Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 37

Дата публикации 28.03.2023

Применение фильма на продвинутом этапе изучения языков

Хасанов Навруз Баротович
Доктор педагогических наук, и.о. профессора, кафедра “Организация работы с молодежью и развития русского языка”, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика Navruz_1960@mail.ru
Кадралиева Жамал Идрисовна
и.о. доцента кафедры “Современных языков” Международный университет Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика, kadralievazamal@gmail.com

Аннотация: Цель исследования – раскрыть особенности проведения занятий применением видоматериала. В статье приводятся педагогические условия, помогающие повышению эффективности занятия. В исследовании выделены и охарактеризованы этапы подготовки студентов к восприятию видеоматериалов на русском языке, требования, которым должен отвечать фильм. Видео по сравнению с другими средствами обучения имеет такие преимущества: большая информативность, яркость и выразительность зрительно-слуховых образов, динамизм зрительного ряда. В своей работе авторы применили методы: поиск нужной информации по данной теме в научной, учебной, методической литературе по специальности студентов; обработка и обобщение собственного опыта работы по обучению студентов русскому языку, а также анализ и систематизация полученных результатов.
Ключевые слова: видеоматериалы, поурочный балл, фильм, диалог, упражнения, усвоение материала, разговорная речь, лексика, ситуация

Application of the film at an advanced stage of language learning

Khasanov Navruz Barotovich
Doctor of Pedagogical Sciences, Acting professors department “Organization of work with youth and development of the Russian language” Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakova, Bishkek, Kyrgyz Republic
Kadralieva Zhamal Idrisovna
and about. Associate Professor of the Department of Modern Languages, International University of the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyz Republic

Abstract: The purpose of the study is to reveal the features of conducting classes in the practical course of the Russian language using visual material. The article provides pedagogical conditions that help increase the effectiveness of the lesson. The study identifies and characterizes the stages of preparing students for the perception of video materials in Russian, the requirements that a film must meet. Video compared to other teaching aids has the following advantages: greater information content, brightness and expressiveness of visual-auditory images, dynamism of the visual range. In the study, the authors used the following methods: search for the necessary information on this topic in the scientific, educational, methodological literature on the specialty of students; processing and generalization of their own experience in teaching students the Russian language, as well as analysis and systematization of the results.
Keywords: video materials, lesson score, film, dialogue, exercises, assimilation of material, colloquial speech, vocabulary, situation

Правильная ссылка на статью
Хасанов Н.Б., Кадралиева Ж.И. Применение фильма на продвинутом этапе изучения языков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/primenenie-filma-na-prodvinutom-etape-izucheniya-yazykov.html (Дата обращения: 28.03.2023)

Обращение на уроках русского языка к киноискусству – известный вид работы. Но на современном уроке использование видеоматериалов находит все большее применение. Это учебные фильмы, экранизация художественных произведений, отрывки из мультипликационных фильмов, видеоматериалы, созданные самими учащимися, отрывки из телеспектаклей и др. Эти “аудиовизуальные средства обучения имеют немалый образовательный, развивающий и воспитательный потенциал” [9].

Использование фильмов как приема обучения языку позволяет учащимся “ознакомиться с образцами речи носителя языка в живой ситуации общения, может помочь создать хорошую базу для решения определенных коммуникативных задач” [3].

Наряду со многими техническими средствами, применяемыми на уроках русского языка, особое место занимает фильм.

Исследования ученых подтверждают, что “90 % информации человек воспринимает через зрение” [11].

К вопросу использования видеоматериалов на занятиях обращались такие ученые, как Айвазова В. В. [1], Алейникова М. И. [2], Глебова Н. Н. [4], Кряхтунова О.В. [5], Мазенцева Е. А. [6], Михалева Л. В. [7], Сорокина Н. И. [8], Харитонова И. В. [10] и другие.

Наш опыт показывает, что на уроках с фильмом ученики легче усваивают слова, быстрее воспринимают интонацию, звуки и языковые конструкции. Демонстрация фильма требует от ученика соответствующего темпа работы, а постоянно сменяющиеся кинокадры с различными ситуациями вызывают у учеников интерес.

Занятия с использованием фильмов занимательны и эффективны, они повышают активность студентов, способствуют выработке прочных навыков и умений устной разговорной речи. Практика показывает, что для эффективного применения фильмов на занятиях необходимо, чтобы фильм отвечал следующим требованиям:

  1. Для того чтобы звуковые, интонационно-ритмические особенности изучаемых языковых конструкций были правильно восприняты студентами, звуковой текст фильма должен быть безукоризненным с его аудиальной стороны.
  2. Фабула фильма должна тематически соответствовать программным требованиям обучения.
  3. Необходимо, чтобы учебные фильмы содержали определенную систему грамматических упражнений, а также строго отобранный лексический материал.
  4. Сюжет фильма должен быть увлекательным, заключать в себе интересные события и ситуации, насыщенные рядом естественных диалогов.
  5. Учебный фильм должен содержать не только материал дидактического характера, но и такой материал, который позволил бы успешно решать воспитательную задачу.

В начале занятия с показом фильма преподаватель ясно и четко формулирует тему такого занятия и ставит перед студентами цель, к реализации которой нужно последовательно стремиться на протяжении всего занятия. Разумеется, очень важно учесть и воспитательную цель занятия.

Если преподаватель сочтет нужным ввести новую лексику перед демонстрацией фильма, то сделать это нужно при помощи соответствующих наглядных пособий. В качестве таких пособий можно использовать картины, предметы, рисунки и т.д.

Все этапы работы с фильмом должны быть подчинены усвоению темы и достижению цели занятия. Очень важно правильно распределить время между отдельными частями занятия и использовать его рационально. Большую часть времени нужно уделить разговорным упражнениям. Грамматический материал усваивается и закрепляется вместе с разговорными упражнениями. Очень важными для выработки прочных навыков устной речи являются тренировочные упражнения и упражнения на закрепление. К таким упражнениям можно отвести около 1/3 урока. При выполнении упражнений на составление вопросительных предложений особое внимание следует уделить интонации, а также выработке навыков произношения звуков, которых нет в родном языке.

«При использовании видеофильмов на уроках развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что студенту будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию» [5, 6-7]

На начальной стадии занятия для создания проблемной ситуации или прогнозирования темы даже на уроках русского языка можно использовать видеофрагменты [11].

Принимая во внимание эти методические предпосылки, план занятия с показом фильма может быть составлен следующим образом:

  1. Проверка домашнего задания;
  2. Вступительная беседа;
  3. Демонстрация фильма;
  4. Объяснение новых слов и употребление их в устной и письменной речи;
  5. Повторная демонстрация фильма;
  6. Тренировочные упражнения;
  7. Демонстрация фильма без звуковой записи с одновременным составлением вопросов и ответов;
  8. Задание на дом.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Планируя занятие с фильмом, уже заранее следует предусмотреть и задать студентам такое домашнее задание, которое будет иметь непосредственную связь с фильмом. Это может быть работа со словарем, энциклопедией или учебником. Студенты могут подобрать слова, прочитать рассказ, привлечь дополнительный материал, глубже раскрывающий тему фильма. Перед демонстрацией фильма необходимо проверить письменные или устные упражнения. Это позволит студентам связать домашнее задание с предстоящим новым материалом по фильму.

2. Вступительная беседа

Во время киноурока следует помнить о воспитательной работе. Важно, чтобы студенты были подготовлены к эмоциональному восприятию демонстрируемой кинокартины. Поэтому нужно возбудить интерес к фильму, обеспечить сознательный подход к цели занятия, сосредоточить внимание студентов на новом материале. Стимулом к повышению активности студентов может быть поурочный балл. Поэтому во вступительной беседе следует предупредить студентов о применении поурочного балла, а в конце занятия выставить оценки.

3. Демонстрация фильма

Очень важным фактором работы с фильмом является хорошая аппаратура и ее безукоризненное функционирование. Техническая сторона показа фильма не должна затруднять восприятия. Сосредоточив свое внимание на сюжете кинокартины, студенты должны получить максимум информации, которая послужила бы затем основой для проведения словарной работы, устных тренировочных упражнений. В процессе демонстрации фильма роль педагога будет состоять в обслуживании киноаппаратуры и соблюдении методических норм данного отрезка занятия.

4. Объяснение новой лексики

На следующем этапе работы отобранные по фильму новые слова, словосочетания и языковые конструкции записываются преподавателем на доске. Затем следует объяснение значения этих слов, одновременно внимание студентов фиксируется на правильном произношении, ударении и интонации. Объяснение слов ведется исключительно на русском языке. Естественно, что при этом используются самые различные приемы словарной работы. Чаще всего применяем описательный способ или усвоение слова и словосочетания в речевых конструкциях. Только в тех случаях, когда слово имеет абстрактное значение, нам приходится прибегать к родному языку. Разумеется, на родном языке мы объясняем и грамматический материал во избежание перегрузки студентов трудной грамматической терминологией. Воспринятые на слух новые слова следует закрепить в речевом контексте при помощи устных и письменных упражнений. Важно, чтобы каждое новое слово усваивалось студентом всесторонне – посредством слуха, зрения, произношения и интонации. Только такое запоминание слова будет достаточно прочным.

5. Повторная демонстрация фильма

Для прочного усвоения текста фильма, закрепления новой лексики, языковых конструкций и воспроизведения содержания фильма целесообразно провести повторную демонстрацию фильма. Студенты обращают внимание на произношение заученных слов, языковых конструкций и особенно на интонацию вопросительного предложения. Разумеется, при повторной демонстрации значительно лучше запоминается содержание фильма.

Если фильм содержит интервалы, необходимо, чтобы студенты вслед за педагогом имитировал звуковой состав слов, словосочетаний и ритмо-мелодику целых предложений. Очень важно, чтобы наряду с индивидуальными упражнениями практиковались и хоровые. Это очень положительно скажется на повышении активности студентов.

6. Тренировочные упражнения

После демонстрации фильма приступаем к опросу студентов. Желательно строить вопросы так, чтобы студенты в своих ответах употребляли новые слова, словосочетания и языковые конструкции. Затем студенты самостоятельно ставят вопросы и дают на них ответы, учитывая нормативное произношение и интонацию. В итоге студенты должны уметь передать содержание фильма, а также воспроизвести ряд диалогов.

Таким образом, использовав тренировочные упражнения, мы создаем благоприятную почву для успешной выработки навыков устной речи при последующей демонстрации фильма уже без звуковой записи.

7. Демонстрация фильма без звуковой записи

На базе усвоенного языкового материала следует приступить к автоматизации навыков устной речи. Для этой цели используем упражнения на закрепления. Опираясь на сюжет фильма, студенты составляют вопросы и ответы, воспроизводят диалоги, ведут беседу на изучаемую тему. При этом преподавателю следует обращать внимание на интонацию и произношение студентов. Нужно учесть и грамматический материал, которым насыщены разговорные упражнения.

Преподаватель должен следить за правильностью ответов, вовремя предупреждать возможные и исправлять допущенные ошибки. Опыт показывает, что для лучшего запоминания и закрепления навыков разговорной речи можно еще раз провести демонстрацию фильма без звуковой записи, но уже на следующих занятиях. Это дает возможность повторить пройденный материал и провести ряд новых упражнений. В этом случае студенты смогут не только пересказать содержание фильма, ответить на поставленные вопросы, но и составить подобные диалоги или записать как соответствующий комментарий к просмотренному фильму.

8. Задание на дом

В конце занятия следует подвести итоги, отметить лучшие ответы, затем нужно выставить оценки. В домашнее задание можно включить самые разнообразные виды упражнений на основе просмотренного фильма. Например: а) составьте план по фильму; б) рассказ по плану; в) составьте диалоги по отдельным ситуациям; г) ответы на вопросы; е) характеристика главных персонажей фильма; е) сочинение по содержанию просмотренного фильма.

Обычно, если домашнее задание интересное, хорошо объяснено учителем и не представляет особых трудностей, студенты охотно и быстро справляются с работой.

Таким образом, предложенный здесь ряд наиболее употребительных методических приемов является результатом нашего опыта и может быть использован в учебной практике по применению фильмов на уроках русского языка.

Наш опыт показывает, что внедрение такого метода в учебный процесс повышает активность студентов, вносит в работу элемент самостоятельного мышления и в результате приводит к эффективному и прочному усвоению материала.


Список литературы

1. Айвазова В. В. Психологические и дидактические особенности использования видео на занятиях иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. №4. С. 16–20. URL: http://e-koncept.ru/2012/1236.htm (дата обращения: 30.03.2022)
2. Алейникова М. И. Видеофильм как средство обучения иностранному языку // Перспективы науки и образования. — Воронеж, 2015. — № 6 (18). — с. 87–90.
3. Ахметова Н.А., Исмаилова Ш.А. Применение информационных технологий в процессе преподавания языков // Alatoo Academıc Studıes. – Бишкек, 2020. – №3. – С. 77-83.
4. Глебова Н. Н., Орехова И. А. О русских фильмах по-русски // Пособие по развитию речи. М., 2016. С. 15–25.
5. Кряхтунова О.В. Методика работы с видеоматериалами в иностранной аудитории: методическое пособие для преподавателей русского языка подготовительного факультета.- Астрахань, 2011. – 55 с.
6. Мазенцева Е. А. Аудирование – один из главных компонентов обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2015. № 20 (100). С. 472–474. URL: https://moluch.ru/ archive/100/22442/ (дата обращения: 30.03.2022)
7. Михалева Л. В. Видеофильм как средство формирования социолингвистической компетенции при обучении иностранному языку/ Л. В. Михалева // Вестник Томского государственного университета. — Томск, Издательство Томского университета, 2004. — № 282. — с. 261–265.
8. Сорокина Н. И. Использование аутентичных фильмов в обучении английскому языку // Аграрное образование и наука, 2016. — № 2. — с. 64.
9. Улыбышева О.П. Использование мультфильмов на уроках русского языка как неродного // РЯЛШК, 2015. № 3, с. 35-40.
10. Харитонова И. В. Использование учебных фильмов при обучении в вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — с. 197-198. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/31/ (дата обращения: 10.11.2018)
11. Чеботаева Н. П. Использование видеофрагментов на уроках русского языка и литературы https://www.prodlenka.org/profile/78542

Расскажите о нас своим друзьям: