Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 159.9

Дата публикации 28.03.2023

Личностные корреляты статусов эго-идентичности в юношеском возрасте

Ермолова Екатерина Олеговна
канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, shamka05@mail.ru

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи между личностными чертами и статусами эго-идентичности личности в юношеском возрасте. Указаны ключевые имена и фамилии ученых, заложивших основу в понимании и разработке понятия «эго-идентичность». Подчеркнута значимость изучения кризиса эго-идентичности в юношеском возрасте, как решающем этапе социализации. В заключение работы сделаны выводы относительно выделенных личностных коррелят для разных статусов эго-идентичности.
Ключевые слова: идентичность, статусы эго-идентичности, кризис идентичности, личностные корреляты, личностные черты, юношеский возраст, развитие.

Personal correlates of ego-identity statuses in adolescence

Ermolova Ekaterina Olegovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate professor of the Department of general psychology and history of psychology, Novosibirsk State Pedagogical University

Abstract: The article presents the results of the empirical study aimed at identifying the correlation between personality traits and ego-identity statuses of a person in adolescence. The key names and surnames of scientists who laid the foundation for understanding and developing the concept of "ego-identity" are indicated. The importance of studying the crisis of ego-identity in adolescence, as a decisive stage of socialization, is emphasized. At the end of the work, conclusions are drawn regarding the identified personal correlates for the different statuses of ego-identity.
Keywords: identity, ego-identity statuses, identity crisis, personality correlates, personality traits, adolescence, development.

Правильная ссылка на статью
Ермолова Е.О. Личностные корреляты статусов эго-идентичности в юношеском возрасте // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/lichnostnye-korrelyaty-statusov-ego-identichnosti-v-yunosheskom-vozraste.html (Дата обращения: 28.03.2023)

Проблема идентичности личности не теряет своей актуальности вот уже на протяжение более чем полвека. Постоянно меняющейся мир, с его процессами глобализации и индивидуализации, в каждом десятилетии предъявляет все новые и новые требования, к личностным особенностям человека. Позитивное прохождения кризиса идентичности необходимо для формирования зрелой позиции личности и перехода на новый уровень отношения к самому себе, близким и обществу в целом, поиска своего места в жизни; для формирования социальных ролей, адекватных культурным традициям, требованиям и ожиданиям общества. При успешном прохождении кризиса формируется устойчивая эго-идентичность, в следствие чего, личность хорошо персонифицирует себя и интегрирует свои роли в социуме. В случае не благоприятного прохождения кризиса формируется диффузная, спутанная идентичность, при которой отсутствует ощущение целостности и связности происходящего, что приводит к сложностям в личностном и профессиональном самоопределении: при выборе профессии, постановке цели и решении производственных задач, построении интимных отношений, выборе спутника жизни и принятии решения о рождении детей и т.д.

Таким образом, изучение личностных черт, склонностей и интересов и т.д. во взаимосвязи со статусами эго-идентичности личности, актуализируется каждый раз заново, когда наблюдается смена общественной парадигмы и возникает «новый тип личности» [4], который сосуществует со «старым» еще на протяжении некоторого времени.

Появление в психологии понятия идентичности чаще всего связывают с именем Э. Эриксона [6], изложившего свои идеи в работах: «Детство и общество» (1950), «Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование» (1958), «Идентичность. Юность и кризис» (1967). Его последователь Дж. Марсиа [8] разработал теорию статусов идентичности, и выделил 4 статуса: достигнутая идентичность, предрешенная идентичность, мораторий и диффузная идентичность. Также исследованию данного феномена посвящены работы ряда зарубежных ученых: Г.Х. Мид (1934), Г. Саливан (1953), А.С. Ватермана (1985), Г. Амонн (1995) и др.

В отечественной психологии изучением проблемы эго-идентичности и кризиса идентичности занимались В.С. Агеев (1990), О.Л. Романова (1994), Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева (2002 - 2007), Е.Л. Солдатова (2006, 2007) и др. Взяв за основу модель Дж. Марсиа, Е.Л. Солдатова [3] выделила три статуса эго-идентичности: достигнутая идентичность, спутанная и предрешенная. Именно на данную модель эго-идентичности опирается автор.

Согласно мнению ученых [2, 6, 7], кульминацией в формировании эго-идентичности выступает юношеский возраст. Именно на стыке детства и взрослости, перед молодым человеком остро встает вопрос об интеграции двух модальностей в развитии личности: «быть» и «делать», которые являются условием дальнейшего конструктивного выстраивания отношения с самим собой и миром. Среди других задач развития в юности большое место отводится обретению психосексуальной идентичности; профессиональному самоопределению; развитию готовности личности к жизненному самоопределению [5]; развитию рефлексии; осознанию собственной индивидуальности и ее свойств; появлению жизненного плана; настрою на сознательное планирование собственной будущей жизни и т.д.  Юношеский возраст имеет решающее значение в развитии личности, накладывая отпечаток на дальнейший жизненный путь [1].

Методология и методика исследования базируются как на теоретических (анализ, синтез, обобщение), так и на эмпирических (тестирование) методах исследования. Банк диагностических методик составили: 16 факторный опросник Р. Кеттелла (в адаптации Г.А. Шмелева, В.И. Похилько, А.С. Соловейчика); опросник объективного измерения статуса эго-идентичности (OMEIS-R Дж. Адамса) – русская версия Т.А. Гаврилова и Е.В. Глушак; тест статусов и структуры эго-идентичности (СЭИ-тест) Е.Л. Солдатовой. Базой исследования выступил ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». Выборку составили студенты, учащиеся 1 и 2 курса факультета психологии в возрасте 17-22 лет, в количестве 123 человек.

С целью выявления взаимосвязи между личностными особенностями и статусами эго-идентичности в юношеском возрасте в качестве метода статистической обработки был использован корреляционный анализ по методу ранговой корреляции (rs) Спирмена. Обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы «SPSS». На рисунке 1 представлена корреляционная плеяда, отражающая значимые взаимосвязи между показателями переменных диагностирующих методик. В результате, было выявлено 31 значимая взаимосвязь, из них 14 положительных и 17 отрицательных; 1 связь на 1% и 30 на 5% уровне значимости.

Рисунок 1. Корреляционная плеяда показателей личностных черт и эго-идентичность в юношеском возрасте

Примечание:

1 - знаком * отмечены достоверные различия показателей испытуемых: *** - высокий уровень значимости (p ≤ 0,001); ** - средний уровень значимости (p ≤ 0,01); * - низкий уровень значимости (p ≤ 0,05); -------- - обозначены обратно пропорциональные взаимосвязи; ___-  обозначены прямо пропорциональные взаимосвязи;

2 - Факторы: «С» – эмоциональная нестабильность – эмоциональная устойчивость; «F» – сдержанность – экспрессивность; «H» – робость – смелость; «L» – открытость – подозрительность; «О» – спокойствие – тревожность «Q3» - уровень самоконтроля; «Q4» - нефрустрированность (расслабленность) – фрустрированность (напряженность); «F1» – тревога.

3 – Эго-идентичность: ТС - Ответственность за выбор или Творческая сила развития; СЭ - Самодостаточность или Сила ЭГО; ЭЗ - Эмоциональная зрелость; ПН - Принятие настоящего; СС - Соответствие себе; ОП – Общий показатель. 4 – Эго-идентичность: МИ – Мораторий идентичности.

 

Результаты матрицы интеркорреляций и данных плеяды позволяют выделить значимые личностные корреляты статусов эго-идентичности в юношеском возрасте:

коррелятами автономного статуса идентичности личности выступают переменная фактора «С – эмоциональная устойчивость» (rs=0,417, при p≤0,05), переменная фактора «ТС – ответственность за выбор или творческая сила развития» (rs=0,320, при p≤0,05), переменная фактора «L – открытость» (rs=-0,322, при p≤0,05) и переменная фактора «Q4 – нефрустрированность (расслабленность)» (rs=-0,313, при p≤0,05). Переменная фактора «F1 – Тревога» дает отрицательную корреляцию с показателями переменных «ТС – ответственность за выбор – автономная идентичность» (rs=-0,443 при p≤0,01).

коррелятами диффузного статуса идентичности личности являются на высоком уровне значимости, при p=0,001 переменная фактора «F1 – Тревога» (rs =0,539); переменная фактора «О – тревожность» (rs=0,470, при p≤0,01), переменная фактора «Q4 – фрустрированность (напряженность)» (rs=0,395, при p≤0,01), переменная фактора «ЭЗ – эмоциональная зрелость» (rs=0,375, при p≤0,01); переменная фактора «С – эмоциональная нестабильность – эмоциональная устойчивость» показывает отрицательную корреляцию с показателями переменных «ТС – ответственность за выбор или творческая сила развития – диффузная идентичность» (rs=-0,341, при p≤0,01) и «ЭЗ - эмоциональная зрелость – диффузная идентичность» (rs=-0,356, при p≤0,01); переменная фактора «F – сдержанность – экспрессивность» (rs=-0,304, при p≤0,01), «Н – робость – смелость» (rs =-0,335, при p≤0,01), «О – спокойствие – тревожность» (rs=-0,311, при p≤0,01).

– коррелятом предрешенного статуса идентичности личности выступает только одна переменная фактора «О – тревожность» (rs=0,311, при p≤0,01). Это говорит о том, что при предрешенном статусе идентичности индивиду свойственны находиться в тревожном состоянии.

– коррелятом моратория кризиса идентичности личности является только одна переменная фактора «С – эмоциональная нестабильность» (rs=-0,309, при p≤0,01).

Анализ результатов исследования позволяет качественно описать личностные особенности юношей и девушек с разными статусами эго-идентичности:

при автономной идентичности личность юношеского возраста эмоционально устойчива. Ей свойственна рассудительность, эмоциональная осознанность, устойчивость в проявлении своих интересов; такая личность берет ответственность за свою жизнь и жизнь других людей, способна внутренне контролировать эмоции и регулировать свое поведение. Снижению автономной идентичности в юности будут способствовать осторожность и независимость в социальном поведении, напряжение, эмоциональная взвинченность, а также тревога.

при диффузной идентичности наиболее значимым свойством личности юношеского возраста выступает тревога. Такой юноша или девушка проявляют неспособность в принятии ответственности за свой выбор и как следствие принятии решений; любого рода стрессы приводят личность к внутренней напряженности и фрустрированности; личность оказывается эмоционально не зрелой, с трудом контролирует аффекты; с трудом ориентируется в социальном времени и не принимает себя во всем многообразии своего внутреннего мира. В меньшей степени статус диффузной идентичности будет проявлен у юношей и девушек при наличии в их личностном профиле эмоциональной устойчивости, жизнерадостности, социальной смелости и спокойствие.

Для качественного описания личности с предрешенным статусом эго-идентичности и моратория эго-идентичности в юношеском возрасте, следует констатировать недостаток полученных эмпирических данных, что востребует дальнейшего проведения исследования с расширением диагностического инструментария и выборки. Можно только отметить, что при выраженном предрешенном статусе эго-идентичности личности свойственна тревога, как свойство; а при моратории кризиса идентичности, личность чаще всего находится в эмоционально нестабильном состоянии.

Таким образом, обобщая результаты исследования можно прийти к выводу о том, что юношеский возраст является важным периодом развития личности, так как включает в себя период переживания кризиса идентичности. При благоприятном течение кризиса и достижении автономии в эго-идентичности, центральным психологическим приобретением для юноши становится открытие своего внутреннего мира, своей позиции. Опасность этой стадии проявляется в диффузии эго-идентичности, что неминуемо связанно с неуверенностью в половой, ролевой, этнической и т.д. идентичностью.


Список литературы

1. Ермолова Е. О., Тютюникова Н. В. Динамика становления самоотношения в онтогенезе // Развитие человека в современном мире. 2021. № 4. С. 7-20.
2. Ермолова Е. О., Черноброва Д. Д. Взаимосвязь чувства привязанности и эго-идентичности в юношеском возрасте // Развитие человека в современном мире. 2021. № 2. С. 48-55.
3. Солдатова Е. Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии. 2006. №5. С. 74-84.
4. Шамшикова Е. О., Петровская Т. Ю. К вопросу о взаимосвязи частоты нарушения границ «Я», степени выраженности нарциссических черт личности и статусе ее идентичности // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2 (19). С. 259-265.
5. Шамшикова Е. О., Шамшикова О. А., Рехлова А. И. взаимосвязь психологических границ и статусов эго-идентичности у однополых близнецов // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 184-189.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризисы: пер. с англ. / М.: Прогресс, 1996. 344 с.
7. Hoge D., McCarthy J. Influence of individual and group identity salience in the global self-esteem of youth [Электронный ресурс] // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 47 (2). P. 403–414. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/6481618/ (дата обращения: 15.11.2021). DOI: 10.1037//0022-3514.47.2.403
8. Marcia J. E. Identity and psychosocial development in adulthood // An International Journal of Theory and Research. 2002. N2. P. 7-28. DOI: 10.1207/S1532706XID0201_02

Расскажите о нас своим друзьям: