Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 374

Дата публикации 12.04.2023

Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности

Большакова Валерия Владиславовна
студентка кафедры начального дошкольного образования, Нижнетагильский социально — педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил, lera.b0l@yandex.ru
Петрова Светлана Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, Нижнетагильский социально— педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил, svet.kapetrova2004@gmail.com

Аннотация: Профессия педагога является одной из самых важных, а как следствие, и ответственных профессий в мире. Педагог окружен большим количеством людей, а значит, для успешной профессиональной деятельности ему необходим определенный профессиональный имидж, роль которого в подготовке педагогов ещё недооценена. В статье пойдет речь о составляющих индивидуального имиджа, мотивах его построения и методах приобретения. Также будут рассмотрены понятия «профессиональная компетентность педагога» и «имидж», что позволит раскрыть их сущность и сделать вывод о том, что имидж педагога является актуальной проблемой современной педагогической науки.
Ключевые слова: педагогическая имиджелогия, образ профессии, внешний образ, внутренний образ, стиль.

The image of a teacher as a component of professional competence

Bolshakova Valeria Vladislavovna
Student of the Department of Primary Preschool Education, Nizhny Tagil Socio —Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil
Petrova Svetlana Sergeevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Nizhny Tagil Socio—Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil

Abstract: The profession of a teacher is one of the most important, and as a consequence, responsible professions in the world. The teacher is surrounded by a large number of people, which means that for successful professional activity he needs a certain professional image, the role of which in the training of teachers is still underestimated. The article will discuss the components of an individual image, the motives for its construction and methods of acquisition. The concepts of "professional competence of a teacher" and "image" will also be considered, which will reveal their essence and conclude that the image of a teacher is an urgent problem of modern pedagogical science.
Keywords: pedagogical imageology, profession image, external image, internal image, style.

Правильная ссылка на статью
Большакова В.В., Петрова С.С. Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/imidzh-pedagoga-kak-sostavlyayushhaya-professionalnoj-kompetentnosti.html (Дата обращения: 12.04.2023)

Профессиональная компетентность педагога предполагает совокупность личностных и профессиональных качеств, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности, а также умение квалифицированно решать педагогические задачи в процессе разных видов деятельности совместно с учащимися. Профессиональная компетентность – понятие, соответствующее требованиям времени и помогающее адекватно действовать в постоянно меняющейся ситуации [2]. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного специалиста относятся и к педагогу [5]. При этом педагогический профессионализм подразумевает высокий уровень реализации личных способностей и связан с индивидуальным почерком, личным стилем [6].

Профессиональный имидж является профессиональным составляющим, повышающий эффективность педагогической деятельности. Профессиональным имиджем называют компетенцию педагога, результатом формирования которой считается результат самопознания и саморазвития.

 «Имидж» в переводе обозначает «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ» [3]. Имиджем является образ чего-либо, который формируется целенаправленно, кроме того он предполагает оказание эмоционального и психологического воздействия.

Для педагогов имидж имеет особое значение, так как его окружает большое количество людей. Имиджем работника сферы образования является сложившееся мнение о его образе в сознании окружения педагога.

Специалисты дают разные определения понятию «имидж». В.Е Беленко под имиджем понимает совокупность представлений об объекте, В.М. Шепель считает имиджем индивидуальный облик, а Ф. Котлер трактует имидж как восприятие обществом. Обобщая имеющиеся определения можно констатировать, что имидж - это то впечатление, которое производит человек на окружающих, это целостное представление об образе, который формируется в сознании людей [2].

Доктор философских наук, Шепель Виктор Максимович, выделяет те качества, которые способствуют формированию профессионального имиджа:

  • коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность и красноречивость;
  • нравственные ценности и психическое здоровье;
  • жизненный и профессиональный опыт.

Можно выделить следующие структурные компоненты имиджа педагога, составляющие его профессиональную компетентность, а именно: соответствие образа профессии внутреннему образу; использование видов общения по уровню передачи информации: вербальные и невербальные средства общения; личностные качества; профессиональные умения; внешний вид; наличие позитивной Я-концепции.

В профессиональной деятельности педагога необходимо уметь располагать к себе людей в его профессиональных и личностных контактах, поэтому важный компонентом педагогического имиджа является соответствие образа профессии внутреннему образу. Рассмотрим два образа педагога — это внутренний и внешний. Внутренний образ отображает, прежде всего, этическую культуру речи педагога, его обаяние, уникальность, а также умение сохранять внутреннее спокойствие и разумно действовать в сложившейся ситуации, то есть самообладание. Внешний образ включает в себя некие формы отношения педагога к материалу занятия; последовательность действий, которые он совершает во время урока; профессиональное умение строить межличностные отношения в социуме.

Коммуникативные качества для ряда профессий, и для педагога в том
числе, во многом определяют возможность эффективной организации
деятельности, а также и в целом, выполнения профессиональной деятельности [4]. Еще одной важной и значимой составляющей имиджа являются вербальные и невербальные средства общения. Для того, чтобы сложить педагогу достойное первое впечатление о себе, нужно, безусловно, грамотно реализовать самоподачу в педагогическом общении. Вербальное общение включает в себя такие качества педагога, как: хорошая культура речи, правильное использование голоса, четкость дикции, громкость и выразительность, которые, в свою очередь, могут заинтересовать любого слушателя. А жесты, манера речи, мимика, осанка, поза и походка говорят о невербальном имидже педагога. Именно безупречные манеры помогают адаптироваться в любой обстановке; позволяют обмениваться информацией и впечатлениями с людьми.

В арсенале личностных качеств педагога, необходимых ему для успешного осуществления педагогической деятельности, выделяют следующие: работоспособность и трудолюбие, уровень самооценки и тревожности, стремление к повышению качества труда, скромность, настойчивость, наблюдательность и эмпатия.

Профессиональные качества последуют личностным, но в педагогической деятельности нельзя надеяться только них, не менее важны и профессиональные умения педагога. Речь идет о тех знаниях, умениях и навыках, которые определяют полноценность педагогической деятельности. К ним относятся: педагогическая эрудиция, мышление и интуиция, импровизация и общение.

Привлекательный внешний вид является важной составляющей имиджа педагога. Произвести благоприятное впечатление, кроме того, подчеркнуть профессиональные качества поможет хорошо подобранный гардероб.

Визуально педагог должен быть опрятным и элегантным, у окружающих он должен вызывать чувства уважения и доверия. Выбирая одежду, учитель должен понимать, что необходимо сосредоточить внимание учеников на усвоении материала, а не на изучение деталей внешнего вида. Примером служит деловой костюм, пиджак с юбкой или брюками и блузка, элегантное платье.

Цветовая гамма внешнего вида педагога тоже играет важную роль. Рекомендуют выбирать спокойные оттенки, отдавать предпочтение в одежде педагога стоит следующим цветам: бежевый, серый, коричневый, черный, темные оттенки синего и бардового. Блузки и рубашки следует выбирать пастельных тонов.

Прическа педагога должна быть основана на деловом стиле. Чистые волосы и аккуратная прическа или стрижка — ключевой момент.

Цвет волос должен быть естественным. При наличии длинных волос рекомендуется собрать их в хвост или шишку, короткая или средняя длина может быть выполнена в стрижке каре.

В макияже и маникюре тоже следует придерживаться естественности, выбирать нейтральные тона.

Имидж учителя — это целенаправленная деятельность по созданию или изменению социального образа, то есть того «символа, который создаётся в процессе взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса» [1]. Исследователи считают, что результативное взаимодействие с профессиональным социумом и эффективность педагогического процесса может осуществлять педагог с позитивной Я-концепцией.

Я-концепция представляет собой конструкт профессиональной личности, который является результатом осмысления специалистом собственных профессионально значимых свойств. Структура Я-концепции содержит в себе три компонента (рис.1):

«Рисунок 1. Компоненты Я-концепции»

Оценочный компонент является ведущим. Он отвечает за самооценку, иначе говоря, субъективную оценку индивидом собственной ценности, которая, в свою очередь, выступает важным регулятором поведения, от нее зависят взаимоотношения человека с социумом, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, также самооценка влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Я-концепция учителя — это относительно устойчивая и осознанная система представлений педагога о себе как профессионале, на основе которой он строит свое взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса и оценивает всё происходящее в школе в отношении самого себя. Учитель с положительной Я-концепцией удовлетворён своей профессией, поэтому педагогическая деятельность приносит ему удовольствие, а также является достаточно эффективной, такой педагог готов в полной мере реализовать свои возможности.

Р. Бернс выделяет у учителя с позитивной Я-концепцией следующие личностные качества, наличие которых повысит эффективность педагогической деятельности:

  • стремление к максимальной гибкости;
  • способность к эмпатии, чувствительность к потребностям учащихся;
  • умение придать личностную окраску преподаванию;
  • установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащегося;
  • владение стилем неформального общения с учащимися; предпочтение устных контактов на уроке письменным.
  • эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Педагог с позитивной Я-концепцией высоко ценится среди всех участников образовательного процесса, особенно у учеников. Положительная Я-концепция учителя способствует формированию у обучающихся чувства уверенности в учителе и доверия к нему, наблюдается рост самооценки, раскрывается творческий потенциал. Такие учащиеся имеют более позитивные Я-концепции, поэтому проявляют свои способности в полной мере, а также приобретают ощущение собственной ценности.

Так, формирование положительной Я-концепции у учителя является одним из важнейших факторов эффективности его работы.

Построение имиджа — процесс довольно сложный, специально организованный, который развивается по определенным законам и технологиям [7, с.21]. Стоит отметить, что педагогический имидж формируется раньше самого процесса педагогической деятельности, но способен совершенствоваться с опытом. Для этого существуют специальные курсы, где предлагаются техники для конструирования имиджа. Если усвоить предлагаемую информацию и правильном применении ее, педагог может сформировать свой имидж профессионала.

Современные имиджмейкеры и психологи дают следующие советы:

  • соблюдайте опрятность;
  • соответствуйте своему возрасту, положению, времени года и времени суток;
  • следите за речью, не пользуйтесь сленгом;
  • будьте коммуникабельны, но не забывайте о дистанции;
  • самосовершенствуйтесь, не бойтесь развиваться, старайтесь быть в курсе событий, овладевайте новыми технологиями.

Таким образом, профессиональный имидж — важная компетенция каждого педагога, от которого зависит педагогическое влияние и успешность профессиональной деятельности, но создание имиджа является достаточно сложным и длительным процессом, успех которого зависит от собственного представления педагога о себе.

 


Список литературы

1. Глухих С. И. Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетентности // Народное образование. 2012. №2. С. 112-116. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-sovremennogo-pedagoga-kak-uslovie-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 24.03.2023).
2. Захарова С. Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности / С. Н. Захарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2016. № 5.1 (109.1). С. 16-18. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/109/26316/ (дата обращения: 24.03.2023).
3. Зубова В. А. Изучение сущности и трактовок понятия имиджа / В. А. Зубова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 207-209. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/261/60173/ (дата обращения: 24.03.2023).
4. Корнеенко Т.О. Структура коммуникативной компетентности учителя // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). С. 23-28. Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/korneenko-to-struktura-kommunikativnoj-kompetentnosti-uchitelya.html (дата обращения: 24.03.2023)
5. Нестерова А.А. Образ учителя: от народной педагогики до профессионального стандарта // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). С. 12-17. Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obraz-uchitelya-ot-narodnoj-pedagogiki-do-professionalnogo-standarta.html (дата обращения: 24.03.2023)
6. Разумная С.С. Роль личности преподавателя в профессиональном образовании // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). С. 121-126. Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-lichnosti-prepodavatelya-v-professionalnom-obrazovanii.html (дата обращения: 24.03.2023)
7. Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов, М.: УРАО, 2005. 172 с.




Расскажите о нас своим друзьям: