Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 372.878

Дата публикации 31.03.2023

Традиционные методы и формы изучения оперы с учащимися детских школ искусств

Жукова Анна Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры», г. Тюмень, anya_2112@mail.ru

Аннотация: В статье раскрывается роль оперы в становлении музыкальной культуры будущих музыкантов и любителей, обобщаются ряд методических проблем, препятствующих реализации педагогического потенциала данного вида искусства. Обозначаются этапы освоения оперного искусства с учащимися в ДШИ – подготовительный и основной. Раскрывается методика изучения оперы через обобщение алгоритма педагогических действий и описание распространенных в практике методических подходов. На основе анализа практико-ориентированных работ в области музыкальной педагогики уточняются традиционные методы и формы изучения оперы в ДШИ и предлагаются варианты реализации этих методов.
Ключевые слова: этапы освоения оперного искусства учащимися в ДШИ, алгоритм знакомства с оперой или её фрагментами, методические пути изучения оперы, традиционные методы изучения оперы.

Traditional methods and forms of studying opera with students of children's art schools

Zhukova Anna Mikhailovna
candidate of pedagogical Sciences Federal state budgetary educational institution of higher education «Tyumen state Institute of culture», Tyumen

Abstract: The article reveals the role of opera in the formation of the musical culture of future musicians and amateurs, generalizes a number of methodological problems that impede the realization of the pedagogical potential of this art form. The stages of mastering the art of opera with students at the Children's Art School are indicated - preparatory and basic. The method of studying opera is revealed through a generalization of the algorithm of pedagogical actions and a description of methodological approaches common in practice. Based on the analysis of practice-oriented works in the field of musical pedagogy, the traditional methods and forms of studying opera in the Children's Art School are clarified and options for implementing these methods are proposed.
Keywords: stages of mastering the art of opera by students at the Children's School of Art, algorithm of acquaintance with opera or its fragments, methodological ways of studying opera, traditional methods of studying opera.

Правильная ссылка на статью
Жукова А.М. Традиционные методы и формы изучения оперы с учащимися детских школ искусств // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/traditsionnye-metody-i-formy-izucheniya-opery-s-uchashhimisya-detskikh-shkol-iskusstv.html (Дата обращения: 31.03.2023)

Опера является обязательной дидактической единицей образовательной программы в области музыкального искусства для детской школы искусств. Без погружения в оперу невозможно формирование полных и верных представлений о музыкальной культуре в целом и о творчестве отдельных композиторов в частности. Восприятие и анализ оперной музыки расширяет слушательский опыт, формирует аналитические умения и потребность в общении с музыкой (Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, А.И. Лагутин, Н.И. Сац, Б.Л. Яворский). Позитивное влияние оперного искусства на становление музыкальной культуры и интереса к творчеству у подрастающего поколения прошлых эпох достаточно ярко описано в различных биографических хрониках (Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского). На данном этапе опера лишена такого влияния на современного ребенка. Дети и подростки не проявляют устойчивого интереса к этому виду искусства и встречаются с ним, преимущественно, на занятии по музыкальной литературе. Педагогическая наука причину этого видит в сложности оперы как явления музыкально-театральной культуры и её крупной форме. В этой связи ведутся поиски методов изучения оперы с учащимися в ДШИ (А.И. Лагутин [9], М.С. Красильникова [7; 8], И.Р. Русских [11; 12]), которые раскроют её как многогранное и синтетическое искусство, но доступное и понятное детям и подросткам. К сожалению, на практике изучение оперы в ДШИ не всегда организовано эффективно. При знакомстве с музыкально-сценическими произведениями педагоги склонны опираться на слово, сюжет, либретто, что приводит к излишней информатизации и недостаточному погружению в саму музыку. Не способствует целостному освоению опер и ограниченность учебных часов, отведенных на их изучение. Тем более что одной из тенденций современных программ является расширение количества изучаемых опер, пусть даже и для эскизного прохождения. Все названные факторы осложняют процесс изучения оперы с учащимися в ДШИ и еще острее актуализируют потребность в систематизации и описании этапов и методов изучения оперы с учащимися в ДШИ.

В пособиях (А.И. Лагутин [9]) и отдельных статьях (Ю.А. Егорова [3]), посвященных методике преподавания музыкальной литературы в ДШИ, отмечается, что к изучению оперы учащиеся приступают в младшем подростковом возрасте (не ранее 10 лет) в рамках дисциплины «Музыкальная литература». Это подтверждает и изучение Проекта примерной программы по учебному предмету ПО.02.УП.03. Музыкальная литература для дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства [10].

При этом стоит отметить, что младшие подростки на музыкальной литературе приступают к целенаправленному изучению оперы, которое отражено в программе дисциплины посредством определения тем, их теоретического и музыкального содержания. Данный этап изучения оперы является основным, он регламентирован и находится под контролем через систему оценивания. Но справедливым будет заметить, что до основного, целенаправленного этапа существует подготовительный период. Этот период связан младшим школьным возрастом учащихся ДШИ и с дисциплинами, которые не ставят перед собой цель – изучение оперы, но, так или иначе, обращаются к оперной музыке. Среди таких дисциплин – «Слушание музыки», «Хоровой класс», «Специальный класс» (по видам исполнительского искусства). На занятиях младшие школьники слушают и исполняют фрагменты из опер, осваивают оперное искусство не как исследователи, но как исполнители. По аналогии с «донотным» этапом инструментального обучения, подготовительный этап погружения в оперную музыку не менее важен для развития учащихся.

О поэтапности «вхождения» ребенка в оперное искусство размышлял Д.Б. Кабалевский, который внес значительный вклад в развитие теории и методики освоения детьми крупных музыкально-сценических произведений. В его программе, ориентированной для общеобразовательной школы, прослеживаются следующие этапы: 1) знакомство учащихся младших классов с наиболее популярными и небольшими по объему номерами из опер; 2) рассмотрение в средних классах отдельных номеров классических опер в контексте целой оперной сцены, что позволяет более полно представить образ героя и особенности его с другими персонажами; 3) изучение кульминационных сцен и номеров оперы со старшеклассниками в контексте драматургии всего произведения, что дает целостное представление об опере [4]. Несмотря на то, что данная идея Д.Б. Кабалевского реализована в системе общего музыкального образования, она находит свое отражение и в дополнительном.

Таким образом, стоит предположить, что изучение оперы учащимися в ДШИ проходит поэтапно:

1. Подготовительный этап (6-10 лет). Связан с погружением в оперное искусство через активное слушание и исполнительскую деятельность на занятиях по слушанию музыки, хоровому пению и специальному классу.

2. Этап целенаправленного изучения оперы в рамках дисциплины «Музыкальная литература» (10-15 лет). Связан с освоением историко-теоретического аспекта развития оперного искусства и самой оперной музыки.

В программе определен большой перечень оперных произведений, но в большой степени дети изучают их фрагментарно. В полном объёме в ДШИ проходят центральные оперы русских композиторов М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского [10].

Методика изучения оперы в ДШИ достаточно изучена. Сложился алгоритм знакомства с оперой или её фрагментами: 1) определение места оперы в творчестве композитора; 2) изложение кратких сведений из истории создания и первой постановки; 3) знакомство с литературным источником, основной темой произведения и типом (жанром) оперы; 4) знакомство с композицией оперы; 5) характеристика и разбор с прослушиванием одного-двух номеров из первого действия (пролога) и всех остальных действий на последующих уроках в соответствии с календарно-тематическим планом [3; 9].

В практико-ориентированных работах описаны методические пути изучения: 1) иллюстративный; 2) информативный; 3) проблемно-поисковый, с рекомендацией на приоритетную реализацию третьей модели [3; 9]. Реализация третьей модели не возможна без применения специализированных методов, которые будут направлены на освоение оперы как синтетического искусства.

В этой связи ведутся поиски эффективных методов изучения оперного искусства с учащимися в ДШИ. В рамках данной статьи обратимся к рассмотрению традиционных методов изучения оперы в ДШИ.

К традиционным методам в педагогике относят те, что сложились в многолетней педагогической практике, до настоящего времени не потеряли своей актуальности и остаются основой современного образовательного процесса.

Обзорное описание традиционных методов изучения оперы с учащимися в ДШИ предлагает А.И. Лагутин [9]. Изучение его работы в контексте современной методической практики позволяет нам определить название и уточнить содержание следующих методов и форм освоения оперного искусства:

1. Демонстрация отдельных музыкальных фрагментов оперы (арии, ансамблей, хоров, инструментальных эпизодов).

2. Рассказ.

3. Иллюстрация.

4. Наблюдение за звучащей музыкой по нотам.

5. Наблюдение за исполнением музыки.

6. Схема-план композиционного построения оперы или её фрагмента.

7. «Опорный сигнал» (В.Ф. Шаталов) [13].

8. Экскурсия.

Рассмотрим каждый метод в контексте педагогики и приведем методические рекомендации по их применению.

1. Демонстрация отдельных музыкальных фрагментов оперы (арии, ансамблей, хоров, инструментальных эпизодов) относится к группе наглядных методов. Если адаптировать общепедагогическое определение «демонстрации» [6, с. 182] к рассматриваемой ситуации, то демонстрация отдельных музыкальных фрагментов – это метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа музыки в «живом» исполнении или записи в целях обращения внимания обучаемых на существенные характеристики изучаемых музыкальных явлений и процессов. Д.Б. Кабалевский рекомендовал демонстрацию музыки сопровождать работой с нотными примерами по плану:

1) рассмотреть (особенности изложения, ритм, регистр, лад, тональность);

2) прочесть (пояснительные слова, в том числе итальянские термины и поэтический текст в вокальной музыке);

3) услышать (для того, чтобы, нотный пример вызывал слуховые ассоциации – его необходимо наиграть или напеть) [4].

Реализация данного метода проходит в форме группового анализа музыкальных произведений, который в музыкальной школе осуществляется под руководством педагога.

2. Рассказ согласно общепедагогической концепции входит в группу словесных методов обучения, наряду с объяснением и беседой, которые также могут быть использованы в процессе изучения оперы в ДШИ. А.И. Лагутин указывает на первостепенность рассказа. В отличие от других словесных методов, рассказ – это эмоциональное, образное повествование. Как отмечает исследователь, «в рассказе последовательное изложение конкретных фактов, событий, явлений дается в яркой эмоциональной форме, способной пробудить у подростков душевный отклик, зародить в сознании определенное отношение к излагаемому материалу, подвести к нужным выводам» [9, с. 42]. Реализация данного метода требует от педагога умения компенсировать отсутствие зрелищности оперного спектакля в классе через красочное и образное словесное описание персонажей, места действия, сценических ситуаций. Рассказ должен быть оживлен приёмами художественного слова и риторики – описание, введение прямой речи и диалога, дословных или свободных цитат, риторических вопросов. Цель метода – помочь учащимся представить сценическое зрелище.

Стоит отметить, что реализация данного метода на практике, требует от педагога достаточно высокого уровня развития актерских умений, знаний в области режиссуры, которые могли бы помочь ему выстроить рассказ и увлечь учащихся. Не каждый педагог обладает комплексом перечисленных качеств. И потому, чаще всего, рассказ сводится к сухой обрисовке места действия и перечислению событийного ряда. Такой вариант реализации данного метода не позволяет достичь цели, поставленной перед ним. Если педагог осознает свои затруднения в реализации рассказа, то он может прибегнуть к применению других методов или их комплекса, сохраняя основную задачу, поставленную перед рассказом.

3. Иллюстрация входит в группу наглядных методов обучения, наряду с демонстрацией. Иллюстрация – от лат. 1) рисунок в тексте книги; иллюстрировать, снабжать книгу пояснительными рисунками. – 2) Периодическое издание, снабженное рисунками художественного, этнографического, исторического, политического и прочего содержания» [2, с. 242]. В педагогике иллюстрация рассматривается как рисунок или серия рисунков, которые подчиняясь содержанию и стилистике рассказа или учебного текста, раскрывают его, углубляют понимание и усиливают восприятие обучающихся. Метод иллюстрации практически всегда сопровождает и дополняет рассказ. А.И. Лагутин отмечает, что на уроках музыкальной литературы необходимо иметь как специально созданный для сопровождения занятий, так и подобранный иллюстративный материал, отвечающий педагогическим целям и позволяющий активизировать восприятие обучающихся. По его словам, «к месту продемонстрированные и прокомментированные иллюстрации помогут учащимся увидеть место действия, вообразить сценическую ситуацию, портреты героев, сказочных персонажей (Черномор, Наина, Голова великана). Подростки не в состоянии реально представить, как выглядят на сцене Фигаро, Керубино, Баян, Пимен, Варлаам, Юродивый, Кончак, Берендей, Лель… Нужно детям помочь «увидеть» парадные залы в «Иване Сусанине» и «Евгении Онегине», келью и грановитую палату в «Борисе Годунове», двор Галицкого и терем Ярославны в «Князе Игоре». А костюмы персонажей добавляют представление об эпохе и социальной среде» [9, с. 52].

Автор упоминает наглядные пособия для уроков музыки 1963 года, выпущенное издательством «Музыка». На современном этапе также издаются разнообразные материалы такого рода. Среди них можем назвать – «Знакомство с оперой: оперы русских композиторов с иллюстрациями и комментариями для детей» Н.Н. Алпаровой (2010) [1], «Опера. Маленькая музыкальная энциклопедия», составитель М. Ковалева (2014) [5].

4. Наблюдение за звучащей музыкой по нотам. Согласно общепедагогической классификации наблюдение относится к практическим методам. Оно представляет собой активную форму чувственного познания и направлено на формирование мышления. В этой связи данный метод актуален в музыкальной педагогике, он позволяет постигать музыкальное искусство посредством различных органов чувств. Наблюдение за процессом воссоздания нотного текста в музыкальных звуках формирует понимание законов музыкального развития и музыкальное мышление, развивает умение ориентироваться в нотном тексте, формирует навык чтения нот, способствует осмысленному запоминанию музыки. Г.Г. Нейгауз отмечал, что «согласовывать слышимое с видимым – ухо с глазом» является ключевым фактором в обучении музыке детей [Цит. по: 9, с. 51]. А.И. Лагутин в этом отношении пишет, что «систематическое наблюдение за звучащей музыкой по нотам со временем вырабатывает стойкие ассоциативные связи между звуковыми образами и соответствующей нотной записью» [9, с. 50]. Для реализации данного метода необходима прочная материальная база – все ученики должны быть обеспечены нотными материалами – хрестоматиями, оперными клавирами.

Данный навык формируется у обучающихся в процессе систематической работы – от простейших заданий до более сложных видов наблюдения. Стоит соблюдать и постепенность усложнения нотного текста. Как отмечает А.И. Лагутин, наиболее простой для наблюдения детей нотной записью является изложение музыки на двух нотоносцах в скрипичном и басовом ключах. Педагогу не следует терять контроль над ситуацией в процессе выполнения детьми заданий такого рода. Так как если учащиеся «потеряли» в нотах музыку, то дальнейшее наблюдение становится бессмысленным. Будет являться помехой для восприятия музыкального произведения и задание, которое пока недоступно обучающимся. Педагогу необходимо учиться соотносить возможности учащихся и уровень сложности нотного текста. Работа с клавиром оперы – сложный вариант данного метода. Несмотря на то, что словесный текст, на первый взгляд, помогает следить по нотам. Вместе с тем, он отвлекает от самого нотного текста. Богатая хоровая и оркестровая фактура, различные подтекстовки и так далее не позволяют учащемуся выдержать темп и не потеряться в нотном тексте. Преподаватель должен внимательно следить за работой учеников и помогать им. Стоит учить воспринимать нотный текст не только «горизонтали», но и видеть «вертикаль».

5. Наблюдение за исполнением музыки является еще одним вариантом метода наблюдения на уроках музыкальной литературы. Он предполагает наблюдение за процессом создания музыки в процессе непосредственного контакта между исполнителем и слушателем. В роли исполнителя может быть сам учитель, иллюстраторы, старшие ученики, иные исполнители, взаимодействие с которыми становится доступным в концертном зале или через видеозапись, видеотрансляцию оперных спектаклей. Ведущие музыканты считают, что для полноты восприятия музыкального искусства очень важен контакт с исполнителем, наблюдение за самим процессом создания музыки. И.Ф. Стравинский отмечал: «зрительное восприятие жеста и всех движений тела, из которых возникает музыка, совершенно необходимо, чтобы охватить эту музыку во всей полноте» [Цит. по: 9, с. 51].

6. Схема-план композиционного построения оперы или её фрагмента является разновидностью наглядных методов обучения. Опера является многоаспектным явлением. Обучающемуся необходимо осознать сюжетную линию, структуру, музыкальный материал и драматургию. В этой связи ребенку необходима определенная опора, сжатая и наглядная основа оперы. Этой опорой может стать графическая наглядность. А.И. Лагутин отмечает, что «применение графической наглядности облегчает усвоение многих композиционных особенностей произведений, позволяет легко увидеть то, что подросткам еще трудно услышать – постигнуть слухом. Замечено, что абстрактная наглядность ускоряет мышление, делает учебный материал легко обозримым. Схемы, таблицы, содержащие в свернутом виде ёмкую информацию, благодаря своей наглядности воспринимаются и запоминаются без особых затруднений» [9, с. 53].

А.И. Лагутин предлагает три вида схемы-плана, направленные на интенсификацию изучения оперы. Но данные схемы не являются исчерпывающими вариантами применения графической наглядности.

Схема 1. Виды планов-схем композиционного построения оперы и её фрагментов (А.И. Лагутин)

Данные схемы, отражающие в свернутом виде конструкцию оперу и «привязку музыкального материала к конкретным действиям, позволит учащимся без особых усилий осмыслить структуру сочинения в единстве с развертыванием его сюжетной основы. А звучащая музыка будет легко ассоциироваться с местом действия и конкретной сценической ситуацией» [9, с. 96].

Продемонстрируем каждую из схем отдельно.

Схема-план композиционного построения всей оперы предполагает описание: №№ действий, основного содержания (очень кратко), музыкальных фрагментов, которые разбираются и прослушиваются (заполняются после слушания). В работе А.И. Лагутина приводится пример схемы-плана такого типа по опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Схема 2. План-схема композиции оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (А.И. Лагутин)

Схема-план композиционного построения фрагмента оперы (действия, картины, сцены) отражает последовательность сюжетного развития изучаемого фрагмента, действующих лиц, музыкальные фрагменты. Этот вариант схемы направлен на глубинное освоение оперы. Необходимо понимать, что не все разделы оперы подвергаются такому разбору на уроке музыкальной литературы. Учащиеся ДМШ не готовы изучать оперу в таком объеме. Но данные схемы позволяют им понять возможную роль каждого фрагмента оперы в общей музыкальной драматургии и в будущем, возвращаясь к опере, совершать в ней новые открытия.

Схема 3. Схема-план композиционного построения второй картины I действия оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» (А.И. Лагутин)

Создание такой схемы сопровождается комментариями по каждому фрагменту с позиции его музыкально-сценического и музыкального содержания. Приведенная схема 3 подводит учащихся к пониманию сущности оперного финала. По словам автора схемы, она «дает возможность показать учащимся, что чередование номеров в опере определяется ходом действия, последовательностью сюжетного развития. Дальнейший разбор и прослушивание хора девушек (лучше – всей сцены Ярославны с девушками) и хора бояр («Мужайся, княгиня») будут восприняты уже в контексте всего действия» [9, с. 96].

Схема-план композиционного построения фрагмента оперы (действия, картины, сцены) с отражением музыкальной формы позволяет учителю наглядно проиллюстрировать композицию сквозного развития действия и в опоре на визуализацию объяснить это явление ученикам.

Схема 4. Схема-план композиционного построения второй картины Пролога оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (А.И. Лагутин)

7. «Опорный сигнал» (В.Ф. Шаталов). В педагогическом словаре под редакцией Г.М. и А.Ю. Коджаспировых данный метод характеризуется как «средство наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусство запоминания)» [6, с. 222]. Метод опорного сигнала разработан В.Ф. Шаталовым в русле общей педагогики. Его назначение представить учащимся в сжатой и ассоциативной форме крупные блоки информации, которые потом могут быть ими развернуты. Опорный сигнал состоит из ярких и запоминающихся знаков-символов. В его основе – обобщающая информация, из которой вытекают все другие необходимые  для изучения содержательные линии. Чем компактнее и оригинальнее схема, тем эффективнее будет её воздействие. В.Ф. Шаталов отмечает, что «Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия» [13, с. 160]. А.И. Лагутин предполагает, что данный метод должен стать эффектным средством изучения оперы на уроках музыкальной литературы в ДШИ. Но, к сожалению, примера разработки опорного сигнала, направленного на изучения оперы найдено не было.

8. Экскурсия. Согласно педагогической науке экскурсия является не методом обучения, а формой организации обучения, которая позволяет «проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях» [6, с. 392]. А.И. Лагутин отмечает эффективность данной формы работы в процессе изучения оперы в ДШИ. Экскурсии могут быть запланированы (если это возможно) в музыкальный театр, на гастрольные постановки опер, на выставки, посвященные опере. В условиях, когда непосредственное посещение экскурсий невозможно, стоит применять виртуальные туры в музыкальные театры мира, онлайн-концерты, иные материалы с видеофиксацией. А.И. Лагутин говорит о том, что «в музеях музыкальных театров можно познакомиться с их историей, увидеть макеты декораций, написанные известными театральными художниками, костюмы знакомых оперных и балетных персонажей, в которых выступали знаменитые артисты. Такие экскурсии оставят заметный след в сознании детей, им будет, что вспомнить» [9, с. 53]

Представленный обзор традиционных методов и форм освоения оперы на уроках музыкальной литературы в ДШИ не является исчерпывающим, но ключевые моменты методики в нем отражены. Их применение позволяет раскрыть для учащихся оперное искусство в опоре на его музыкальную и театральную природу. Описанные в статье методы и формы не утратили свою актуальность и сегодня. При этом нельзя не отметить, что методическое творчество педагогов в этом направлении продолжается, создавая новые варианты преломления традиционных методов и форм.


Список литературы

1. Алпарова, Н. Н. Знакомство с оперой : оперы русских композиторов с иллюстрациями и комментариями для детей / Н. Н. Алпарова. – Ростов на Дону : Феникс, 2010. – 85 с.
2. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь. Современная версия [Текст] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – Москва : Эксмо, 2002. – 672 .
3. Егорова, Ю. А. Методика преподавания музыкальной литературы в музыкальной школе как объект педагогического анализа / Ю. А. Егорова // Развивающее обучение в условиях современного информационного пространства. – Казань : КФУ, 2019. – С. 69-75.
4. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца : Кн. для учителя [Текст] / Д. Б. Кабалевский. – Москва :Просвещение, 1984. – 206 с.
5. Ковалева, М. Опера. Маленькая музыкальная энциклопедия / сост. М. Ковалева. – Санкт-Петербург : Фордервинд, 2015. – 96 с.
6. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. – Москва : Март, 2005. – 448 с.
7. Красильникова, М. С. Интонационный анализ музыкальных произведений в общеобразовательной школе [Текст] / М. С. Красильникова // Педагогика искусства. 2017. – № 2. – С. 96 – 102.
8. Красильникова, М. С. Опера на уроках музыки в школе в контексте модернизации общего образования [Текст] / М. С. Красильникова // Педагогика искусства. − 2016. − № 4. – С. 130 – 137.
9. Лагутин, А. И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе [Текст] : учебник для вузов / А. И. Лагутин. – Санкт-Петербург : Лань, 2022. − 176 с.
10. Проект примерной программы по учебному предмету ПО.02.УП.03. Музыкальная литература для дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://doc.msk.muzkult.ru/fgt. – Загл. с экрана 12.03.2023.
11. Русских, И. Р. Принцип интеграции в приобщении младших школьников к оперному творчеству [Текст] / И. Р. Русских // Педагогическое образование в России. 2019. – № 5. – С. 124-129.
12. Русских, И. Р. Приобщение младших школьников к оперному творчеству в детской школе искусств [Текст] / И. Р. Русских // Вестник Шадринского государственного педагогического университета 2020. – №1. – С. 86-90.
13. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого [Текст] / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова. – Москва : Педагогика, 1989. − 560 с.

Расскажите о нас своим друзьям: