самовыражение», «арт-объект», можно сформулировать ключевое понятие данной работы. Способность к самовыражению через создание арт-объекта мы понимаем как способность подростков выражать свои идеи, мысли, чувства через художественный образ в ходе восприятия и создания арт-объекта.

В соответствии с темой и целью исследования была разработана и проведена диагностика по изучению уровня развития самовыражения у подростков при создании арт-объекта на уроке изобразительного искусства.

Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №70 города Тюмени имени Великой Победы». В исследовании приняли участие обучающиеся седьмого класса общеобразовательной школы в количестве двадцати девяти человек.

Основой для определения показателей развития самовыражения при создании арт-объекта у подростков на уроках изобразительного искусства стала формулировка основного понятия, а также степень получения знаний, художественных умений и навыков, которые соответствуют возрастным особенностям подростков и отражены в ФГОС для общеобразовательных учреждений.

На основе содержания определения понятия «способность к самовыражению через создание арт-объекта», - были выделены следующие показатели:

•        знания в области современного искусства, понимание, что такое арт-объект;

•        способность выражать свои идеи, мысли, чувства при создании арт-объекта.

Критерий, показатели, диагностические методы исследования данного качества у подростков отражены в таблице 1.

Таблица 1. Критерий, показатели, диагностические методы по определению уровня развития самовыражения обучающихся при создании арт-объекта на уроках изобразительного искусства.

Критерий

Способность к самовыражению через создание арт объекта - это способность подростков выражать свои идеи, мысли, чувства через художественный образ в ходе восприятия и создания арт-объекта.

Показатели

Знания в области современного искусства, понимание, что такое арт-объект

Способность подростков выражать свои идеи, мысли, чувства при создании арт-объекта

Диагностические методы

Тестирование

Творческое задание

Первое диагностическое задание было направлено на выявление уровня развития показателя «знания в области современного искусства, понимание, что такое арт-объект». Для выявления результатов применялся диагностический метод тестирование. Подросткам были предложены следующие вопросы теста.

1. Выберете, что из представленного, можно отнести к арт-объектам. Что общего у выбранных вами вариантов? (развернутый ответ)

  • Shigeru Uchida «I can’t give you anything but love»
  • Григорий Панкратов, без названия
  • Florentijn Hofman «Sunbathing hare»
  • Марина Абрамович «Энергия покоя»

2. Выберете, какие из данных признаков относятся к арт-объекту? (ответов может быть несколько)

  • Создается из готовых материалов
  • Находится на стыке искусств
  • Основным выразительным средством является цвет
  • Рассчитан на эмоциональную реакцию зрителя
  • Является частью театрального искусства

3. Предположите, какую идею закладывал художник в данный арт- объект (развернутый ответ)

4. Какие арт-объекты вы знаете в нашем городе, мире (развернутый ответ)

5. Опишите, какие эмоции у вас вызывают те арт-объекты, с которыми вы знакомы (развернутый ответ).

В ходе диагностики были установлены уровни «высокий, средний и низкий».

Высокий уровень (3 балла) - обучающийся продемонстрировал высокий уровень знаний в области современного искусства, понимания того, что такое арт-объект: подросток выбрал два верных фото арт-объектов, аргументировали свой выбор; учащийся верно выбрал оба признака, относящихся к арт-объекту; правильно определил, какую идею заложил художник в арт-объект; подросток смог назвать известные ему арт-объекты; описать свои эмоции, вызванные известными ему арт-объектами.

Средний уровень (2 балла) обучающийся продемонстрировал средний уровень знаний в области современного искусства, понимания того, что такое арт-объект: подросток выбрал одно фото арт-объекта, аргументировал свой выбор; выбрал лишь один верный признак, относящийся к арт-объекту; подросток не до конца верно определил, какую идею заложил художник в арт-объект; не смог назвать известные ему арт-объекты; подросток не смог описать свои эмоции, вызванные известными ему арт-объектами.

Низкий уровень (1 балл) обучающийся продемонстрировал низкий уровень знаний в области современного искусства, понимания того, что такое арт-объект: подросток не смог выбрать фото арт-объектов или выбрал не верные, не смог аргументировать свой выбор; обучающийся не смог выбрать верные признаки, относящиеся к арт-объекту; не верно определил (или не дал ответ), какую идею заложил художник в арт-объект; не смог назвать известные ему арт-объекты; подросток не смог описать свои эмоции, вызванные известными ему арт-объектами.

При прохождении тестирования обучающиеся столкнулись с трудностями при выборе фотографий арт-объектов. Так же трудности возникли при написании развернутых ответов, ученикам было сложно формулировать мысли, рассуждать о современном искусстве.

Большинство обучающихся не смогли верно определить замысел арт-объекта, заложенный художником, не смогли назвать известные им арт-объекты и описать чувства, испытанные по отношению к ним. Из этого можно сделать вывод, что обучающиеся имеют низкий уровень знаний в области современного искусства и понимания, что такое арт-объект.

Второе диагностическое задание было направлено на выявление показателя «способность подростков выражать свои идеи, мысли, чувства при создании арт-объекта». Применяемый диагностический метод - творческое задание. Задание формулировалось следующим образом: опишите идею вашего будущего арт-объекта. Какую мысль вы хотите выразить этим арт-объектом? Какие чувства и эмоции ваш арт-объект должен вызывать у зрителя? (развернутый ответ). Создайте эскиз вашего будущего арт-объекта (отобразите в эскизе идею, замысел, эмоцию, описанные вами ранее). По данному показателю были определены следующие уровни.

Высокий уровень (3 балла) обучающийся в развернутой форме описал идею своего арт-объекта; в полном объеме раскрыл замысел арт-объекта; описал чувства и эмоции, которые должен вызывать данный арт-объект у зрителя; создал детализированный эскиз арт-объекта, отображающий идею и замысел; эскиз арт-объекта смог вызывать (описанный ранее) чувственный и эмоциональный отклик.

Средний уровень (2 балла) обучающийся кратко описал идею своего арт-объекта; кратко раскрыл замысел своего арт-объекта; не смог в полной мере описать чувства и эмоции, которые должен вызывать данный арт-объект у зрителя; создал недостаточно детализированный эскиз арт-объекта, не отображающий идею и замысел; эскиз арт-объекта не смог вызывать (описанный ранее) чувственный и эмоциональный отклик.

Низкий уровень (1 балл) обучающийся не смог описать идею своего арт-объекта; не смог раскрыть замысел своего арт-объекта; не смог описать чувства и эмоции, которые должен вызывать данный арт-объект у зрителя; не смог создать детализированный эскиз арт-объекта, отображающий идею и замысел; эскиз арт-объекта не смог вызывать (описанный ранее) чувственный и эмоциональный отклик.

В ходе выполнения данного задания у нескольких подростков возникли вопросы, связанные с заданием, примерно половина учащихся справилась с работой на среднем уровне выполнения задания.

Результаты диагностики по второму заданию показали, что обучающиеся испытывают трудности при описании идеи своего арт-объекта, раскрытии замысла и описания эмоций и чувств. Так же возникли трудности на этапе создания эскиза, у большинства учеников эскиз не отображал идею и замысел, а также подростки не смоги в полной мере выразить чувственный и эмоциональный отклик.

После проведенной рефлексии, обучающиеся поделились своими эмоциями: они были обеспокоены тем, что не смогли придумать свой арт-объект и создать эскиз. Несмотря на то, что творческое задание учащимся далось достаточно сложно, они отметили, что им интересно будет изучить данную тему.

В ходе диагностики были достигнуты следующие результаты. По первому показателю «знания в области современного искусства, понимание, что такое арт-объект» высокий уровень выявился у 3,4 % респондентов (1 человека), средний - у 44,8% (13 человек) и низкий уровень у 51,8% (15 человек).

По второму показателю «способность подростков выражать свои идеи, мысли, чувства при создании арт-объекта» высокий уровень развитости показателя был выявлен у 13,8% школьников (4 человека), средний – у 44,8% подростков (13 человек), низкий уровень обнаружился у 41,4% школьников (12 человек).

Выводы. На основании данных результатов можно сказать, что показатели исследуемого качества обучающихся находятся на среднем и низком уровнях. В связи с этим можно сформулировать следующие задачи:

  • необходимо дать обучающимся основы знаний в области современного искусства, понимания, что такое арт-объект;
  • необходимо совершенствовать способность к самовыражению при создании арт-объекта, используя эффективные методы, адекватные развиваемому качеству и соотносимые с процессом создания арт-объекта (беседа, метод анализа художественного произведения, метод эскизов, метод макетирования, метод создания творческой работы).

Поставленные задачи будут осуществляться в ходе выполнения развивающих заданий на занятиях по изобразительному искусству.


Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни // К. А. Абульханова-Славская. — М. : Мысль, 1991. С. 53-160.
2. Арт-словарь Sinara Art Gallery. // Екатеринбуржская галерея современного искусства URL: https://sinara-center.com/gallery/art-slovar/ (дата обращения: 10.10.2022)
3. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). 2000. – 959 с.
4. Гладилина В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка: дисс. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2008. – 204 с.
5. Зинченко Е.В. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами: автореф. Дисс. канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2000. – 23 с.
6. Шкуратова И. П. Самовыражение личности в общении // Психология личности / Под ред. П. Н. Ермакова и В. А. Лабунской. – М.: ЭКСМО, 2007. – С. 241-265.

Расскажите о нас своим друзьям: